Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды юридических лиц по российскому гражданскому нраву.

Поиск

Конструкция ЮЛ эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Юридически самостоятельные, имущественно обособленные организации составляют основную группу участников развитого товарного оборота. Появление, функционирование и развитие ЮЛ определяются господствующим в экономике типом хозяйственного механизма: рыночным, планово-централизованным или смешанным (переходным).

· В централизованной экономике статусом ЮЛ наделяется производственное предприятие, являющееся собственностью государства –учредителя, которое не только не отвечает по его долгам, но и не запрещает кредиторам обращать взыскания на его «основные фонды».

· В рыночной экономике ЮЛ становятся прежде всего организации коммерческие – различные торговые общества и товарищества – а находящиеся в их собственности предприятия производственного характера рассматриваются как объекта, а не субъекты права.

· Существующая в РФ система ЮЛ обусловлена переходным характером экономики. В ее составе сохраняются преобладавшие в централизованной экономике унитарные (ГП и МП) производственные предприятия, а также некоторые некоммерческие организации-несобственники (учреждения). Наряду с ними развиваются обычные для рыночной экономики субъекты – акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества.

Названные обстоятельства обуславливают особые критерии классификации ЮЛ в российском ГП, например их деление на собственников и несобственников закрепленного за ними имущества.

Классификация ЮЛ имеет важное ГП значение:

а) она дает исчерпывающее представление обо всех разновидностях ЮЛ и будучи закрепленной в законе, который дает исчерпывающий (закрытый) перечень видов ЮЛ, исключает появление правосубъектных организаций не входящих в установленную классификацию;

б) существующая классификация дает возможность четко определить правовой статус той или иной организации и исключает смешение различных по своей юридической природе ОПФ хозяйственной деятельности.

В развитых правопорядках, в первую очередь в ЕКП, традиционным является деление:

а) ЮЛ частного и публичного (государственные органы) права;

б) на корпорации (добровольное объединение ФЛ и (или) ЮЛ, организованное на началах членства их участников (общества, товарищества, кооперативы)) и учреждения (организации, учреждаемые 1 или несколькими лицами и не имеющие членства (разного вида фонды)).

В действующем российском ГЗ (ст.50) все ЮЛ в зависимости от характера деятельности разделяются, прежде всего, на: коммерческие (имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, которая в тем или иным способом распределяется между участниками) и некоммерческие. К КО относятся – общества, товарищества, кооперативы, ГУП и МУП (перечень исчерпывающий). К НО относятся – потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, фонды, и другие прямо предусмотренные законом виды ЮЛ (ТПП, некоммерческие партнерства).

ГК не содержит исчерпывающего перечня НО, ограничивая только формами установленными законом. НО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна соответствовать 2 условиям:

а) служить достижению поставленных перед НО целей;

б) соответствовать этим целям по своему характеру. Полученную прибыль НО не может распределять между своими учредителями, а должна направлять на достижение установленных учредителями целей.

В зависимости от прав учредителей ЮЛ на его имущество ГЗ разделяет все ЮЛ на 3 группы:

а) ЮЛ-собственники, на имущество которых учредители имеют лишь обязательственные права требования (большинство КО);

б) ЮЛ-несобственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (УГП и УМП), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние УП);

в) ЮЛ-собственники, на имущество которых их учредители не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав (большинство НО).


Образование и ликвидация юридического лица по российскому гражданскому праву.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее –регистрирующим органом), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом «О Правительстве Российской Федерации». В РФ ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения о их создании, реорганизации и ликвидации. Данный реестр обычно ведется как на бумажных, так и на электронных носителях. В государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая база;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

ЮЛ создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания (ст.51). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах юстиции в порядке, определяемом законом. Данные ГР, в том числе фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр ЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Значение ГР ЮЛ, ее рациональной организации, полноты единого реестра ЮЛ, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико. Такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса ЮЛ. ЮЛ считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его правоспособность.

ГЗ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования ЮЛ - регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого ЮЛ он не вправе. Этим нормативно - явочный порядок отличается от разрешительного, который применяется в отношении ГР отдельных ЮЛ (коммерческие банки, страховые организации, монопольных предприятий) и связан с получением разрешения от органов публичной власти. Отказ в ГР или уклонение регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Регистрация ЮЛ может быть признана судом недействительной в случае нарушения закона или иных НА. Такое признание влечет ликвидацию ЮЛ только в том случае, если допущенные нарушения неустранимы.

В соответствии со ст.52 ЮЛ действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (полные и коммандитные товарищества). В случаях, предусмотренных законом, ЮЛ, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор ЮЛ заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ЮЛ, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах ЮЛ должны определяться наименование ЮЛ, место его нахождения, порядок управления деятельностью ЮЛ, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для ЮЛ соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности ЮЛ. Предмет и определенные цели деятельности ЮЛ могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать ЮЛ, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью ЮЛ, выхода учредителей (участников) из его состава.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их ГР, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего ГР, о таких изменениях. Однако ЮЛ и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Ликвидация ЮЛ представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в случаях реорганизации. ГЗ устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ. Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на то органа ЮЛ.

