Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Целевая установка и организационо-↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Туризм»
Санкт-Петербург 2007 г. ББК88.53 УДК316.6 Р60
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой психологии. Протокол от 10 октября 2007 г. №2.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления. Протокол от 17 октября 2007 г. № 2. Родионова Е.А. Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 67 с.
Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению психологии делового общения, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, словарь терминов по дисциплине. Курс знакомит студентов с основными понятиями, категориями, явлениями, связанными с практическими проблемами социального и делового взаимодействия. Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальностям 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», 032001.65 «Документоведение и документальное обеспечение управления», 080504.65 «Государственное муниципальное правление». Также данный УМК может быть использован для направления 100200.62 «Туризм» и специальности 030602.65 «Связи с общественностью».
© СПб Академия управления и экономики, 2007 © Е. А. Родионова, 2007 СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1. Цели и задачи изучения дисциплины
Курс «Психология делового общения» предусматривает изучение особенностей психологического взаимодействия специалистов через призму этических категорий и норм поведения; определение особенностей коммуникативного поведения, закономерностей бесконфликтного общения с учетом свойств и психического потенциала личности. Изучение программного материала должно способствовать теоретической и практической подготовке специалиста в области психологических знаний и коммуникативных умений, этики профессионального взаимодействия. Целью изучения дисциплины «Психология делового общения» является формирование у студентов представлений об основных понятиях, категориях, явлениях, связанных с практическими проблемами социального и делового взаимодействия. Предметом изучения дисциплины «Психология делового общения» процесс направленного развития умений взаимодействия в процессе делового и личностного общения. Задачи обучения: · сформировать у студентов представления о теоретических и прикладных проблемах психологии делового общения; · познакомить студентов с методами и формами социального воздействия в процессе делового общения; · сформировать умение использовать психологические знания в сфере делового общения. В результате изучения дисциплины студенты должны: · знать основные термины и их определения, основные положения применяемых теорий, общие особенности делового общения как социокультурного института и как вида деятельности; · иметь представление о социально-психологических процессах в деловом общении, о средствах общения и информационных каналах в организации, барьерах общения, о влиянии изменений в организации на требования к людям, параметры человеческих отношений, нормы организационной культуры; · уметь применять психологические знания для успешного ведения переговоров, деловых бесед; · владеть методами и приемами целенаправленного воздействия в процессе делового межличностного общения. Организационно-методические указания Дисциплина «Психология делового общения» входит в цикл дисциплин специализации (ДС). Преподавание дисциплины базируется на знаниях полученных при изучении курсов «Философия», «Общая психология», «Социология». «Человек и его потребности», «Психологический практикум», «Психодиагностика». В сою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы в ходе изучения курса «Этикет и протокол делового общения», а также практической деятельности специалиста. Изучение курса предполагает сочетание нескольких форм обучения: лекций, семинарских и практических занятий и самостоятельной работы. Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых. На практических занятиях студенты знакомятся с методами и формами обучения и воспитания. На семинарских занятиях обсуждаются проблемные вопросы педагогики. Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, пишут рефераты, готовятся к семинарским занятиям и экзамену. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов. Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Структура общения и его составляющие Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе. Понятие общения. Виды общения. Деловое общение. Три Стороны общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. Средства общения: вербальные и невербальные. Искусство общения. Коммуникативные приемы и навыки. Тема 2. Общее понятие об управленческом общении. Его формы и принципы, уровни, стадии Понятие управленческого общения. Формы управленческого общения. Принципы управленческого общения. Уровни и стадии управленческого общения. Функции коммуникаций. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Причины неэффективных коммуникаций. Преодоление коммуникативных барьеров. Подготовка к выступлению. Риторическая тренировка. Телефонные разговоры. Письменная речь. Личная корреспонденция. Работа над рекламным текстом. Публицистика. Тема 5. Способы и правила разрешения конфликтов Понятие о конфликте. Причины и стадии конфликта. Основные стили поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Применение административных мер и психологических подходов при разрешении конфликта. Методы профилактики и правила разрешения конфликта. Эффективные коммуникации и специфика переговорного процесса в условиях конфликта. Антистрессовая программа в конфликтных ситуациях. Институт медиаторства (посредничества) и его роль в разрешении конфликтов. Заключение. Обзор изученного материала по дисциплине. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к зачету. III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ V. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
