ТОП 10:

РАЗДЕЛ 1. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ В СИСТЕМЕ



ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ

«ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

1. Критический анализ основных подходов к определению сущности финансов.

2. Сравнительный анализ категорий «финансы» и «кредит».

3. Соотношение понятий «финансы» и «кредит» в экономической науке.

4. Финансовая система РФ: современное состояние и перспективы развития.

5. Основные направления совершенствования финансового механизма в РФ.

6. Финансовая политика российского государства в условиях рыночных

преобразований (1992-1998гг.)

7. Финансовая политика российского правительства на современном этапе

развития общества.

8. Финансовый рынок России.

9. Государственный финансовый контроль в России.

10. Роль и место Федерального Казначейства в системе контрольных органов РФ.

11. Государственный бюджет РФ.

12. Проблемы и перспективы развития системы бюджетных инвестиций.

13. История становления и развития налоговой системы.

14. История становления и развития принципов налогообложения.

15. Налоговая система РФ: направления совершенствования.

16. Механизм межбюджетных отношений в РФ.

17. Фонд финансовой поддержки регионов: порядок его формирования и расходования.

18. Финансовые ресурсы Республики Алтай.

19. Муниципальные займы.

20. Внутренние государственные займы.

21. Проблема внешней задолженности России.

22. Негосударственные пенсионные фонды.

23. Финансовый механизм решения проблем занятости населения.

24. Финансовые аспекты функционирования свободных экономических зон.

25. Банковская система: понятие и принципы построения.

26. Банковская система РФ: эволюция и современное состояние.

27. Эмиссионные банки.

28. Коммерческий банк, его цели и функции.

29. Структура управления коммерческим банком.

30. Организационная структура коммерческого банка.

31. Собственный капитал коммерческого банка: структура и порядок формирования.

32. Привлеченные средства коммерческого банка: источники и механизм формирования.

33. Современная система кредитования.

34. Финансовые операции коммерческого банка.

35. Кредитоспособность заемщика: способы и порядок определения.

36. Инвестиционная деятельность коммерческого банка.

37. Обеспечение кредита.

38. Активные операции коммерческого банка.

39. Лизинговые операции коммерческого банка.

40. Факторинговые операции коммерческого банка.

41. Трастовые операции коммерческого банка.

42. Кредитный портфель коммерческого банка.

43. Риски в банковской деятельности

44. Механизм регулирования банковской деятельности.

45. Денежное обращение и формы безналичных расчетов.

46. Банковское кредитование частных лиц.

47. Пластиковые карточки.

48. Международные кредитные операции.

49. Кредитная система Республики Алтай: особенности, структура, перспективы развития.

50. Коммерческий кредит.

51. Организация банковского кредитования.

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

РАЗДЕЛ 1. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ В СИСТЕМЕ

ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ.

Виды денег.

В настоящее время теорией выделяются следующие виды денег:

металлические (полноценные или действительные) деньги;

бумажные деньги (знаки стоимости или

кредитные деньги заместители действительных денег).

Металлические деньги являются действительными деньгами, т.е. деньгами у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости или стоимости металла, из которого они изготовлены.

Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) позволили перейти

от товарно-счетного всеобщего эквивалента к товарно-весовому. Более поздним этапом развития металлического денежного обращения стало появление монеты, позволившей перейти к металло-чеканному всеобщему эквиваленту. Монета есть некоторое гарантированное количество металла, обладающее установленными законом отличительными признаками. В большинстве стран действительными деньгами стало золото.

Бумажные деньги являются знаками, представителями полноценных денег, их количество в обращении определяется стоимостью золотого запаса государства. Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения и появились в обороте как заменители ранее находившихся в обращении серебряных и золотых монет, исходя из следующих посылов:

1) по причине объективной необходимости;

2) из особенностей функционирования денег как средство обращения.

в обращении и выполняют роль покупательного и платежного средства.

Эмитентами бумажных денег являются либо государственное казначейст-

во, либо центральные банки. Бумажные деньги представляют эмиссионный

всеобщий эквивалент.

Кредитные деньги возникают с развитием товарного производства. Их появление связано с функцией денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, которое должно быть погашено в установленный срок.

Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель – акцептованный вексель – банкнота – чек – электронные деньги – пластиковые карточки.

Вексель – первый вид кредитных денег, возникший в результате торговли

в кредит. Вексель – это документ, составленный по установленной законом

форме и содержащий безусловное абстрактное (без относительно вида сделки) письменное долговое обязательство.

По обращаемости выделяют векселя:

простой (соло-вексель) – это письменное долговое обязательство должника об уплате в указанный срок определенной суммы денег владельцу векселя;

переводной (тратта) – это приказ кредитора (векселедателя-трассанта) должнику (трассату) об уплате определенной суммы требуемому третьему лицу

(ремитенту) в указанный срок. Т.о. трассант переводит свой долг перед третьим лицом на трассата;

Акцептованный вексель – это вексель, гарантированный к оплате третьим лицом (чаще всего банком).

Банкнота– доминирующая форма кредитных денег, выпускаемая в настоящее время центральным банком и имеющая кредитное обеспечение (вексе-ля, ценные бумаги государства).

Банкноты являются бессрочными долговыми обязательствами государства и благодаря своей государственной гарантии становятся общепризнанным всеобщим эквивалентом.

В современных условиях банкнота является не разменной на золото, что

делает ее похожей на бумажные деньги.

Чек– денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной в нем суммы. Впервые чеки возникли в Англии в 1683 году.

Различают 3 основных вида чеков:

именной – на определенное лицо без права передачи;

предъявительский – без указания получателя;

ордерный – на определенное лицо, но с правом передачи посредством передаточной надписи (индоссамента) на обороте документа.

Электронные деньги возникли в результате механизации и автоматизации банковских операций, перехода к использованию ЭВМ. Внедрение ЭВМ позволило прейти от бумажных носителей информации в денежной сфере, а к электронным базам данных и осуществлением платежей через внесение электронных записей.

Пластиковые карточки – именной денежный документ, удостоверяющий наличие счета ее владельца в кредитном учреждении и дающий право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами. Пластиковая карточка представляет собой электронную альтернативу наличным деньгам и чекам. Пластиковые карточки характеризуются большим многообразием.

 

Сущность денег.

Деньги – это универсальное орудие обмена, особый товар, самопроизвольно приобретший или наделенный функцией всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

Деньги по своему происхождению - это товар.

Сущность денег выражается в единстве трех свойств:

Всеобщей непосредственной обмениваемости;

Кристаллизации меновой стоимости;

·Материализации всеобщего рабочего времени.

По отношению к сущности денег в экономической литературе существуют

следующие подходы: прагматический, концепция представительной стоимости,

концепция собственной стоимости неметаллических денег.

 

Функции денег.

В современной экономической теории нет однозначного подхода к вопро-

су о функциях денег.

Согласно наиболее часто встречающемуся подходу в экономической литературе деньги выполняют 5 функций: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

В такой последовательности функции выведены К. Марксом, по его мнению, такая последовательность функций денег отображает их возникновение.

Мера стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Формой проявления стоимости товара является цена. Цена – это стоимость товара, выраженная в деньгах.

Функция мера стоимости денег изменяется с изменением форм денег, выступающих мерилом стоимости. В период функционирования полноценных денег стоимость товаров соотносилось со стоимостью денег через соотношение общественного труда, затрачиваемого на их производство. Это было возможно вследствие того, что деньги имели самостоятельную стоимость - стоимость

Средство обращения. Товарное обращение состоит из 2 операций: продажи одного товара и купли другого. В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене обоих товаров: Т – Д – Т. Таким образом, деньги позволяют уйти от непосредственного обмена товар на товар (бартера) Т – Т и преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы характерные для последнего и ограничивающие товарное обращение.

Средство образования накоплений. Данная функция эволюционировала

вместе с эволюцией денег. В период функционирования полноценных денег золото и серебро служило формой образования сокровищ. Накопление кредитных денег требует их обращение в денежный капитал. Этому способствует расширение и концентрация банковского дела.

