Архитектура Франции XVIII В. (классицизм): жак анж габриэль, работы в версале, париже; архитектор эре де корни, Ж. Боффран Ж. Куртон, деламер, К. Леду, жан жак суффло. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура Франции XVIII В. (классицизм): жак анж габриэль, работы в версале, париже; архитектор эре де корни, Ж. Боффран Ж. Куртон, деламер, К. Леду, жан жак суффло.



22. Преобразования в Париже в период Второй империи — градостроительные работы барона Османа в XIX веке по поручению Наполеона III, во многом определившие современный облик Парижа. Перепланировка города включила в себя не только работы по изменению внешнего облика города, но и привела к улучшению инфраструктуры Парижа. Для обеспечения движения транспорта Осман проложил широкие проспекты сквозь существующие кварталы. На месте запутанных узких улочек возникла геометрическая сеть широких, прямых и светлых авеню и бульваров. Ширина бульваров доходила до 30 м, что было удивительно для парижан С севера на юг протянулась сквозь город практически прямая ось от Севастопольского бульвара до бульвара Сан-Мишель. Рядом с Шатле северо-южную линию пересекает одна из длиннейших улиц Парижа — улица Риволи, продлённая Османом до улицы Сен-Антуан. Также были построены бульвары в западном и восточном направлениях. Вдоль проспектов были высажены каштаны, подчёркивающие симметричность обновлённого города. Барон Осман продолжил работу над Большими бульварами, созданными во время правления Людовика XIV. Он не только расширил их, но и построил несколько новых осей, как например, бульвар Ришар-Ленуар и бульвар Осман. Площадь Звезды приняла при бароне Османе свой окончательный вид — от нее лучами расходятся 12 проспектов, названных в честь маршалов Франции или в честь побед, одержанных французскими войсками.На площадь Согласия нетрудно попасть с любой из соседних улиц, которые буквально впадают в нее, будто реки в море, и достаточно просто следовать их естественному течению, чтобы оказаться в конце концов на ее открытом пространстве. Такое свойство вовсе не очевидно для площади, что наглядно демонстрируют парижские площади Дофина, Вогёзов и Вандомская. И в этом смысле площадь Согласия стала серьезным градостроительным достижением своего времени. Собственная история площади началась во время правления Людовика XV. В 1748 г. закончилась война за австрийское наследство. Парижане, обрадованные установлением мира, решили воздвигнуть конную статую короля. Был объявлен конкурс на проект королевской площади, и сам король должен был выбрать его победителя. король лично выбрал для своей статуи место – за пределами тогдашнего Парижа, где земля была недорога и строительство можно было вести, так сказать, с чистого листа. Работа была поручена Первому королевскому архитектору и президенту Академии архитектуры Анжу Жаку Габриэлю. При этом монарх поставил условие, чтобы застройка новой площади (названной, естественно, в его честь площадью Людовика XV) не нарушала основной градостроительной оси, которую создал Ленотр в предыдущем столетии. Габриэль блестяще справился с непростой задачей и создал уникальную площадь, не имевшую в то время аналогов не только в Париже, но и во всем мире. До тех пор городские площади оформлялись замкнутыми, закрывались застройкой по периметру, и архитектурное единство обеспечивалось единообразием, ритмом или гармонией этой застройки. Площади Дофина, Вогёзов и Вандомская, типичные примеры такого подхода. Анж Жак Габриэль умудрился создать ансамбль четырехугольной площади, которая с трех сторон открыта! На восток открывается сад Тюильри, с юга протекает Сена, а на запад уходит перспектива Елисейских Полей. Это необычное решение превратило площадь фактически в шедевр ландшафтного дизайна, а не архитектуры зданий, что весьма неожиданно для центра огромного, плотно застроенного города. В XIX веке площадь Согласия подверглась некоторой перестройке под руководством архитектора Итторфа. Был засыпан ров вдоль сада Тюильри, облюбованный проститутками. У въезда на Елисейские Поля установили еще одну пару конных статуй, зеркально к тем, что стоят у входа в сад Тюильри. Площадь Согласия стала первой парижской площадью, выполняющей роль крупного транспортного узла. В дальнейшем аналогичную задачу ставили при застройке большинства столичных площадей, что привело к особому парижскому своеобразию их «звездчатого» облика. Самый яркий образец так и назвали площадью Звезды, лишь впоследствии добавив к ее наименованию имя президента Шарля де Голля. Елисейские поля упираются в площадь Звезды. В центре нее находится знаменитая Триумфальная арка. Крыша арки представляет собой смотровую площадку, открывается великолепный вид на Елисейские поля и османовский Париж, а в центральном пролете арки с 1921 года устроена могила Неизвестного солдата, на которой с 1926 года зажжен Вечный огонь. И хотя войска больше не могут проходить под аркой, это одно из самых торжественно-официальных мест в Париже.

