Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданское право как отрасль права: понятие, система, принципы и функции.↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гражданское право как отрасль права: понятие, система, принципы и функции. Основными общепризнанными критериями самостоятельности отраслей права являются наличие самостоятельного предмета правового регулирования, т.е. особой области общественных отношений, и метода правового регулирования, т.е. известной совокупности приемов, способов воздействия на данную группу общественных отношений, соответствующих их особому характеру. В качестве дополнительных критериев указывается также наличие особых, самостоятельных функций отрасли права, что связано с ее положением в общей системе права, и общих положений (Общей части), свидетельствующих о юридической однородности составляющих отрасль правовых институтов и норм. Гражданское право как самостоятельная правовая отрасль в полной мере отвечает всем перечисленным критериям. Гражданское право составляет основу общественных отношений в обществе и является основной, базовой отраслью, предназначенной для регулирования частных, прежде всего имущественных, отношений. Под гражданским правом понимается совокупность норм и принципов, содержащихся в законах и в других нормативных правовых актах, принимаемых федеральным государством, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на этот счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства (т.е. в субсидиарном или дополнительном порядке). Это касается прежде всего сферы семейного права, где такое положение получило прямое законодательное закрепление (ст. 4 Семейного кодекса РФ), а также частноправовых отношений, затрагиваемых институтами трудового, финансового, природоресурсного и экологического права. Именно на этом базируются небезосновательные попытки судебной практики использовать в трудовых отношениях гражданско-правовые нормы о возмещении морального вреда при возникновении необоснованного расторжения или изменения трудового договора. Гражданское право занимает центральное, ключевое место в частноправовой сфере и в целом регламентирует большинство имущественных и большое количество личных неимущественных отношений. Косвенным показателем этого являются даже распространенные, хотя и необоснованные попытки применения гражданско-правовых норм к имущественным отношениям, входящим в предмет публичного, а не частного права. Например, при возврате налогоплательщикам неправильно удержанных сумм налогов необоснованно на них начисляются проценты, предусмотренные за нарушение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ). Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества и учитывает его исторические, национальные, культурные особенности. Для современного развития гражданско-правовых систем характерна унификация национально-правовых систем путем сглаживания наиболее существенных различий и взаимного заимствования наиболее характерных соответствующих институтов. Гражданско-правовая система (семья) представляет собой объединение нескольких государств по признаку единства основных закономерностей гражданско-правового регулирования общественных отношений. Гражданско-правовая система как понятие производна от правовой системы в широком смысле этого слова и является одним из ключевых в теории права. В настоящее время сложились следующие правовые системы: · романо-германская, или континентальная, · англо-американская, или система общего права, · а также к ним можно отнести мусульманскую и патриархальную. Ранее говорилось о социалистической системе права, однако в результате исторических событий 80-90-х гг. XX в. и распада Советского Союза можно теперь утверждать, что данная система относится к романо-германской, или континентальной. Гражданско-правовая система является самостоятельным образованием, и ее отдельные правовые характеристики могут не совпадать с чертами правовой системы в целом, хотя по сравнению с системой права она выступает как объединение более низкого уровня. К основным компонентам той или иной гражданско-правовой системы можно отнести: · источники права, их состав и соотношение между собой по юридической значимости. В данном компоненте необходимо учитывать правовую силу нормативных актов, в том числе кодифицированных, судебную практику и правовые обычаи; · структуру гражданского права, т.е. распределение основных правовых норм по институтам и подотраслям, а также формирование общей и особенной частей. Основными институтами и подотраслями являются вещное право, обязательственное право, авторское и патентное право, семейное и наследственное право, а также нормы о физических и юридических лицах; · правоприменительную практику, в которую входят судебная, конституционная, административная и др.; · доктрину как совокупность существующих воззрений на право и практику его применения. Все вышеизложенные компоненты тесно связаны между собой и в совокупности позволяют отграничивать одну правовую систему от другой, в первую очередь по анализу структуры источников права и по характеристике имеющихся институтов гражданского права. В то же время специфика использования правоприменительной практики и доктринальной науки, которые являются производными от норм права, может быть отражена в рамках отдельного гражданско-правового института. Функции гражданского права Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями или задачами. Функции правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, поскольку отдельные отрасли различаются по содержанию и характеру выполняемых ими функций. Основными функциями гражданского права являются регулятивная и охранительная. Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание регулятивных задач (в сравнении, например, с охранительными функциями, выполняемыми уголовным правом), которые предоставляют субъектам гражданского права возможности организации и самостоятельного регулирования их имущественных правоотношений. Таким образом, роль гражданского права состоит прежде всего в регулировании нормальных экономических отношений в обществе, т.е. участники имущественных отношений самостоятельно организуют свою деятельность с целью достижения необходимых им результатов. Поэтому содержание и направленность этой функции имеет минимальное количество необходимых запретов и максимум возможных дозволений. В этом главное отличие регулятивных задач гражданских правоотношений от таких же задач, стоящих перед публичным правом, где регламентация соответствующих отношений носит жесткий определенный характер, почти не оставляющий места свободному волеизъявлению участников. Первоочередной целью охранительной функции гражданского права является защита имущественных интересов участников гражданского оборота и направлена на поддержание имущественного состояния добросовестных субъектов в положении, существовавшим до нарушения их прав и интересов. Охранительная функция, по общему правилу, реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсацией потерпевшему причиненных ему убытков, т.е. носит компенсационно-восстановительную направленность, связанную со стоимостным характером имущественных товарно-денежных отношений. Другой важный аспект охранительной функции гражданского права заключается в постановке предупредительно-воспитательной задачи, состоящей в стимулировании и организации такого поведения участников регулируемых гражданских правоотношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение других интересов. Данная функция характерна для регулирования в деликтных и иных правоохранительных обязательствах, а также в регламентации личных неимущественных отношений. В области личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, гражданское право ограничивается только охранительными или защитными задачами. Принципы гражданского права Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие правоприменительные положения системы права, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательный характер. Основные начала присущи как правовой системе в целом, так и отдельным правовым институтам, подотраслям и отдельным правовым отраслям. При формировании нового Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель в ст. 1 заложил основные принципы гражданского права. Основные начала гражданского законодательства отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регулирования, что позволяет лучше понимать их смысловую направленность, правильно применять и толковать гражданско-правовые нормы. Принципы гражданского права позволяют при обнаружении пробелов в действующем законодательстве применять конкретные правовые нормы по аналогии, что характерно для данной отрасли права, которая чаще других отраслей сталкивается с подобными ситуациями. Дело в том, что независимость и самостоятельность участников гражданского оборота носит дозволительный характер и гражданско-правовое регулирование заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, которые не предусматриваются действующим законодательством. Гражданско-правовое регулирование таких отношений, с учетом правомерности возможного их поведения, осуществляется на общих началах гражданского законодательства (ст. 6, 8 ГК РФ). Одна из особенностей закрепления в гражданском законодательстве общих правовых принципов заключается в том, что они носят общеобязательный характер и их соблюдение и применение при рассмотрении конкретных правовых ситуаций является обязательным требованием закона. Принцип юридического равенства участников регулируемых гражданско-правовых отношений. Принцип юридического равенства правого режима для всех субъектов гражданского права характеризует правовой статус участников гражданских правоотношений. Все субъекты гражданского права - физические лица, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и Российская Федерация - в целом имеют одинаковые юридические возможности для участия в гражданском (товарном) обороте, ни один из них не обладает какими-либо преимуществами перед другими участниками гражданского оборота, и на них распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы. Все исключения, связанные с применением данного принципа, прямо указываются в законе и преследуют дополнительные правовые гарантии для защиты гражданских интересов некоторых субъектов гражданского права. Например: в Законе "О защите прав потребителей" устанавливаются более жесткие повышенные требования к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью, с целью защиты потребителей как слабейшей стороны гражданских правоотношений. Принцип неприкосновенности собственности. Неприкосновенность собственности является основой экономических преобразований в нашем государстве и обеспечивает собственникам возможность стабильного осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом. Данный принцип позволяет как частным, так и публичным собственникам использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия, запрета или ограничения в его использовании. В статье 35 Конституции РФ указано: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". Изъятие имущества у собственника в общественных или публичных интересах допускается только в установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. В то же время гражданское законодательство дает исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника, который расширительному толкованию не подлежит. Одним из оснований возникновения права собственности является его приватизация, т.