Средство платежа. Данная функция возникла в связи с развитием кредитных отношений. В этой функции деньги используются при:

- продаже товаров в кредит;

- выплате заработной платы рабочим и служащим;

- осуществлении платежей в бюджет.

 

Функция денег как средство платежа может быть представлена в следующей форме:

ТЕМА 2. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.

Функции финансов.

Сущность финансов проявляется, прежде всего, через распределительную функцию. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования и государства необходимы ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального назначения.

Выделяют первичное распределение. Это распределение приводит к формированию, так называемых, основных или первичных доходов. Эти доходы

образуются при распределении НД среди участников материального производства (внутрихозяйственное и внутриотраслевое распределение).

Вторичное перераспределение НД связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы или денежные ресурсы в отраслях непроизводственной сферы.

Контрольная функция финансов непосредственно связана с распределительной (имеет производный характер) и основывается на том, что финансы обладают свойством количественно (через объем финансовых ресурсов и размеры денежных фондов) отображать производственный процесс в целом и его различные фазы.

Благодаря этому свойству финансы способны постоянно “сигнализировать” о том, как складываются пропорции распределяемого НД, обеспечивается ли непрерывный воспроизводственный процесс.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги и т.д.) в процесс воспроизводства.

Посредством данной функции достигается регулирование экономики и социальных отношений. Регулирующая функция финансов непосредственно связана с распределительной функцией и иногда с ней отождествляется.

 

Содержание финансовой политики и финансового механизма.

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством своих функций.

Финансовая политика выступает составной частью экономической политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:

- финансовую стратегию;

- финансовую тактику.

Целью финансовой политики является увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

Требования, предъявляемые к финансовой политике:

научный подход к выработке финансовой политики;

учет специфики конкретных исторических условий каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

тщательное изучение опыта предшествующего хозяйствования и финансового строительства, новых тенденций и мирового опыта;

соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития общества и обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики.

В качестве структурных элементов финансовой политики выступают:

налоговая политика;

бюджетно-финансовая политика;

денежно-кредитная политики (рассматривается в теории кредита, т.к. основным инструментом ее реализации выступает кредит и система кредитного регулирования).

В историческом плане позволяет выделить следующие типы финансовой политики:

классическая;

регулирующая;

директивная.

Классическая финансовая политика являлась основным типом для большинства стран до конца 20-х годов 20 века. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Регулирующая финансовая политика зарождается в период обострения экономических, социальных и политических противоречий в 20 годы. Обосновывает необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

Планово-директивная финансовая политика применяется в командно-административных системах управления экономикой. Цель финансовой политики - обеспечить максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства (главным образом у центральных органов власти). Главный инструмент - изъятие средств у государственных предприятий и населения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 

Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным и в нашей стране, и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и тог позже.

Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а так же реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.

Характеристика индивидуалистической и коллективистской культуры организации Таблица 1

Параметры культуры Индивидуалистическая культура организации Коллективистская культура организации
Вмешательство в личную жизнь Сотрудники не желают вмешательства в личную жизнь Сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел
Влияние органи­зации на само­чувствие сотруд­ников Слабое Сильное
Защита интере­сов Сотрудники считают, что должны надеяться только на себя, отстаивать свои интересы Сотрудники ожидают, что предприятие будет за­щищать их интересы
Функционирова­ние предприятия Индивидуальная иници­атива каждого члена орга­низации Чувство долга и лояль­ность сотрудников
Продвижение по службе Внутри или вне организа­ции на основе компетен­ции Исключительно внутри организации в соответ­ствии со стажем
Мотивация Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов и групп. Руководство использует традиционные формы
Социальные свя­зи Дистанционность Сплоченность

 

2. Дистанция власти. Второй параметр дистанция власти измеряет степень, в котором наименее наделенный властью индивид в орга­низации принимает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей. До какой степени подчинен­ный принимает, что его начальник имеет больше власти? Прав ли начальник только потому, что он начальник, или потому, что он боль­ше знает? Выполняет ли сотрудник работу таким образом потому, что так хочет начальник, или потому, что он считает, что это наилучший способ выполнения? Вот вопросы, на которые необходимо ответить при диагностике этого параметра в организации. При этом низкая степень характеризуется равенством в обществе, а высокая – наоборот.

