Числительные в официально-деловом стиле пишутся цифрами, за исключением таких денежных документов, как счета, доверенности, расписки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Числительные в официально-деловом стиле пишутся цифрами, за исключением таких денежных документов, как счета, доверенности, расписки.



Обезличенный характер официально-делового стиля подтверждается почти полным отсутствием личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих личных форм глагола (формы 1-го лица ед.ч. местоимений и глаголов употребляется в таком жанре, как заявление, а форма 1-го лица ед.ч. глагола в слове приказываю – в жанре приказа).

Особенностью официально-делового стиля является также преимущественное употребление инфинитива по сравнению с другими глагольными формами.

Часто употребляется так называемое «настоящее предписание»: При невозможности защитника явиться в этот срок следователь принимает меры, предусмотренные частью 3-й статьи 47-й настоящего кодекса.

Синтаксис

Синтаксис официально-делового стиля подчёркнуто книжный, «холодный», неэмоциональный. Предложения полные, повествовательные, как правило, двусоставные. Порядок слов прямой. Прямая речь, как правило, отсутствует, за исключением некоторых жанров, например, судебного протокола; отсутствуют вводные конструкции.

Синтаксис официально-делового стиля отражает тенденцию к детализации и классификации, к рассмотрению в единстве конструирующей и предписывающей сторон, причинно-следственных и условно-следственных отношений. Это проявляется в использовании значительных по длине предложений, осложнённых однородными оборотами, причастными и особенно деепричастными.

Широко используются конструкции с повелительным значением.

 

Вопросы и задания по теме

1. Назовите сферу функционирования официально-делового стиля, подстили и жанровые разновидности, стилевые особенности.

2. Охарактеризуйте лексику, фразеологию, морфологические и синтаксические средства официально-делового стиля.

3. Подберите к указанным нейтральным словам и словосочетаниям синонимы, имеющие окраску официально-делового стиля.

Обещаем, столкновение, говорим (пишем), живет, человек, отодвинуть сроки, осведомленный источник.

4. Определите значение слов и словосочетаний, употребляющихся в официально-деловом стиле.

Авизо, апелляция, атташе, билль, демпинг, инвестиции, квота, клаузула, консалтинг, мораторий, прайс-лист, статут.

5. Напишите заявление: а) с просьбой освободить вас от занятий на один день; б) с просьбой принять вас на работу.

Образец

Декану экономического

факультета ЮРГУЭС

профессору Н.И. Голику

студента гр. Э-311

Петрова С.И.

Заявление

Прошу допустить меня к досрочной сдаче экзаменов в связи с тем, что во время сессии я должен буду пройти курс лечения в санатории «Кавказ».

20.11.02 (подпись)

Возможна и другая форма заявления

 

Декану СГФ ЮРГУЭС студента гр. С-111

проф. Германовичу А.П. Бойко А.В.

заявление.

Прошу освободить меня от занятий с 18 по 25 марта для поездки домой по семейным обстоятельствам.

Прилагаю письмо с сообщением о переезде родителей в г. Воронеж.

17.02.03 (подпись)

6. Напишите доверенность на получение стипендии, соблюдая правила оформления реквизитов.

 

Доверенность

Я, Сидельников Михаил Степанович, проживающий в г. Шахты по ул. Могилевской, д.6, кв. 43, доверяю Белозеровой Анне Васильевне, проживающей по ул. Могилевской, д.6, кв. 12, паспорт серия №, кем выдан, получить причитающуюся мне за февраль 2000 года заработную плату.

16 февраля 2000 года (подпись)

7. Отредактируйте тексты приведенных ниже документов.

А.

Доверенность

Я, Прохорова С.И., доверяю моему мужу, Прохорову А.П., получить мою зарплату за декабрь месяц.

20 января 2001 года

Прохорова С.И.

Б.

Директору ОАО «Строймонтаж»

Аникину С.П.

от Лычкина Е.И.

Заявление

Прошу принять меня на работу с 7 октября 2002 года.

1 октября 2002 года

Лычкина Е.И.

В.

Алексееву С.В.

от Рекова Олега

Евгеньевича

Заявление

Прошу дать мне отгул 28.12.2001 г. по семейным обстоятельствам.

27.12.2001

(подпись)

8. Проанализируйте резюме, автор которого претендует на должность директора по персоналу. Что следует изменить в этом документе? Отредактируйте текст.

