Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды рисков в экономике. Измерение риска

Поиск

 

Экономические риски охватывают все стороны деятельности банков — как внешние, так и внутренние. В соответствии с этим выделяются внешние и внутренние риски. Внешние риски делятся на две большие группы: 1) риски ликвидности и 2) риски успеха.

Риски ликвидности включают кредитный риск, или риск невозврата кредитов в срок; риск новых, непланируемых кредитов; рыночный риск, или риски по новым видам деятельности; м прочие риски.

Основополагающими рисками ликвидности являются кредитные риски. В последние годы предприятиями активно проводятся инвестиционные операции — операции с ценными бумагами, поэтому возрастает значение рыночного риска.

Можно встретить и иную классификацию экономических рисков, что, видимо, правомерно, так как жесткую границу между различными видами рисков провести довольно сложно.

В качестве самостоятельного вида иногда выделяются также проектный риск — сложный риск, состоящий из следующих трех разновидностей:

отдельно стоящего риска, т. е. риска, исключительно связанного с самим проектом;

внутрифирменного риска; рыночного или портфельного риска, определяемого тем, насколько хорошо (или плохо) «укладывается» тот или иной проект в кредитный портфель данного предприятия. Как правило, многие риски между собой взаимосвязаны, и изменения в одном из них вызывают изменения в другом, но все они влияют на экономические результаты предприятия в целом.

Внутренние риски связаны с технико-организационной сферой деятельности фирмы. Эти риски не связаны с чисто денежными факторами и имеют персональное, а также вещественно-техническое значение. Они могут быть и различными преступными действиями.

Риски персональные (риски сотрудников, или кадровые риски) разделяются на количественные и качественные. Под количественными понимаются все риски, которые связаны с поиском и включением сотрудников в работу.

Качественные риски связаны с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников.

Риски материально-технические связаны с материально-технической базой предприятия и ее уровнем. Структурно-процессуальные риски вызываются взаимодействием предыдущих двух типов рисков. Различают следующие основные виды экономических рисков в хозяйственной практике с учетом видов предпринимательской деятельности: производственный, связанный с выпуском товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности; коммерческий, связанный с процессом реализации товаров и услуг; финансовый, возникающий в сфере отношений рыночных субъектов с банками и другими финансовыми институтами. Чем выше отношение величины заемных средств к величине собственных средств, тем больше финансовый риск. Это объясняется тем, что прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства.

Риски могут быть классифицированы на основе учета источников опасности, зон риска, сфер влияния, распределения риска во времени, степени риска.

 

Методы регулирования экономических рисков

 

Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий, и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками:

1. Страхование

2. Хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов.

3. Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.

4. Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных и заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.

5.Другие методы (уклонение от риска, компенсация риска и его последствий, локализация риска, распределение (диссипация) риска).

 

Способы снижения рисков. Страхование.

 

Наиболее распространённым способом борьбы с риском в инвестиционных проектах являются:

 

а) распределение риска;

б) страхование риска;

в) резервирование средств;

г) использование метода частных рисков.

 

Распределение риска осуществляется в процессе подготовки плана проекта и контрактных документов. Как правило, ответственность за конкретный риск возлагают на ту сторону, по чьей вине или в зоне чьей ответственности может произойти событие, могущее вызвать потери. Естественно, каждая из сторон при этом свои потери минимизирует. Страхование риска есть по существу передача определённых рисков страховой компании за определённую плату. Выигрышем в проекте является отсутствие непредвиденных ситуаций в обмен на некоторое снижение прибыльности. Резервирование средств на некоторые непредвиденные расходы, представляет собой разновидность страхования с той разницей, что деньги на покрытие остаются внутри фирмы. Этот метод пригоден лишь при исполнении небольших проектов. Все предшествующие методы относятся к проекту в целом. В то же время эффективным является метод управления частными рисками, суть которого заключается в нейтрализации каждого отдельного риска в частном порядке.

 

Страхование – это передача определенных рисков страховой компании- Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.

 

Закон и кривая спроса

 

Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.

Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P)

 

Факторы влияющие на спрос (неценовые)

1. Изменение доходов потребителей

2. Изменение вкусов и предпочтений

3. Ценовые и дефицитные ожидания

4. Изменение расходов на рекламу

5. Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары

6. Изменение количества покупателей

 

 

Закон и кривая предложения

 

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.

Шкала предложения - это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения - это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения - линия, отражающая все соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложение блага. Сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение - сдвигу кривой предложения влево

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.140.232 (0.011 с.)