3. Стремление к избежанию неопределенности. Степень, с которой люди данной страны оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным. Структурированными являются ситуации с ясными и четкими правилами того, как следует себя вести. Эти правила могут быть формализованы, а могут поддерживаться традициями. В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности люди имеют тенденцию проявлять большое волнение и беспокойство, лихорадочность в работе или "авральность".

В организациях с высоким уровнем избегания неопреде­ленности руководители, как правило, концентрируются на ча­стных вопросах и деталях, ориентированы на выполнение задания, не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность.

В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности преобладает мнение, что все "не наше и непривычное" представляет опасность.

4. «Мужественность — женственность». Г. Хофштед определяет маскулинизм (мужественность) как степень, в которой доминирующими ценностями в обществе настойчивость, напористость, добы­вание денег и приобретение вещей (материализм) и не придается особого значения заботе о людях. Он определяет феминизм (жен­ственность) как степень, в которой доминирующими ценностя­ми в обществе считаются взаимоотношения между людьми, за­бота о других и всеобщее качество жизни.

5. Пятая переменная измеряется долгосрочной или краткосрочнойориентацией в поведении членов общества. Долгосрочная ориентация характеризуется взглядом в будущее и проявляется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве и настойчивости в достижении целей. Краткосрочная ориентация характеризуется взглядом в прошлое и настоящее и проявляется через уважение традиций и наследия, через выполнение социальных обязательств.

II. Типология Т.Е. Дейла.Т.Е. Дейл (американский учёный) выделил четыре главных типа корпоративной культуры. В качестве анализируемых параметров он выбрал уровень риска и скорость получения обратной связи. На основании сочетания этих парамет­ров были выделены следующие типы организационной культуры.

1. Культура высокого риска и быстрой обратной связи.Мир ин­дивидуалистов, которые постоянно рискуют, но получают обрат­ную связь быстро независимо оттого, правильны их действия или нет (индустрия развлечений, полиция, армия, строительство, уп­равленческий консалтинг, реклама).

2. Культура низкого риска и быстрой обратной связи. Служа­щие мало, чем рискуют, их поощряют вести интенсивную деятель­ность с относительно небольшим риском. Все действия получают быструю обратную связь. Клиент правит бал и определяет все. Обслуживание клиента, стремление угодить ему является сутью этой культуры. Важна команда, а не отдельный человек (органи­зации по сбыту, магазины розничной торговли, компании по вы­числительной технике, высокие технологии, предприятия массо­вой торговли потребительскими товарами, такие как Макдо­нальдс, компании по страхованию жизни).

3. Культура высокого риска и медленной обратной связи.Высо­кий риск, предельно высокие инвестиции, медленная обратная связь, длительный процесс принятия решений, жизнестойкость и долговременная перспектива — вот характерные черты предпри­ятий с таким типом организационной культуры. Циклы приня­тия решений занимают часто годы. Девизом здесь являются сло­ва «преднамеренность» и «делайте правильно», а не «действия любой ценой» (нефтяные компании, архитектурные фирмы, про­изводители товаров производственного назначения, авиационные компании, коммунальные службы).

4. Культура низкого риска и медленной обратной связи. Неболь­шой риск, медленная обратная связь, внимание сотрудников и руководства концентрируется на техническом совершенстве, рас­чете степени риска, деталях. Дефицит обратной связи заставляет служащих сосредотачивать свою энергию на том, как они что-то делают, а не на том, что они делают. Внимание уделяется памят­ным запискам, регистрации и подшивке документов, записям и техническим усовершенствованиям. Четко видны символы ста­туса. Лозунгом такой фирмы может быть выражение «стремитесь к техническому совершенству в работе» (страхование, банковс­кое дело, финансовые услуги, строительные общества, правитель­ственные департаменты).

III. Типология Р. Акоффа.Р. Акофф (классик теории менеджмента) анализировал культуру орга­низаций как отношения власти в группе или организации. Для исследования он выделил два параметра: степень привлечения работников к установлению целей в группе/организации и сте­пень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. На основании сравнения данных парамет­ров было выделено четыре типа организационной культуры с ха­рактерными отношениями власти.