 

23. Англия наряду являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. ИНИГО ДЖОНС его работы выполнены под влиянием выдающегося итальянского зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио. С 1615 по 1642 г. Джонс был придворным архитектором английских королей. Он делал декорации к театральным представлениям, а также проектировал королевские дворцы. Первым среди них был загородный дом королевы Анны (супруги короля Якова I) — Куинз-хаус в Гринвиче, пригороде Лондона (1616— 1635 гг.). Двухэтажный Куинз-хаус представляет собой монолитный куб, совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В центре паркового фасада расположена лоджия. В этой постройке Джонс придал манере Палладио чисто английскую холодность, геометризм и строгость. Следующая работа архитектора - Банкетинг-хаус в Лондоне (1619—1622 гг.). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитектурным убранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспроизводит облик античного храма. Позднее, уже в 30-е гг. XVII в., Джонс создал проект нового дворца Уайтхолл, частью которого должен был стать Банкетинг-хаус. Однако этот проект был столь грандиозен, что так и остался неосуществлённым. Постройки Джонса отражали вкусы английского двора того времени, однако большинство архитекторов вплоть до конца XVII в. продолжали строить дворцы и усадьбы всё ещё в традициях средневековой Англии. И лить в начале XVIII столетия творчество Джонса было заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построек английского палладианства. Кристофер Рен Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена, вероятно наиболее выдающегося английского зодчего. Рен был учёным, занимался анатомией, физикой, астрономией и математикой; только в 60-е гг. он обратился к архитектуре.В 1665 г. Рен предпринял путешествие в Париж, чтобы изучать постройки современных французских архитекторов. Особенно его заинтересовали купольные храмы в Париже и его пригородах (в Англии тогда не было ни одной церкви с куполом). Поездка во Францию — единственное в биографии архитектора путешествие за границу — оказала большое влияние на всё его последующее творчество В сентябре 1666 г. Лондон был охвачен огромным пожаром, который уничтожил старый собор Святого Павла, восемьдесят семь церквей и свыше тринадцати тысяч домов. Современники говорили: «Лондон был, но его больше нет».Спустя три года после пожара Рена назначили королевским архитектором. Он возглавил работы по перестройке города и посвятил им почти всю жизнь. Венцом этих работ стало новое здание собора Святого Павла — главный шедевр Рена. Кроме того, в 1670—1686 гг. по его проектам были построены новые кирпичные дома и пятьдесят две церкви (конечно, Рен работал не один, а с целой командой помощников). Последнее крупное сооружение архитектора — королевский госпиталь в Гринвиче, возведённый Реном в 1696— 1716 гг. недалеко от Куинз-хауса Иниго Джонса. Госпиталь состоит из двух симметричных корпусов, над которыми возвышаются башни с куполами. Колоннадами из сдвоенных колонн корпуса выходят на разделяющую их небольшую площадь. Эти колоннады образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом.