1. Деловое общение. Отличие общения в быту от делового общения. 2. Восприятие в процессе общения. Ошибки восприятия. 3. Невербальное и вербальное общение. Их значение для управленческого общения. 4. Успех в деловом общении. Практическая значимость общей формулы успешного общения. 5. Формы управленческого общения и их связь со стилем руководства. 6. Принципы управленческого общения. 7. Определение уровней общения по А. Добровичу. 8. Реализация управленческих функций (планирование, мотивация, контроль, оценка), в процессе общения. 9. Стили руководства. Типология стилей руководства. Положительные и отрицательные стороны стилей руководства: демократический, либеральный, авторитарный. 10. Социально-психологические феномены влияния личность. Методы воздействия на мотивы, установки и состояния людей. 11. Модели поведения на переговорах. 12. Конфликты. Опишите конкретный конфликт по вашему выбору, перечислите его основные элементы, покажите структуру конфликта, определите вид конфликта, найдите причину. VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Основная литература 1. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. - М., 2000. 2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994. 3. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. -М., 2003. 4. Вечер Л. Секреты делового общения, Минск, 1996 5. Генов Ф. Психология управления. - М., 1992. 6. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания.- М., 2005. 7. Добрович А. Общение: Наука и искусство? М., 1996 8. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984. 9. Жариков, Е.С. Психология управления М., 2002. 10. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.- М., 2004. 11. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М, Экономика, 1994. 12. Знаков В.В. Понимание в познании и общении.- М., 2004. 13. Карпов А.В. Психология менеджмента – М., 2005. 14. Кон И.С. Социальная психология М.,2000. 15. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: психология управленческой деятельности – С-Пб., 2004. 16. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия/ Прикладные проблемы социальной психологии - М., 2003. 17. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд. испр. и доп.-М., 2003. 18. Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания.- С-Пб, 2002. 19. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя.- М., 2002. 20. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М., 2001. 21. Ночевник М.Н. Человеческое общение.- М.:, 2000. 22. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. М.Андреевой, Я.Яноушека.- М., 2004. 23. Панасюк Ю.А. Управленческое общение: практические советы.- М., 2003. 24. Потеряхин А.Л. Как заинтересовать делового партнера,- С-Пб, 2001, 25. Психологические проблемы современного руководителя - М., 2002. 26. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.- М., 2003. 27. Социальная психология и этика делового общения.- М., 2002. 28. Социальная психология. Краткий очерк. Под общ.ред. Г.П Предвечного Ю.А. Шерковина. - М., 2000. 29. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.- М., 2002. Дополнительная литература 1. Барлас Т.В. Популярная психология: от контактов к общению.- Москва, Академия, 1997г. 2. Биркенбильд В. Мимика, взгляды, этикет 3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. 4. Власова Н. …и проснешься боссом. Справочник по психологии управления. - Новосибирск, ЭКОР, 1994. 5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1994. 6. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П., Менеджер - психологические аспекты профессии. - М.:1992. 7. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Москва, прогресс, 1989г. 8. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. - М.: ИНФРА, 1995. 9. Лебедев В.И. Психология и управление. - М.: ВО Агропромиздат, 1990. 10. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польского. - М., 2004. 11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (пер. с англ.). - М.: Дело, 1992. 12. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 1982. 13. Роберт М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. 14. Рогозин Ю.П. Секреты общения.- М., 2001. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология делового общения» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, семинарских, практических занятий, а также во время самостоятельной работы. Использование УМК в учебном процессе, в совокупности с применением современных активных методов обучения предполагает повышение эффективности учебного процесса. К активным методам обучения относят совокупность форм организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обладающих следующими отличиями от традиционных форм: · принудительной активизацией поведения и мышления обучаемых; · высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс (активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя); · обязательностью взаимодействия обучаемых между собой или с преподавателем; · наличием предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения материала; · повышенной степенью мотивации, эмоциональности и творческого характера занятий; · направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки. В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической беседы, групповой дискуссии и др. 1. Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос. 2. Использование эвристической беседы как тщательно продуманной системы вопросов способствует лучшему усвоению нового материала. 3. Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Вопросы к студентам, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности; вопросы, связанные с учебной работой и поведением студентов. Важно также побуждать студентов к сравнению того, как они раньше объясняли наблюдаемые в жизни психические явления и как они могут объяснить эти явления сейчас. 4. Использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущей лекции проводится небольшая письменная работа (может быть, и домашняя) с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции. Суждения студентов затем «вкрапливаются» в содержание лекции. Студенты становятся соавторами лекции. 5. Анализ конкретных ситуаций. 6. Показ значения психологических знаний для будущей специальности студентов. Использование мини-опытов, экспериментов. 7. Использование фактических данных жизненных примеров, знакомых студентам; цифр, иллюстрирующих количественную сторону каких-либо психических явлений; отрывков из художественной литературы. 