Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миссия и цели предприятия, их роль в управлении

Поиск

Миссия и цели предприятия, их роль в управлении

 

Основным связующим звеном предприятия с внешней средой являются его цели, которые можно разделить:

1) по отношению к предприятию - на внешние и внутренние;

2) по глобальности и срокам действия - на стратегические, тактические и оперативные.

Внешние цели — это те, достижение которых позволяет организации изменить внешнюю среду, а внутренние цели — это те, достижение которых позволяет организации развиваться самой. Разумеется, достижение и тех и других целей взаимосвязано, т.е. невозможно пытаться достичь какой-либо внутренней цели без достижения внешней и наоборот.

Миссия — это констатация внутренней философии организации, определяющей духовные ценности и принципы, в соответствии с которыми она осуществляет свою деятельность. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, обязательно несет в себе нечто, что делает ее в своем роде уникальной, характеризующей именно ту организацию, для которой она была выработана.

Для самой организации наличие и грамотная формулировка миссии важны по следующим причинам.

1) миссия дает субъектам внешней среды общее представление об организации, формирует и закрепляет у них ее имидж;

2) любой человек, в том числе и руководитель, при принятии решений исходит из собственной системы жизненных ценностей, поэтому миссия выполняет роль единения ценностей руководителя и организации, т.е. является отправной точкой и критерием оценки альтернатив ее развития;

3) через миссию до персонала доводятся ценности и принципы, лежащие в основе построения и функционирования организации, что способствует установлению определенного внутреннего климата.

Основные свойства и типы процесса управления

Процесс управления представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.

Процесс управления можно рассматривать с различных точек зрения:

1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления;

2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления;

3) с модельной, используя математические модели описания процесса управления;

4) с критериальной, анализируя преемственность и взаимозависимость целей и критериев оценки деятельности системы управления на различных этапах процесса управления.

При анализе процесса управления с любой точки зрения следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер. Процесс управления начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с исчезновением этих взаимосвязей.

С содержательной точки зрения в процессе управления можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.

 

 

Управленческие полномочия, власть и ответственность

 

Менеджеру, работая наемным работником или являясь собст­венником имущества, в процессе управления необходимо ис­пользовать власть. Власть и управление как бы два взаимодо­полняющих понятия, они переплетаются, но не тождественны. Признается наукой и практикой, что без реальной власти не может быть реального управления. Власть реализуется в управ­ленческом процессе и приводит свой механизм воздействия на управляемый объект.

Понятие «власть» в управленческой литературе означает способность того или иного лица оказывать влияние на пове­дение людей с целью подчинения их своей воле.

Исходя из взаимосвязи групп, отдельных субъектов, их инте­ресов, мнений и ролей, которые они играют, власть позволяет менеджеру направлять действия и поведение подчиненных в русло интересов организации, побуждать сотрудников к более эффективной и плодотворной работе, предотвращать возникаю­щие в коллективе конфликты.

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть — это власть должности, обеспечивающая единство действий всех подчиненных, связана с официальным статусом лица в структу­ре управления организацией и измеряется либо числом подчи­ненных, либо объемом материальных ресурсов, которыми дан­ное лицо может распоряжаться.

Реальная власть — это власть авторитета, влияния, обуслов­ленного местом человека в системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью зависимости от окружающих. Счи­тается, что реальная власть от иерархии подчинения весьма да­лека. Восприятие власти определяется пониманием смысла и содержанием распоряжений, интеллектуальными и физиче­скими возможностями подчиненных, соответствием характера власти индивидуальным потребностям и установкам работников.

Основными формами власти являются:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом который воспрепятствует удовлетворению какой-либо насущной потребности, или причинит какие-то другие неприятности. По этому многие руководители пользуются влиянием через страх, угрожая различного рода санкциями: увольнение, лишение премии, понижение в должности и др.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить потребность или доставить удовольствие. Поскольку власть, основанная на вознаграждении, имеет определенные ограничения, поэтому менеджер должен использовать и другие способы влияния.

