Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидат юридических наук, доцент фалалеева ирина николаевна

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Автор-составитель:

Кандидат юридических наук, доцент Фалалеева Ирина Николаевна

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"), 1 КУРС

 

КОЛИЧЕСТВО ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ: 7

 

 

Волгоград 2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

 

1.1. Краткая характеристика дисциплины

Цели и задачи преподавания учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»

Главная цель преподавания данной учебной дисциплины состоит в руководстве процессом приобретения студентами знаний в области истории государства и права зарубежных стран для глубокого и правильного понимания государственно-правовых проблем этих стран на современном этапе их развития.

Основной задачей данной учебной дисциплины является овладение студентами комплексом научных знаний из области исторического государствоведения и правоведения, являющееся необходимой составной частью профессиональной подготовки высококвалифицированных юристов. Эта задача достигается путем формирования понятийного аппарата, обеспечивающего глубокое и всестороннее овладение научной информацией об истории становления и развития государственности у различных народов, возникновения и дальнейшей эволюции их правовых систем.

История государства и права зарубежных стран является органической составной частью всего комплекса юридических знаний. Особенно тесная ее связь прослеживается с курсами теории государства и права, истории отечественного государства и права, истории политических и правовых учений.

1.2. Требования к студентам

К изучению дисциплины «История государства и права зарубежных стран» допускаются лица, имеющие среднее общее, среднее профессиональное образование. Прием в университет для обучения по программам бакалавриата, включая изучение данной дисциплины, осуществляется на основании результатов единого государственного экзамена по истории, если иное не предусмотрено законодательством об образовании.

 

1.3. Учебные задачи дисциплины

Компетенции – интегрированная характеристика, выражающая готовность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции – общенаучные, инструментальные, социально-личностные компетенции, инвариантные к области деятельности выпускника, характеризующие его общенаучный, общекультурный уровень подготовки и социально-личностные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции – совокупность профессиональных знаний, умений и личных качеств, позволяющих выпускнику успешно решать разнообразные, в т.ч. нестандартные профессиональные задачи.

Процесс изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» направлен на формирование следующих компетенций по ФГОС:

1.3.1. Общекультурные компетенции:

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

– имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

– стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

– способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

1.3.2. Профессиональные компетенции:

-способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

-способен толковать различные правовые акты (ПК-15).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные понятия и категории истории государства и права зарубежных стран;

- основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран;

- исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; механизм государства;

- исторические особенности конституционного и правового развития зарубежных стран;

уметь:

-составлять обзоры, аннотации, рецензии, рефераты и библиографию по тематике проводимых историко-правовых исследований;

-самостоятельно анализировать законодательные памятники по истории государства и права зарубежных стран;

-использовать в историко-правовом анализе базовые знания из области всеобщей и отечественной истории государства и права;

-анализировать важнейшие события истории государства и права с учетом историографии вопроса;

-соотносить процессы, происходящие в государстве и праве с периодом, эпохой на основе знаний научной периодизации истории государства и права;

-выявлять причинно-следственные связи событий, явлений в развитии государства и права, объяснять закономерности государственно-правового развития, конкретизировать их на фактических примерах истории;

владеть:

- способностью к критическому анализу правовых источников и использованию базовой историко-правовой информации для решения казусов (исторических моделей правовых ситуаций)

– навыками сравнительного исторического подхода к оценке развития государственно-правовых институтов зарубежных стран;

– навыками самостоятельной постановки исследуемых проблем по учебному курсу;

– навыками применения исторического метода в профессиональной юридической деятельности;

– навыками пользования комплексными программами и базами данных по предмету, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей.

Формы работы

– Используются классические аудиторные и самостоятельные (внеаудиторные) формы занятий.

Аудиторная работа студентов (АРС) - работа, выполняемая студентом в аудитории под руководством преподавателя (лекции, семинарские занятия, контрольные работы, экзамены).