8. Использование наглядного материала на лекции (показ предметов, демонстрация экспериментов и психических явлений, репродукции картин, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, диаграмм, схем, кинофильмов, диапозитивов, слайдов). 9. Использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций. 10. Тренировка чувствительности – прием, активирующий внимание и эмоциональную вовлеченность слушателя в тему, проблему. Достигается это путем введения в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя: что он считает важным в даваемой информации, почему так утверждает или отрицает что-то, как поступает в таких случаях и многое другое. 11. Вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами. Можно сообщить количество допущенных ошибок. 12. В работе с основными понятиями, преподаватель может сам раскрывать содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывая иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Однако можно применять ряд приемов активного обучения, при котором студенты становятся соавторами определения сути того или иного понятия: мозговой штурм, смысловое расщепление, иерархизация понятия, объяснение понятия с использованием рисунков и метафор, введение более простого, чем в учебнике, понятия, использование фольклора, использование типичных жизненных ситуаций, свободные ассоциации, нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия, введение игровых элементов, задача с подсказкой, сравнение нескольких точек зрения на то или иное понятие, ведение словариков психологических понятий (смотри Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения и проверки знаний. – В- Новгород, 2001). Самостоятельная подготовка студента к лекции в первую очередь заключается в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Стимулировать чтение конспектов может регулярная практика проведения устного или письменного экспресс-опроса в начале следующей лекции. 2.2. Методические рекомендации студентам по подготовке к учебным занятиям
Формы самостоятельного изучения курса «Психология развития и возрастная психология» могут быть разнообразными: аннотирование и конспектирование литературы; составление реферата или доклада;Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности учителя или к изучаемой проблеме. Конспектирование литературы. Сам термин «конспект» означает краткое изложение какой-то статьи, книги, выступления, речи и т» д. Важным является возможность обращения к конспекту с целью более глубокого или нового (под новым углом зрения) осмысления законспектированного материала. Для этого конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. При конспектировании требуется ясность и краткость записей. Краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметки по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала. Для того чтобы иметь возможность при последующей работе с конспектом записывать свои замечания и рассуждения, лучше всего конспектировать только на одной стороне листа, оставляя вторую пустой. При конспектировании полезно изучаемый источник читать, по меньшей мере два раза. При первом чтении складывается общее впечатление о работе, при втором выделяется главное содержание, которое и заносится в конспект. Подготовка реферата или доклада. Реферативные работы, как и научный доклад, могут быть трех видов: 1) критическая рецензия на научную работу, 2) аналитический обзор исследований по теме, 3) критический анализ дискуссии. 1 Структура реферата определяется его видом. Критическая рецензия на научную работу: · обоснование актуальности рецензируемой работы; · краткое изложение теоретической позиции автора, рецензируемой работы (позиция автора не всегда прослеживается достаточно четко, она может присутствовать как бы в скрытом виде. В этом случае автору реферата следует попытаться выделить и аргументировать ее; в некоторых работах отсутствует теория, излагается лишь эмпирический материал — следует отметить и это; · критический анализ теоретической позиции автора с точки зрения методологических, философских положений и (если есть такая возможность) в сопоставлении с теоретическими взглядами других ученых; · критический анализ доказательств гипотезы, доказательства могут быть теоретическими и экспериментальными. В первом случае следует проанализировать их логику, во втором — обоснованность выбора методики эксперимента (эксперимент может не доказывать, а лишь соответствовать или не противоречить гипотезе), методическую грамотность процедуры эксперимента, выбор условий его проведения, достаточность учета факторов, которые могут влиять на изучаемые явления, обоснованность и достаточность математической обработки; · особенности изложения: ясность или путаность, достаточная или недостаточная полнота (особенно при изложении экспериментальных данных); · выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что - неправильно. Аналитический обзор по проблемеможет быть построен двояко; а) в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи); б) в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности). Эти две формы обзора представляют собой одновременно и этапы работы с литературными источниками. Обзор любого вида должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга и противоречащих друг другу. При таком сопоставлении работ нельзя ограничиться сравнением только выводов, авторских обобщенных формулировок. Необходимо знать, какие конкретные факты (в каких конкретно экспериментах) стоят за обобщенными выводами. В противном случае легко впасть в ложное противоречие или сделать ложный вывод об общности имеющихся в литературе данных. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже исследованных аспектов проблемы, результатов исследований, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению. Критический анализ как научный метод представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-то вопросу. Главная его цель - выявить существо спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и (или) теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему. Определив вид реферативной работы, следует составить план и обсудить его с преподавателем. После этого можно приступать к написанию текста реферата.
