Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Философия, её предмет, функции и структура.

Поиск

Вопрос. Философия, её предмет, функции и структура.

Термин «философия» возник из соединения двух греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Термин «философия» был введён Пифагором и употреблён Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Представления о предмете философии формируются одновременно с развитием научного знания и в ходе преобразования самой философии. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы, общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире.

Предметом философии являются идеи, составляющие абсолютную истину. В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

В качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые даёт возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Функции философии:

1. мировоззренческая

2. методологическая – философия выработала категории мышления, которые общи и обязательны для всех наук

3. гносеологическая. Философия – особый вид науки.

В состав философии входят: история философии; онтология, диалектика и теория познания, называемые иногда систематической философией; социальная философия; этика; эстетика; логика.

Основными частями теоретической философии выступают: онтология – учение о бытии; гносеология - учение о познании; диалектика – учение о развитии. Кроме того, к теоретической философии относят аксиологию (теорию ценностей) и герменевтику (теорию понимания и толкования знаний). Иногда в качестве особого раздела выделяют метафизику.

Социальная философия включает в себя учение о материальной и духовной жизни общества, философскую антропологию (т.е. учение о человеке) и философию истории.

Особым разделом, проблематика которого входит как в систематическую, так и в социальную философию, является философия науки.

Этика – наука о морали. Эстетика исследует природу и закономерности эстетического освоения действительности. Логика является наукой о человеческом мышлении.

Вопрос. Средневековая философия.

С 6 века нашей эры начинает эпоха новой философской школы - средневековой философии (существовала тысячу лет(6-16 века)). Основатель - Августин Блаженный отцы в церкви. Наибольшего развития достигает в 11-13 веках н.э. Самым характерным является обращение к вопросу о доказательстве бытия Божьего.

Периоды средневековой философии:

1. Патристика (4-8 вв.) – совокупность теолого-философских взглядов отцов церкви, заложивших основы священного писания. (Аврелий Августин). Лозунг: «Верую, ибо абсурдно».

2. Схоластика (лозунг: «Верую, чтобы уразуметь») – рациональное обоснование и систематизация положений христианского вероучения. (Фома Аквинский, Ансельм)

Ансельм строит своё доказательство Бога от противного. Он выдвигает понятие все совершенного существа-бога. Богу присуще все возможные качества и свойства. Далее он выдвигает предположение, что богу не присуще бытие. Все качества, все свойства присущи, а бытие не присуще, тогда можно помыслить существо, которое помимо всего прочего присущего бога, обладает также и бытием. Значит, возможно, существо, которое является чем-то большим, чем бог, так как ему присуще и бытие. Но это противоречит понятию бога, которое есть существо, больше которого нельзя помыслить. Значит, бог обладает бытием.

Фома Аквинский. Был сторонником гармонии между разумом и верой. Считал необходимым подкрепить веру доводами разума и примирить веру с разумом. Выдвинул несколько доказательств бытия бога:

1). доказательство от совершенства. У нас есть понятие совершенства. Мы говорим, что одна вещь более совершенна, другая менее совершенна. При этом мы исходим из некоторого идеала совершенства, и этим идеально совершенным является бог. Мы мыслим совершенство, степени совершенства благодаря тому, что существует абсолютно совершенно существо бог.

2) доказательство от движения. Все вещи взаимосвязаны. Одна выступает как источник движения другой вещи. Цепь взаимного движения бесконечна. Но мы не можем представить начало движения. Движение в мире должно получить свое начало от перводвигателя. Должен существовать перводвигатель, и таковым яв-ся бог, и след-но но существует.

3) доказательство от прекрасного. В мире существует красота. Мы сравниваем одно более прекрасное с другим, более прекрасным, нообщий критерий прекрасного –бог, он является источником прекрасного.

4) Доказательство от цели. Фома Аквинский обратил внимание на целесообразность природы, деятельности животных. Все целесообразные действия живых существ являются следствием существования бога как абсолютной цели мироздания. Целесообразность, разумность в мире имеет своим источником бога, волю бога.

5)доказательство от причины. Все имеет своб причину, но должна имеется первая причина, и эта причина – бог.

