Понятие о стратегической эффективности деятельности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о стратегической эффективности деятельности.



Для эффективности существует много определений, одно из самых общих, и соответствующее по смыслу большинству остальных, дано Питером Друкером: «Эффективность означает, что равновесие между всеми факторами производства обеспечивает наибольшую отдачу при наименьших усилиях» [Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ИД «Вильямс», 2000. – 398 с.].

Однако это определение, как и многие другие, не даёт практического понятия эффективности деятельности предприятия, даёт только самый общий принцип, говорящий только о том, что нужно увеличивать отдачу и снижать усилия. Никакой практической пользы это определение не приносит по двум основным причинам.

Во-первых, давно известно, что самая высокая отдача при наименьших усилиях обеспечивается при нарушении предприятием социальных норм: торговля наркотиками, недобросовестная конкуренция, уход от налогов и т.д. Однако, это чревато очень серьезными последствиями, даже уголовными.

Во-вторых, всегда можно повысить отдачу предприятия за счет снижения затрат на восстановление основных фондов, обучение персонала и т.д. Однако, это будет временное повышение эффективности – очень скоро наступит спад.

Таким образом говорить о повышении эффективности предприятия можно только в случае, если мы определимся с нашими политиками в области социальных норм, временных целей и т.д., если мы поставим цели предприятия, не выходящие за рамки социальных норм (или на их грани), определимся во временной перспективе. Только тогда мы можем говорить об эффективности предприятия по достижению поставленных целей в рамках принятых политик. Мы будем разрабатывать стратегию достижения наших целей – планы и программы развития предприятия, не выходящие, опять же, за рамки принятых политик: «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [Куинн Дж. Б. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс].

Фактически, мы принимаем политики, ставим цели, а потом решаем, как их достичь с максимальной эффективностью не выходя за рамки принятых политик. И вопрос решается постановкой наиболее эффективных целей, разработкой наиболее эффективных программ достижения поставленных целей, практической реализацией поставленных целей с наименьшими затратами – эффективным управлением деятельностью. И каждый шаг – с учетом принятых политик.

 

При этом вопрос повышения эффективности деятельности предприятия сводится к разработке наиболее оптимальной стратегии предприятия и ее практической реализации. Повышение эффективности деятельности – это переход к стратегическому управлению.

 

Только есть еще один важный вопрос. «Стратегии — это нечто, что делают акторы, а не то, чем обладает организация» [Тамбовцев В. Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента Том 8, № 1, 2010].Если предприятие (руководство) разработала стратегию, то это вовсе не значит, что все руководители, все рядовые сотрудники будут проводить в жизнь эту стратегию, скорее наоборот: Уильям Кичел, автор многих статей на тему стратегий в журнале Fortune по вопросам стратегического управления, считает, что пока только 10% сформулированных стратегий реализуются организациями на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой»!). И Генри Мицберг так отметил одну из причин неудач: «Скажите, кто способен оказать большее влияние на стратегию, как не пехотинец на передней линии огня и таким образом находящийся ближе всех к месту решающих событий?» [Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий].

 

Основное значение в реализации стратегии имеет человеческий фактор, и именно человек и разрабатывает стратегию. Причем разработка стратегии должна вестись не только высшим руководством, но и всеми руководителями - каждым на своем уровне, и с участие ведущих специалистов. Только тогда разработанная стратегия будет стратегией предприятия. И здесь огромное значение имеет организационная культура предприятия, культура, направляющая деятельность всех руководителей и сотрудников предприятия на цели предприятия, только тогда и стратегия будет действительно направлена на цели предприятия и будет эффективной.

Система показателей экономической эффективности деятельности организации

Экономический показатель — показывает, характеризует состояние экономики, ее объектов, протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и в будущем. Экономические показатели представляют один из самых распространенных и эффективных инструментариев описания экономики, используемых в экономической науке и в управлении экономическими процессами.

В наиболее общем виде экономический показатель включает наименование, числовое значение и единицу измерения.

Состав и структура экономических показателей представляют один из значимых объектов изучения экономической науки и в то же время ее содержательный элемент.

Система экономических показателей — совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику в целом, ее отрасль, регион, сферу экономической деятельности, группу однородных экономических процессов.

Группировка ЭП

Структура экономических показателей носит весьма разветвленный характер, показатели разделяются на группы по ряду признаков.

В соответствии с делением экономической науки на макроэкономику и микроэкономику принято выделять обобщенныемакроэкономические показатели, характеризующие экономику в целом и ее крупные части, сферы, имикроэкономические показатели, относящиеся в основном к экономике компаний, корпораций, предприятий, фирм.

В структуре экономических показателей различаютабсолютные, называемые такжеколичественными, объемными, иотносительные, называемые также качественными. Абсолютные, объемные показатели (в экономике в отличие от физикиобъемными называют любые показатели, характеризующие количество товаров, продукции, денег) выражены в натуральных или денежных единицах, таких, как штуки, вес, длина, объем, рубли, доллары. Относительные показатели представляют отношение двух показателей одинаковой или разной размерности. В первом случае это безразмерные показатели, характеризующие обычнотемп изменения экономической величины илисоотношения, пропорции однородных экономических величин, получаемые в результате их сравнения, измеряемые в долевом исчислении либо в процентах. Во втором случае это размерные показатели, характеризующие скорость изменения величины во времени, эффективность использования ресурсов, чувствительность величины по отношению к фактору, обусловившему ее изменение. Например, показатель эффективности автомобильного двигателя может быть измерен массой расходуемого бензина на один километр пути, а показатель отдачи капиталовложений — количеством выпускаемой продукции, приходящимся на один рубль вложений капитала.