Самостоятельная работа студентов (СРС) – работа, выполняемая студентом самостоятельно или под руководством преподавателя (изучение основной и дополнительной литературы; написание курсовых работ, эссе, рефератов; выполнение письменных домашних заданий; выполнение контрольных работ, тестов; подготовка к экзамену).

– Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре.

– Главной целью семинара является углубленное изучение сложных тем курса на основе самостоятельного анализа историко-правового материала. На семинарских занятиях не повторяют, а дополняют и конкретизируют материал лекционного курса и учебной литературы. Данная форма учебного процесса создает предпосылки к заинтересованному обсуждению проблем истории российского государства и права, содействует формированию основных профессиональных юридических знаний, умений и навыков.

– Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателям или избрана самим студентом по согласованию с преподавателем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Учебно-методическое обеспечение программы.

4.6.1.Список литературы:

Базовый учебник:

Кучма В.В. История государства и права зарубежных стран. Изд-во ВолГУ. Волгоград, 2007. - 606 с.

Хрестоматии и сборники документов:

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2-х тт. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. Т.1- М., Проспект, 20013. -392с. Т.2 - М., Проспект, 20011. – 520 с.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в двух томах: учебное пособие. Том 1, Древний мир и Средние века /Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз; Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. -М.:Норма, 2009. -816 с.

Европы

Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI – XIII вв. М, 1962

Батыр К.И. История феодального государства Франции. М., 1975

Галанза П.Н. Феодальное государство и право. М., 1963

Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1960

Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994

Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (VI – XV вв.). М., 1967

Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.

Кучма В.В. К вопросу о «незавершенном» характере английского абсолютизма // Вестник ВолГУ. Выпуск 3. Серия 5. Волгоград, 2000.

Лебек С. Происхождение франков (V – IX вв.). М., 1993

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992

Лисневский Э.В. История феодального государства и права Англии. Ростов-на-Дону, 1981

Назарова В. С. Правовое положение ограниченно свободных в англосаксонском обществе VI - VIII веков // Философия права. - 2010. - N 6. - С. 85-89. http://elibrary.ru/item.asp?id=15558978

Политический структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI – ХVII вв.). Л., 1990

Право в средневековом мире. М., 1996

Прокопьев В.П. История германской государственности X – XVIII вв. Калининград, 1984

Фалалеева И.Н. Правовая обрядность у салических франков: попытка интерпретации // Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. 2009. С.49-56. http://new.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/docs/Vestnik_VolGU_Ser.5_Yurisprudentsiya_Vyp.%2011.2009.pdf

Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII – XV вв. М., 1989

 

Тема: Государство и право Англии в период нового времени

Александрова С. П. Утверждение в Англии формы правления в виде дуалистической монархии в результате «славной революции» 1688 г. // Известия вузов. Правоведение. – 2009. – N 1. – С. 239-244.

Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991

Гизо Ф. История Английской революции, т. 1-2. Ростов-на-Дону, 1996

История буржуазного конституционализма XVII – XVIII вв. М., 1983

Кананыкина Е.С. Систематизация английского законодательства // История государства и права. 2011, N 1. http://emsu.ru/kananykina/

Томсинов В.А. Английский Билль о правах 1689 года: политико-правовой комментарий // Правоведение. – 2010. - № 1. С. 250-262. (http://tomsinov.com/publ/igpzs/igpzs/anglijskij_bill_o_pravakh_1689_goda_politiko_pravovoj_kommentarij/4-1-0-25

 

Тема: Государство и право США в период нового времени

Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Л.,1982

Борисюк В.И. и др. Политические институты США. История и современность. М., 1988

Головко Ю.М. Разделение властей в основании демократической республики – панацея или половина решения: принципы управления по Дж. Адамсу // Вестник Брянского государственного университета. – 2011. - № 2. – С. 41-43. (http://elibrary.ru/item.asp?id=17268309)

Политические институты США: история и современность. М., 1988

Савельев В.А. Капитолий США. Прошлое и настоящее. М., 1989

Согрин В.В. Образование североамериканского государства. Новое прочтение // Новая и новейшая история. 2002. № 1

Соргин В. В. Война США за независимость как социальная революция // Новая и новейшая история. 2005, №3.

