Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Философия Древней Греции.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Первым древнегреческим ф-ом принято считать Фалеса.Основатель милетской школы.Все многообразие природы,вещей и явлений можно свести к одной основе(первостихии), в качестве которой он рассматривал «влажную природу» или воду. Считал что все возникает из воды и в нее все возвращается.Он наделяет первоначало,а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью. «Мир одушевлен и полон богов». Известное изречение «познай самого себя». После смерти Фалеса во главе милетской школы стал Анаксимандр.Первоначало-апейрон.В его интерпритации апейрон не явл ни водой,ни воздухом,нини огнем. «Апейрон есть не что иное, как материя»,кот находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Последний представитель милетской школы-Анаксимен.Первоначало-воздух,из которого все возникает и в который все возвращается. Пифагор считал таким первоначалом цифру; он говорил, что реально существует лишь то, что можно доказать Пифагор: все качества природы обусловлены количеством. Количество – то, что может быть увеличено или уменьшено. Единица есть единое начало, она отрицательна, ее отрицательность абсолютна. Единица исключает себя из себя. Отношение единицы к самой себе двойственно. Двоица - особая форма единицы, так же как и троица, четверица. Десять – божественное число, оно лежит в основе природных явлений. Парменид вводит понятие Бытия. Поистине существует лишь бытие единое, небытия вообще нет. Бытие – это тождество между понятием и реальностью, это идея.Он характеризует бытие как неподвижное,бесконечное,неделимое,вечное,изначальное. Бытие познать и определить нельзя. Абсолютную сущность нельзя познать, отвергает всякое определение. Если бытия нет, значит оно является мыслью без содержания. Бытие является небытием, оно тождественно небытию.Бытие-это есть, и мысль есть,и все причастно к бытию.Отстаивает точку зрения,что небытия нет. Зенон.Последователь и ученик Парменида Зенон поставил задачу доказать, что небытия вообще нет. Небытие противоположно бытию, значит, его можно охарактеризовать теми же свойствами, но без частицы нет: конечно, делимо, изменчиво и т.д. Пример бытия - движение. Он стремится опровергнуть движение. Движение - не суть, оно - небытие. Он выдвигает несколько апорий. Противоречий движения. 1.Как Ахиллес догоняет черепаху. Когда он достигнет какой-то точки, черепахи там не будет. Они будут бесконечно сближаться, но он ее не догонит. Нужно сделать бесконечное количество моментов времени. 2.Летящая стрела не летит. Каждая ее точка проецируется на плоскость, каждый момент. В каждый момент времени каждая ее точка находится в точке неподвижного пространства, значит, не ясно, когда она летит. Она находится и не находится в данной точке пространства. Только противоречие выявляет истинность движение. Движение - противоречие. 3.Летящая стрела не долетит^ она будет проходить бесконечно количество половин, но он не долетит никогда. Как в математике - окружность - совокупность точек. Совокупность точек не даст линию, здесь дается условие неделимости пространства. Пространство и время неделимы, потому что они бесконечны, и мы не можем нигде остановиться. Однако в физике есть постулаты деления пространства и времени. Они так же непрерывны. Открытие Зенона было важно в том отношении, что он дальше и глубже определил понятие первоначала. Первоначало - связано с небытием. Эту связь бытия и небытия затем выразил другой греческий философ -Гераклит. Гераклит.Все причастно как бытию, так и небытию в равной степени. Все существует и не существует в одно и то же время. Его знамение высказывание - все течет. Здесь важно понимание термина «все». Когда мы говорим все, мы понимаем, что этот термин эмпирический. Мы объединяем все, но при этом вещи остаются самостоятельными. Каждая отдельная вещь либо существует, либо не существует. Но если все вещи представить в их начале, в их единстве, они все растворяться, и тогда все надо будет воспринимать как первоначало. Река либо существует, либо она высохла, и ее нет. Поэтому нельзя сказать, что нельзя войти в одну реку дважды. Единственное тождество бытия присуще только первоначалу. Все надо понимать как мир в целом, как его единство. Где все теряет свою определенность. В Первоначале все возникает и туда же все и возвращается, в этом первоначале бытие и небыт тождественные. Героклит: начало – единство противоположностей, единство бытия и небытия(логическая форма истины, начала). Огонь – первоначало природы. Героклит говорит, что бытие переходит в небытие и наоборот. В принципе Героклита отсутствует элемент самодвижения, при переходе из одного в другое происходит их исчезновение, но они так же и сохраняются. Атом – сохранение бытия единства с небытием. Небытие обозначается как пустота. Демокрит пытается зафиксировать самостоятельность существования бытия(атом) и небытия(пустота). Атом-отрицание отрицания бытия, вечный. Атом- форма развития идеи бытия. Демокрит говорил поистине существует лишь атомы и пустота, все остальное лишь кажется, все остальное является лишь мнением, все остальное не существует. Атомы движутся бесконечным движением. Атомы движутся в пустоте, атом прост, в нем нет противоположностей, которые могли бы быть источником движения. Противоречия по Демокриту: 1. атом есть мельчайшая материальная частица, но она не воспринимается в силу своей малости 2. атом – материальная частица, но вместе с тем он неделим. Атом, будучи и началом и неделимым может быть только идеальной единицей. 3. атом не может иметь источник движения в самом себе 4. атом движется в пустоте, где движение и покой тождественны. 