Тема 1. Деловое Общение, его виды и формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Деловое Общение, его виды и формы



Психология делового общения

 

 

Направление подготовки

43.03.02 Туризм

 

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

Саратов,

1. Цель и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины «Психология делового общения» - формирование и развитие компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность с учетом психологических основ делового общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении, а также формирование представления и знания в сфере делового общения, позволяющего грамотно, качественно и эффективно осуществлять обслуживание потребителей туристического продукта, а также общаться в повседневной жизни.

 

Задачи дисциплины:

1. Иметь представление о важности делового общения в индустрии туризма.

2. Проанализировать этикет и этику деловых отношений.

3. Иметь представление об основных типах личности и методах общения с каждым из них.

4. Изучить основополагающие понятия психологии делового общения, теоретические направления и психологические подходы в решении проблем управленческой деятельности.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психология делового общения» относится к базовой части ООП ВО (Б1.Б.16).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Человек и его потребности», «Организация туристской деятельности», «Мировое культурное наследие» изученных студентами в предыдущих семестрах.

Дисциплина «Психология делового общения» изучается одновременно с дисциплинами: «Философия», «Естественно-научные методы в туризме», «Сервисная деятельность» и др.

Дисциплина «Психология делового общения» является предшествующей для дисциплин: «Управление персоналом», «Экскурсионное дело», «Конфликтология в туризме», «Профессиональная этика и этикет», «Корпоративная культура» и др.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате освоения данной дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-3 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

ОК-4 способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ОК-5 способность к самоорганизации и самообразованию

ОПК-3 способность организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные методы работы в коллективе;

- основные стили общения, способы общения (вербальные и невербальные), законы общения;

- основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их взаимосвязь с социальной активностью человека;

- теоретические основы психологии делового общения;

- коммуникативные техники и технологии делового общения в туризме

Уметь:

- правильно выражать свои мысли и чувства;

- применять психологические знания в практической деятельности;

- организовывать взаимодействие в группе;

- обеспечивать межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения;

- применять коммуникативные техники и технологии делового общения.

Владеть:

- способностью к взаимодействию и управлению людьми с учетом их индивидуальных психологических характеристик;

- навыками работы по преодолению конфликтов и стрессов;

- основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере;

- навыками делового общения с различными людьми.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

№ пп/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
лекция практика СРС Всего, час
  Деловое общение, его виды и формы             Письменная работа
  Вербальные и невербальные особенности в процессе делового общения             Деловая игра
                зачет
  Психологические аспекты переговорного процесса и публичного выступления             тесты
  Имидж делового человека и деловой этикет             Рефераты, тесты
Формы промежуточной аттестации             Экзамен (36 час.)
Всего, час.              
                       

 

Содержание дисциплины «Психология делового общения»

Таблица 1.1 Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности

                 
Семестр Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Автоматизированное тестирование Другие виды учебной деятельности Промежуточная аттестация Итого
                 
                 
                   

Программа оценивания учебной деятельности студента

Лекции

Оценивается посещаемость, активность – от 0 до 10 баллов.

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

Оценивается активность, полнота ответов, их правильность, уровень подготовки – от 0 до 20 баллов

Самостоятельная работа

Проверка подготовленных рефератов, решенных практических задач. Оценивается правильность оформления, раскрытие вопроса, обоснованность – от 0 до 30 баллов

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета во 3 семестре и в форме экзамена в 4 семестре.

При проведении промежуточной аттестации в виде зачета:

20-40 баллов – ответ на «зачтено»

0-20 баллов – ответ на «не зачтено»

 

При проведении промежуточной аттестации в виде экзамена:

31-40 баллов – ответ на «отлично»

21-30 баллов – ответ на «хорошо»

10-20 баллов – ответ на «удовлетворительно»

0-9 баллов – неудовлетворительный ответ

 

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 1 семестр обучения по дисциплине «Психология делового общения» составляет 100 баллов

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

Руденко А.М. Психология делового общения [Текст]: учебное пособие / А. М. Руденко. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°"; Ростов-на-Дону: Наука-Спектр, 2015. - 264 с. - (Учебные издания для бакалавров). - (99 назв.). - ISBN 978-5-394-02271-5

Шарухин А.П. Психология делового общения [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки "Туризм" и "Гостиничное дело": учебник в электронном формате / А. П. Шарухин, А. М. Орлов. - Москва: Издательский центр "Академия", 2012. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Высшее профессиональное образование. Туризм) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-8830-3

 

Дополнительная литература:

Виговская М. Е. Психология делового общения [Текст]: учебное пособие / М. Е. Виговская, А. В. Лисевич. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2015. - 140 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02478-8

Зарецкая Е.Н. Деловое общение [Текст]: учебник: в 2 т. / Е. Н. Зарецкая; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. - ISBN 978-5-392-19279-3.