е. передача части государственного или муниципального имущества частному собственнику, которая осуществляется по воле публичного собственника и вписывается в рамки рассматриваемого принципа. Принцип свободы договора. Этот принцип лежит в основе всего договорного права, нормы которого заложены по всему Гражданскому кодексу. Законодатель, разрабатывая кодифицированный закон, посвятил этому принципу ст. 421 ГК РФ, которая называется "Свобода договора". Данный принцип предусматривает предоставление субъектам гражданского права возможности самостоятельно выбирать партнеров при заключении договора, а также выбора вида договора и его условий, на которых он будет заключен. В отдельных случаях, в интересах общества, гражданское законодательство допускает отступление от принципа свободы договора, если данное положение прямо указано в законе и предоставляет потребителю определенные гарантии в защиту своих гражданских прав (ст. 426 "Публичный договор", ст. 428 "Договор присоединения"). Закрепление этого принципа в гражданском законодательстве означает недопустимость понуждения к заключению договора со стороны государственных и муниципальных органов, что является одним из важных элементов регулирования рыночной экономики. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Нормы права, содержащиеся в гражданском законодательстве, регулируют и защищают частные интересы всех участников гражданского оборота. Принцип недопустимости в первую очередь касается публичных органов власти и управления, которые не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Непосредственное вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления допускается только в случаях, прямо указанных законом. Кроме того, действия данного принципа распространяются на сферу личных неимущественных отношений, что соответствует Конституции РФ (ст. 23, 24), где заложены нормы о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, жилья, а также не допускается распространение информации о частной жизни граждан. Принцип необходимости беспрепятственного осуществления своих гражданских прав. В данном принципе проявляется один из элементов метода гражданского права - автономия воли. Конституция РФ устанавливает в ст. 34: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". С другой стороны, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав конкретизируется в возможности всем субъектам гражданского права осуществлять предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, а также в свободе перемещения по всей территории Российской Федерации товаров, услуг и финансовых средств. Принцип всемерной охраны гражданских прав, включая возможность восстановления нарушенных прав и обеспечения их от влияния сторон судебной защитой. Построение правового государства в России невозможно без всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав. Данный принцип отражает правоохранительную функцию гражданско-правового регулирования и позволяет участникам гражданских правоотношений использовать предоставленные законодательством все способы защиты нарушенных гражданских прав. Гражданское право содержит способы, позволяющие субъектам гражданско-правового регулирования самостоятельно охранять и защищать свои права и законные интересы, а также прибегать к применению судебной защиты гражданских прав (ст. 11-14 ГК РФ). Принцип самостоятельности и инициативы в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав, а также принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав не попали в перечень основных начал гражданского законодательства. В то же время реализация гражданских прав участниками гражданского оборота имеет определенные рамки как по содержанию, так и по способам их осуществления. В соответствии с этими принципами исключается безграничная свобода в использовании субъектами гражданских правоотношений предоставленных им прав, а также злоупотребления правом. Например, собственник земли и иных природных ресурсов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ст. 209 ГК РФ). Содержание, субъекты и объекты гражданских правоотношений Любое гражданское правоотношение представляет собой сложное правовое явление и в структурном плане состоит из трех необходимых элементов: · субъектов правоотношения; · объектов правоотношения; · содержания гражданского правоотношения. Субъектами гражданского правоотношения являются физические и юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация, которые должны обладать правосубъектностью. Правосубъектность - это социально-правовая возможность субъектов права быть участниками гражданских правоотношений, включающая в себя правоспособность и дееспособность. Способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами гражданская правоспособность (ст. 17 ГК РФ). Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). Юридические лица всех форм собственности, выступающие в гражданских правоотношениях, также обладают общей и специальной правосубъектностью, возникающей с момента их регистрации. Публично-правовые образования - муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация, как субъекты гражданского права, выступая в гражданском обороте, имеют специальную правоспособность. Объектами гражданского правоотношения являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникли гражданские правоотношения, существуют субъективные права и корреспондирующие им субъективные обязанности. К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ). Содержание гражданского правоотношения составляют субъективные права и субъективные обязанности, которые принадлежат конкретным участникам возникших гражданских правоотношений. Субъективные права и обязанности возникают одновременно, однако в процессе дальнейшей реализации гражданских прав содержание гражданского правоотношения может изменяться. Структура содержания гражданского правоотношения может быть простой и сложной. Простая структура представляет собой наличие субъективных прав у одной стороны и одновременно наличие субъективных обязанностей у другой стороны. Основная масса гражданских правоотношений имеет сложную структуру, которая предполагает одновременное наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон - субъектов гражданского права. Образование и ликвидация юридического лица по российскому гражданскому праву. Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее –регистрирующим органом), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом «О Правительстве Российской Федерации». В РФ ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения о их создании, реорганизации и ликвидации. Данный реестр обычно ведется как на бумажных, так и на электронных носителях. В государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно-правовая база; в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях юридического лица; е) копии учредительных документов юридического лица; ж) сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации); к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. ЮЛ создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания (ст.51). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах юстиции в порядке, определяемом законом. Данные ГР, в том числе фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр ЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Значение ГР ЮЛ, ее рациональной организации, полноты единого реестра ЮЛ, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико. Такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса ЮЛ. ЮЛ считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его правоспособность. ГЗ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования ЮЛ - регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого ЮЛ он не вправе. Этим нормативно - явочный порядок отличается от разрешительного, который применяется в отношении ГР отдельных ЮЛ (коммерческие банки, страховые организации, монопольных предприятий) и связан с получением разрешения от органов публичной власти. Отказ в ГР или уклонение регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Регистрация ЮЛ может быть признана судом недействительной в случае нарушения закона или иных НА. Такое признание влечет ликвидацию ЮЛ только в том случае, если допущенные нарушения неустранимы. В соответствии со ст.52 ЮЛ действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (полные и коммандитные товарищества). В случаях, предусмотренных законом, ЮЛ, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор ЮЛ заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ЮЛ, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. В учредительных документах ЮЛ должны определяться наименование ЮЛ, место его нахождения, порядок управления деятельностью ЮЛ, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для ЮЛ соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности ЮЛ. Предмет и определенные цели деятельности ЮЛ могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать ЮЛ, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью ЮЛ, выхода учредителей (участников) из его состава. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их ГР, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего ГР, о таких изменениях. Однако ЮЛ и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Ликвидация ЮЛ представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в случаях реорганизации. ГЗ устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ. Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на то органа ЮЛ. Ликвидация отличается от реорганизации тем, что она влечет за собой прекращение правового статуса юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК РФ предусматривает два способа ликвидации юридических лиц: обычный и принудительный. При ликвидации в обычном порядке, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то его учредительными документами, примерный перечень оснований выглядит следующим образом: 1) истечение срока, на который создано юридическое лицо; 2) достижение цели, которая ставилась учредителями при его создании; 3) признание судом недействительной регистрации юридического лица. Указанный перечень не является исчерпывающим, и за учредителями законодатель оставляет возможность ликвидировать предприятие в любой момент, когда они этого пожелают, при условии соблюдения установленного порядка ликвидации. Основания принудительной ликвидации устанавливаются только ГК РФ, т.