В средние века одной из проблем была проблема борьбы номинализма и реализма. Философы делились на 2 лагеря по вопросу, каково отношение между единичными вещами и всеобщими понятиями. Номиналисты (Тертуллиан), считали, что поистине существует лишь единичные вещи. Всякие общие понятия существуют лишь в уме. Всеобщие понятия необъективны. В действительности им ничто не соответствует. Поистине существуют лишь единичные вещи. Общие понятия существуют только в голове человека. Реалисты (Ансельм, Аквинский), напротив, считали, что общие и всеобщие понятия являются единственно существующими, и только через них единичны вещи обладают неким бытием и значением. Единичные вещи существуют благодаря всеобщим понятиям. Всеобщие понятия они обозначали как универсалии. Поистине существуют лишь универсалии и вещи неистинны, переменчивы и изменчивы.

Вопрос. Проблема движения.

Движение — один из атрибутов материи, способ ее существования. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материи, одна из сторон движения. Ф Возрождения решала проблему внутренней активности материи: появилась концепция всеобщей одушевленности материи — панпсихизм. В XVII—XVIII вв. - принцип деизма, согласно которому Бог сотворил мир и больше в дела этого мира не вмешивался. Религиозная концепция первотолчка, с помощью которого Бог завел «часовой механизм» Вселенной. Современный материализм: источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противоположных начал, одна форма движения переходит в другую. Количественные и качественные изменения. Развитие: прогрессивное или регрессивное.Ф. Энгельс: формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения. Быть — значит быть в движении, неподвижное бытие не может обнаружиться, поскольку не вступает во взаимодействие с другими фрагментами мира, в том числе и с человеческим сознанием. Познание есть один из вариантов такого взаимодействия.

Уже элеаты обратили внимание на противоречивый характер движения и связали вопрос о движении с определенными представлениями о пространстве и времени. Зенон сформулировал свои знаменитые апории, показывающие невозможность мысли о движении. Наиболее известными являются апории «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела».

Содержание апории «Ахилл и черепаха» следующее. Черепаха и Ахилл — один из лучших бегунов античной Греции — находятся в точке А. Черепаха начинает движение чуть раньше Ахилла. За некое время черепаха проходит расстояние Т и оказывается в точке В. В этот момент начинает движение Ахилл. Однако, когда бегун окажется в точке В, черепаха проползет еще некоторое расстояние и доберется до точки С- За то время, пока человек доберется до точки С, черепаха вновь уйдет вперед, и т.д. Как бы ни был быстр Ахилл, ему всегда понадобится некоторое время, чтобы достичь точки, где до этого была черепаха. И как бы медленно ни двигалась черепаха, она всегда пройдет некоторое расстояние за то время, пока Ахилл достигнет точки, где она только что была. Таким образом, делает вывод Зенон, Ахилл никогда не догонит черепаху, поскольку мы не можем это помыслить. Если бытие и мысль об этом бытии — одно и то же, то невозможность мысли о движении свидетельствует о невозможности самого движения, утверждает Зенон.

В апории «Летящая стрела» философ рассматривает соотношение движения и покоя. В каждый конкретный момент времени, рассуждает он, стрела находится в какой-то конкретной точке пространства, т.е. покоится, но наши чувства свидетельствуют, что стрела движется. Следовательно, наша мысль вступает в противоречие с чувствами, но поскольку бытием является мысль, то свидетельства чувств следует отбросить. Таким образом, резюмирует Зенон, движение невозможно.

Доказательства Зенона, некоторое время считавшиеся бесспорными, сводятся к двум пунктам:логически невозможно мыслить множественность вещей;допущение движения приводит к противоречию.

Уже Аристотель начал критику учения элеатов и тех представлений, которые привели их к выводу о немыслимости движения. Во-первых, — говорит Аристотель, — Зенон смешивает актуальную и потенциальную бесконечность. Во-вторых, даже если пространство и время бесконечно делимы, это не означает, что они существуют раздельно друг от друга.

Проблема внутренней активности материи, которая для античных философов решалась простым утверждением о взаимодействии стихий и наличии в космосе противоположных начал, вышла на первый план в философии Возрождения. В это время появилась концепция всеобщей одушевленности материи — панпсихизм. Близким ему по смыслу стало объяснение активности материи через наделение ее жизнью — гилозоизм. Эти версии ответа па вопрос о причине изменений предполагали растворение в материи духовного начала, которое понималось как душа или жизнь.