5. атомы сталкиваются -> отправляются из разных точек, которых нет в пустоте, значит атомы могут двигаться только параллельно 6. по мнению Аристотеля, пустоты не существует Демокрит сказал, что атомы движутся прямолинейно, тогда почему они сталкиваются? После этого стало окончательно ясно, что начало – не материально! Анаксагор.Следующим Анаксагор решает, что начало находится в уме. Миром правит ум. Анаксагор говорит, что ум должен чем-то править; в его теории – гомеомерии(частицы, семена вещей). Они просты и обладают одним отдельным свойством. мир состоит из семян, их бесконечное множество; все оно сосредоточено в каждой вещи, и этим обусловлено единство мира. Вещи отличаются друг от друга количеством семян в них. Важно: эти частицы уже обладают свойствами, а ум их только распределяет. Минус в теории Анаксагора – существование двух начал: ума и гомеомерий(это противоречит Фалесу). Далее на смену приходят софисты. Первый из них – Протагор. Человек - мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют. Т.е. человек становится мерой истины. Первоначало – истина. Надо уточнить, что человек – мера всех вещей через ощущения, они не обманывают. Эволюция учения Анаксагора у софистов заключается в осознании того, что ум – в человеке, истина – в человеке. Первая форма познания – ощущение. Ощущение – достоверность субъекта. Вторая форма познания – рассудок. Рассудок приходит к истине путем рассуждений. В основе каждого рассуждения лежит основание. Истина и заключение зависят от выбора этого самого основания. У софистов истина получилась относительной, зависящей от субъекта. И это не совсем верно. Позже Сократ покажет, что истина существует не только для субъекта, но и для себя. После за абсолютное принимается разум. Возникает философия Духа. Родоначальник - Сократ. Вернулся к принципу единства первоначала, о котором еще Фалес говорил. Он объявил, что первоначалом и абсолютной истиной является добро, оно составляет сущность человека, его цель. Первой формой философии духа являлась мораль. Мораль – сознательная нравственность. Сократ: человек свободен и его свобода состоит в стремлении к добру. Добро – центр, вокруг которого вращается вся жизнь человека. Выдвигает третью форму сознания – самосознание. Разум в самом себе заключает реальность. Разум – это познание познания. Реальность – познание себя. Добро – бесконечно могущественный разум, для него нет чего-то внешнего, всякая реальность – это он сам. Добро у Сократа существует в виде знания. Путь к Добру – через знание. Всякая добродетель есть знание чего-то. Но у Сократа тоже получилось не всеобщее первоначало(ведь, например, дети не все знают, но для них это первоначало тоже существует.) Моральность – освобождение человека от какого-то внешнего принуждения. Человек – абсолютное основание самого себя. Человек и есть тот атом, который сам себя утверждает, как абсолютную истину. Немного истории: Сократа называют атеистом; его теория о свободной морали, о перемещении божества внутрь человека трактуется как демон внутри человека; он совершил нравственное преступление, его решают казнить; в конечном итоге он сам выпивает яд. Ему же принадлежит Я знаю, что я ничего не знаю. За софизмом следует идеализм. Самый яркий представитель – Платон(объективный идеализм). Платон развивает теорию Сократа. Такое всеобщее(объективное) благо Платон увидел в государстве. Гос-во – первоначало. Первоначалом является идея. Идея всеобща, вечна, независима от отдельного субъекта. Платон пытался выявить общее в разных суждениях об одном предмете. Пр.: что является всеобщим для всех товаров? У каждого свои потребительские свойства. Кто-то их группирует по покупаемости, кто-то считает сущностью товара стоимость, а стоимость – это выражение труда. Платон, наконец-таки, обозначил правильно предмет философии идею. Он основатель диалектики(разрабатывал ее в трудах «Парменид» и «Софист»). Платон рассматривает взаимосвязь и превращение бытия в небытие. Небытие внутри себя является этим переходом. Идея, в смысле Платона, единство (процесс) противоположностей. Он рассматривает идеи как объекты, идея - абсолютная сущность, где субъект (идея) и объект (мышление) тождественны. Аристотель(ученик Платона): мышление есть мышление мышления. Объект - это мысль. Анализ мышления (Артистотель): мышление есть деятельность, которая делит себя на мыслимое и мыслящее; мышление не может быть без объекта, мыслимое движет, мыслимое есть то же самое что и мыслящее, оно тоже движет, значит мышление само себя движет. Мышление – самодвижение. Разум – высшая, специфическая форма сознания человека, он присутствует в наших ощущениях, он является общим. Платон говорит, что единичные вещи изменчивы, преходящи и существуют они благодаря отношению к идеям. Говорит, что вещи подражают идеям, идеи находятся в самих вещах. Аристотель выделил два понятия: материя и форма. Существование материи лишь потенциально, потому что в ней присутствует идея. Форма внедряется в материю и та становится актуальной как вещь. Материя есть то же самое возможности, что форма действительности. Аристотель считает первоначалом мышление. Чистая деятельность: деятельность направлена на саму себя. создал формальную логику, опирающуюся на законы мышления: 1)Закон тождества 2)Закон противоречия: все равно самому себе: а=а,а≠не а 3)Закон исключения третьего: есть либо а, либо не а. Ввел понятие понятие силлогизмов, суждений, связанных таким образом, чтоб получился вывод. Пр.:все отличники получают стипендию, Иванов – отличник, следовательно, он получает стипендию. 3 части силлогизма: - общее положение - средний термин -заключение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.01 с.) |