1. Корпоративный тип культуры. Низкая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных це­лей. Отношения автократии (традиционно управляемая корпора­ция с централизованной структурой).

2. Консультативный тип культуры. Высокая степень привле­чения работников к установлению целей, низкая степень привле­чения работников к выбору средств для достижения поставлен­ных целей. Отношения «доктор — пациент» (институты социальных и других услуг, лечебные и учебные заведения).

3. «Партизанский» тип культуры. Низкая степень привлече­ния работников к установлению целей, высокая степень привле­чения работников к выбору средств для достижения поставлен­ных целей. Отношения автономии (кооперативы, творческие со­юзы, клубы).

4. Предпринимательский тип культуры. Высокая степень при­влечения работников к установлению целей, высокая степень при­влечения работников к выбору средств для достижения постав­ленных целей. Отношения демократии (группы и организации, управляемые «по целям» или по «результатам», компании со струк­турой «перевернутой пирамиды»).

IV. Типология С. Ханди.Американский социолог С. Ханди пред­ложил свою классификацию типов организационной культуры. Для анализа он выбрал процесс распределения власти в организации, ценностные ориентации личности, отношения индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. На основе исследования этих па­раметров С.Ханди выделил четыре типа организационной куль­туры: культуру власти, культуру роли, культуру задачи и культуру личности.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ

«ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

1. Критический анализ основных подходов к определению сущности финансов.

2. Сравнительный анализ категорий «финансы» и «кредит».

3. Соотношение понятий «финансы» и «кредит» в экономической науке.

4. Финансовая система РФ: современное состояние и перспективы развития.

5. Основные направления совершенствования финансового механизма в РФ.

6. Финансовая политика российского государства в условиях рыночных

преобразований (1992-1998гг.)

7. Финансовая политика российского правительства на современном этапе

развития общества.

8. Финансовый рынок России.

9. Государственный финансовый контроль в России.

10. Роль и место Федерального Казначейства в системе контрольных органов РФ.

11. Государственный бюджет РФ.

12. Проблемы и перспективы развития системы бюджетных инвестиций.

13. История становления и развития налоговой системы.

14. История становления и развития принципов налогообложения.

15. Налоговая система РФ: направления совершенствования.

16. Механизм межбюджетных отношений в РФ.

17. Фонд финансовой поддержки регионов: порядок его формирования и расходования.

18. Финансовые ресурсы Республики Алтай.

19. Муниципальные займы.

20. Внутренние государственные займы.

21. Проблема внешней задолженности России.

22. Негосударственные пенсионные фонды.

23. Финансовый механизм решения проблем занятости населения.

24. Финансовые аспекты функционирования свободных экономических зон.

25. Банковская система: понятие и принципы построения.

26. Банковская система РФ: эволюция и современное состояние.

27. Эмиссионные банки.

28. Коммерческий банк, его цели и функции.

29. Структура управления коммерческим банком.

30. Организационная структура коммерческого банка.

31. Собственный капитал коммерческого банка: структура и порядок формирования.

32. Привлеченные средства коммерческого банка: источники и механизм формирования.

33. Современная система кредитования.

34. Финансовые операции коммерческого банка.

35. Кредитоспособность заемщика: способы и порядок определения.

36. Инвестиционная деятельность коммерческого банка.

37. Обеспечение кредита.

38. Активные операции коммерческого банка.

39. Лизинговые операции коммерческого банка.

40. Факторинговые операции коммерческого банка.

41. Трастовые операции коммерческого банка.

42. Кредитный портфель коммерческого банка.

43. Риски в банковской деятельности

44. Механизм регулирования банковской деятельности.

45. Денежное обращение и формы безналичных расчетов.

46. Банковское кредитование частных лиц.

47. Пластиковые карточки.

48. Международные кредитные операции.

49. Кредитная система Республики Алтай: особенности, структура, перспективы развития.

50. Коммерческий кредит.

51. Организация банковского кредитования.

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

РАЗДЕЛ 1. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ В СИСТЕМЕ

ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.029 с.)