Финансы как особая форма экономических отношений. Специфические признаки финансов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы как особая форма экономических отношений. Специфические признаки финансов.



Финансы как особая форма экономических отношений. Специфические признаки финансов.

Финансы – экономические (денежные) отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Финансы как наука объясняет, каким образом люди управляют поступлением и расходованием дефицитных денежных средств на протяжении определённого периода времени.

Признаки Ф.:

1) денежный характер;

2) распределительный характер финансовых отношений;

3) финансы всегда связаны с формированием денежных доходов и фондов, принимающих форму финансовых ресурсов;

4)императивность-причина существования финансов.

 

Функции финансов как проявление их сущности.

Две основные, взаимосвязанные функции – распределительная и контрольная, осуществляющиеся одновременно.

1) Распределительная функция финансов заключается в том, что:

– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

2) Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

3) Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

4) Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).

 

Роль финансов в общественном воспроизводственном процессе.

Роль финансов в экономике многообразна, но ее можно свести к трем основным направлениям:

1) Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства;

2) Финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3) Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовая политика и финансовый механизм. Инструменты реализации финансовой политики.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовая политика включает 3 основных элемента:

1) разработка общей концепции финансовой политики, определение его основных направлений, целей, главных задач;

2) создание соответствующего финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Финансовый механизм - это система, установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Инструменты: налоги и неналоговые поступления.

Финансовый механизм
Директивный Регулирующий
разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного про­цесса, финансовое планирование. В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).   определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затраги­вающем прямо интересы государства. Такая разновидность фи­нансового механизма характерна для организации внутрихозяй­ственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов.

 

Исторический характер финансов. Принципы и условия возникновения финансов.

 

Как историческая категория финансы появились одновремен­но с возникновением государства при расслоении общества на классы. В ходе перехода от одной формации к другой финансы претерпевали существенное развитие.

Главная причина появления финансов - развитие товарно-денежных отношений.

Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются:

- во-первых, товарное производство;

- во-вторых, опосредование товарного производства денежными отношениями;

- в-третьих, наличие процесса первичного распределения созданного совокупного общественного продукта и его составной части - прибыли.

 

Роль финансов в осуществлении государством своих функций.

 

Финансы помогают государству осуществлять функцию кон­троля. Публичные финансы, выраженные в денежной форме, обладают свойством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способ­ность финансов количественно отображать ход воспроизвод­ственного процесса позволяет систематически контролировать аккумулирование, распределение и использование фондов фи­нансовых ресурсов, что выражается в функции контроля, а именно финансового контроля. Одна из важных задач финансо­вого контроля — проверка точного соблюдения законодатель­ства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной систе­мой, налоговой службой, банками, а также взаимных обяза­тельств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам.

Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность финансовых органов.

Результаты практической реализации финансов в виде регу­лирования общественных отношений и контроля за их осуще­ствлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства.

 

Принципы построения бюджетной системы РФ.

1. Единство бюджетной системы - единство прав, ден. системы, порядок финансовых расходов

2. Разграничение доходов/расходов м/у уровнями бюджетной системы

3. Самостоятельность бюджетов

4. Полнота отражения гос. доходов/расходов бюджета, а также госуд.внебюджетных структур

5. Сбалансированность бюджета

6. Эффективность и экономичность использования бюджетных средств

7. Общее или совокупное покрытие расходов

8. Гласность

9. Достоверность

10. Адресность

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

§ средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

§ бюджетные кредиты;

§ кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

§ иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

§ поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

§ поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

§ курсовая разница по средствам бюджета;

§ прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

§ средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

§ кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

§ кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

§ прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Существует несколько способов покрытия (финансирования) бюджетного дефицита.
1. Дефицит, финансируемый увеличением долга.

Правительство финансирует свой дефицит займами у населения, фирм, коммерческих банков и у других финансовых институтов. Обычно через посредничество центрального банка (ЦБ) правительство осуществляет продажу своих долговых обязательство (ценных бумаг) на открытом рынке.

2. Денежное финансирование дефицита.

Правительство финансирует свой дефицит займами денег у ЦБ. В этом случае ЦБ покупает часть долга у правительства в виде ценных бумаг за деньги. Финансирование бюджетного дефицита в виде денежного заимствования может рассматриваться как монетизация долга.

3. Дефицит, финансируемый продажей активов.

Правительство для покрытия бюджетного дефицита может выручить деньги от продажи активов: земли, предприятий государственного сектора (например, процесс приватизации), золота и т.п. Продажа активов происходит гораздо реже, чем наращивание государственного долга и денежной массы. Однако эта форма финансирования является временной.

 

Финансы как особая форма экономических отношений. Специфические признаки финансов.

Финансы – экономические (денежные) отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Финансы как наука объясняет, каким образом люди управляют поступлением и расходованием дефицитных денежных средств на протяжении определённого периода времени.

Признаки Ф.:

1) денежный характер;

2) распределительный характер финансовых отношений;

3) финансы всегда связаны с формированием денежных доходов и фондов, принимающих форму финансовых ресурсов;

4)императивность-причина существования финансов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 3229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.016 с.)