Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 (практическое занятие). Деловое общение в рабочей группе

Поиск

Время: 6 часов.

Цель:

· познакомить студентов с компонентами делового общения в рабочей группе, факторами развития группы, стадиями и уровнями ее развития;

· сформировать умения диагностировать стили руководства, анализировать конструктивные и деструктивные формы общения в группе, давать характеристику социально-психологических факторов группы;

· на практике отработать приемы построения конструктивных взаимоотношений в группе.

Форма проведения:

· вводная информация, актуализация полученных знаний на лекции;

· анализ социально-психологических характеристик группы;

· дидактические упражнения решение практических задач делового общения в группе «Кроссворд», «Дороги», «Подводная лодка», «Мосты», «Я и моя команда» и др.

Изучаемые вопросы:

1. Понятие делового общения. Компоненты делового общения.

2. Понятие группы. Виды групп. Состав групп, структура. Понятие "малая социальная группа".

3. Факторы развития группы. Стадии и уровни развития группы. Процессы дифференциации и интеграции.

4. Коллектив, его основные характеристики. Закономерности групповой деятельности.

5. Стили руководства: директивный (авторитарный), демократический и либеральный. Стили руководства (К. Левин), концепция Д. Макгрегора, системы Р. Лайкерта, управленческая решетка Блейка и Моутона. Ситуационные подходы (модель Фидлера, "путь-цель" Митчела и Хауса).

6. Построение конструктивных взаимоотношений с подчиненными. Индивидуальный стиль руководства. Решение практических задач делового общения в группе.

Список литературы:

1. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.

2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания.- М., 2005.

3. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984.

4. Кон И.С. Социальная психология М.,2000.

5. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия/ Прикладные проблемы социальной психологии - М., 2003.

6. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польского. - М., 2004.

7. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя.- М., 2002.

8. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред..М.Андреевой, Я.Яноушека.- М., 2004.

9. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 1982.

10. Роберт М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

11. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.- М., 2002.

 

Занятие 4. Тема: Психология эффективного переговорного процесса

Время: 8 часов.

Цель:

· познакомить студентов с моделями и методами конструктивного ведения переговоров;

· сформировать умения планировать конструктивные переговоры, анализировать эффективные и неэффективные методы и приемы (на примере видеофильма);

· на практике отработать стили ведения переговоров.

Форма проведения:

· вводная информация, актуализация полученных знаний на лекции;

· видеоанализ конструктивных и деструктивных методов ведения переговоров (анализ видеофильма);

· дидактические упражнения по отработку стилей ведения переговоров с последующим видеоанализом «Узкое место», «Балл-кредит», «Красное и черное» и др.

 

Изучаемые вопросы:

1. Понятие о переговорном процессе.

2. Семь оснований переговорного процесса.

3. Модели поведения в переговорах.

4. Методы достижения согласия в процессе переговоров.

5. Конструктивные модели ведения переговоров.

6. Стили взаимодействия в переговорах.

7. Техника ведения переговоров.

8. Типы «трудных» людей на переговорах. Ситуации, угрожающие успешным переговорам и психологически грамотное поведение ведущего.

Список литературы:

1. 1.Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.

2. Вечер Л. Секреты делового общения, Минск, 1996

3. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.- М., 2004.

4. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд. испр. и доп.-М., 2003.

5. Барлас Т.В. Популярная психология: от контактов к общению. Москва, Академия, 1997г.

6. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Москва, прогресс, 1989г.

7. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М., 2001.

8. ПанасюкЮ.А. Управленческое общение: практические советы.- М., 2003.

9. Потеряхин А.Л. Как заинтересовать делового партнера,- С-Пб, 2001,

10. Рогозин Ю.П. Секреты общения.- М., 2001.

11. Социальная психология и этика делового общения.- М., 2002.

 

Занятие 5.Тема: Способы и правила разрешения конфликтов

Время: 5 часов.

Цель:

· познакомить студентов со способами и правилами конструктивного разрешения конфликтов в деловом взаимодействии;

· сформировать умения выстраивать эффективное общение в ситуации конфликта;

· на практике отработать методы и стили разрешения конфликта.