2.3. Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины Общие положения Семинарские и практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На этих занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний. В ходе этих занятий и подготовки к ним вырабатываются учебные и практические навыки, решаются задачи, подсказанные практикой социальной работы. Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы студент овладел показанными методами решения. Следующий вид заданий может содержать элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений. При проведении семинарских и практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий. Планы семинарских занятий Семинарские занятия для специальности «Документоведение и документальное обеспечение управления». Всего часов - 24. Планы практических занятий Практические занятия для специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Социально-культурный сервис и туризм» Всего часов – 36. Время: 6 часов. Цель: · познакомить студентов со структурными компонентами общения, выделив процесс восприятия, средства общения; · сформировать умения распознавать ошибки восприятия, выстраивать пространственную организацию процесса общения; · на практике отработать действие законов общения, средств общения (вербальных – схема потери информации и ее корректировка, невербальных – аффективные и экспрессивные составляющие общения, проксемические закономерности и кинесические особенности). Форма проведения: · вводная информация, актуализация полученных знаний на лекции; · анализ различных ошибок восприятия, средств общения; · дидактические упражнения на отработку средств взаимодействия «Подопытный кролик», «Проксемические законы», «Сказка», «Передача информации», «МПС» и др. Изучаемые вопросы: 1. Понятие общения. Виды общения. Деловое общение. 2. Общение как коммуникация. 3. Общение как взаимодействие. 4. Средства общения: вербальные и невербальные. 5. Искусство общения. 6. Коммуникативные приемы и навыки. Список литературы: 1. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994. 2. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. -М., 2003. 3. Добрович А. Общение: Наука и искусство? М., 1996 4. Кон И.С. Социальная психология М.,2000. 5. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд. М., 2003. 6. Ночевник М.Н. Человеческое общение.- М.:, 2000. 7. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.- М., 2003. 8. Социальная психология и этика делового общения.- М., 2002.
Время: 6 часов. Цель: · познакомить студентов с формами, принципами и уровнями управленческого общения; · сформировать умения выстраивать вертикальные и горизонтальные коммуникации, распознавать причины неэффективных коммуникаций и конструктивно воздействовать на них; · на практике отработать преодоление коммуникативных барьеров, сформировать управленческие навыки руководителя. Форма проведения: · вводная информация, актуализация полученных знаний на лекции; · анализ различных форм, принципов и уровней управленческого общения; · дидактические упражнения на отработку управленческих навыков руководителя «РВД», «Ядерная катастрофа», «Устройство на работу», «Джинсы», «Команда VIP- эффективности» и др. Изучаемые вопросы: 1. Понятие управленческого общения. 2. Формы управленческого общения. 3. Принципы управленческого общения. 4. Уровни и стадии управленческого общения. 5. Функции коммуникаций. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. 6. Причины неэффективных коммуникаций. Преодоление коммуникативных барьеров. 7. Управленческие навыки руководителя. Список литературы: 1. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. - М., 2000. 2. Власова Н. …и проснешься боссом. Справочник по психологии управления. - Новосибирск, ЭКОР, 1994. 3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1994. 4. Генов Ф. Психология управления. - М., 1992. 5. Жариков, Е.С. Психология управления М., 2002. 6. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П., Менеджер - психологические аспекты профессии. - М.:1992. 7. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Москва, прогресс, 1989г. 8. Карпов А.В. Психология менеджмента – М., 2005. 9. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: психология управленческой деятельности – С-Пб., 2004. 10. Лебедев В.И. Психология и управление. - М.: ВО Агропромиздат, 1990. 11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (пер. с англ.). - М.: Дело, 1992. 12. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя.- М., 2002. 13. Панасюк Ю.А. Управленческое общение: практические советы.- М., 2003. 14. Психологические проблемы современного руководителя - М., 2002.