 

24. Джон Ванбру Первой любовью Джона стала литература. Он стал известным английским комедиографом Прежде чем стать архитектором Ванбру еще успел побывать военным и шпионом. Случайно познакомившись с помощником архитектора Кристофера Рена - Николасом Хоксмором, честолюбивый драматург становится архитектором аристократов. Характерной особенностью архитектуры того времени было частое выступление на архитектурном поприще дилетантов из числа дворян и крупной буржуазии. Таким образом, Джон Ванбру занял промежуточное положение между разносторонне одаренными и образованными мастерами 17-го столетия и узкими специалистами XVIII века. Вскоре без какой-либо предварительной подготовки он спроектировал для лорда замок Кэсл-Хоувард в Йоркшире (1699-1726). В замке, к сравнительно небольшому центральному зданию, занятому большим купольным залом, примыкает со стороны сада огромный корпус с анфиладой двенадцати зал, а со стороны парадного двора - большие крылья с помещениями различного назначения, соединенные с главным зданием узкими галереями. Склонность молодого архитектора к монументальности, грандиозному, эффектному, но живому расположению и акцентированию архитектурных объемов сообщает композиции ансамбля ярко выраженную театральность, свойственную архитектуре барокко. Построенный Ванбру для герцога Мальборо знаменитый Бленхеймский замок близ Оксфорда (1705-1724) имел в окружности около 250 метров, его северный фасад - 100 метров в длину. Литераторы издевались над стилем Ванбру, над его страстью придавать зданиям массивность

Уильям Кент. В 1734 году Кент начинает строительство дома в поместье Холькхэм-Холл, это в графстве Норфолк. Начиная с 1735 года Уильям Кент в Лондоне становится придворным мастером. Талант Уильяма Кента является довольно разносторонним. Вначале он занимается живописью, пишет портреты, исторические и религиозные картины, расписывает потолки, гравирует офортом, делает рисунки для разной утвари, для книжных иллюстраций, разбивает сады и строит дворцы в Вестминстерском аббатстве для памятника Шекспиру. Кент занимал такие должности как: королевский плотник, королевский архитектор, хранитель королевских картин и, наконец, главный королевский живописец. Это все время может называться эрой Кента и Берлингтона. Хотя произведений Уильяма Кента сохранилось не так уж и много. Говорят, что он вместе с Берлингтоном строил лондонский дворец Берлингтона. Принимал участие в строительстве в Чисике известной виллы. В Лондоне дворец герцогов Девонширских является его постройкой. Другое мнение, о нем которое малоблагоприятное можно составить по сооруженной согласно его проекту в Лондоне (1750-1758) Конногвардейской казарме (в будущем — в этом месте пребывает главнокомандующий британской армии) - здании с беспокойными и тяжелыми формами. Уильям Кент в нем отказался от применения колонн, и все расчленение фасада он сделал с помощью разных углублений и выступов. Ему еще принадлежит план большого с роскошной отделкой в графстве Норфолк дворца графа Лестера в Холкхеме (строительство начато в 1734 году). Уильям Кент отталкивался от итальянских образцов, хотя обуревавшая его страсть к тяжеловесности, принуждала приближаться к вкусам Ванбру. Для континента наибольшее значение имел построенный Кентом в парке Стоу "Храм античной добродетели" — это элегантный круглый павильон.Одним из самых наиболее совершенным творением английского паркового искусства в Бакингемшире является парк Стоу, - это в резиденции лорда Кобхема. Трудились над его созданием вместе с Кентом садоводы Ленслот и Бриджмен Браун. Парк располагался на пространстве в двести гектаров. Художники-строители пытались изгнать мысль об каким-нибудь насильственным изменениям в природе и одновременно старались ей придать максимальную живописность