Согрин, В.В. Гражданская война и реконструкция в США. Современное прочтение // Новая и новейшая история. – 2010. - № 1. – С. 21-42.

 

Тема: Государство и право Франции в период нового времени

Александрова, А.О. Феномен революции в истории государства и права // История государства и права. – 2010. - № 19. – С. 2-5. (http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=26&art=1661)

Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789 – 1794 гг. М., 1987

Боботов С.В. Наполеон Бонапарт – реформатор и законодатель. М., 1998

История буржуазного конституционализма XVII – XVIII вв. М., 1983

Крашенинникова Н.А. Великая французская буржуазна революция и ее первые конституционные акты // Вестник МГУ. Серия «Право». 1989. №4

Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983

Рождение французской буржуазной политико-правовой системы. Л., 1990

 

Тема: Государство и право США в новейший период

Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Л., 1982

Джинжер Э.Ф. Верховный суд и права человека в США. М., 1981

Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. М., 1985

Козенко Б.Д., Севостьянов Г.Н. История США. Самара, 1994

Королькова Е.И. «Новый курс» Рузвельта. М., 1992

Конституция США: история и современность. М., 1988

Кучеренко, П.А. Полномочия президента США в системе сдержек м противовесов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2010. - № 4. – С. 92-101. (http://elibrary.ru/item.asp?id=15502757)

Кучма В.В. Государственно-правовое развитие США и Великобритании в новейший период. Волгоград, 2004

Левчук, С.В. Политико-правовая оценка чрезвычайного законодательства «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта в США периода мирового экономического кризиса и депрессии (1929-1938 гг.) // История государства и права. – 2012. - № 13. – С. 38-43.

Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984

Никифоров М.А. Гражданские права и свободы в США. Судебная доктрина и практика. М., 1991

Николаев Б.В. Содействие и противодействие расовой дискриминации в практике Верховного суда США: от «Плесси» до «Брауна» // История государства и права. – 2011. - № 10. – С. 11-14.

Очерки новой и новейшей истории США. М., 1980

Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом. М., 1992

Сафонов В.А. Социальное законодательство США // Государство и право. 1999. № 1

Черниловский З.М. От Маршалла до Уоррена. Очерки истории Верховного суда США. М., 1982

Яковлев Н.Н. От Трумэна до Рейгана. М., 1984

 

Тема: Государство и право Великобритании в новейший период

Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. М., 1987

Бромхэд П. Эволюция британской Конституции. М., 1978

Консерваторы у власти: опыт Великобритании. М., 1967

Корсаков К.Н. История Великобритании. М., 1997

Крылова Н.С. Центральные государственные органы Великобритании. М., 1965

Крылова Н.С. Содружество Наций: политико-правовые проблемы. М., 1991

Кучма В.В. Государственно-правовое развитие США и Великобритании в новейший период. Волгоград, 2004

Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000

Шальнев А.А. Британия: меж строк «неписаной» конституции. М., 1982

Шишков Ю.В. Судьба Британского содружества наций // Общественные науки и современность, 1996, № 3http://ecsocman.hse.ru/data/749/283/1217/009_ShishkovOPYT_ZARUBEZhNOJ_MODERNIZATsII.pdf

 

Тема: Государство и право Германии в период между мировыми войнами (1918-1945 гг.)

Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989

Гинцберг Л.И. Тень фашистской свастики. Как Гитлер пришел к власти. М., 1967

Драбкин Я.С. Становление Веймарской республики. М., 1978

Желев Ж. Фашизм: тоталитарное государство. М., 1992

История фашизма в Западной Европе. М., 1978

Марченко М.Н. Судебная власть в политической системе Германии 30-40-х гг. // Вестник МГУ. Серия 11 «Право». 1995. № 1

Марченко, А.Н., Баев, В.Г. Трансформация демократии в фашистское государство: Веймарская конституция и законодательство национал-социалистической Германии // Современное право. – 2012. - № 5. – С. 21-32.

Мельников Д.Е., Черная Л.Б. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1982

Мельников Д.Е., Черная Л.Б. Империя смерти: аппарат насилия в нацистской Германии (1933–1945 гг.). М., 1988

Хаффнер С. Революция в Германии 1918-19 гг. Как это было в действительности. М., 1983

 

Тема: Конституционное развитие Франции, Италии, ФРГ

Приложение 1

Приложение 2

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

Технологическая карта дисциплины

Наименование дисциплины   Статус дисциплины в рабочем учебном плане   Количество зачетных единиц/кредитов  
История государства и права зарубежных стран Базовая, профессиональный цикл  
Виды текущей аттестации, аудиторной и внеаудиторной работы Количество аттестационных мероприятий Максимальное/минимальное количество баллов
Посещение лекций, семинаров   20/10
Работа в общих дискуссиях на основе изученного материала   12/3
Работа в микро-группах   12/3
Решение задач   36/12
Тесты   50/28
Написание домашних контрольных работ, рецензий, эссе   10/6
Презентация   5/0
  Итого: 145/62

Система оценки в баллах по тематическим модулям для студентов заочного отделения

Виды работ Вид работы Система оценки выполняемых работ Максимальный балл за вид работы Итоговое (минимальное/максимальное) количество баллов
1 модуль (проводится на установочной сессии)
Посещение лекций и семинаров     1 (4 балла за посещение лекций, 8 баллов за посещение семинаров) 4/12
Работа на семинаре Устный 1 балл – краткий, поверхностный ответ, либо ответ, содержащий фактические ошибки; 2 балла – хороший ответ с недочетом либо дополнение к ответу других студентов; 3 балла – исчерпывающий, грамотный ответ 3 балла за одно семинарское занятие 3/24
1 модульная контрольная (решение задач)* письменный 1 балл – ответ верный, но не указаны статьи закона, нет объяснений решения; 2 балла – ответ верный, статьи указаны, но нет объяснения решения; 3 балла – ответ верный, указаны все статьи, дано исчерпывающее объяснение   9/27  
За 1 модуль ставится сумма баллов за посещение, работу на семинарских занятиях и решение задач - мин. 16/ макс. 63 балла
2 модуль (проводится в зимнюю сессию на семинарском занятии)
2 модульная контрольная (решение тестов по темам Древний мир и Средневековье в системе «ВОТУМ» ВОТУМ (компьютерный) 20 вопросов по темам Древний мир и Средневековье 1 балл 11/20  
За 2 модуль ставится мин. 11/ макс./ 20 баллов.
3 модуль проводится в форме выполнения самостоятельных письменных контрольных работ (задание дается в зимнюю сессию)
Решение задач по документам Нового времени (решаются самостоятельно. Срок сдачи работ на кафедру – 30 апреля текущего года) письменный 1 балл – ответ верный, но не указаны статьи закона, нет объяснений решения; 2 балла – ответ верный, статьи указаны, но нет объяснения решения; 3 балла – ответ верный, указаны все статьи, дано исчерпывающее объяснение 5 задач 9/15
Составление таблицы «Сравнительная характеристика конституционных актов США, Франции и Веймарской республики»** письменный   15 баллов 12/15
Составление таблицы «Сравнительная характеристика конституционных актов ФРГ/ Италии, Франции, Японии»** письменный   15 баллов 12/15
За 3 модуль ставится сумма балов за решение задач, составление таблицы по документам нового времени и новейшего времени - мин. 33/ макс.40 баллов
Итого: за весь курс студент может получить минимум 60/максимум 123 балла
               

 

*- проводится в период осенней установочной сессии студентов. Решаются задачи по «Законнику Хаммурапи», «Законам 12 таблиц», «Салической правде». Преподаватель индивидуально распределяет среди студентов по три задачи каждого вида документа непосредственно на семинарском занятии и дублирует распределение задач через ПТК «Умка», вкладка «Задание». Задачи решаются в отдельной тонкой тетради (12 л.) и сдаются на проверку преподавателю в конце установочной сессии.

