Документоведение и документальное обеспечение управления» (заочная форма обучения – 6 лет)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документоведение и документальное обеспечение управления» (заочная форма обучения – 6 лет)



№ п/п Наименование темы Распределение часов
Всего Аудиторная работа Сам. работа
Лекции Семинар Практ.
4 семестр -144 часа
Структура общения и его составляющие      
Общее понятие об управленческом общении. Его формы и принципы, уровни, стадии.      
Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологическая характеристика группы      
Психология эффективного переговорного процесса    
Способы и правила разрешения конфликтов    
  Зачет          
  ВСЕГО:  

 

Государственное муниципальное управление»

(очная форма обучения – 5 лет)

№ п/п Наименование темы Распределение часов
Всего Аудиторная работа Сам. работа
Лекции Семинар Практ.
4,5 семестр -120 часов
Структура общения и его составляющие    
Общее понятие об управленческом общении. Его формы и принципы, уровни, стадии.    
Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологическая характеристика группы    
Психология эффективного переговорного процесса    
Способы и правила разрешения конфликтов    
  Зачет          
  ВСЕГО:  

Государственное муниципальное управление»,

(очно-заочная форма обучения – 6 лет)

№ п/п Наименование темы Распределение часов
Всего Аудиторная работа Сам. работа
Лекции Семинар Практ.
4 семестр -120 часов
Структура общения и его составляющие    
Общее понятие об управленческом общении. Его формы и принципы, уровни, стадии.    
Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологическая характеристика группы    
Психология эффективного переговорного процесса    
Способы и правила разрешения конфликтов    
  Зачет          
  ВСЕГО:  

Государственное муниципальное управление»,

(заочная форма обучения – 6 лет)

№ п/п Наименование темы Распределение часов
Всего Аудиторная работа Сам. работа
Лекции Семинар Практ.
1 семестр -120 часов
Структура общения и его составляющие    
Общее понятие об управленческом общении. Его формы и принципы, уровни, стадии.    
Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологическая характеристика группы    
Психология эффективного переговорного процесса    
Способы и правила разрешения конфликтов    
  Зачет          
  ВСЕГО:  

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия для специальности

Документоведение и документальное обеспечение управления»

Номера тем дисциплин Тема семинара Количество часов
Структура общения и его составляющие
Общее понятие об управленческом общении. Его формы и принципы, уровни, стадии
Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологическая характеристика группы
Психология эффективного переговорного процесса
Способы и правила разрешения конфликтов

Практические занятия для специальностей

Государственное муниципальное управление» и

Социально-культурный сервис и туризм»

Номера тем дисциплин Тема практических занятий Количество часов
Структура общения и его составляющие
Управленческое общение
Деловое общение в рабочей группе.
Психология эффективного переговорного процесса
Способы и правила разрешения конфликтов

V. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

 

1. Деловое общение. Отличие общения в быту от делового общения.

2. Восприятие в процессе общения. Ошибки восприятия.

3. Невербальное и вербальное общение. Их значение для управленческого общения.

4. Успех в деловом общении. Практическая значимость общей формулы успешного общения.

5. Формы управленческого общения и их связь со стилем руководства.

6. Принципы управленческого общения.

7. Определение уровней общения по А. Добровичу.

8. Реализация управленческих функций (планирование, мотивация, контроль, оценка), в процессе общения.

9. Стили руководства. Типология стилей руководства. Положительные и отрицательные стороны стилей руководства: демократический, либеральный, авторитарный.

10. Социально-психологические феномены влияния личность. Методы воздействия на мотивы, установки и состояния людей.

11. Модели поведения на переговорах.

12. Конфликты. Опишите конкретный конфликт по вашему выбору, перечислите его основные элементы, покажите структуру конфликта, определите вид конфликта, найдите причину.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная литература

1. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. - М., 2000.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. -М., 2003.

4. Вечер Л. Секреты делового общения, Минск, 1996

5. Генов Ф. Психология управления. - М., 1992.

6. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания.- М., 2005.

7. Добрович А. Общение: Наука и искусство? М., 1996

8. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984.

9. Жариков, Е.С. Психология управления М., 2002.

10. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.- М., 2004.

11. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М, Экономика, 1994.

12. Знаков В.В. Понимание в познании и общении.- М., 2004.

13. Карпов А.В. Психология менеджмента – М., 2005.

14. Кон И.С. Социальная психология М.,2000.

15. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: психология управленческой деятельности – С-Пб., 2004.

16. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия/ Прикладные проблемы социальной психологии - М., 2003.

17. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд. испр. и доп.-М., 2003.

18. Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания.- С-Пб, 2002.

19. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя.- М., 2002.

20. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М., 2001.

21. Ночевник М.Н. Человеческое общение.- М.:, 2000.

22. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. М.Андреевой, Я.Яноушека.- М., 2004.

23. Панасюк Ю.А. Управленческое общение: практические советы.- М., 2003.

24. Потеряхин А.Л. Как заинтересовать делового партнера,- С-Пб, 2001,

25. Психологические проблемы современного руководителя - М., 2002.

26. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.- М., 2003.

27. Социальная психология и этика делового общения.- М., 2002.

28. Социальная психология. Краткий очерк. Под общ.ред. Г.П Предвечного Ю.А. Шерковина. - М., 2000.

29. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.- М., 2002.

Дополнительная литература

1. Барлас Т.В. Популярная психология: от контактов к общению.- Москва, Академия, 1997г.

2. Биркенбильд В. Мимика, взгляды, этикет

3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.

4. Власова Н. …и проснешься боссом. Справочник по психологии управления. - Новосибирск, ЭКОР, 1994.

5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1994.

6. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П., Менеджер - психологические аспекты профессии. - М.:1992.

7. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Москва, прогресс, 1989г.

8. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. - М.: ИНФРА, 1995.

9. Лебедев В.И. Психология и управление. - М.: ВО Агропромиздат, 1990.

10. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польского. - М., 2004.

11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (пер. с англ.). - М.: Дело, 1992.

12. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 1982.

13. Роберт М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

14. Рогозин Ю.П. Секреты общения.- М., 2001.


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология делового общения» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, семинарских, практических занятий, а также во время самостоятельной работы. Использование УМК в учебном процессе, в совокупности с применением современных активных методов обучения предполагает повышение эффективности учебного процесса.

К активным методам обучения относят совокупность форм организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обладающих следующими отличиями от традиционных форм:

· принудительной активизацией поведения и мышления обучаемых;

· высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс (активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя);

· обязательностью взаимодействия обучаемых между собой или с преподавателем;

· наличием предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения материала;

· повышенной степенью мотивации, эмоциональности и творческого характера занятий;

· направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.

В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической беседы, групповой дискуссии и др.

1. Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос.

2. Использование эвристической беседы как тщательно продуманной системы вопросов способствует лучшему усвоению нового материала.

3. Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Вопросы к студентам, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности; вопросы, связанные с учебной работой и поведением студентов. Важно также побуждать студентов к сравнению того, как они раньше объясняли наблюдаемые в жизни психические явления и как они могут объяснить эти явления сейчас.

4. Использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущей лекции проводится небольшая письменная работа (может быть, и домашняя) с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции. Суждения студентов затем «вкрапливаются» в содержание лекции. Студенты становятся соавторами лекции.

5. Анализ конкретных ситуаций.

6. Показ значения психологических знаний для будущей специальности студентов.

Использование мини-опытов, экспериментов.

7. Использование фактических данных жизненных примеров, знакомых студентам; цифр, иллюстрирующих количественную сторону каких-либо психических явлений; отрывков из художественной литературы.

8. Использование наглядного материала на лекции (показ предметов, демонстрация экспериментов и психических явлений, репродукции картин, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, диаграмм, схем, кинофильмов, диапозитивов, слайдов).

9. Использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций.

10. Тренировка чувствительности – прием, активирующий внимание и эмоциональную вовлеченность слушателя в тему, проблему. Достигается это путем введения в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя: что он считает важным в даваемой информации, почему так утверждает или отрицает что-то, как поступает в таких случаях и многое другое.

11. Вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами. Можно сообщить количество допущенных ошибок.

