Правовой режим земель физических и юридических лиц



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим земель физических и юридических лиц



Согласно действующему земельному законодательству земли сельскохозяйственного назначения предоставляются для ведения сельскохозяйственного производства, создания лесозащитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

- гражданам, в том числе ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

- хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

- некоммерческим организациям;

- казачьим обществам;

- общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла.

Гражданам земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться с целью ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

Условия предоставления земель гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства были рассмотрены нами выше.

Рассмотрим особенности правового режима земель, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства.

Личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного (подсобного) хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 23 июня 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется гражданами для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или регистрация крестьян кого (фермерского) хозяйства.

Как уже упоминалось, сельскохозяйственные земли могут предоставляться гражданам для ведения садоводства, животноводства, огородничества. Федеральный закон РФ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» (ст. 12) предусматривает, что при зонировании территории определяются зоны, наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества, дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий. В схемах зонирования территорий для размещения таких объединений должны содержаться сведения о месте нахождения, площади и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Обеспечение граждан названными землями является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Тем же законом предусмотрен порядок определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно установленным требованиям регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления таких участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Наличие у гражданина, на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования садового, огородного или дачного земельного участка может служить основанием для отказа в предоставлении такого участка, если предоставление ведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка.

Нормы предоставления земельных участков гражданам для указанных целей определяются на основании ст. 33 ЗК РФ.

Сельскохозяйственные земельные участки могут предоставляться и для коллективного и индивидуального сенокошения, выпаса скота. Для этих целей земли могут предоставляться гражданам в аренду.

Основная часть земель сельскохозяйственного назначения предоставляется коммерческим организациям и предприятиям аграрного направления. Сельскохозяйственные земли могут иметь, в том числе, и некоммерческие организации – потребительские кооперативы, союзы фермеров, сельскохозяйственные кооперативы. В сельском хозяйстве функционируют также государственные и муниципальные унитарные предприятия. Земли закрепляются за такими предприятиями в постоянное (бессрочное) пользование.

Сельскохозяйственные земли предоставляются также в пользование учреждений аграрного профиля, научно-исследовательских институтов, сельхозтехникумов. Они используют предоставленные земли для исследовательских работ, учебных целей, для ведения сельскохозяйственного производства.

Аграрное производство ведут и некоторые несельскохозяйственные предприятия и организации. Прежде всего, речь идет о тех промышленных предприятиях, которые имеют подсобные сельские хозяйства и выращивают продукцию в основном для работников таких предприятий.

Определенное количество сельскохозяйственных земель занимают религиозные организации, которые традиционно занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур.

Итак, мы обозначили те виды юридических лиц, которые являются субъектами прав на земли сельскохозяйственного назначения. При этом следует отметить, что государственные и муниципальные органы в качестве таких субъектов не рассматриваются, хотя могут иметь данные земли в собственности, получив их, например, после прекращения прав прежних владельцев или приобретя их путем выкупа. Но эти земли переходят в фонд перераспределения и временно исключаются из хозяйственного использования вплоть до передачи или продажи другим юридическим лицам и гражданам.

Земли сельскохозяйственных предприятий

Особая ситуация сложилась по поводу земель сельскохозяйственных коммерческих организаций, причем эта проблема так и не была разрешена в новом ЗК РФ. В ЗК РСФСР (ст. 69) устанавливался правовой режим земель колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» эта статья была признана недействующей.

Следует заметить, что предоставление сельскохозяйственных земель предприятиям и оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируются вступившим в силу с февраля 2003 года Федеральным законом РФ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с данным законом, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 закона).

Подавляющая часть земель, ранее находившихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий, была приватизирована. В результате реорганизации колхозов и совхозов граждане (как правило, работники этих предприятий) получили право на земельную долю (пай). Владелец земельной доли вправе по своему выбору распорядиться ею.

С начала 1991 г. в результате проведения земельной реформы около 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев). Однако в результате этого реорганизованные сельскохозяйственные организации утратили какие-либо права в отношении своих земель. В действующем земельном законодательстве права таких сельскохозяйственных коммерческих организаций на землю не урегулированы. Земельное законодательство не признает эти сельскохозяйственные организации субъектами земельных отношений, поскольку «собственниками» земли в такой ситуации являются владельцы земельных долей (паев).