Ольга Петрова

Дата рождения: 2 марта 1974 г.

Семейное положение: замужем, сын 6 лет

Телефон: 123-4567

345-6789

Образование:

1991-1996 МГУ, факультет психологии

1998-1999 курсы «Современная практическая психология»

при Академии профессиональной переподготовки

09.1995-03.1996 курсы «Менеджер по персоналу»

при Центральной школе экономики

Опыт работы:

08. 1998- наст. время ЗАО «Диамант» (производство и продажа одежды)

Должность: директор по персоналу

1995-06.1998 ООО «Зенон» (производство кондитерской продукции)

Должность: старший менеджер по персоналу

Дополнительная информация

ПК в объеме опытного пользователя (Mc Word, Mc Excel, Access, Outlook Express/ Internet Explorer)

Английский язык разговорный

9. Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей: а) экономист товарного предприятия; б) специалист туристической фирмы; в) инженер конструкторского отдела; г) юрист компании.

Образец

Татьяна Сергеева

Цель: претендую на должность юриста

компании «Вега»

Дата рождения: 5 января 1970 года

Семейное положение: не замужем

Телефоны: 257-08-49 (раб., с 10.00 – 18.00)

916-23-73 (дом., 19.00 – 22.00)

Адрес: м. «Белорусская», ул. Лесная

Опыт работы

8.08.2000 – наст. время консалтинговая фирма

ООО «Зенон плюс», г. Москва

Должность – ведущий юрист

Обязанности:

введение и обслуживание договоров в области гражданского права: купля – продажа, аренда, поручения, консалтинг, лизинг, контракты в области совместной деятельности, договоры в области внешнеэкономической деятельности, работа с претензиями, исками.

25.08.1995 – 2.06.2000 ОАО «Волгоэлектроремонт»

(завод по ремонту электродвигателей)

г. Самара

Должность – юрист

Обязанности:

работа с учредительными документами, судебная практика в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, регламентация деятельности ОАО по вопросам акционирования, правовая экспертиза договоров, информационное обеспечение сотрудников правовым материалом.

Образование

1996 – 2001 Современный гуманитарный институт,

г. Москва

специальность – юриспруденция, бакалавр

1991 – 1995 Юридический колледж, г. Актау

специальность – правоведение,

классификация – юрист

Дополнительное образование

03.1996 – 09.1996 курсы «ПК для юриста» при центре

компьютерного обучения

1998 – 2000 курсы английского языка

при Международном центре обучения

Профессиональные Знание торгового права, налогового

навыки законодательства, первичной бухгалтерии,

опыт общения с госструктурами, ПК в объеме

опытного пользователя (Mc Word, Mc Excel,

Консультант плюс: Эксперт, Косультант

плюс: Судебная практика, 1С: Бухгалтерия).

Английский язык свободно.

 

10. Приведите примеры деловых писем: гарантийного, сопроводительного, письма–приглашения.

11. Напишите многоаспектное коммерческое письмо, в котором выразите благодарность за высланные каталоги выставки, попросите сделать предложение на поставку партии компьютеров.

12. Определите вид приведенных коммерческих писем (запрос / ответ на запрос; предложение (оферта) / ответ на предложение; рекламация / ответ на рекламацию). Напишите ответ на эти письма.

13.

А. Уважаемый Сергей Петрович!

Просим выслать нам Ваш последний альбом образцов искусственной кожи, а также прейскурант на 2001 год.

С уважением ООО «Восход» (подпись)

Б. Уважаемый Михаил Сергеевич!

На основании устной договоренности высылаем Вам коммерческое предложение на поставку оптовой партии запчастей к автомобилям ВАЗ 2108 с указанием минимального количества, сроков поставки, формы оплаты по всем предлагаемым типам.

С уважением (подпись)

В. К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия лакокрасочных материалов, отгруженных Вами на судне «Ленинград» по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт.

Согласно п. № 4 договора, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки лакокрасочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%.

В приложении препровождаем Вам акт экспертизы № 228, удостоверяющий, что товар не соответствует качеству по условиям договора.

14. Составьте письма, ответами на которые стали письма, приведенные ниже.