Философы-механицисты, отождествив материю с косным веществом, вынуждены были искать другой ответ на вопрос об источнике движения. В XVII—XVIII вв. широкое распространение получил принцип деизма, согласно которому Бог сотворил мир и больше в дела этого мира не вмешивался, Вселенная продолжала существовать самостоятельно, подчиняясь естественным законам. Деизм представляет собой светскую, секуляризованную версию религиозной концепции первотолчка, с помощью которого Бог завел «часовой механизм» Вселенной.

Диалектические материалисты, сведя все бытие к материи и отказавшись от отождествления ее с любыми конкретными проявлениями, предложили свой ответ на вопрос об источнике движения. Современный материализм утверждает, что источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противоположных начал. Внутренняя противоречивость материи определяет ее способность к саморазвитию. Материя предстает как постоянно изменяющаяся целостность, неуничтожимая количественно и качественно. Одна форма движения переходит в другую, формируя новые вариации одного и того же материального мира.

Итак, движение — один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение понимается как любое возможное изменение, существующее в бесконечно многообразных формах. Таким образом, в диалектическом материализме подчеркивается всеобщий характер движения и исключается ошибка редукции его к одному конкретному виду. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материи, одна из сторон движения.

Для уточнения вопроса об изменении строится концепция типов изменчивости. Выделяются количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи или энергии, однако не предполагают изменения структуры объектов. При количественных изменениях качество объекта остается неизменным для внешнего наблюдателя. Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта.

В диалектическом материализме говорится также о различных формах движения материи. Ф. Энгельс выделяет пять таких форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Все формы движения связаны и при определенных условиях трансформируются друг в друга. Каждая из форм движения связана с определенным материальным носителем: механическая — с макротелами, физическая — с атомами, химическая — с молекулами, биологическая — с белками, социальная — с человеческими индивидами и социальными общностями.

Дальнейшее развитие естественной науки внесло существенные коррективы в предложенную Ф. Энгельсом концепцию форм движения материи. Так, советский исследователь Б. Кедров исключил из классификации механическую форму движения на том' Основании, что механическое движение не является самостоятельной формой, а есть результат взаимодействия нескольких структурных уровней организации материи. Кроме того, механическое движение, называемое Ф. Энгельсом самым простым, оказалось на деле не менее сложным, чем другие. В концепции Б. Кедрова физическая форма движения распалась на субатомарную и супратомную, соответствующие микро- и макроуровням физических процессов. Биологическая форма движения, в свою очередь, преобразовалась в сложную иерархию, состоящую из нескольких уровней: доклеточного, клеточного, многоклеточных организмов, популяций, биоценозов. Изменилось также представление о материальных носителях разных форм движения.

Признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип материального единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи.

 

Вопрос. Философия, её предмет, функции и структура.

Термин «философия» возник из соединения двух греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Термин «философия» был введён Пифагором и употреблён Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Представления о предмете философии формируются одновременно с развитием научного знания и в ходе преобразования самой философии. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы, общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире.

Предметом философии являются идеи, составляющие абсолютную истину. В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

В качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые даёт возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Функции философии:

1. мировоззренческая

2. методологическая – философия выработала категории мышления, которые общи и обязательны для всех наук

3. гносеологическая. Философия – особый вид науки.

В состав философии входят: история философии; онтология, диалектика и теория познания, называемые иногда систематической философией; социальная философия; этика; эстетика; логика.

Основными частями теоретической философии выступают: онтология – учение о бытии; гносеология - учение о познании; диалектика – учение о развитии. Кроме того, к теоретической философии относят аксиологию (теорию ценностей) и герменевтику (теорию понимания и толкования знаний). Иногда в качестве особого раздела выделяют метафизику.

Социальная философия включает в себя учение о материальной и духовной жизни общества, философскую антропологию (т.е. учение о человеке) и философию истории.

Особым разделом, проблематика которого входит как в систематическую, так и в социальную философию, является философия науки.

Этика – наука о морали. Эстетика исследует природу и закономерности эстетического освоения действительности. Логика является наукой о человеческом мышлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.007 с.)