Время: 6 часов. Цель: · познакомить студентов с компонентами делового общения в рабочей группе, факторами развития группы, стадиями и уровнями ее развития; · сформировать умения диагностировать стили руководства, анализировать конструктивные и деструктивные формы общения в группе, давать характеристику социально-психологических факторов группы; · на практике отработать приемы построения конструктивных взаимоотношений в группе. Форма проведения: · вводная информация, актуализация полученных знаний на лекции; · анализ социально-психологических характеристик группы; · дидактические упражнения решение практических задач делового общения в группе «Кроссворд», «Дороги», «Подводная лодка», «Мосты», «Я и моя команда» и др. Изучаемые вопросы: 1. Понятие делового общения. Компоненты делового общения. 2. Понятие группы. Виды групп. Состав групп, структура. Понятие "малая социальная группа". 3. Факторы развития группы. Стадии и уровни развития группы. Процессы дифференциации и интеграции. 4. Коллектив, его основные характеристики. Закономерности групповой деятельности. 5. Стили руководства: директивный (авторитарный), демократический и либеральный. Стили руководства (К. Левин), концепция Д. Макгрегора, системы Р. Лайкерта, управленческая решетка Блейка и Моутона. Ситуационные подходы (модель Фидлера, "путь-цель" Митчела и Хауса). 6. Построение конструктивных взаимоотношений с подчиненными. Индивидуальный стиль руководства. Решение практических задач делового общения в группе. Список литературы: 1. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994. 2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания.- М., 2005. 3. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984. 4. Кон И.С. Социальная психология М.,2000. 5. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия/ Прикладные проблемы социальной психологии - М., 2003. 6. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польского. - М., 2004. 7. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя.- М., 2002. 8. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред..М.Андреевой, Я.Яноушека.- М., 2004. 9. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 1982. 10. Роберт М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. 11. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.- М., 2002.
Занятие 4. Тема: Психология эффективного переговорного процесса Время: 8 часов. Цель: · познакомить студентов с моделями и методами конструктивного ведения переговоров; · сформировать умения планировать конструктивные переговоры, анализировать эффективные и неэффективные методы и приемы (на примере видеофильма); · на практике отработать стили ведения переговоров. Форма проведения: · вводная информация, актуализация полученных знаний на лекции; · видеоанализ конструктивных и деструктивных методов ведения переговоров (анализ видеофильма); · дидактические упражнения по отработку стилей ведения переговоров с последующим видеоанализом «Узкое место», «Балл-кредит», «Красное и черное» и др.
Изучаемые вопросы: 1. Понятие о переговорном процессе. 2. Семь оснований переговорного процесса. 3. Модели поведения в переговорах. 4. Методы достижения согласия в процессе переговоров. 5. Конструктивные модели ведения переговоров. 6. Стили взаимодействия в переговорах. 7. Техника ведения переговоров. 8. Типы «трудных» людей на переговорах. Ситуации, угрожающие успешным переговорам и психологически грамотное поведение ведущего. Список литературы: 1. 1.Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994. 2. Вечер Л. Секреты делового общения, Минск, 1996 3. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.- М., 2004. 4. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд. испр. и доп.-М., 2003. 5. Барлас Т.В. Популярная психология: от контактов к общению. Москва, Академия, 1997г. 6. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Москва, прогресс, 1989г. 7. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М., 2001. 8. ПанасюкЮ.А. Управленческое общение: практические советы.- М., 2003. 9. Потеряхин А.Л. Как заинтересовать делового партнера,- С-Пб, 2001, 10. Рогозин Ю.П. Секреты общения.- М., 2001. 11. Социальная психология и этика делового общения.- М., 2002.
Время: 5 часов. Цель: · познакомить студентов со способами и правилами конструктивного разрешения конфликтов в деловом взаимодействии; · сформировать умения выстраивать эффективное общение в ситуации конфликта; · на практике отработать методы и стили разрешения конфликта. Форма проведения: · вводная информация, актуализация полученных знаний на лекции; · анализ и диагностика стилей и способов разрешения конфликта; · дидактические упражнения по отработку приемов коммуникации в условиях конфликта «Самолет», «Шары», «Пустыня», «Война ставок» и др. Изучаемые вопросы: 1. Понятие о конфликте. Причины и стадии конфликта. 2. Основные стили поведения в конфликте. 3. Способы разрешения конфликтов. 4. Применение административных мер и психологических подходов при разрешении конфликта. 5. Методы профилактики и правила разрешения конфликта. 6. Эффективные коммуникации и специфика переговорного процесса в условиях конфликта. Список литературы: 1. Барлас Т.В. Популярная психология: от контактов к общению. Москва, Академия, 1997г. 2. Власова Н. …и проснешься боссом. Справочник по психологии управления. - Новосибирск, ЭКОР, 1994. 3. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.- М., 2004. 4. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М, Эк
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.015 с.) |