А. Турагентство «Глобус»

О предложении туристических путевок

Предлагаем администрации школ Промышленного района рассмотреть вопрос о приобретении у нас путевок на познавательные туры в Санкт–Петербург в период школьных каникул с 5 по 13 ноября. Девятидневный тур включает в качестве культурной программы 7 интереснейших экскурсий:

1. Дворцы Санкт–Петербурга.

2. Музеи Санкт–Петербурга (Эрмитаж, Русский музей).

3. Храмы города на Неве.

4. Знакомство с архитектурным ансамблем города.

5. Парки Санкт–Петербурга.

6. Места, связанные с пребыванием Петра I.

7. Загородная поездка в Павловск.

В стоимость путевки входят экскурсионное обслуживание, услуги гида, проезд в оба конца, проживание в гостинице со всеми удобствами, двухразовое питание (завтрак, обед).

Цена путевки – 13000 руб.

За дополнительными сведениями вы можете обратиться по тел.

66-23-03.

путевка реализуется до 15 ноября 2000 года.

Групповые скидки до 2%.

Б. Уважаемый Артем Борисович!

С сожалением сообщаем, что наш завод не может поставить вам электрический кабель в соответствии с вашими спецификациями.

С уважением (подпись)

15. По начальным фразам определите вид официального письма.

1. Обращаемся к Вам с просьбой сообщить….

2. С благодарностью подтверждаем…….

3. Вторично ставим Вас в известность……..

4. На основании Вашего запроса высылаем Вам…….

5. Имеем честь сообщить Вам, что …….

6. Просим принять участие в………

7. Благодарим Вас за просьбу дать предложение на отгрузку товара в Ваш адрес…

8. Мы официально заявляем вам рекламацию на …..

16. Познакомьтесь с анализом текста, принадлежащего официально-деловому стилю. Если необходимо, дополните его.

Из Конституционного закона об организации государственных властей 25.02.1875 (Франция)

Законодательная власть осуществляется двумя собраниями: палатой депутатов и сенатом. Палата депутатов назначается всеобщим голосованием, согласно условиям, определенным избирательным законом.

Состав, способ назначения и полномочия сената определяются особым законом.

Президент республики избирается абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов, соединенных в национальное собрание. Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран.

Анализ текста

1. Сфера функционирования: правовая.

2. Жанр: законодательный акт.

3. Функционально-смысловой тип речи: повествование (сообщение об организации государственных властей во временной последовательности).

4. Форма речи: письменный монолог.

5. Основная функция: информационная, правовая (документ является средством закрепления правовых норм).

6. Внутристилевые черты:

6.1. Стандартизованность – использование устойчивых оборотов деловой речи (согласно условиям, способ назначения, власть осуществляется).

6.2. Точность формулировок достигается употреблением специальной терминологии (законодательная власть, палата депутатов, сенат), повторяемостью ключевых слов (избирается, голосование, закон).

6.3. Документальность.

6.4. Официальность.

6.5. Конкретность.

7. Языковые средства:

7.1. Лексика – употребление специальной терминологии (избирательный закон, национальное собрание и др.), название лиц по их функции деловых отношений (президент, депутаты), абстрактной лексики (полномочия, условия, назначение).

7.2. Морфология: отсутствие глаголов и местоимений 1-го и 2-го лица, преобладание глаголов настоящего времени (осуществляется, назначается, определяется, избирается).

7.3. Синтаксис: предложения полные, двусоставные, прямой порядок слов, пассивные конструкции (палата назначается голосованием, президент избирается сенатом, власть осуществляется собраниями).

8. Вывод: этот текст принадлежит юридическому подстилю официально-делового стиля.

 

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Общая характеристика

Публицистический стиль связан со сферой общественных отношений. Наиболее полно он реализуется в газетных и журнальных статьях, на радио и телевидении, в ораторских выступлениях на собраниях, митингах (политическое красноречие).

Публицистический стиль выступает и в письменной, и в устной форме. Причем в последнее время в письменной форме реализуется газетно-публицистический подстиль, а радио- и тележурналистский, а также ораторский теперь не является устным воспроизведением заранее написанного текста. Как правило, преобладают устные жанры.

Публицистическому стилю присущи две сочетающиеся основные функции – информативная и воздействующая. Передавая какую-либо информацию, автор стремится произвести на адресата воздействие. Часто автор выражает свое отношение к передаваемым фактам, что определяет яркую эмоционально-экспрессивную окраску стиля.