12. В работе с основными понятиями, преподаватель может сам раскрывать содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывая иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Однако можно применять ряд приемов активного обучения, при котором студенты становятся соавторами определения сути того или иного понятия: мозговой штурм, смысловое расщепление, иерархизация понятия, объяснение понятия с использованием рисунков и метафор, введение более простого, чем в учебнике, понятия, использование фольклора, использование типичных жизненных ситуаций, свободные ассоциации, нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия, введение игровых элементов, задача с подсказкой, сравнение нескольких точек зрения на то или иное понятие, ведение словариков психологических понятий (смотри Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения и проверки знаний. – В- Новгород, 2001).

Самостоятельная подготовка студента к лекции в первую очередь заключается в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Стимулировать чтение конспектов может регулярная практика проведения устного или письменного экспресс-опроса в начале следующей лекции.

2.2. Методические рекомендации студентам по подготовке к учебным занятиям

 

Формы самостоятельного изучения курса « Психология развития и возрастная психология» могут быть разнообразными: аннотирование и конспектирование литературы; составление реферата или доклада;Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности учителя или к изучаемой проблеме.

Конспектирование литературы. Сам термин «конспект» означает краткое изложение какой-то статьи, книги, выступления, речи и т» д. Важным является возможность обращения к конспекту с целью более глубокого или нового (под новым углом зрения) осмысления законспектированного материала. Для этого конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным.

При конспектировании требуется ясность и краткость записей.

Краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметки по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала.

Для того чтобы иметь возможность при последующей работе с конспектом записывать свои замечания и рассуждения, лучше всего конспектировать только на одной стороне листа, оставляя вторую пустой.

При конспектировании полезно изучаемый источник читать, по меньшей мере два раза. При первом чтении складывается общее впечатление о работе, при втором выделяется главное содержание, которое и заносится в конспект.

Подготовка реферата или доклада. Реферативные работы, как и научный доклад, могут быть трех видов: 1) критическая рецензия на научную работу, 2) аналитический обзор исследований по теме, 3) критический анализ дискуссии.

1 Структура реферата определяется его видом.

Критическая рецензия на научную работу:

· обоснование актуальности рецензируемой работы;

· краткое изложение теоретической позиции автора, рецензируемой работы (позиция автора не всегда прослеживается достаточно четко, она может присутствовать как бы в скрытом виде. В этом случае автору реферата следует попытаться выделить и аргументировать ее; в некоторых работах отсутствует теория, излагается лишь эмпирический материал — следует отметить и это;

· критический анализ теоретической позиции автора с точки зрения методологических, философских положений и (если есть такая возможность) в сопоставлении с теоретическими взглядами других ученых;

· критический анализ доказательств гипотезы, доказательства могут быть теоретическими и экспериментальными. В первом случае следует проанализировать их логику, во втором — обоснованность выбора методики эксперимента (эксперимент может не доказывать, а лишь соответствовать или не противоречить гипотезе), методическую грамотность процедуры эксперимента, выбор условий его проведения, достаточность учета факторов, которые могут влиять на изучаемые явления, обоснованность и достаточность математической обработки;

· особенности изложения: ясность или путаность, достаточная или недостаточная полнота (особенно при изложении экспериментальных данных);

· выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что - неправильно.

Аналитический обзор по проблемеможет быть построен двояко; а) в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи); б) в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности).

Эти две формы обзора представляют собой одновременно и этапы работы с литературными источниками.

Обзор любого вида должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга и противоречащих друг другу. При таком сопоставлении работ нельзя ограничиться сравнением только выводов, авторских обобщенных формулировок. Необходимо знать, какие конкретные факты (в каких конкретно экспериментах) стоят за обобщенными выводами. В противном случае легко впасть в ложное противоречие или сделать ложный вывод об общности имеющихся в литературе данных.

Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже исследованных аспектов проблемы, результатов исследований, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению.

Критический анализ как научный метод представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-то вопросу. Главная его цель - выявить существо спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и (или) теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.

Определив вид реферативной работы, следует составить план и обсудить его с преподавателем. После этого можно приступать к написанию текста реферата.

 

2.3. Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.018 с.)