** - выполняется самостоятельно. Каждая таблица должна содержать сравнительный анализ не менее трех документов, выполняться на отдельном листе формата А 4 и более, заполняться вручную. Контрольный срок сдачи таблиц на кафедру для проверки – 30 апреля текущего года. Студентам дается выбор, какие конституционные акты использовать для анализа. В частности, по документам нового времени выбор осуществляется между Конституциями Франции 1791 и 1793 гг.; по документам новейшего – между Конституциями Франции (1946 или 1958 гг.) и Италии 1947 г. Критерии сравнения даны в планах семинарских занятий к теме № 8.

Допуском к экзамену является выполнение всех видов работ и получение за них хотя бы минимального количества баллов (20).

Экзамен проводится в программной системе «ВОТУМ» либо в форме безмашинного программированного контроля по разделам «государство и право нового времени», «государство и право новейшего времени».

В течение учебного года студент имеет возможность проходить обучающее (тренировочное) тестирование по всем разделам курса в программном комплексе, размещенном на сайте института права: http://law.volsu.ru/igpzs/index.html.

Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа при изучении дисциплины складывается из самостоятельной работы в аудитории (анализ и конспектирование лекционного материала, участие в учебной игре на семинаре, решение казусов, тестовых заданий и т.п.) и внеаудиторной работы. Основным видом последней является подготовка студента к семинарскому занятию, поэтому на ней следует остановиться подробней.

Подготовка к семинару начинается с ознакомления с планом предстоящего занятия, с перечнем историко-нормативных документов, подлежащих изучению, со списком рекомендованной литературы и со всеми остальными заданиями по данной теме. К предстоящему семинарскому занятию студент должен готовиться заблаговременно. Оптимальная схема подготовки к семинару предполагает последовательное прохождение следующих основных этапов: внимательное ознакомление с темой семинарского занятия, со всеми вопросами, подлежащими обсуждению, со всеми заданиями, которые планируется реализовать в ходе занятия; изучение и анализ лекционного конспекта по теме занятия; прочтение соответствующих глав учебников и учебных пособий; ознакомление с текстами историко-правовых документов по изучаемой теме, анализ, систематизация и классификация содержащейся в них информации; изучение и конспектирование рекомендованной общей и специальной литературы, выявление различных позиций отдельных авторов по дискуссионным проблемам темы; подготовка развернутых планов собственных выступлений по вопросам семинарского занятия, формулирование своих позиций по изучаемым вопросам; фиксация дискуссионных вопросов в изучаемой информации, которые предполагается выяснить у преподавателя или выдвинуть для обсуждения своих сокурсников. Завершая подготовку, студент должен проверить себя, прочитав еще раз в плане занятия основные дидактические единицы темы и убедиться в том, что определения указанных понятий не вызывают у него затруднения.

К решению казусов студент может приступать строго после изучения соответствующего памятника права. Выполнение таких заданий способствует систематизации и конкретизации знаний, приобретенных студентом в процессе изучения дисциплины; сосредоточению внимания на основных понятиях в развитии права, их признаках и особенностях, ознакомлению с основными памятниками права и в конечном счете - более глубокому усвоению изучаемой дисциплины. Решение большинства казусов представляется в форме судебного решения, формула которого обычно состоит из трех частей: описательной, мотивировочной и резолютивной. Выполняя задание, студент должен дать юридическую оценку описанного в задании случая, выбирая при этом только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение казуса; подобрать норму (нормы) права, в соответствии с которой решается казус, и грамотно сослаться на источник; сформулировать и обосновать решение.