Для этого стиля характерно чередование «экспрессии и стандарта» (В.Г. Костомаров). При потере точной семантики, экспрессивно-оценочных качеств стандарты могут превращаться в речевые штампы: паркетные войны, финансовые пирамиды, политический климат, нагнетать шумиху, политический капитал и др.

 

Лексика и фразеология

Многие слова и словосочетания в переносном значении приобретают яркую публицистическую окраску, например, школа выживания, пакет предложений, цепная реакция и др.

Преобладает общественно-политическая лексика: общество, гражданин, демократия, конституция, депутат, свобода, равенство, право и др.

Многочисленны примеры публицистической фразеологии: позитивные перемены, черный нал, цепные псы, прогрессивные веяния, президентская кампания, политический авангард, чиновничий произвол и др.

Широко употребляются разговорные и просторечные слова и выражения: разборка, донимать, до одурения, обшарпанный, толком не знать, пофигизм, наезд, пустые бумажки, пробуксовка, лезть из кожи вон и др.

 

Морфология

В публицистическом стиле (как и в научном) продуктивны отвлеченные существительные: особенность, личность, сотрудничество, повышение, доверие. Активны интернациональные словообразовательные суффиксы (-а-, -циi-, -ра-, -ист-, -изм- и др.): поляризация, изоляция, агентура, моралист, диверсант, антифашизм и др. Распространены слова, образованные путем сложения, например: общественно-политический, социально-экономический.

Для публицистического стиля характерно употребление единственного числа существительного в значении множественного: это ударило по карману представителя среднего класса.

Несчитаемые существительные в публицистическом стиле могут употребляться в форме множественного числа: разговоры, свободы, настроения, круги, поиски и др.

Отмечается частое употребление родительного падежа: пакет услуг, время перемен, реструктуризация отрасли, выход из экономического кризиса.

Для публицистического стиля характерно настоящее и прошедшее время: политические страсти накаляются; правые готовятся к атакам; события развернулись в считанные минуты.

Активно употребляются отрицательные частицы не и ни, частица же в усилительной функции, разговорные частицы ведь, вот, даже, лишь производные предлоги в области, в сторону, на основе, в ходе, в качестве, на базе и др.

 

Синтаксис

В публицистическом стиле применяются различные синтаксические приемы экспрессии: инверсия, риторические вопросы, побудительные и восклицательные предложения.

Тенденция к информативной насыщенности приводит к употреблению предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами.

Вопросы и задания по теме

1. Назовите сферу функционирования, подстили, функции и внутристилевые черты публицистического стиля.

2. В чем особенность лексики этого стиля. Можно ли объединять речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, и речевые штампы, имеющие канцелярскую окраску?

3. Назовите языковые средства публицистического стиля на уровне морфологии и синтаксиса.

4. Можно отнести к публицистическому стилю язык рекламы? В чем его особенность?

5. Прочитайте аннотацию. Сравните ее с научной аннотацией.

Валерий Казаков. Асфальт и тени. Рассказы, повесть. – М.: Мол. Гвардия, 2003 [3] с. – (Лит. пасьянс).

Проза Валерия Казакова – проза поэта. Яркая, расцвеченная неожиданным словцом или точной метафорой речь, стремление одновременно к динамике и лаконизму сюжета, повышенный градус чувств выгодно отличает практически все произведения, вошедшие в книгу. Последний же раздел «Абибоки» - записи на память, дневниковые заметы, схожие с «затесями» В. Астафьева или «камешками» В. Солоухина, - хочется назвать собиранием, стихотворений в прозе. Вот одно из них: «Стоял на веранде и минут пятнадцать слушал жалобы дождя. Я его понял, но только раскрыл рот для ответной исповеди, как дождь вдруг громко всхлипнул и перестал. Третью неделю жду его возвращения, волнуюсь – вдруг придет не тот дождь, и мы не поймем друг друга». Самопознание длиною в жизнь, любовь длинною в жизнь удалось вместить автору в эту сравнительно небольшую по объему книгу. (ЛГ – Рейтинг. ЛГ. № 19 - 20. 2003.)

6. Познакомьтесь со статьей К. Рождественской «Каз, нить, не, льзя», опубликованной в «Новой газете» от 19 – 21 мая 2003 г. Как влияет нарушение норм пунктуации на эффективность коммуникации? Относится ли данный текст к публицистическому стилю? Обоснуйте.

