Вопрос. Формационная и цивилизационная концепции объяснения истории общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Формационная и цивилизационная концепции объяснения истории общества.



Наличие определенных этапов в развитии истории отмечалось мыслителями издавна:

Платон: естественное(дообщественное)состояние, общественное состояние(не соотв-ет природе челк-ка), разумное(идеальное общество будущего).

Гегель: 3типа об-ва: восточный мир, античность, германский мир.

Фергюссон: 3эпохи об-ва: дикость(охотничье хоз-во, отсутствие ч/с), варварство(скотоводство, ч/с не закреплена законом), цивилизация(земледелие, ч/с).

В современной теории 2 подхода к изучению исторического процесса:

Формационная теория - создана марксистской школой. В процессе производства люди (производительные силы) вступают между собой в определенные отношения (производственные отношении), которые возникают между людьми в ходе производства материальных благ (отношения между рабом и рабовладельцем, рабочим и предпринимателем). Базис – совокупность отношений в процессе производства, к-рый определялся формами собственности на средства производства. История общества представляет собой последовательную смену способов производства. Совокупность производительных сил, производственных отношений, социально-культурных, политических процессов образуют определенную историческую ступень развития – формацию. К. Маркс выделяет пять общественно экономических формаций: первобытно общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую(социалистическую). Высшей формацией должен стать коммунизм. Основой движения от одной формации к другой является конфликт между производительными силами и производственными отношениями или революция. Решающая роль принадлежит рабочему классу. Переход к коммунизму должен произойти через революционную классовую борьбу.

Для формац. подхода характерны:

Убеждение в существовании объективных законов развития об-ва, к-рые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь

Экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии об-ва

Об-во развивается прогрессивно, критерием прогресса является развитие производительных сил, совершенствование производственных отношения

Неизбежность смены одной формации на другую

Критика формационного подхода:

1)Разработанная на материале истории западной Европы она без достаточных оснований была перенесена на всемирную историю. Реальные тенденции и формы развития обществ во многих регионах и странах мира в частности на востоке не подходят под схему пяти формаций.

2)История в рамках формационной теории приобретает однолинейный теологический характер. Теория предписывает истории строгую последовательность стадий развития, определенную заданность. Цель и смысл этого развития коммунизм-как идеальное состояние общественной жизни.

3) При формационном рассмотрении общества картина его социальной структуры суживается, что все социальные слои за пределами основных классов выступают как маргинальные элементы.

4) Формационный анализ государства акцентирует внимание на его роли инструмента политического господства эксплуататорского класса, что далеко не исчерпывает его сути. При формационном подходе функционально обедненной является роль духовной сферы общества, так как она ставится в жесткую зависимость от материальной сферы.

Цивилизационный подход.

Цивилизации – крупные социокультурные системы со своими закономерностями. Каждая цивилизация самобытна, имеет историческую судьбу, свои институты и ценности. Признаки: единые (пространство, система ценностей, нормы морали, экономическая система), специфический образ жизни, развития.

Важнейшее его достоинство подхода — представление об истории как о многолинейном, многовариантном процессе. История народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других цивилизаций. На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях. Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества "снизу", выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории "сверху", т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). Слабые моменты цивилизационного подхода- универсальные принципы активно «работают» на глобальном уровне, а исследование конкретных проблем требует других методик, неразработанность категорий. Отсутствует единый критерий выделения такой базовой категории, как цивилизация.

Концепции цивилизационного развития:

Некоторые исследователи(Фергюссон,Тюрго,Гирзо, Гегель)на первом этапе понятие цивилизация употребляется обозначая человечество в целом и носит ярко выраженный оценочный характер(дикость,варварство,цивилизация). Национально-культурные различия рассматривались как второстепенные, связанные с особенностями среды обитания, расы, культуры.

Французские просветители (Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и др.) рассматривали цивилизацию как близкое по содержанию к понятиям духовной культуры, разума и справедливости.

И. Кант разграничил понятия культуры и цивилизации ("технический тип культуры"), а в процессе развития общества их взаимодействие осуществляется противоречиво, ибо духовная культура, особенно в ее нравственной форме, отстает от цивилизации..

Данилевский – под цивилизацией понимал определенный "культурно-исторический тип общества", существующий в рамках обособленных локальных образований. Каждая локальная цивилизация в своем развитии проходит четыре этапа: становления самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка. Каждая новая цивилизация богаче в своих проявлениях предшествующих, но при этом каждый культурно – исторический тип реализует собственную модель развития. Локальные цивилизации делятся на 4 типа:

Первичные(без ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская

Одноосновные(выраженное начало, определяющее развитие цивилизации) – еврейская(религия), древняя греция(культура). Древний рим(политика)

Двухосновные(развитие 2-х начал)- европейская(политика и культура)

Объединительная (в гармонии развиваются начала политические, религиозные)- славянская(как возможность)

Шпенглер – противопоставил понятия «цивилизация» и «культура». История не развивается линейно, а представляет собой ряд независимых, неповторимых и замкнутых культур. Каждая культура — организм, имеющий индивидуальную судьбу и душу, переживающий периоды возникновения, расцвета и умирания. Душа культуры выражается в символах, благодаря которым эту культуру можно постичь. существовало восемь независимых культур: арабская, майи, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайская, западноевропейская, вырастающих на основе своего собственного «прафеномена» - способа переживания жизни. Цивилизация – вырождение культуры "органически логическое следствие, как завершение и исход культуры", победа механического над природным, внешнего над внутренним.

А. Тойнби в своей концепции исторического круговорота рассматривал развитие общества как круговорот локальных цивилизаций, которых он насчитал сначала 21, а затем сократил их численность до 13,их типы:

Первичные – неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие

Вторичные – возникающие в ответ на вызов, изменяющий условия их первоначального существования

Третичные – возникают на основе формирования единых религий и церквей из вторичных цивилизаций.

Основой цивилизационного процесса являются мировые религии, а его законом - способность общества давать адекватный "ответ на вызов" истории: среда обитания бросает вызов чел-ку, к-рый вынужден приспосабливаться к ней, создавая искусственную среду обитания. Сильный вызов – культура останавливается в развитии, слабый- цивилизация не возникает. Ответы на вызов ищет творческое меньшинство – элита. Если утрачивает способность находить ответы – лишается авторитета и пытается сохранить свое лидерство с помощью силы. Общество утрачивает единство, цивилизация погибает.

П.Сорокин утверждал, что цивилизации представляют собой большие культурные суперсистемы, в сильной степени определяющие жизнь, организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических процессов и тенденций. Характеризуемая бесконечным многообразием проявлений, социокультурная реальность обладает системным единством и динамикой перехода из одного состояния в другое.

В современности сосуществуют индийская, китайская, исламская, русская и западная цивилизации. Каждая цивилизация представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой. Цивилизация проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, а затем сменяется другой.

Для цивилизационного подхода характерно:

Чел-к является единственным творцом истории, изучение истории- познание чел-ка через формы его деятельности

Ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества играют важную роль

Каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс(относителен, т.к. может охватывать разные стороны жизни об-ва)

Современный мир состоит из множества локальных цивилизаций, относящихся к двум общим типам обществ: индустиральному(западному) и традиционному(восточному).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.159 (0.01 с.)