Роберт и Джеймс Адам – выразители идей английского неоклассицизма Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адам, сыновья известного архитектора Уильяма Адама Наиболее талантливым из них был Роберт Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал целые улицы, площади и кварталы Главная причина их стремительного успеха частично заключалась в хитром маркетинге. Фамилия Адам – это не только Роберт и Джеймс, но также их старший брат Джон, который сотрудничал с ними при создании архитектурных проектов. В центр внимания продвигалось в основном имя Роберта, для того чтобы сделать его запоминающимся и узнаваемым. Это был своеобразный и эффективный коммерческий ход. Роберт Адам шотландский архитектор из династии палладианцев Адамов, крупнейший представитель британского классицизма XVIII века. Разработал Адамов стиль — воздушную, лёгкую и непринуждённую версию раннего классицизма с упором на изящный дизайн интерьеров. Не чуждался неоготики. Оказал большое влияние на вкусы современников в отношении мебели..Стремление к знакомству с античными памятниками гражданского зодчества привело Адама в Далмацию, в Спалато, где он осматривал руины дворца Диоклетиана и снял его подробные планы. Впоследствии издал в Лондоне развёрнутое описание этого малоизвестного в то время памятника. Далее думал было ехать в Грецию и Египет, но по финансовым причинам вернулся на родину, где сделан был королевским архитектором. В конце 1760-х Роберт (работавший в сотрудничестве с братом Джеймсом) стал самым востребованным архитектором в Британии. Ценители прекрасного восторгались свободой, с которой он соединял классические элементы, прежде считавшиеся несовместимыми. Свежий подход к компоновке знакомых архитектурных приёмов (термальное окно, серлиано) свидетельствовал о глубинном проникновении Адама в сущность античного искусства. Рабское подражание проектам Палладио, типичное для поколения У. Кента и Р. Бойля, сменилось их вольной трактовкой с лёгкостью, более характерной для рококо, чем для классицизма. Братья Адамы редко получали заказы на строительство новых зданий. Как правило, их приглашали «осовременивать» интерьеры усадебных домов предыдущей эпохи (таковы лондонские Кенвуд-хаус и Сайон-хаус). От работ Адама до наших дней в неизменном виде сохранилось сравнительно немногое. В первую очередь следует указать на Кедлстон-холл около Дерби — частный дом, насыщенный отсылками к триумфальным аркам античности. В Лондоне братья на собственные средства выстроили первый в городе классицистический квартал — Адельфи (не сохранился). Для столичных зданий Адамов типично разделение на секции с 2-3-ярусными квартирами. В последние годы жизни Адам был востребован главным образом в Эдинбурге, где успел воплотить несколько монументальных проектов, включая Реджистер-хаус (грандиозный купольный зал, вписанный в квадратный план) и здание Эдинбургского университета.

Ричард Бойль, 3-й граф Бёрлингтон, 4-й граф Корк— английский аристократ и меценат, один из распространителей палладианства и вдохновителей масонского движения[1] в Англии, прозванный «графом-архитектором». Хотя Бойль предпочитал политике искусство, он по праву рождения занимал места в тайном совете и Палате лордов. В Италии познакомился с У. Кентом, вместе с ним занимался изучением и собиранием рукописей Палладио и его первого последователя на севере Европы — Иниго Джонса. По проектам графа-архитектора были сооружены первые со времён Джонса палладианские здания на севере Европы — его собственная вилла в Чизике и Египетский зал для ассамблей в Йорке. Он же курировал строительство загородного Холхем-холла. После возвращения в Англию Бёрлингтон вместе с Кентом и другими архитекторами спроектировал свой лондонский особняк — Бёрлингтон-хаус на Пиккадилли (ныне здание Королевской академии художеств). Это презентабельное здание выгодно выделялось на фоне вычурных барочных построек, которые тогда были в моде, предельно строгими формами, грубой рустовкой нижнего этажа, монументальным бельэтажем, венецианскими окнами, полукруглыми колоннадами (позднее снесёнными). В целом творчество Бёрлингтона послужило одной из отправных точек формирования архитектуры классицизма.

Архитектор Джеймс Гиббс известен сочетанием английского и итальянского стилей, проявился в архитектуре церкви Сент-Мартин ин-дэ-Филдс в Лондоне, которая стала образцом XVIII века английской и американской церковной архитектуры. Благодаря влиянию графа, а также рекомендации архитектора Кристофера Рена Гиббс получил должность в комиссии по церковному строительству. Теперь он мог начать свой первый общественный проект — церковь Сент-Мэри-ле-Странд, который наиболее заметно отразил влияние итальянского бароккоКоличество частных домов, построенных им или к строительству которых он приложил руку, достигает по меньшей мере 50. После 1720 годов влияние барокко в его работах падает, под воздействием энергичного палладианизма лорда Берлингтона и совпавшего с этим отката общественных вкусов в сторону классицизма. Зрелый стиль Гиббса представляет собой синтез итальянских первоисточников (как барокко, так и палладианизма) и английского средневекового народного стиля. Самое известное его творение, церковь святого Мартина (Сент-Мартинин-дэ-Филдс), спроектированная в 1720 году, со своим готическим шпилем и классической галереей является образцом смешения различных влияний. Несмотря на критику современников (французы восхищались галереей и ругали шпиль), церковь святого Мартина стала прототипом бесчисленных британских и американских церквей.