Над Новым Арбатом довольно долго висела праздничная растяжка: «Памяти - павших будьте достойны». Непонятно: то ли кто-то решил, что «памяти – павших» пишется через дефис, как «пистолет - пулемет» или чья – то сложная фамилия, то ли это не дефис, а тире, и тогда вся растяжка посвящена памяти призыва «павших будьте достойны». Что звучит ужаснее – сказать трудно.

Это не кощунство, это даже нельзя назвать неграмотностью. Просто пофигизм. Сами подумайте: ну что такое пунктуация по сравнению с вечностью? Часто ли в последнее время ваша жизнь зависела от дефиса или запятой, если эта запятая не имела отношения к десятичным дробям? Времена «казнить нельзя помиловать» давно прошли. Никого не удивляет заблудившаяся запятая на плакате в метро: «От Москвы до самых, до окраин». Так и написано, и висит этот плакат уже не первый год. Ну не соответствует это правилам, и что? На надпись все равно почти никто не смотрит, она слишком высоко висит. Поэтому мало кто способен оценить красоту манипуляций с русским языком: от Москвы сначала до самых, а потом уже до окраин. «Самых» при такой пунктуации воспринимается как нечто между городом и окраинами, другими словами – страшная дыра. Матом вроде нехорошо все-таки в метро и дети ездят. А так – нормально. Посвящается всем, кто ворчит: «Понаехали тут эти самые».

Если так пойдет дальше, то запятые в пресловутой фразе про «казнить» надо будет расставлять как-нибудь так: «Каз,нить нельзя, по, миловать». Русский язык стерпит. Он вообще терпеливый и очень благодарный. Вовремя, очевидно, вышел псевдоисторический роман Дмитрия Быкова про отмену орфографии: там некоторые пишут, как слышится, а другие – как слышится тому, кто диктует.

Плавающие запятые и самозарождающиеся тире русскому языку не страшны, а за то грамотные люди могут с ним договориться и пользоваться в своё удовольствие. Например, телерекламу одной сотовой компании делали очень грамотные люди. «Наши абоненты, - сообщают они, - уверены, что все входящие – бесплатно». И не удивляйтесь, когда придет счет: никто не сказал, что за входящие действительно не надо платить. Вам сообщили лишь, что все абоненты этой компании уверены, что платить не надо. Разница ясна? Русский язык и не такое умеет.

С памятью павших, правда, как-то не очень красиво получилось, но вряд ли кто-нибудь это заметил.

С памятью вообще что-то происходит. В этом году на плакатах, выпущенных к годовщине Победы, красовались не абстрактные цветочки-гвоздички (надоели уже), не фотографии ветеранов с внуками (внуки выросли, а ветеранов почти не осталось), не документальные фотографии военных лет (их мы давно выучили наизусть). Наверное, впервые за все эти десятилетия с плакатов смотрели актеры, игравшие в военных фильмах. Штирлиц думал о том, каким будет Берлин после войны. В бой шли одни старики. Посреди плакатов был нарисован огонек, прорастающий из ниоткуда. Как символ памяти. Как будто авторы признавались: мы помним все то, что придумали о войне. Мы помним Штирлица и пастора Шлага, мы помним Олега Даля и девочек, у которых тихие зори, мы помним все то, чего на самом деле никогда не было. Только приглядевшись, можно было понять, что это реклама Первого канала, всего лишь список фильмов, которые он решил показать на праздник. Смысл у рекламы оказался глубже: речь идет о придуманной войне. Живых свидетелей уже так мало, что хорошо бы подкрепить их воспоминания советскими фильмами, снятыми живыми свидетелями. А наши дети будут рассказывать о войне уже исключительно по фильмам. Начнется память-павших-через дефис.

Хорошо, что плакаты к 9 Мая были именно такими. По крайней мере, честно.

Вообще на улицах стало гораздо интереснее. На каждом углу - надпись «Идiотъ». С фотографиями. Ну да, реклама нового телесериала, по старому Достоевскому, с отмененными когда-то буквами, вновь входящими в рекламную моду. На всех троллейбусных остановках люди подозрительно поглядывают на эту надпись, видимо воспринимают на свой счет. Жалко, что авторы этой рекламы не пошли дальше и не догадались вклеить в плакаты зеркало вместо фотографии Машкова и Вележевой. Было бы прекрасное интерактивное общение с потенциальным зрителем. Ведь зритель любит, когда обращаются лично к нему.

