Право государственной и муниципальной собственности на землю. Разграничение публичной собственности на землю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право государственной и муниципальной собственности на землю. Разграничение публичной собственности на землю.



Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни-ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собствен-ностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ). Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю.

1. Федеральная собственность (федеральные земли). К ним от-носятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исклю-чительно к федеральной собственности, а также иные земли, необхо-димые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель входят:

■ земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасно-сти страны, охраны государственных границ РФ;

■ земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей про-мышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерально-го значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных об-разований, земли лесного и водного фондов федерального значения, зем-ли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

■ земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных при-родных заказников, памятников природы, объектов историко-культур-ного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;

■ земельные участки Российской академии наук, отраслевых ака-демий наук федерального

значения, научно-исследовательских учреж-дений, высших учебных заведений

федерального значения, федераль-ных опытно-производственных хозяйств,

сельскохозяйственных науч-но-исследовательских учреждений, федеральных

государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных

конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государ-ственных

мелиоративных систем, конкретный перечень которых ут-верждает Правительство РФ;

■ иные земельные участки, предусмотренные федеральными зако-нами и договорами о

разграничении предметов ведения и полномо-чий между федеральными органами РФ и

органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ

общеприз-нанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской

Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и

в исключительной экономической зоне РФ.

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут пере-даваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяй-ственного производства и иных целей. В государственную собствен-ность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у част-ных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами.

2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пре-делах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ).

Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать

следующие выводы:

а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон

использования земли по целевому назначению;

б) в одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город)

находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие

различный правовой режим.

3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль-ная собственность на землю — это собственность городских, сель-ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова-ний (ст. 19 3K РФ).

К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек-тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на-селения, находящегося на соответствующей территории района, горо-да, и др.

Указанные земли проходят государственную регистрацию в Госу-дарственном реестре в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.10.2002).

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправ-ление осуществляет владение, пользование и распоряжение муници-пальной собственностью, к которой относится все то, что не являет-ся федеральной собственностью субъектов РФ и частной собствен-ностью.

Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственно-сти в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передают-ся объекты социально-культурного и коммунально-бытового назна-чения.

В муниципальной собственности находятся земли в пределах чер-ты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участ-ки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправ-ления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их раз-вития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в госу-дарственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собствен-ников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципаль-ной собственности, —служить удовлетворению коммунальных потреб-ностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внеш-него благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государ-ственной собственностью

 

11. Право пожизненного (наследуемого) владения землей (ч. 1 ст. 216, ст. 266, 267 ГК РФ и ст. 21 ЗК РФ) отличается от иных вещ-ных прав следующими основными особенностями:

• наибольшей стабильностью прав на земельный участок. Так, если право пользования земельным участком может быть временным, т.е. краткосрочным, то право владения принадлежит владельцу не только на протяжении всей его жизни: после жизни воля владельца в опре-делении принадлежности земельного участка гарантируется к соблюдению принудительной силой государства, если наследник не отказался от наследства;

• наибольшей широтой самостоятельности правомочий землевла-дельца в отношении использования земельного участка. Владелец вправе самостоятельно, без каких-либо специальных разрешений соб-ственника земельного участка возводить на земельном участке здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности, если законом не предусмотрено иное;

• узким кругом субъектного состава правоотношений по владению земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения. Поскольку наследователем может быть только гражданин или физи-ческое лицо, субъектный состав данного вида правоотношений ограничивается именно этой категорией лиц. Право пользования земель-ным участком может принадлежать и организациям, т.е. более широ-кому кругу лиц;

• наличием в правомочиях по владению земельным участком кон-ституционных положений о правах, свободах и обязанностях граждан, имеющих статус высшей ценности и составляющих смысл, содержа-ние и применение российского законодательства (ст. 2, 18 Конститу-ции РФ).

Право пожизненного наследуемого владения было введено в зако-нодательство как наиболее близкое к праву собственности на землю.

 

Такой правовой институт, как право пожизненного наследуемого владения земельным участком, был введен в отечественное законодательство еще в 1990 г. Основами законодательства СССР о земле.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком – ограниченное вещное право в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которое представляет собой определенные вид и меру поведения субъекта – обладателя данного права – в отношении соответствующего земельного участка, передаваемого по наследству.

Статьей 265 ГК РФ определено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Согласно же статьи 21 ЗК РФ, предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие данного кодекса не допускается. Но право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

В соответствии с гражданским законодательством гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, вправе владеть и пользоваться земельным участком, передаваемым по наследству. Что касается распорядительных действий, то такой владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование; продажа же, залог земельного участка и совершение других сделок, которые могут повлечь за собой отчуждение земельного участка, не допускаются (ст. ст. 266, 267 ГК РФ).

В то же время ЗК РФ не допускает каких-либо распорядительных действий со стороны владельца в отношении земельного участка, находящегося у него на праве пожизненного наследуемого владения, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. При этом каждый гражданин вправе однократно (то есть в отношении только одного земельного участка) бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок; при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Переход права пожизненного наследуемого владения на земельный участок осуществляется в результате наследования в соответствии с нормами гражданского законодательства и подлежит государственной регистрации, которая проводится на основании свидетельства о праве на наследство в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно статьи 1181 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, принадлежавшее наследодателю, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных законодательством о наследовании. При наследовании права пожизненного наследуемого владения земельным участком (равно как при наследовании земельного участка) по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.017 с.)