В совокупности относительных экономических показателей, характеризующих динамику экономических процессов, изменение объемных показателей, различают показатели роста (скорости роста) и прироста (приростные).

Показатели роста (скорости роста) представляют отношение количества экономического продукта, произведенного или потребленного в данном периоде, к количеству, произведенному или потребленному в предыдущем периоде. Чаще всего рассматриваются годовой, квартальный, месячный период или просто фиксированные конечные и начальные даты. Если в течение изучаемого отрезка времени объем продукта не изменился, то показатель роста (темп роста) равен единице или 100 %; если объем увеличился, то показатель роста превышает 100 %, а если уменьшился — то он ниже 100 %.

Показатели роста характеризуют изменение состояния экономики, и потому их правомерно называть также показателями состояния или изменения экономики. Часто используемую в статистике группу таких относительных показателей образуютиндексные показатели или простоиндексы. Индекс представляет отношение показателя в данный, интересующий нас момент к его базисному значению, зафиксированному в соответствующем времени, принятом за базис. Индексы характеризуют относительное значение показателя в сравнении с отправным, базисным и тем самым показывают, как изменилась величина показателя за определенный период времени (от базисного до нынешнего). Широко распространены индексы цен, доходов, уровня жизни.

Показатели прироста, илиприростные показатели, представляют отношение приращения (увеличения или уменьшения) количества произведенного, проданного, потребленного продукта в данном периоде к количеству произведенного, проданного, потребленного продукта в предыдущем, базисном периоде. Если в течение изучаемого отрезка времени, скажем, за последний год объем продукции не изменился, то показатель прироста за этот год равен нулю; если объем увеличился — то показатель прироста положителен, если уменьшился — то показатель прироста отрицателен. Приростные показатели по аналогии с показателями роста измеряются в долях или в процентном выражении. Исходя из физических аналогий показатели прироста могут быть названы показателями «экономического ускорения».

Экономические показатели делятся на ряд групп в зависимости от того, каким образом они определяются, как находятся их числовые значения и в каких целях, для решения каких задач используются показатели.

Значениярасчетных, расчетно-аналитических показателей устанавливаются посредством расчетов на основе математических зависимостей, экономико-математических моделей с использованием определенных методов. Расчетно-аналитические показатели широко используются в качестве исходных при определениипрогнозных иплановых показателей, а также показателей социально-экономических программ.

Значения отчетных, отчетно-статистических, статистических показателей устанавливаются на основе бухгалтерской отчетности предприятий, организаций, сбора и обработки статистической информации, выборочных опросов, наблюдений.

Нормативными принято называть показатели, устанавливаемые обычно органами управления или сложившиеся в практике хозяйствования и выражающиенормы затрат ресурсов (сырья, энергии, материалов, труда, денег) на производство единицы продукции, выполнение работы, потребление (нормы потребления). Показатели в виде норм и нормативов (универсальных норм) отражают также принятые, заданные соотношения, пропорции, такие, например, как норма накопления, сбережений, прибыли, оплаты труда, налогообложения.

В экономике находят применение такженаучно-технические показатели, характеризующие достижения науки, техники, технологии.

В зависимости от областей, сфер экономики, типа экономических процессов, характеризуемых теми или иными экономическими показателями, принято выделять такие группы, виды, как показатели потребностей, ресурсного обеспечения, производства, распределения, обмена, потребления, затрат, эффективности, запасов, устойчивости, надежности, риска, цен, спроса, предложения, доходов, расходов, уровня жизни, и многие другие;

Изединичных, индивидуальных, однородных показателей, относящихся к первичным ячейкам, звеньям, самым небольшим элементам экономики, формируютсягрупповые, сводные, агрегированные показатели, характеризующие экономические объекты и процессы в более крупном масштабе, охватывающем целый регион(региональные показатели), отрасль(отраслевые показатели), хозяйство страны в целом(народнохозяйственные, общеэкономические показатели), мировое хозяйство(общемировые показатели).

Наряду со сводными, обобщенными показателями и даже в качестве их в экономике широко используются средниепоказатели в виде среднего значения обширной совокупности величин. Важно знать, что средний экономический показатель вовсе не обязательно является средним арифметическим из группы однородных показателей, как иногда полагают люди, малознакомые с экономикой, а также с экономической и математической статистикой. Более представительными считаютсясредневзвешенные показатели. Если, например, «n» человек получают годовой доход А, «m» человек — доход В и «p» человек — доход С, то средний доход D вычисляется не как 1/3 (A + B + C), а по формуле:

D = (nA + mB + pC) / (n + m + p)

которая дает гораздо более представительные результаты.

Состав экономических показателей постоянно дополняется и обновляется, совершенствуются и методы их определения. Наиболее широко экономические показатели используются в анализе, прогнозировании, планировании, управлении. Успех управления экономикой, экономическими объектами и процессами существенным образом зависит от круга используемых показателей, степени полноты, которой они характеризуют управляемые объекты и процессы, от того, насколько точно и корректно эти показатели определены и проработаны экономической наукой.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.012 с.)