Я вот, например, очень благодарна авторам телевизионной рекламы, превратившим мой телевизор в аквариум. Я давно мечтала его превратить во что-то подобное: тихое и булькающее.

7. Приведите примеры современных речевых стандартов, публицистических фразеологизмов с положительной и отрицательной оценочностью.

8. Проанализируйте газетные заголовки любого издания и сделайте вывод о преобладающей функции - иформационной, воздействующей и рекламной.

9. Прочитайте материал Арины Яковлевой «Скажи мне, на чем ты приплыл…» (Новая газета, 19-21 мая 2003г.). Определите его основную функцию. Какие средства речевого воздействия в нем использованы?

Попробуйте предложить импортному владельцу «Роллс-ройса» ручной сборки разместить на его автомобиле рекламу фирмы, пусть даже не вашей, пусть даже его собственной. Думаю, такой визит завершится встречей с секьюрити или с санитаром скорой психиатрической помощи.

Попробуйте одновременно договориться с ведущими телекомпаниями нескольких приличных стран о полутора часах эфирного времени в прайм-тайм. Думаю, после переговоров идея международного терроризма покажется вам не лишенной привлекательности.

Но как быть, если очень хочется и, в общем-то, пора, давно пора обратить внимание высокомерных владельцев «Роллс-ройсов», а заодно и их менее элитных, но вполне кредитоспособных земляков на себя и свою продукцию, которая настолько хороша, что и они могли бы за милую душу эту продукцию носить, есть, пить, курить или, по крайней мере, раскланиваться с ее производителем, то есть с вами?

Российскому бизнесу уже есть что предложить за границу, кроме беглых олигархов, но нет в запасе пары тройки веков, чтобы полегоньку обзаводиться связями и репутацией.

Надо наверстывать, нагонять и перегонять, а значит надо появиться словно московское княжество перед средневековой Европой, чтобы сразу и всем стало понятно: это не парвеню, это серьезные лица, с ними стоит считаться и иметь дело.

Система такого скоростного внедрения давно известна и отработана: во-первых, яхта счастливо сочетает в себе кастовый имидж «Роллс-ройса» с демократичностью маршрутного такси. Ее аристократическое достоинство ничуть не умаляют чьи-то товарные знаки на бортах и парусе. Во-вторых, когда породистое судно под флагом пока неизвестной компании появляется на любой из многочисленных международных регат, оно категорически заявляет о состоятельности, высоком потенциале и породистости самой компании.

У фирмы «Винстон» после участия в единственной регате возле берегов Австралии и Новой Зеландии, чье население до этого предпочитало иные табачные марки, уровень продаж тут же вырос вдвое. А компания «Вольво» без колебаний выкупила название крупнейшей кругосветной гонки «Уитбред» за миллиард долларов.

Кстати, во время этой гонки каждая яхта оборудуется своей передающей станцией и в среднем имеет 80 минут эфирного времени.

Сегодня в России достаточно и яхт, и профессиональных экипажей, чтобы отечественные фирмы с экспортными амбициями могли на равных вписаться в любую парусную регату по вполне реальной цене. Ближняя из них, с которой можно (а почему бы и нет?) начать в июле, - юбилейный сороковой европейский кубок Эгейского моря, одно из главнейших событий для европейских яхтсменов-любителей. Пока мастера-класса (иных не держим, все-таки в СССР парусный спорт был на высоте и школа не утрачена) двигают судно, а вместе с ним и бренд, ангажировавший их компании к победному финишу, пассажиры могут предаваться разным удовольствиям. Впрочем, можно обойтись и без гонок, а просто погрузиться всем коллективом, человек эдак в сорок, на арендованную яхту и предаваться праздности и веселью, чтобы через неделю-другую вернуться домой, но уже не коллегами, не сотрудниками, а командой.

 


Библиографический список

 

 

1. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика: Пособие для учителей / Л.Г. Барлас. - М.: «Просвещение», 1978. – 256 с.

2. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка / А.Н. Васильева. - М.: «Русский язык», 1976.

3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В.Виноградов. – М., 1963.

4. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Б.Н. Головин. - М.: Высш. шк., 1988. - 320 с.

5. Данцев А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А.А.Данцев, Н.В. Нефедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 320 с.