Британский архитектор георгианской эпохи, один из ведущих архитекторов того времени, Уильям Чемберс работал в стиле своего учителя А. Палладио. В двадцатилетнем возрасте он уехал с поручением отца в Индию и Китай, где его привлекло своеобразие индийских и китайских построек, китайские сады и прикладное искусство. Эта поездка дала ему материал для написания книги "Архитектура китайских зданий" (1757), благодаря которой он добился известности. В 1749 году он изучал архитектуру сначала в Париже у Клериссо, а затем в Риме изучал античные здания и постройки Ренессанса. В 1755 году Чемберс возвратился в Англию и, благодаря покровительству лорда Бьюта, стал преподавателем архитектуры принца Уэльского. Получив доступ в поместье принца Уэльского в Кью, Чемберс занялся планировкой знаменитых ботанических садов Кью-Гарденс и постройкой нескольких декоративных и экзотических зданий, в том числе — пагоды, которая до сих пор там стоит, хотя и сильно обветшала. В 1761 году он стал одним из двух королевских архитекторов — но вторым был Роберт Адам. Годы, проведенные во Франции и Италии, дали ему огромный авторитет в его профессии (авторитет, которым обладал и Роберт Адам). Одним из самых известных его проектов является здание Соммерсет-Хауса в Лондоне. Чемберс придерживался консервативных взглядов в своей профессии, используя доскональное знание европейской архитектуры (особенно французской) для придания нового звучания стилю палладионизма.

Характер курортного города Бата определили два архитектота Джон Вуд-старший и его сын, Джон Вуд-младший. Английский архитектор и городской проектировщик Джон Вуд-старший по прозвищу Вуд из Бата, переехал в Бата в 1727 году. Хотя некоторые из спроектированных им зданий заслуживают внимания как упражнения в палладианском стиле, он наиболее широко известен своим планированием улиц группами зданий в виде визуальных элементов. После того как Вуд участвовал в строительстве жилого массива Кавендиш-Харли в Лондоне, он спроектировал свои первые "городские виды" в Бате, а именно Северный и Южный Парады. Работы Джона Вуда-младшего в Бате стали кульминацией палладианской традиции, начатой его отцом Джоном Вудом. Бат стал одним из наиболее прославленных достижений всестороннего городского планирования. Ему поручили завершение проекта биржи в Ливерпуле Вуда-старшего. После смерти отца в 1754 году Вуд стал главным архитектором Бата. Он завершил работы по цирку по проекту своего отца и проектировал Королевский полумесяц, этот проект представлял сбой огромный полукруг из 30 стоящих рядом домов, обращенных к большому парку. Объединенный фасад этой впечатляющей структуры создавал эффект дворца; это стало первым проектом такого рода в английской архитектуре и позднее широко имитировалось. Хорошо известным сооружением, сделанным лично Вудом в Бате, являются Палаты ассамблеи (1769-1771), которые были частично разрушены во время бомбардировок 1942 года, но позднее подверглись значительной реконструкции и реставрации.

 

25. Андреас Шлютер— немецкий ваятель и зодчий, наиболее яркий и востребованный представитель раннего барокко в Германии. Директор Берлинской академии художеств в 1702-1704 годах. В 1694 году переместился в Берлин, где разрабатывал интерьеры апартаментов курфюрста и надзирал за строительством Городского дворца в Берлине. Его шедевром считается конный памятник «Великому курфюрсту», ныне перенесённый в Шарлоттенбург, наиболее значительный для того времени конный памятник, созданный в 1696 году (отлит в 1703 году Якоби. Долгое время бытовало мнение, что именно Шлютер создал первоначальный проект Янтарной комнаты. В 1698 году Шлютеру поручили завершить начатую Нерингом постройку и произвести отделку здания берлинского арсенала.В 1699 году Шлютеру поручили руководить сооружением большого королевского дворца по созданному им проекту. К тому времени он был назначен главным архитектором. Берлинский дворец строился долго: начатый задолго до Шлютера, он был фактически закончен только к середине XIX века. Однако внешний вид здания определили именно те его части, которые были созданы Шлютером. Ему принадлежали южный и северный фасады дворца и фасады его внутреннего двора, а также интерьер лестницы и ряд парадных комнат.