3. Власть, основанная на традиции. Сводится к созданию совокупности традиций, привычек и ожиданий выполнения определенной работы, которые ведут к некоторому автоматизму действий и нарушение которых вызывает отрицательные эмоции.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристика или поведение влияющего настолько привлекательны для исполни­теля, что он хочет быть таким же, как влияющий. Власть приме­ра часто называют харизматическим влиянием. Харизма — это власть, построенная только на силе личных качеств или способ­ностей влияющего.

5. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлет­ворить потребность.

6. Власть посредством убеждения сводится к подчинению своим убеждениям в необходимости выполнения предписывае­мого требования. Она делает ненужным высший контроль и стимулирование, поскольку подчиненный понимает, что посту­пать так, как то предписывает руководитель или требуют обстоятельства, наиболее целесообразно.

 

 

Это кратко 55,56,57,58

 

55 Характеристика функции планирования

 

Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

Планирование предусматривает разработку целей и комплек­са мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом.

Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим, двигаться? Как мы собираемся это сделать?

Суть ответа на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа ее сильных и слабых сторон в важных функцио­нальных областях: маркетинг, финансы, производство и др.

В практической деятельности организаций существуют раз­личные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:

1. Долгосрочное планирование.

2. Среднесрочное планирование.

3. Краткосрочное (текущее или оперативное) планирование.

В целом планирование включает в себя: определение конеч­ных и промежуточных целей; определение задач, решение кото­рых необходимо для достижения целей; определение средств и способов решения конкретных задач; определение требуемых ре­сурсов, их источников и способа распределения.

 

 

Функция организации

Процесс создания организационных условий (организационной структуры) для реализации целей предприятия включает следующие стадии работы:

1. Детализацию целей, которые были сформулированы в при процессе планирования, определение конкретных задач для их достижения с учетом специфики и сложности планируемого результата деятельности предприятия. Выполнение этой стадии в рамках функции организации непосредственно связано и практически выполняется совместно с функцией планирования.

2. Определение всех видов работ, которые необходимо выполнить для решения конкретных задач, направленных на достижение целей предприятия. Эта деятельность также тесно связана с реализацией функции планирования и направлена, прежде всего, на уточнение конкретного содержания выполняемых (запланированных) работ и их специализации.

3. Оценка имеющихся человеческих ресурсов, их идентификация с конкретными видами работ и группирование в организационные формирования по родственным работам, технологиям и квалификационным требованиям к персоналу. Этот процесс направлен на создание конкретных подразделений и организацией ной схемы их взаимодействия (формирование организационной структуры), которая будет способствовать результативному и эф­фективному выполнению планируемых работ по достижению це­лей организации.

4. Определение степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала различных уровней подразде­лений и предприятия в целом с учетом принятой организацион­ной схемы и структуры управления для достижения желаемого результата (целей).

5. Оформление и утверждение (формализация) организацион­ных схем и структуры, положений по элементам формируемой организационной структуры, должностных инструкций, нормативов и т.д.

Функция контроля

 

Контроль как функция менеджмента представляет собой вид уп­равленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранном (запланированном) пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установлен­ными планами (стандартами) и принятия необходимых коррек­тирующих действий.

Этапы процесса контроля (как основные элементы контроля) включают:

• Установление показателей деятельности предприятия, ко­торые должны оцениваться в процессе контроля.

• Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин (стандартов).

• Проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Реализация функции контроля включает проведение различных видов контроля деятельности организации для достижения ее целей: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предвари­тельного контроля являются определенные правила, процедуры и линии поведения, которые вырабатываются для обеспечения реализации намеченных планов организации. Строгое выполне­ние этих правил, процедур и поведения позволяет убедиться в правильной организации и обеспечении будущей деятельности для достижения намеченных целей.