 

Образцы задач-казусов

Законы Хаммурапи

Задание 1

Богатый авилум Салманасар переезжал в новый, только что выстроенный дом. Все вещи были уже перевезены, рабы готовили пиршественный стол, жена и сын ждали хозяина дома к торжественной трапезе. При подъезде к дому Салманасар был поражен ужасным зрелищем: крыша дома обрушилась и погребла всех находившихся в доме. Что он может потребовать от строителя дома?

Задание 2

Мушкенум Энлиль имел процентный долг и намеревался выплатить его после снятия урожая. Но случилось сильное наводнение и весь урожай был затоплен. Однако заимодавец потребовал своевременного возвращения долга и процентов по нему. Справедливы ли требования заимодавца? Как был бы решен этот спор согласно законам Хаммурапи?

Задание 3

Жрец одного из вавилонских храмов приобрел у заезжего торговца двух рабов за 3 мины серебра. Однако житель города Лагаша, приехавший в Вавилон по своим делам, опознал в них своих беглых рабов и обратился в суд. Какое решение должен вынести судья?

ЗаконыXII таблиц

Задание 1

Tит построил дом и колодец, отступив от соседнего участка на 1 фут, а оливковое дерево и яблоню посадил на расстоянии 5футов от межи. Соответствуют ли действия Тита Законам XII Таблиц?

Задание 2

Луций завещательным распоряжением отпустил своего раба Пота при условии, что последний уплатит наследнику Луция - Марку 10.000 сестерциев. Марк, в свою очередь, продал Пота своему соседу Гаю. Через некоторое время Пот собрал указанную сумму, но новый собственник отказался отпустить раба. Решите спор по законам XII Таблиц.

Задание 3

Домашние животные Руфа Манилия, поедая желуди с дерева, растущего на соседнем участке, повредили забор. Собственник участка предъявил иск Руфу Манилию о возмещении стоимости поврежденного. Решите спор по Законам ХII Таблиц.

Образцы контрольных заданий

Вариант 1

1. Кто объявлялся носителем верховной власти по Декларации независимости США 1776 г.?

2. Какое отношение в «Декларации» выражается к рабству?

3. Какой орган по «Статьям Конфедерации 1781 г.» являлся высшей апелляционной инстанцией?

4. Мог ли отдельный штат начинать войну без согласования в Конгрессе?

5. Кто объявлялся главой правительства по Конституции США?

6. Каким образом может быть преодолено отлагательное вето президента по Конституции США?

7. Укажите год принятия и количество статей в Билле о правах.

8. В каком документе впервые сформулирован запрет издавать законы, имеющие обратную силу?

9. В каких штатах отменялось рабство по Прокламации об освобождении рабов 1863 г.?

10. Какой акт и в какой статье впервые устанавливает свободу слова и печати?

К теме: «ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ВО ФРАНЦИИ»

Задание для эссе. С какой точкой зрения Вы бы согласились, а какую бы оспорили: «Революции – локомотивы истории» (К. Маркс); «Революции всегда бывают неудачны, удачных революций не бывает, и быть не может» (Н. Бердяев); «Революции – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).

Образцы тестовых заданий

Раздел IV

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Автор-составитель:

кандидат юридических наук, доцент Фалалеева Ирина Николаевна

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"), 1 КУРС

 

КОЛИЧЕСТВО ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ: 7

 

 

Волгоград 2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

 

1.1. Краткая характеристика дисциплины

Цели и задачи преподавания учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»

Главная цель преподавания данной учебной дисциплины состоит в руководстве процессом приобретения студентами знаний в области истории государства и права зарубежных стран для глубокого и правильного понимания государственно-правовых проблем этих стран на современном этапе их развития.