Павлова Л.Г. Основы делового общения [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Павлова; под ред. Л. А. Введенской. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 311 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-12661-5

Профессиональное и деловое общение в сфере туризма [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. И. Власова, А. П. Шарухин, М. М. Данилова. - Москва: Изд. центр "Академия", 2008. – 255 с. - (Высшее профессиональное образование. Туризм). - ISBN 978-5-7695-5758-3

Психология делового общения в туризме и гостеприимстве [Текст]: учебное пособие / под общ. ред. Е. С. Сахарчук. - Москва: Федеральное агентство по туризму [изд.], 2014. - 189 с.: ил., табл. - (Бакалавриат). (65 назв.). - ISBN 978-5-4365-0138-3

Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения [Текст]: учеб. для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. - 9-е изд., перераб. - Москва: Академия, 2009. - 192 с. - (Начальное профессиональное образование. Общепрофессиональные дисциплины). - ISBN 978-5-7695-6466-6

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

MS Office, Internet Explorer

www.sociology.mephi.ru

www.slovari.yandex.ru

www.wikipedia.org

www.conflictologiy.narod.ru

www.dvo.sut.ru

www.humanities.edu.ru

www.conflictology.ru

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Психология делового общения»

1. Компьютерный класс, оборудованный для проведения практических работ средствами оргтехники, персональными компьютерами, объединенными в сеть с выходом в Интернет;

2. Установленное лицензионное программное обеспечение.

 

10. Особенности освоения дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены следующие формы организации педагогического процесса и контроля знаний:

- для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

для выполнения контрольных заданий при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке выполнения контрольных заданий оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

- для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости студенту предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все контрольные задания по желанию студентов могут проводиться в письменной форме.

Основной формой организации педагогического процесса является интегрированное обучение инвалидов, т.е. все студенты обучаются в смешанных группах, имеют возможность постоянно общаться со сверстниками, легче адаптируются в социуме.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВО по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

 

 

Автор: М.В. Жижина

 

Программа одобрена на заседании кафедры общей и социальной психологии от 18 сентября 2016 года, протокол № 2.

 

Зав. кафедрой Л.Н. Аксеновская

 

Директор ИИиМО Т.В. Черевичко

Психология делового общения

 

 

Направление подготовки

43.03.02 Туризм

 

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

Саратов,

1. Цель и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины «Психология делового общения» - формирование и развитие компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность с учетом психологических основ делового общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении, а также формирование представления и знания в сфере делового общения, позволяющего грамотно, качественно и эффективно осуществлять обслуживание потребителей туристического продукта, а также общаться в повседневной жизни.

 

Задачи дисциплины:

1. Иметь представление о важности делового общения в индустрии туризма.

2. Проанализировать этикет и этику деловых отношений.

3. Иметь представление об основных типах личности и методах общения с каждым из них.

4. Изучить основополагающие понятия психологии делового общения, теоретические направления и психологические подходы в решении проблем управленческой деятельности.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психология делового общения» относится к базовой части ООП ВО (Б1.Б.16).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Человек и его потребности», «Организация туристской деятельности», «Мировое культурное наследие» изученных студентами в предыдущих семестрах.

Дисциплина «Психология делового общения» изучается одновременно с дисциплинами: «Философия», «Естественно-научные методы в туризме», «Сервисная деятельность» и др.

Дисциплина «Психология делового общения» является предшествующей для дисциплин: «Управление персоналом», «Экскурсионное дело», «Конфликтология в туризме», «Профессиональная этика и этикет», «Корпоративная культура» и др.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате освоения данной дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-3 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

ОК-4 способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ОК-5 способность к самоорганизации и самообразованию

ОПК-3 способность организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные методы работы в коллективе;

- основные стили общения, способы общения (вербальные и невербальные), законы общения;

- основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их взаимосвязь с социальной активностью человека;

- теоретические основы психологии делового общения;

- коммуникативные техники и технологии делового общения в туризме

Уметь:

- правильно выражать свои мысли и чувства;

- применять психологические знания в практической деятельности;

- организовывать взаимодействие в группе;

- обеспечивать межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения;

- применять коммуникативные техники и технологии делового общения.

Владеть:

- способностью к взаимодействию и управлению людьми с учетом их индивидуальных психологических характеристик;

- навыками работы по преодолению конфликтов и стрессов;

- основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере;

- навыками делового общения с различными людьми.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

№ пп/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
лекция практика СРС Всего, час
  Деловое общение, его виды и формы             Письменная работа
  Вербальные и невербальные особенности в процессе делового общения             Деловая игра
                зачет
  Психологические аспекты переговорного процесса и публичного выступления             тесты
  Имидж делового человека и деловой этикет             Рефераты, тесты
Формы промежуточной аттестации             Экзамен (36 час.)
Всего, час.              
                       

 

Содержание дисциплины «Психология делового общения»

Тема 1. Деловое общение, его виды и формы

Общение как предмет изучения. Определение понятия «общение». Его структура и средства общения. Характеристика и содержание общения. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная сторона общения. Факторы, влияющие на эффективность общения. Межличностное восприятие, аттракция. Личность, психологические типы, архетип, конформизм, нонконформизм, атрибуция, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипы. Общие закономерности процесса общения. Трансактный анализ. Национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.243 с.)