Иоганн Бальтазар — немецкий архитектор барокко и рококо. В Вене Нейман ознакомился с образцовыми барочными сооружениями работы Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха и Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта, сформировавшими его архитектурные пристрастия. В Милане Нейман познакомился с творчеством Гварино Гварини, которое повлияло в будущем на его признанное гениальным восприятие пространства. в 1720 г. Нейману было поручено проектирование нового дворца-резиденции в Вюрцбурге. В ходе подготовки проекта дворца по поручению своего работодателя Нейман отправился в ознакомительную поездку и посетил Мангейм, Брухзаль, Страсбург, Нанси и Париж. Здесь под влиянием первого архитектора французского короля Робера де Котта окончательно сложились его новаторские взгляды в обращении с пространством. Вместе с другим великим французским зодчим Жерменом Боффраном Нейман работал в Париже над своими проектами прославивших его впоследствии широких лестниц. Благодаря женитьбе на Марии Еве Энгельберте Шильд, дочери тайного советника Франца Игнация Шильда Нейман стал вхож в наиболее влиятельные дома города и епископства. Благодаря одержимому строительством семейству Шёнборнов, пытавшихся везде насадить своих ставленников, Нейман получил заказы в епископствах Шпейера, Констанца и Трира, и даже от курфюрста Кёльна Клеменса Августа I Баварского. В конце жизни Нейман создал по заказу императора Франца I проекты новой лестницы венского Хофбурга, которая считается одним из самых великолепных образцов барочных лестниц (1747 г.), а также масштабные проекты резиденций в Штутгарте (1747—1749 гг.), Карлсруэ (1750—1751 гг.) и Шветцингене (1752 г.).

АЗАМ (Asam), братьяКосмас Дамиан, Эгид Кверин Немецкие живописцы, скульпторы, архитекторы. Сыновья известного мастера фресковой живописи Ганса Георга Азама, создателя росписей в стиле барокко в областях католической Южной Германии. Учились у своего отца, работая с ним до его смерти (1711) в церквах и соборах Южной Баварии. В 1712—1714 были в Италии, изучали традиции итальянского барокко. С 1714 работали в Германии. Космас Дамиан предпочитал живопись, изображая глубокие иллюзорные прорывы на сводах и в подкупольном пространстве церквей и соборов. Оба брата работали в церквах Инсбрука, Андернаха, Рура, Адельбаха, Вельтенбурга, Штраубинга, Мюнхена. Наиболее значительные произведения: высокий алтарь Св. Георгий, побеждающий дракона (1721, Вельтенбург, церковь бенедектинского аббатства) и алтарь Вознесение Марии (1723, Рур, Бавария, церковь августинцев); фрески на сюжеты из жизни св. Иоанна Непомука и скульптурное изображение святого в алтаре церкви Св. Иоанна Непомука ("Азамкирхе") в Мюнхене (1733—1734). Важной совместной работой явилась постройка церкви в Адельбахе (после 1720), живописное и скульптурное украшение ее интерьера. В Мюнхене братья выстроили для себя собственный дом на Зендлингерштрассе (1729—1733). Братья Азам были крупнейшими мастерами немецкого барокко, создавшими свой индивидуальный стиль в живописи и скульптуре на основе переработки традиций итальянского барокко.

Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф— немецкий архитектор, основной представитель фридерицианского рококо.С 1740 г. являлся главным хранителем королевских дворцов и парков. Жил и работал в эпоху господства стиля барокко, но считается предшественником раннего классицизма. Создал ряд изящных и простых фасадов зданий, интерьеры которых были прихотливо отделаны в стиле рококо.Его главные работы: Новый флигель дворца Шарлоттенбург, 1740-43. Оперный театр в Берлине, теперь Государственная опера, 1741-43. Дворец Сан-Суси в Потсдаме, 1745-47. Городской дворец в Потсдаме, 1745-51.