Ликвидация отличается от реорганизации тем, что она влечет за собой прекращение правового статуса юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК РФ предусматривает два способа ликвидации юридических лиц: обычный и принудительный. При ликвидации в обычном порядке, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то его учредительными документами, примерный перечень оснований выглядит следующим образом:

1) истечение срока, на который создано юридическое лицо;

2) достижение цели, которая ставилась учредителями при его создании;

3) признание судом недействительной регистрации юридического лица.

Указанный перечень не является исчерпывающим, и за учредителями законодатель оставляет возможность ликвидировать предприятие в любой момент, когда они этого пожелают, при условии соблюдения установленного порядка ликвидации.

Основания принудительной ликвидации устанавливаются только ГК РФ, т.к. принудительная ликвидация служит своего рода санкцией за допущенные правонарушения. В частности, по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:

1) при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;

2) при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом деятельности, которая противоречит его уставным целям;

3) в иных случаях, предусмотренных законом.

Решение о ликвидации юридического лица при наличии соответствующих оснований может быть принято судом по иску государственного органа или органа местного самоуправления, имеющего право на его предъявление по закону. Суд, принявший решение о ликвидации юридического лица, возлагает обязанность по осуществлению всех необходимых действий на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, который должен осуществить следующие действия:

1) о своем решении ликвидировать юридическое лицо незамедлительно сообщить органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации, с целью защиты интересов кредиторов, которые должны осознавать, что любые отношения с таким юридическим лицом чреваты повышенной степенью риска;

2) назначить ликвидационную комиссию либо ликвидатора, предварительно согласовав состав комиссии либо кандидатуру ликвидатора с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.

Порядок ликвидации юридического лица ликвидационной комиссией на первом этапе включает в себя следующие мероприятия:

· поместить в печати объявление о ликвидации юридического лица, в котором указать порядок и срок предъявления кредиторами своих требований к нему (срок не может быть менее двух месяцев);

· провести работу по выявлению всех кредиторов ликвидируемого юридического лица и уведомить их о предстоящей ликвидации;

· расшифровать дебиторскую задолженность ликвидируемого юридического лица, чтобы определить всех его должников и принять необходимые меры на взыскание с них сумм задолженности (необходимых случаях путем предъявления искового заявления).

Второй этап ликвидации юридического лица включает следующее. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс представляется ликвидационной комиссией на согласование органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, а затем на утверждение учредителям (участникам) юридического лица либо органу, принявшему решение о ликвидации. Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс служит основанием для фактической выплаты денежных сумм кредиторам по признанным ликвидационной комиссией требованиям.

На третьем этапе ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия, исходя из сведений, содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе, и при недостаточности у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения всех признанных требований кредиторов, должна осуществить продажу с публичных торгов его имущества в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований. При ликвидации юридического лица - учреждения, которое отвечает перед кредиторами по обязательствам не всем своим имуществом, а лишь имеющимися денежными средствами, при недостатке средств у ликвидируемого учреждения кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения (ст. 63 ГК РФ). Аналогичное право предоставлено и кредиторам казенного предприятия, которое, как и учреждение, владеет имуществом на праве оперативного управления, но оно может быть реализовано кредиторами лишь при недостаточности имущества (а не только денежных средств) ликвидируемого казенного предприятия для удовлетворения их требований.

На четвертом этапе ликвидации юридического лица на основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия производит выплату кредиторам денежных сумм по признанным требованиям в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, что исключает возможность произвольных выплат отдельным кредиторам по усмотрению ликвидационной комиссии.

Законом установлена следующая очередность:

· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

· в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

· в четвертую очередь погашаются задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

· в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются лишь после полного удовлетворения предыдущей. Надо отметить, что кредиторы первых четырех очередей имеют определенное преимущество, поскольку основную часть задолженности ликвидируемое юридическое лицо имеет перед кредиторами пятой очереди, к числу которых относятся практически все контрагенты по гражданско-правовым договорам, за исключением тех, чьи обязанности обеспечены залогом имущества должника (третья очередь).

Особое положение кредиторов пятой очереди заключается также в том, что денежные суммы выплачиваются им ликвидационной комиссией не со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, как это имеет место в отношении иных кредиторов, а через месяц после этой даты. Данное положение связано с тем, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор имеет право обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, который может удовлетворить его требования. Месячный срок со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса до выплат кредиторам пятой очереди связан с тем, чтобы не допустить к моменту принятия судом соответствующего решения удовлетворения требований отдельных кредиторов за счет продажи имущества ликвидируемого юридического лица.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, и требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества должника после выплат сумм кредиторам, предъявившим свои требования своевременно.

Пятый этап ликвидации юридического лица наступает после завершения расчетов с кредиторами. В этот период ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с соответствующим государственным органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.

Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.127.153 (0.012 с.)