Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок создания и прекращения деятельности банков.

Поиск

Основные документы, регламентирующие порядок создания, регистрации и ликвидации КБ:

 

· Инструкция №75 ЦБ РФ «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 23.07.98;

· Федеральный закон «О банках и банковской деятельности с изменениями и доплнениями» от 08.07.99.


Процедура создания банка обычно включает в 3 этапа:

1) принятие решения об учреждении банка;
2) оформление и предоставление пакета документов в ЦБР для регистрации;
3) регистрацию банку и выдачу лицензии.

1-й этап. Принятие решения об учреждении банка.
Это решение принимается созданием учредителей создаваемого банка, о чем составляется специальный протокол собрания учредителей о создании банка.
На этом собрании, как правило, утверждается:

ü Устав банка;

ü размер Уставного капитала;

ü размеры взносов учредителей и доли распределения прибыли между ними;

ü выбираются Совет директоров учреждаемого банка и председатель банка,

ü готовят необходимы документы для предоставления их в Главное территориальное управление ЦБ РФ для получения лицензии


2-й этап. Оформление и предоставление документов для регистрации банка и выдачи ему лицензии.
Для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора о создании банка предоставляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации следующие подлинные документы в двух экземплярах (устав в четырех экземплярах).

1. Ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, подписанное председателем Совета кредитной организации или другим лицом, уполномоченным собранием акционеров,

2. Учредительный договор. Учредительный договор (в случае создания кредитной организации или в форме 000) представляет собой легализованный в установленном порядке документ, удостоверяющий решение (или согласие) юридических или физических лиц учредить кредитную организацию

3. Устав кредитной организации в четырех экземплярах

4. Протокол общего собрания учредителей, содержащий решение о создании кредитной организации, где имеется утверждение кандидатур для назначения руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и расчетного баланса и плана доходов, расходов и прибыли.

5. Свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации. Сбор 1% от объявленного уставного капитала.

6. Нотариально удостоверенные копии:

ü свидетельств о государственной регистрации учредителей юр. лиц;

ü аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности за последние три года

ü подтверждение Государственной налоговой службы о выполнении всех обязательств перед федеральным бюджетом, местным бюджетом за последние три года.

7. Декларации о доходах учредителей физических лиц, заверенные органом Государственной налоговой службы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал.

 

8. Анкеты кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера

 

9. Список учредителей кредитной организации.

 

Банк России в течение 3х рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации телеграмму, подтверждающую согласование наименования кредитной организации.


3-й этап. Регистрация банка и выдача лицензии.
Пакет документов на создание кредитной организации предоставляется в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения кредитной организации. Территориальное управление Банка России выдает учредителям кредитной организации письменные подтверждения получения от них документов, необходимых для регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
Территориальное управление Банка России анализирует пакет документов кредитной организации и делает заключение о возможной регистрации и выдаче лицензии данной кредитной организации, которое вместе с документами направляется в Банк России (Департамент лицензирования банковской деятельности)
Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности регистрации кредитной организации.

 

Территориальное учреждение Банка России направляет учредителям банка уведомление о регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета и с требованием оплаты 100% уставного капитала в месячный срок; и выдает один экземпляр свидетельства о регистрации кредитной организации и устава банка уполномоченному лицу под расписку. Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.


Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий.


1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях
2. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте
3. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Она возможна только вместе со второй. Разрешение на право совершения сделок с драгоценными металлами выдается ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

 

 

Только через два года после государственной регистрации в БР кредитная организация может получить следующие виды лицензий:


4. Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях.
5. Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте при условии наличия лицензии № 2
6. Генеральная лицензия, которая выдается банку, имеющему лицензию на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.

 

Порядок ликвидации коммерческого банка
Отзыв лицензии и ликвидация кредитной организации регулируется:

 

· «Положением об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в РФ» № 264 от 02.04.96 (с изменениями от 10.03.00).

· Федеральным законом «О банках и банковской деятельности с изменениями и дополнениями» от 08.07.99.