Карл Готтгард Лангганс— прусский архитектор. Лангганс стал старшим архитектором при бреславльской камере и выстроил там бывший гацфельденский дворец и несколько других зданий. В 1792 г. был приглашён в Берлин, где ему было поручена внутренняя отделка оперного театра. Затем Лангганс руководил дворцовым строительным управлением. Он получил известность, построив знаменитые Бранденбургские ворота в Берлине, которые стали первым опытом применения древнегреческого стиля в немецкой архитектуре.Помимо этого, им было закончено возведение Мраморного дворца в Потсдаме, начатое Гонтардом, и выполнено много других заказов в Берлине.Архитектором стал сын Карла Готтарда Лангганса — Карл Фердинанд.

Карл Фри́дрих Ши́нкель— (немецкий) архитектор, художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве. После кончины отца переехал в Берлин (1795), где учился архитектуре под руководством братьев Гилли в только что основанной ими Академии архитектуры (c 1798 по 1800), одновременно с этим работая художником на фарфоровой фабрике. C 1803 по 1805 посетил Италию и Францию, позже, в 1826 побывал в Англии. Изначально Шинкель занимался живописью: писал пейзажи, исторические сцены, создал немало ландшафтных диорам и панорам. В 1811 стал первым немецким литографом: Деятельно занялся зодчеством с той поры, как его в 1810 году по предложению Вильгельма фон Гумбольдта назначили асессором Прусской строительной депутации. Последовательно продвигаясь по служебной лестнице, Шинкель сосредоточил в своих руках контроль над важнейшими строительными работами в королевстве. Реформировал поздний, ампирный классицизм, археологически уточнив его античные формы, а с другой стороны — придав им еще более свободную, гибкую вариативность. К числу наиболее значительных его сооружений, выполненных в «греческом стиле», относятся: Старый музей (1822—1830) в Берлине; Дворец Шарлоттенхоф (с 1826) и ряд парковых павильонов в Потсдаме. Храм Николаикирхе (1830—1837) в Потсдаме. Изначально испытывая острый интерес и к готике, под воздействием своих английских впечатлений начал строить в неоготическом вкусе: чугунный памятник королеве Луизе в Гранзее близ Берлина, 1811; Вердерская церковь в Берлине, 1825—1828, не сохранилась; Под руководством Шинкеля (по планам 1817 и 1833) была значительно модернизирована планировка Берлина (устройство новых улиц и бульваров в центре города; расширение его общей территории за счет присоединения ряда прилегающих районов). Шинкель внес большой вклад в развитие местной художественной промышленности, создавая эскизы мебели и светильников, стимулируя производство декоративного литья и керамики, а также витражей. Активно занимаясь реставрационными работами (в том числе надзором за достройкой Кёльнского собора), поставил дело охраны архитектурных памятников на широкую государственную основу: по его инициативе (с 1815) соответствующие службы были учреждены по всей Пруссии. Среди собственных произведений Шинкеля особое место занимают некоторые замыслы 1830-х годов (проекты магазина и библиотеки), а также здание Строительной академии (1831—1835; не сохранилось), где он отказался от каких бы то ни было исторических стилизаций, создав новаторские образцы протофункционализма.