В связи с этим встает много вопросов, на которые нельзя найти ответ в ЗК РФ. Кто в этой ситуации должен уплачивать земельный налог, нести ответственность за нарушения земельного законодательства? Кому должны возмещаться убытки в случаях изъятия земель сельскохозяйственной организации для государственных или муниципальных нужд и т.д.

Установление коллективной (общей) совместной или долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственной организации не было связано с решением в законодательстве проблем, на основе каких прав сама сельскохозяйственная организация использует землю.

В настоящее время сельскохозяйственная коммерческая организация может приобрести право собственности на землю в результате продажи земельных участков из фонда перераспределения местной администрацией на торгах (аукционах, конкурсах) (п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Федеральный закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 9) установил, что передача земельных долей в аренду сельскохозяйственным организациям осуществляется на основании договоров между собственниками долей и сельскохозяйственными организациями. Арендодателями могут выступать как отдельный собственник, так и группа собственников земельных долей. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены (п. 4 ст. 9 закона). Площадь земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых для производства сельскохозяйственной продукций, не ограничивается (п. 6 ст. 9 закона). Роскомземом 16 мая 1996 г. был утвержден Примерный договор аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей. Однако указанные способы приобретения прав на землю не являются кардинальным решение проблемы.

К сделкам с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения применяются правила ГК РФ (п. 1 ст. 12 закона).

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается (п. 5 ст. 10 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 вышеназванного закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды.

Есть сельскохозяйственные организации, в которых реорганизация не проводилась – совхозы, государственные сельскохозяйственные предприятия, например, находящиеся в ведении Минобороны РФ, МВД России, Минсельхозпрода России, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и учебно-опытные хозяйства, которые используют землю на титуле права постоянного (бессрочного) пользования. Эти сельскохозяйственные организации обладают соответствующими земельными правами и обязанностями.

Исключением из рассмотренной выше ситуации является регулирование прав на землю сельскохозяйственных кооперативов. Вновь созданные сельскохозяйственные коммерческие организации используют земли сельскохозяйственного назначения на праве собственности и иных предусмотренных законодательством титулах. К их числу относятся сельскохозяйственные кооперативы – организации, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива. Порядок создания и деятельности таких кооперативов регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 1995 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) «О сельскохозяйственной кооперации».

Пункт 3 статьи 19 указанного закона предусматривает, что при реорганизации сельскохозяйственной организации ее член (участник) вправе передать выделенный ему земельный участок или причитающуюся ему земельную долю в счет паевого взноса в паевой фонд кооператива (с условием или без условия их возврата в натуральной форме в случае выхода из кооператива) либо передать земельный участок, находящийся в его собственности, кооперативу в аренду на условиях, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В этом случае кооператив становится собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами (п. 3 ст. 34 закона), и соответственно собственником таких земельных участков. Согласно статье 6 Федерального закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив вправе иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и условиях, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного кооператива отражены в статье 18 закона. Так, выходящему члену кооператива должна быть выплачена стоимость его паевого взноса или должно быть выдано имущество, соответствующее его паевому взносу, а также произведены другие причитающиеся ему выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом кооператива. Паевой взнос возвращается в порядке, установленном уставом. В соответствии с уставом кооператива либо в соответствии с решением общего собрания членов кооператива и с согласия лица, выходящего из кооператива, может быть предусмотрена выплата стоимости паевого взноса в натуральной форме в виде земельного участка или другого имущества кооператива.

Размер выдаваемого в счет пая земельного участка определяется пропорционально размерам земельных угодий кооператива исходя из размера паевого взноса выходящего члена кооператива и стоимости гектара земли, в соответствии с которой земельный участок или земельная доля были засчитаны в паевой взнос. При этом размер выдаваемого земельного участка не должен превышать размер земельной доли или земельного участка, переданных кооперативу выходящим из него членом при его вступлении в кооператив.

В случае, если земельный участок или земельная доля были переданы кооперативу по договору в качестве паевого взноса с условием возврата земельного участка при выходе из членов кооператива, земельный участок возвращается в порядке и на условиях, которые определены указанным договором. Споры о возврате земельного участка в таком случае разрешаются судом.

Место нахождения земельного участка, выдаваемого выходящему члену кооператива в счет его паевого взноса в соответствии с уставом кооператива или в соответствии с решением общего собрания членов кооператива, устанавливается решением правления кооператива.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.230.188 (0.01 с.)