Основанием для отзыва лицензии являются:

 

1. Установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия.

2. Задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи.

3. Установление фактов недостоверности отчетных данных.

4. Осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией БР.

5. Неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов БР (когда в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия), такие как:

 

· проведение рискованной кредитной политики;

· нарушение порядка формирования Уставного Капитала;

· несоблюдение обязательных нормативов;

· нарушение порядка привлечения вкладов физических лиц;

· несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета и т. д.

 

6. Неудовлетворительное финансовое положение кредитной организации.

Таким образом, прекращение деятельности кредитной организации может быть:


1) принудительным - на основании отзыва лицензии на совершение банковских операций как решение о его ликвидации;


2) добровольный - при решении высшего органа управления кредитной организации (общего собрания акционеров).


При принудительной ликвидации решение об отзыве лицензии принимается БР (Комитетом банковского надзора) на основании ходатайств территориальных управлений. БР в двухдневный срок направляет приказ:

 

§ Главным территориальным учреждениям;

§ Государственной налоговой службе;

§ Государственному таможенному комитету (если банк имел валютную лицензию).

 

 

В день получения приказа Главное территориальное управление на территории которого работает ликвидируемый банк, в официальном порядке:
• направляет его банку, у которого отозвана лицензия;
• изымает у банка подлинный экземпляр лицензии;
• извещает все кредитные организации об отзыве лицензии у данного банка, которые должны сразу прекратить все приходные и расходные операции по балансовым и внебалансовым счетам банка (в рублях и иностранной валюте, включая начисленные проценты).


В день получения приказа от БР все операции по счетам клиентов ликвидируемого банка прекращаются, а также по купле-продаже иностранной валюты (если имеет валютную лицензию).

Добровольная ликвидация осуществляется на основании решения общего собрания акционеров (пайщиков) с учетом соблюдения требований статей 92 и 104 ГК РФ.
На момент принятия решения о добровольной ликвидации банка должны быть погашены все его обязательства перед кредиторами.
Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае, если банк фактически является неплатежеспособным.

После создания ликвидационной комиссии открывается лицевой счет в Расчетно-кассовый Центр банка, куда переходят:

 

Ø все средства банка (ранее находящиеся на корреспондентском счете банка в РКЦ), который потом закрывается;

Ø кредитовые остатки средств, находящиеся на счетах этого банка в других банках.

 

Ликвидационная комиссия проводит следующие мероприятия:

 

v помещает в печати объявление о ликвидации банка,

v выявляет всех кредиторов ликвидируемого банка и персонально уведомляет

v принимает меры по сохранению наличного имущества,

v осуществляет работу по выявлению и взысканию дебиторской задолженности;

v принимает меры по реализации заложенного имущества по просроченным кредитам;

v оценивает имущество банка, активы и пассивы;

v рассматривает и удовлетворяет требования, заявленные кредиторами;

v при недостаточности у банка денежных средств для покрытия обязательств осуществляет продажу с публичных торгов на аукционной основе имущества.

v передает имущество, оставшееся после удовлетворения обязательств учредителям банка;

v составляет отчет, ликвидационный баланс, представляет их на утверждение учредителям и на согласование в территориальное управление ЦБ.

 

Учредители (участники) ликвидируемого банка до завершения работы ликвидационной комиссии имеют право осуществить реорганизационные процедуры:
• слияние с другим банком;
• присоединение к другому банку;
• восстановление платежеспособности банка (при наличии реальной возможности) путем осуществления плана санации.
Данные процедуры возможны до принятия судом решения по делу о несостоятельности.
После проведения всех мероприятий ликвидационной комиссии Территориальное управление представляет Комитету банковского надзора БР:
• свое заключение о результатах работы, подлинные экземпляры лицензии и Устава КБ
Ликвидация коммерческого банка считается завершенной с момента внесения записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Лицевой счет ликвидационной комиссии закрывается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.01 с.)