Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные свойства и типы процесса управления

Поиск

Процесс управления представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.

Процесс управления можно рассматривать с различных точек зрения:

1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления;

2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления;

3) с модельной, используя математические модели описания процесса управления;

4) с критериальной, анализируя преемственность и взаимозависимость целей и критериев оценки деятельности системы управления на различных этапах процесса управления.

При анализе процесса управления с любой точки зрения следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер. Процесс управления начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с исчезновением этих взаимосвязей.

С содержательной точки зрения в процессе управления можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.

 

 

Управленческие полномочия, власть и ответственность

 

Менеджеру, работая наемным работником или являясь собст­венником имущества, в процессе управления необходимо ис­пользовать власть. Власть и управление как бы два взаимодо­полняющих понятия, они переплетаются, но не тождественны. Признается наукой и практикой, что без реальной власти не может быть реального управления. Власть реализуется в управ­ленческом процессе и приводит свой механизм воздействия на управляемый объект.

Понятие «власть» в управленческой литературе означает способность того или иного лица оказывать влияние на пове­дение людей с целью подчинения их своей воле.

Исходя из взаимосвязи групп, отдельных субъектов, их инте­ресов, мнений и ролей, которые они играют, власть позволяет менеджеру направлять действия и поведение подчиненных в русло интересов организации, побуждать сотрудников к более эффективной и плодотворной работе, предотвращать возникаю­щие в коллективе конфликты.

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть — это власть должности, обеспечивающая единство действий всех подчиненных, связана с официальным статусом лица в структу­ре управления организацией и измеряется либо числом подчи­ненных, либо объемом материальных ресурсов, которыми дан­ное лицо может распоряжаться.

Реальная власть — это власть авторитета, влияния, обуслов­ленного местом человека в системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью зависимости от окружающих. Счи­тается, что реальная власть от иерархии подчинения весьма да­лека. Восприятие власти определяется пониманием смысла и содержанием распоряжений, интеллектуальными и физиче­скими возможностями подчиненных, соответствием характера власти индивидуальным потребностям и установкам работников.

Основными формами власти являются:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом который воспрепятствует удовлетворению какой-либо насущной потребности, или причинит какие-то другие неприятности. По этому многие руководители пользуются влиянием через страх, угрожая различного рода санкциями: увольнение, лишение премии, понижение в должности и др.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить потребность или доставить удовольствие. Поскольку власть, основанная на вознаграждении, имеет определенные ограничения, поэтому менеджер должен использовать и другие способы влияния.

3. Власть, основанная на традиции. Сводится к созданию совокупности традиций, привычек и ожиданий выполнения определенной работы, которые ведут к некоторому автоматизму действий и нарушение которых вызывает отрицательные эмоции.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристика или поведение влияющего настолько привлекательны для исполни­теля, что он хочет быть таким же, как влияющий. Власть приме­ра часто называют харизматическим влиянием. Харизма — это власть, построенная только на силе личных качеств или способ­ностей влияющего.

5. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлет­ворить потребность.

6. Власть посредством убеждения сводится к подчинению своим убеждениям в необходимости выполнения предписывае­мого требования. Она делает ненужным высший контроль и стимулирование, поскольку подчиненный понимает, что посту­пать так, как то предписывает руководитель или требуют обстоятельства, наиболее целесообразно.

 

 

Это кратко 55,56,57,58

 

55 Характеристика функции планирования

 

Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

Планирование предусматривает разработку целей и комплек­са мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом.

Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим, двигаться? Как мы собираемся это сделать?

Суть ответа на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа ее сильных и слабых сторон в важных функцио­нальных областях: маркетинг, финансы, производство и др.

В практической деятельности организаций существуют раз­личные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:

1. Долгосрочное планирование.

2. Среднесрочное планирование.

3. Краткосрочное (текущее или оперативное) планирование.

В целом планирование включает в себя: определение конеч­ных и промежуточных целей; определение задач, решение кото­рых необходимо для достижения целей; определение средств и способов решения конкретных задач; определение требуемых ре­сурсов, их источников и способа распределения.

 

 

Функция организации

Процесс создания организационных условий (организационной структуры) для реализации целей предприятия включает следующие стадии работы:

1. Детализацию целей, которые были сформулированы в при процессе планирования, определение конкретных задач для их достижения с учетом специфики и сложности планируемого результата деятельности предприятия. Выполнение этой стадии в рамках функции организации непосредственно связано и практически выполняется совместно с функцией планирования.

2. Определение всех видов работ, которые необходимо выполнить для решения конкретных задач, направленных на достижение целей предприятия. Эта деятельность также тесно связана с реализацией функции планирования и направлена, прежде всего, на уточнение конкретного содержания выполняемых (запланированных) работ и их специализации.

3. Оценка имеющихся человеческих ресурсов, их идентификация с конкретными видами работ и группирование в организационные формирования по родственным работам, технологиям и квалификационным требованиям к персоналу. Этот процесс направлен на создание конкретных подразделений и организацией ной схемы их взаимодействия (формирование организационной структуры), которая будет способствовать результативному и эф­фективному выполнению планируемых работ по достижению це­лей организации.

4. Определение степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала различных уровней подразде­лений и предприятия в целом с учетом принятой организацион­ной схемы и структуры управления для достижения желаемого результата (целей).

5. Оформление и утверждение (формализация) организацион­ных схем и структуры, положений по элементам формируемой организационной структуры, должностных инструкций, нормативов и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.129 (0.006 с.)