к. принудительная ликвидация служит своего рода санкцией за допущенные правонарушения. В частности, по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях: 1) при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства; 2) при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом деятельности, которая противоречит его уставным целям; 3) в иных случаях, предусмотренных законом. Решение о ликвидации юридического лица при наличии соответствующих оснований может быть принято судом по иску государственного органа или органа местного самоуправления, имеющего право на его предъявление по закону. Суд, принявший решение о ликвидации юридического лица, возлагает обязанность по осуществлению всех необходимых действий на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, который должен осуществить следующие действия: 1) о своем решении ликвидировать юридическое лицо незамедлительно сообщить органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации, с целью защиты интересов кредиторов, которые должны осознавать, что любые отношения с таким юридическим лицом чреваты повышенной степенью риска; 2) назначить ликвидационную комиссию либо ликвидатора, предварительно согласовав состав комиссии либо кандидатуру ликвидатора с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Порядок ликвидации юридического лица ликвидационной комиссией на первом этапе включает в себя следующие мероприятия: · поместить в печати объявление о ликвидации юридического лица, в котором указать порядок и срок предъявления кредиторами своих требований к нему (срок не может быть менее двух месяцев); · провести работу по выявлению всех кредиторов ликвидируемого юридического лица и уведомить их о предстоящей ликвидации; · расшифровать дебиторскую задолженность ликвидируемого юридического лица, чтобы определить всех его должников и принять необходимые меры на взыскание с них сумм задолженности (необходимых случаях путем предъявления искового заявления). Второй этап ликвидации юридического лица включает следующее. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс представляется ликвидационной комиссией на согласование органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, а затем на утверждение учредителям (участникам) юридического лица либо органу, принявшему решение о ликвидации. Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс служит основанием для фактической выплаты денежных сумм кредиторам по признанным ликвидационной комиссией требованиям. На третьем этапе ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия, исходя из сведений, содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе, и при недостаточности у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения всех признанных требований кредиторов, должна осуществить продажу с публичных торгов его имущества в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований. При ликвидации юридического лица - учреждения, которое отвечает перед кредиторами по обязательствам не всем своим имуществом, а лишь имеющимися денежными средствами, при недостатке средств у ликвидируемого учреждения кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения (ст. 63 ГК РФ). Аналогичное право предоставлено и кредиторам казенного предприятия, которое, как и учреждение, владеет имуществом на праве оперативного управления, но оно может быть реализовано кредиторами лишь при недостаточности имущества (а не только денежных средств) ликвидируемого казенного предприятия для удовлетворения их требований. На четвертом этапе ликвидации юридического лица на основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия производит выплату кредиторам денежных сумм по признанным требованиям в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, что исключает возможность произвольных выплат отдельным кредиторам по усмотрению ликвидационной комиссии. Законом установлена следующая очередность: · в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; · во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; · в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; · в четвертую очередь погашаются задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; · в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. Требования каждой очереди удовлетворяются лишь после полного удовлетворения предыдущей. Надо отметить, что кредиторы первых четырех очередей имеют определенное преимущество, поскольку основную часть задолженности ликвидируемое юридическое лицо имеет перед кредиторами пятой очереди, к числу которых относятся практически все контрагенты по гражданско-правовым договорам, за исключением тех, чьи обязанности обеспечены залогом имущества должника (третья очередь). Особое положение кредиторов пятой очереди заключается также в том, что денежные суммы выплачиваются им ликвидационной комиссией не со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, как это имеет место в отношении иных кредиторов, а через месяц после этой даты. Данное положение связано с тем, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор имеет право обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, который может удовлетворить его требования. Месячный срок со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса до выплат кредиторам пятой очереди связан с тем, чтобы не допустить к моменту принятия судом соответствующего решения удовлетворения требований отдельных кредиторов за счет продажи имущества ликвидируемого юридического лица. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, и требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества должника после выплат сумм кредиторам, предъявившим свои требования своевременно. Пятый этап ликвидации юридического лица наступает после завершения расчетов с кредиторами. В этот период ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.013 с.) |