6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка / Кожина М.Н. – М., 1977.

7. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова. - М.: Флинта: Наука, 2002.- 288 с.

8. Колтунова М.В. Деловое письмо / М.В. Колтунова. - М.: АО Аспект Пресс, 1994. – 112 с.

9. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1999.- 560 с.

10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 6–е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.- 315 с.

11. Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис / О.А. Лаптева. - М.: Наука, 1976.

12. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990.- 685 с.

13. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов/ М.Р. Львов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 272 с.

14. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для гуманит. вузов и учащихся лицеев / Н.Б. Мечковская. – 2–е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с.

15. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 976 с.

16. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 509 с.

17. Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи: Учеб. пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. - Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – 544 с.

18. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002.- 413 с.

19. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь: Пособие для учителя / О.Б.Сиротинина. - М.: Просвещение, 1983. – 80 с.

Приложение А

(справочное)

 

Повествование Описание Рассуждение
А. Функции
Изображение жизни во времени и пространстве Образ картины, признаки Анализ, обобщение, доказательство и др.
Б. Сфера применения
Художественная литература, история, реже – деловой мир Поэзия, отчасти – проза, реже – наука   Наука, деловой мир  
В. Жанры (преимущественно)
Эпические, драматические   Пейзажная лирика, пейзаж в повести Научные монографии, статьи
Г. Сюжет, действие
Да; бывает несколько сюжетных линий Нет   Редко  
Д. Размеры
Любые, до многотомных романов - эпопей Малые   Любые до многих томов  
Е. Структура, композиция
Обычно сложная, даже усложнённая Изобразительная, реже логическая Строгая, логическая  
Ж. Смешение типов речи
Высокий уровень смешения Низкий уровень   Низкий уровень  

 

Схема дана по: (13).

 

 


Приложение Б

(справочное)

 

 

Функциональные стили языка

По В.В. Виноградову:

Функции языка: общение, сообщение и воздействие. Стили: обиходно-бытовой, обиходно-деловой, официально-документальный и научный — функция общения, сообщения; публицистический и художественно-беллетристический стили — функция воздействия.

Стили речи — это стили жанров художественной и иной литературы, а также индивидуальные стили. Стиль художественной литературы рассматривается особо. (Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963).

По Б.Н. Головину и Ф.М. Березину:

Типы социальной деятельности: производственно-трудовая, научная, художественная, управленческо-деловая, политико-публицистическая, повседневно-бытовая.

Соответственно—функциональные стили языка: производственно-технический, научный, художественный, деловой, общественно-публицистический, разговорно-бытовой.

(Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 979).

По Д.Э.Розенталю:

Устно-разговорные (в рамках литературной нормы):

а) литературно-разговорный;

б) разговорно-бытовой (просторечие, арго — вне нормы).

Письменно-книжные стили: официально-деловой, публицистический и научный.

Особо стоит беллетристический (художественная проза).

(Р о з е н т а л ь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1967).

Стили речи, их разновидности (менее упорядочены, чем стили языка).

По А.Н. Гвоздеву:

Стили публичной речи; стили бытовой, разговорной речи; торжественный (риторический), официальный (холодный), интимно-ласковый, юмористический, шутливый стиль, нейтральный стиль.

(Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. — М., 1955).

По Н.М.Шанскому:

Языковые стили   Подстили  
Научный, публицистический, официально-деловой Собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный, газетно-публицистический, радио-тележурналистский, ораторский, собственно законодательный, дипломатический, канцелярский

(Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — М., 1982).

По различным источникам второй половины XX в.:

Народно-поэтические стили: былинный, сказочный, песенный, стиль частушки, пословиц и пр.

Стили жанров и литературных школ: очерковый, басенный, торжественный (ода), классический, стиль проповеди, поучительный, романтический и пр.; прокурорский, библейский, эпистолярный.

Индивидуальные стили (в подражаниях): он пишет в стиле Есенина; стиль Достоевского, футуристов, Цветаевой и пр.

В конце XX в. появились: стиль озвученной письменной речи, стиль детской речи; научный стиль делится на подстили по отраслям знаний — математический, химический; диссертационный стиль, лаконичный стиль, телеграфный стиль.

Примечание: просторечие, жаргоны, профессиональные языки, диалекты к числу стилей не относят.

Материал дан по: (13).


Приложение В

(справочное)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.15 с.)