Предварительный контроль применяется, как правило, в трех ключевых областях обеспечения хозяйственной деятельности ор­ганизации — человеческие ресурсы, материальные и финансовые ресурсы.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе про­ведения работ. Это следует понимать не буквально. Такой контроль проводится как измерение фактических результатов (показателей результативности) после завершения конкретных этапов или эле­ментов работы, направленной на достижение желаемых целей.

Заключительный контроль по принципу организации аналогичен текущему контролю, рассмотренному выше. Их различия заключаются в организации обратной связи и измерении результатов деятельности организации. При текущем контроле обратная связь используется в ходе проведения работ. Соответственно и измерения результатов производятся в процессе текущей деятельности организации. В рамках заключительного контроля обратная связь срабатывает после завершения всей работы. Результаты также изучаются после завершения конкретных (оцениваемых) работ.

 

Общие принципы менеджмента

 

Принципы менеджмента можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Еще задолго до того, как была сформирована классическая теория управления, люди вырабатывали ее правила на основе многове­кового опыта совместной деятельности. Правила эти передава­лись из поколения в поколение, пополняя источник народной мудрости бесценным жемчугом здравого смысла. Исключительно метко подчеркнул роль правил в человеческой деятельности италь­янский писатель Мандзони (1785—1873), указывая на то, что действовать без правил — самое трудное и утомительное занятие на этом свете. Наша современная политическая и экономическая жизнь особенно ярко и рельефно выявила и дала каждому с особой силой ощутить на своем социальном, материальном, нравственном овном опыте значение правил, выработанных многовековой историей народа: что посеешь, то и пожнешь; мелко плавать — дно ногами задевать; ум хорошо, а два — лучше; сила уму уступает; воюют не числом, а умением; умный рассудит, а глупый осудит и т.д.

Родоначальниками научного управления в начале века сформулированы правила эффективной управленческой дея­тельности, которые относятся к так называемой классической системе управления и являются до настоящего времени осно­вополагающими. Гаррингтон Эмерсон в книге «Двенадцать прин­ципов производительности» (1912 г.) сформулировал их сле­дующим образом:

1) отчетливо поставленные идеалы или цели;

2) здравый смысл;

3) компетентная консультация;

4) дисциплина;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;

7) диспетчеризация;

8) нормы и расписания;

9) нормализация условий труда;

10) нормирование производственных и управленческих операций;

11) наличие стандартных инструкций;

12) вознаграждение за производительность.

Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные черты которой изложил в книге «Общее и промышлен­ное управление» (1916г.).

 

 

Миссия и цели предприятия, их роль в управлении

 

Основным связующим звеном предприятия с внешней средой являются его цели, которые можно разделить:

1) по отношению к предприятию - на внешние и внутренние;

2) по глобальности и срокам действия - на стратегические, тактические и оперативные.

Внешние цели — это те, достижение которых позволяет организации изменить внешнюю среду, а внутренние цели — это те, достижение которых позволяет организации развиваться самой. Разумеется, достижение и тех и других целей взаимосвязано, т.е. невозможно пытаться достичь какой-либо внутренней цели без достижения внешней и наоборот.

Миссия — это констатация внутренней философии организации, определяющей духовные ценности и принципы, в соответствии с которыми она осуществляет свою деятельность. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, обязательно несет в себе нечто, что делает ее в своем роде уникальной, характеризующей именно ту организацию, для которой она была выработана.

Для самой организации наличие и грамотная формулировка миссии важны по следующим причинам.

1) миссия дает субъектам внешней среды общее представление об организации, формирует и закрепляет у них ее имидж;

2) любой человек, в том числе и руководитель, при принятии решений исходит из собственной системы жизненных ценностей, поэтому миссия выполняет роль единения ценностей руководителя и организации, т.е. является отправной точкой и критерием оценки альтернатив ее развития;

3) через миссию до персонала доводятся ценности и принципы, лежащие в основе построения и функционирования организации, что способствует установлению определенного внутреннего климата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.46 (0.009 с.)