Основной задачей данной учебной дисциплины является овладение студентами комплексом научных знаний из области исторического государствоведения и правоведения, являющееся необходимой составной частью профессиональной подготовки высококвалифицированных юристов. Эта задача достигается путем формирования понятийного аппарата, обеспечивающего глубокое и всестороннее овладение научной информацией об истории становления и развития государственности у различных народов, возникновения и дальнейшей эволюции их правовых систем.

История государства и права зарубежных стран является органической составной частью всего комплекса юридических знаний. Особенно тесная ее связь прослеживается с курсами теории государства и права, истории отечественного государства и права, истории политических и правовых учений.

1.2. Требования к студентам

К изучению дисциплины «История государства и права зарубежных стран» допускаются лица, имеющие среднее общее, среднее профессиональное образование. Прием в университет для обучения по программам бакалавриата, включая изучение данной дисциплины, осуществляется на основании результатов единого государственного экзамена по истории, если иное не предусмотрено законодательством об образовании.

 

1.3. Учебные задачи дисциплины

Компетенции – интегрированная характеристика, выражающая готовность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции – общенаучные, инструментальные, социально-личностные компетенции, инвариантные к области деятельности выпускника, характеризующие его общенаучный, общекультурный уровень подготовки и социально-личностные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции – совокупность профессиональных знаний, умений и личных качеств, позволяющих выпускнику успешно решать разнообразные, в т.ч. нестандартные профессиональные задачи.

Процесс изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» направлен на формирование следующих компетенций по ФГОС:

1.3.1. Общекультурные компетенции:

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

– имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

– стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

– способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

1.3.2. Профессиональные компетенции:

-способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

-способен толковать различные правовые акты (ПК-15).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные понятия и категории истории государства и права зарубежных стран;

- основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран;

- исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; механизм государства;

- исторические особенности конституционного и правового развития зарубежных стран;

уметь:

-составлять обзоры, аннотации, рецензии, рефераты и библиографию по тематике проводимых историко-правовых исследований;

-самостоятельно анализировать законодательные памятники по истории государства и права зарубежных стран;

-использовать в историко-правовом анализе базовые знания из области всеобщей и отечественной истории государства и права;

-анализировать важнейшие события истории государства и права с учетом историографии вопроса;

-соотносить процессы, происходящие в государстве и праве с периодом, эпохой на основе знаний научной периодизации истории государства и права;

-выявлять причинно-следственные связи событий, явлений в развитии государства и права, объяснять закономерности государственно-правового развития, конкретизировать их на фактических примерах истории;

владеть:

- способностью к критическому анализу правовых источников и использованию базовой историко-правовой информации для решения казусов (исторических моделей правовых ситуаций)

– навыками сравнительного исторического подхода к оценке развития государственно-правовых институтов зарубежных стран;

– навыками самостоятельной постановки исследуемых проблем по учебному курсу;

– навыками применения исторического метода в профессиональной юридической деятельности;

– навыками пользования комплексными программами и базами данных по предмету, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей.

Формы работы

– Используются классические аудиторные и самостоятельные (внеаудиторные) формы занятий.

Аудиторная работа студентов (АРС) - работа, выполняемая студентом в аудитории под руководством преподавателя (лекции, семинарские занятия, контрольные работы, экзамены).

Самостоятельная работа студентов (СРС) – работа, выполняемая студентом самостоятельно или под руководством преподавателя (изучение основной и дополнительной литературы; написание курсовых работ, эссе, рефератов; выполнение письменных домашних заданий; выполнение контрольных работ, тестов; подготовка к экзамену).

– Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре.

– Главной целью семинара является углубленное изучение сложных тем курса на основе самостоятельного анализа историко-правового материала. На семинарских занятиях не повторяют, а дополняют и конкретизируют материал лекционного курса и учебной литературы. Данная форма учебного процесса создает предпосылки к заинтересованному обсуж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.74 (0.012 с.)