Форма проведения:

· вводная информация, актуализация полученных знаний на лекции;

· анализ и диагностика стилей и способов разрешения конфликта;

· дидактические упражнения по отработку приемов коммуникации в условиях конфликта «Самолет», «Шары», «Пустыня», «Война ставок» и др.

Изучаемые вопросы:

1. Понятие о конфликте. Причины и стадии конфликта.

2. Основные стили поведения в конфликте.

3. Способы разрешения конфликтов.

4. Применение административных мер и психологических подходов при разрешении конфликта.

5. Методы профилактики и правила разрешения конфликта.

6. Эффективные коммуникации и специфика переговорного процесса в условиях конфликта.

Список литературы:

1. Барлас Т.В. Популярная психология: от контактов к общению. Москва, Академия, 1997г.

2. Власова Н. …и проснешься боссом. Справочник по психологии управления. - Новосибирск, ЭКОР, 1994.

3. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.- М., 2004.

4. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М, Экономика, 1994.

5. Кон И.С. Социальная психология М.,2000.

6. Ночевник М.Н. Человеческое общение.- М.:, 2000.

7. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. М.Андреевой, Я.Яноушека.- М., 2004.

8. ПанасюкЮ.А. Управленческое общение: практические советы.- М., 2003.

9. Социальная психология и этика делового общения.- М., 2002.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

4.1. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.

Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.

Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.

В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.

Одной из форм самостоятельной работы по дисциплине «Психология делового общения» является ответы на контрольные вопросы, представленные в конце каждой темы, что позволяет определить степень усвоения материала.

4.2 Задания для самостоятельной работы по темам

 

Контрольные задания по теме 1

Подготовьте сообщение по следующим вопросам:

1. Укажите значение восприятия в процессе общения.

2. Приведите примеры ошибок восприятия.

3. Что включает в себя невербальное общение, вербальное общение? Укажите их значимость для управленческого общения.

4. Дайте классификацию невербальных средств общения.

5. Дайте характеристику видов вопросов.

6. Что дает этап ориентации?

7. Укажите практическую значимость общей формулы успешного общения: 5 – У.

 

Контрольные задания по теме 2

Подготовьте сообщение по следующим вопросам:

1. В чем принципиальное отличие определений общения и управленческого общения?

2. Какая форма управленческого общения свойственная демократическому, авторитарному, либеральному стилю руководства?

3. Проранжируйте принципы управленческого общения по мере их значимости, объясните, почему?

4. Дайте свое определение уровней общения по А. Добровичу.

5. На какой из стадий общения происходит реализация управленческих функций: планирование, мотивация, контроль, оценка и т.п.?

6. В чем заключается принципиальное отличие общения от делового общения?

7. Какова структура делового общения?

8. Обозначьте положительные и отрицательные стороны стиля руководства: демократический, либеральный, авторитарный?

9. Существуют ли еще типология стилей руководства?

Контрольные задания по теме 3

Подготовьте сообщение по следующим вопросам:

1. Какие социально-психологические феномены влияния людей и группы на человека возникают?

2. Какие методы воздействия на мотивы, установки и состояния людей вам известны?

 

Контрольные задания по теме 4

Подготовьте сообщение по следующим вопросам:

1. Что определило выделение моделей поведения на переговорах?

2. Какая из двух моделей поведения на переговоров лучшая?

3. Дайте определение критериям переговоров.

4. Какие факторы определяют более сильную позицию на переговорах?

 

Контрольные задания по теме 5

Подготовьте сообщение по следующим вопросам:

1. Понятие конфликт, виды конфликтов.

2. Перечислите элементы структуры конфликта.

3. Опишите конкретный конфликт по вашему выбору, перечислите его основные элементы, покажите структуру конфликта, определите вид конфликта, найдите причину.

 

4.3 Методические рекомендации по написанию рефератов

 

Подготовка реферата – эффективный способ обучения, стимулирующий вдумчивое и осмысленное восприятие текста, способствующий извлечению важной информации и усвоению содержания.

Выполнение теоретической части работы (написание реферата) включает следующие операции:

1. Наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание.