26. История создания Цвингера Цвингер строился около 20 лет при Августе II Сильном, короле Польском (1697–1704 и 1709–1733) и курфюрсте Саксонском (Фридрих Август I, 1694–1733), и свой окончательный облик получил почти случайно. С самого начала для его строительства не создавалось четких планов, кроме того, несколько раз в процессе возведения зданий менялось назначение Цвингера: задумывался он как оранжерея, а в результате стал Королевским комплексом естественнонаучных музеев. В 1709 Август Сильный дал распоряжение своим архитекторам построить на внутренней стороне цвингеровского вала оранжерею. Наряду с оранжереей, которой первоначально и был Цвингер, на противоположном берегу Эльбы был выстроен фарфоровый замок Августа Сильного, со специальными кабинетами, где хранились работы по лаку. От него сохранились до наших дней Японский дворец и величайшее в мире собрание фарфора, занимающее четвертую часть помещений Цвингера. Цвингеровская оранжерея – одна из первых оранжерей Германии, превзошла все, что существовало до нее в этом плане. Сохранился набросок, сделанный королем собственноручно, где он раскрывает свой замысел: там, где вал выдавался вперед, Август хотел построить три полукруглые, расположенные одна над другой террасы, на которых рядами должны были располагаться экзотические деревья. Впоследствии король утверждал, что Цвингер построен по его замыслу, однако то, что было создано, мало напоминает королевский набросок. Король и архитектор М.Д.Пёппельман как будто состязались в изобретательности и, в конце – концов, вместо оранжереи возникло сооружение для празднеств и торжественных церемоний. Правда, для этого многим пришлось пожертвовать: снесли часть имевшихся строений и часть бастионов, защищавших город, углубили фарватер реки Эльбы, начиная от города Кёнигштайн, чтобы доставлять по ней из каменоломен мощные песчаниковые блоки для опор, колонн и монументальной скульптуры. Август Сильный послал Пёппельмана в Вену и Рим, чтобы он посмотрел, как надо строить дворцы и разбивать сады. Возвратившись в 1710, Пёппельман предлагает королю пристроить к Закругленным галереям два двухэтажных павильона, а перепад высоты между цвингеровским валом и садом использовать для сооружения каскадов и фонтанов – вода как стоячая, так и текучая приобретает в это время особую функцию в архитектуре. Так в Цвингере появился «водяной театр», позднее названный Купальней нимф. Архитектуру оживляла вода и прекрасные скульптуры, выполненные Балтазаром Пермозером вместе с помощниками. В 1715 Пёппельман был послан в Париж для изучения дворцовых сооружений и их интерьеров. В это же время архитектор решает проблему, над которой он бился несколько лет – оформление стыка между западными Закругленными галереями – Пёппельман запланировал здесь целое сооружение – Павильон на валу, который должен был увенчать собой всю архитектурную группу и выполнить несколько важных функций: в нем расположены входные двери в обе Закругленные галереи, лестницы, три фонтана, образующие грот, и небольшой парадный зал. Павильон на валу был сооружен в 1716–1718, к этому времени завершается отделка Французского и Физико-математического павильонов, которыми заканчиваются западные Закругленные галереи. Из камня к 1719 в ужасной спешке были построены два новых угловых павильона – Немецкий и Музей фарфора, а также оперный театр. К августу 1719 года Цвингер, включая временные деревянные строения, был закончен. Расходы почти в три раза превзошли предварительную смету, но даже недостроенный Цвингер, по мнению современников, был ни с чем не сравним. На одной из праздничных декораций Август приказал поместить изречение: «Бессмертие приносят князьям, как великие победы, так и великие здания». К 1730 Цвингер становится самым значительным комплексом естественнонаучных музеев Европы, в нем представлены наряду с графикой экспонаты кунсткамеры, коллекции минералов, окаменелостей, раковин, кораллов, янтаря, материалов по зоологии, ботанике, анатомии, а также можно было пользоваться естественнонаучной библиотекой. Теперь Цвингер называют не оранжереей, а Королевским дворцом наук, праздников там больше не устраивалось.

Сан-Суси́— один из самых известных дворцов Гогенцоллернов, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Эскизы для своей летней резиденции прусский король Фридрих II создал сам, и дворец в стиле рококо был возведён в 1745—1747 годах по проекту архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа. При Фридрихе Вильгельме IV в 1840—1842 годах дворец Сан-Суси подвергся реконструкции, в ходе которой по проекту Людвига Персиуса были достроены два боковых флигеля. На месте контроль за строительством осуществлял Фердинанд фон Арним. Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы. Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой. Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан-Суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградники появились в Бранденбургской марке ещё в XIII в., но никогда прежде они не занимали здесь центральное место в художественном оформлении декоративных садов монархов. Виноградные террасы Сан-Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком». Ветряная мельница, появившаяся на холме ещё в 1736 году, подчёркивала сельскую идиллию Сан-Суси и являлась по мнению Фридриха украшением дворца. В отличие от других королевских садов дворец Сан-Суси не является центром архитектурного ансамбля, а лишь частью виноградника, увенчивающей его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.028 с.)