Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая мысль эпохи Возрождения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 14-15в.в. зародилась и расцвела культура Возрождения и ее идейная основа – гуманистическое мировоззрение, отразившее тенденции раннебуржуазного развития, связанные с ними социальные, социально-психологические сдвиги. Гуманистическое мировоззрение было ответом на новые запросы времени, новые знания и опыт, накопленные человеческой практикой и делавшим первые шаги естественнонаучным постижением природы. Развернувшиеся с конца 15в. великие географические открытия, доказательство шарообразности Земли, первые достижения астрономии привели к перевороту в представлениях о пространстве и месте в нем человека. Один из важнейших факторов развития науки и культуры – изобретение в сер. 15в. книгопечатания. Гуманисты пересмотрели схоластическую картину мира и схоластические методы познания природы и человека. Гуманисты решительно отошли от теологической концепции, согласно которой природа человека изначально греховна и ущербна, мирские заботы тщетны, а единственный смысл его земного бытия – устремление к богу во имя посмертного спасения. Гуманисты, напротив, отстаивали мысль о громадных творческих возможностях человека и его высоком предназначении в этом мире. Земную жизнь человека, его борьбу за достижение прижизненного блага они считали величайшей самостоятельной ценностью. По сути, они отходили от теологического теоцентристского видения мира, заменяя его представлением антропоцентристским. В русле нового мышления обозначились и первые ростки научного подхода к истории, возникла гуманистическая историография, главным достижением которой стало начало секуляризации исторической мысли, ее освобождение от теологии. В поисках объяснения исторических событий гуманисты обращались к чисто земным причинам, человеческим мотивам и действиям. История выступала в их сочинениях как результат не божественного промысла, а деятельности людей, которая может быть рационально объяснена и осмыслена. Основной интерес гуманистов вызывала политическая история. Политика была ими осознана как особая и крайне важная сфера человеческой деятельности, требующая специального изучения. Исторические сочинения гуманистов – это прежде всего история политических и военных событий. Историческому сознанию гуманистов было чуждо представление о линейном движении времени в земной человеческой истории; не была еще выработана и идея прогресса. Преобладала точка зрения круговорота, циклического движения истории. Труды гуманистов были первичной, зачаточной формой научного знания об истории. Интересы историков-гуманистов преимущественно не выходили за рамки событий политической и военной истории, деяний отдельных личностей.
12. Превращение исторических знаний в науку: сущность, содержание, периодизация.
Во второй половине 16-17в.в. энергичные усилия по восстановлению своего пошатнувшегося духовного господства предприняла католическая церковь. Стремление укрепить теологические воззрения нашло отражение и в области историографии. В 17 и 18в.в. монахи некоторых орденов развернули большую работу по розыску и публикации исторических документов. Ими было введено в научный оборот много новых источников, они значительно продвинули вперед вспомогательные исторические дисциплины – палеографию, хронологию, дипломатику, сфрагистику. Работы, вышедшие из-под пера католических эрудитов 17-18в.в. были проникнуты теологическим представлением об истории. Тем не менее процесс поступательного развития естественнонаучной и общественной мысли именно в 17в. поднялся на качественно новую ступень. Торжество историзма в общественной мысли в первой половине 19в. вело к возрастанию общественной роли и влияния исторической науки, которая стала «наукой века». С этим был связан и процесс постепенной профессионализации труда историков, отделения историографии как особой отрасли научного знания от «изящной словесности». В этот период повсюду в Европе и США создавались исторические общества, журналы, музеи, совершенствовалось хранение архивных документов. В ряде стран были предприняты фундаментальные публикации исторических источников. Публикация источников, предпринятая в пер. пол. 19в. во многих странах Европы и США была как бы «второй волной» издательской деятельности после трудов эрудитов 17-18в.в., вызванной к жизни новыми историческими условиями и общественными потребностями.
Европейская историография в 17в.: основные тенденции развития. В 17в. в идейно-культурной жизни Европы обозначился важный этап, обусловленный новой ступенью в процессе становления буржуазных отношений. Процесс поступательного развития естественнонаучной и общественной мысли именно в 17в. поднялся на качественно новую ступень. Новая эпоха, предъявлявшая растущий спрос на новые знания, способствовала раскрепощению научной мысли и общественного сознания, появлению целой плеяды блестящих ученых и мыслителей. Следствием этого стало такое капитальное явление в истории духовной культуры, как научная и мировоззренческая революция 17в. Следует отметить два важных итога этого беспримерного интеллектуального взлета. Во-первых, благодаря выдающимся открытиям Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона и других ученых была создана и всесторонне разработана новая естественнонаучная картина мироздания, окончательно сменившая средневековое видение мира, основанное на физике Аристотеля и теории движения планет вокруг неподвижной Земли Птолемея. Во-вторых, результатом научной революции 17в. было коренное обновление метода научного познания. Уже в первой половине 17в. выступили такие глашатаи новых принципов и методов научного познания, как Ф.Бэкон (родоначальник английского материализма), и основоположник рационалистической традиции в учении о познании Р.Декарт. Особое значение придавалось количественным характеристикам, к которым сводились и характеристики качественные, - в этом отражалось механистическое мировоззрение, сложившееся в условиях громадных успехов механики и математики. В мировоззренческом плане результатом научной революции явилось окончательное отграничение области веры от области науки. Успехи в развитии естественных наук – математики, физики, астрономии, анатомии и физиологии, в особенности механики, - оказывали огромное воздействие на изучение общества. Передовые мыслители 17в. хотели применить к изучению общества те же принципы, на которых основывались науки о природе, создать такое научное мышление, которое охватило бы в равной мере явления и физического и общественного порядка, выработать научный метод, единый для познания природы и общества. Они утверждали, что общество подчинено определенным естественным законам, которые подобно законам природы, могут быть познаны и использованы людьми. Однако творцы научной революции 17в., прокладывая новые пути в познании природы и общества, мало интересовались конкретной историей и редко занимались ею. Более того, создатели новой науки относились скептически к историографии своего времени. Р.Декарт вообще отрицал возможность достоверного знания в истории. Такое отношение к написанию истории в основном было связано с тем положением, в котором она оказалась в условиях научной революции 17в. Созданная в ходе ее новая наука обосновывала ценность аналитического мышления, опытный характер научного познания, необходимость математического выражения и экспериментальной проверки результатов. Между тем историография оставалась по своему типу в основном повествовательной, лишенной научно-аналитического начала. По целям, которые перед нею ставились, историография была морализирующей и поучающей и оказывалась, по существу, чуждой тому новому способу научного мышления, который возобладал в течение 17в. в естественных науках и обществоведении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.58 (0.008 с.) |