2. Подобрать соответствующую литературу.

3. Просмотр литературы. Следует выделить такие этапы:

4. ознакомление с текстом;

5. выделение главных смысловых компонентов текста;

6. отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов;

7. составление «связок» из отобранного материала в соответствии с логикой изложения оригинала.

8. Составление плана реферата.

Письменное оформление контрольной работы. Его составные части:

· титульный лист;

· план;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список использованной литературы.

Реферат выполняется на листах формата А4. Объем определяется степенью раскрытия материала.

Общие требования к составлению плана реферата

План реферата включает в себя перечень основных и дополнительных вопросов, содержание которых позволяет полностью осветить выбранную тему. Поэтому, главная задача, которую необходимо решить при составлении плана, заключается в формировании основных и дополнительных вопросов. По своему содержанию эти вопросы должны быть логично взаимосвязаны, так как рассмотрение каждого из них будет способствовать изучению какой-то части выбранной темы. Разделы плана позволят рассмотреть тему целиком.

Написание плана начинается со знакомства с литературой, имеющейся по данной проблеме. Прежде всего, надо составить ее подробный список, затем отобрать наименования, которые наиболее полно освещают выбранную тему. Необходимо изучить эту литературу. Опираясь на имеющиеся знания проблемы, необходимо представить себе краткую схему изложения материала. Она-то и является первоначальным наброском контрольной работы.

Если план реферата определен, надо продумать, какой материал необходим для того, чтобы достаточно подробно рассмотреть все его разделы (вопросы). Затем начинается следующий этап работы: работа над литературой, поиск и систематизация материала.

По мере работы над литературой может появиться необходимость конкретизировать план реферата.

Общие требования к содержанию введения реферата

Введение представляет собой вводную часть, преддверие к излагаемому материалу в реферате. Введение должно содержать в себе следующие элементы:

· показ значимости, теоретической и практической актуальности темы работы;

· обоснование цели и задачи работы над проблемой. Здесь необходимо ответить на следующие вопросы: Почему выбрана для анализа именно эта тема? Какая цель преследуется при ее рассмотрении в реферате?

Общие требования к основной части реферата

В основной части реферата надо сжато и в то же время, по существу раскрыть все основные и дополнительные вопросы (разделы) плана. Изложение материала должно быть грамотным, логично построенным. Излагая те или иные теоретические положения, не следует забывать об их обосновании, связи с профессией, практикой. При изложении заимствованных из литературы мыслей, фактов, выводов и т.п. делать сноски на использованные источники. Например: «Глубинной основой «Психологии общего дела» Н.Ф. Федорова является сострадание к смертному человеку…» (5, 24), где 5 – номер источника литературы в списке библиографии, 24 – страница 24.

Надо помнить, что каждый вывод должен быть обоснованным. При освещении каждого вопроса плана надо увязать их между собой. Необходимо излагать материал так, чтобы проанализировать всю проблему, высказать свое отношение к ней. По мере изложение материала по каждому вопросу плана надо делать краткие выводы.

Общие требования к заключению реферата

В заключении необходимо отразить общий итог проделанной работы. Сформулировать тот общий вывод, который завершает рассматриваемую проблему.

 

Темы рефератов

1. Общение как вид деятельности. Виды и функции общения.

2. Коммуникативные умения и навыки, их значение в деловом общении.

3. Причины неэффективных коммуникаций. Преодоление коммуникативных барьеров.

4. Выступление перед аудиторией. Подготовка к выступлению. Риторическая тренировка.

5. Телефонные разговоры как вид коммуникации.

6. Письменная речь как вид коммуникации. Особенность электронного письменного общения.

7. Реклама как вид массовой коммуникации.

8. Общение с подчиненными. Построение конструктивных взаимоотношений с подчиненными.

9. Стили руководства.

10. Понятие группы. Виды групп. Состав групп, структура.

11. Понятие "малая социальная группа". Факторы развития группы.

12. Закономерности групповой деятельности.

13. Коллектив, его основные характеристики.

14. Конфликты в управленческой деятельности. Профилактика конфликтов

15. Стресс на работе. Профилактика стрессов.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.014 с.)