Античная натурфилософия и медицина. Кротонская школа медицины.Школа Гиппократа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античная натурфилософия и медицина. Кротонская школа медицины.Школа Гиппократа.



Натурфилософия – это направление науки, научной мысли, философии. Само название говорит за себя. Оно состоит из двух корней: natura – природа и fileo и sofia – любовь к мудрости. Натурфилософия понимает окружающий мир как неделимое целое, единый организм, который развивается и окутывается сетью логичных взаимосвязей. Натурфилософия пытается обобщить все взгляды и достижения естественных наук и составить общее представление о мире. Это позволяет не только резюмировать, подвести итоги и вывести общий знаменатель под всеми естественнонаучными исследованиями, но и составить более менее точный прогноз тех или иных явлений природы, которые еще не попали в область внимания ученых.

Античная медицина унаследовала и магические формы врачевания, и рациональные приемы, целебные средства народной медицины. Большое значение придавалось диете, массажу, водным процедурам, гимнастике. Применялись хирургические методы, например, в случаях трудных родов - кесарево сечение и операции разрушения плода (эмбриотомия) и т. д. Важное место отводилось предупреждению болезней ("Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя"), из чего следовали многие предписания гигиенического характера, в том числе и о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, о запрещении пить опьяняющие напитки и др.

 

Основателем кротонской школы был Пифагор. Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

 

МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА ГИППОКРАТА – самая известная медицинская школа античности, основанная в V в. до н.э. на острове Кос. Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) придал медицине статус науки, используя точный метод. Манифестом анатомии медицинской науки считается работа Гиппократа «О древней медицине». Если египтяне своими достижениями только предвосхитили медицину как науку, то искусство лечения больных в школе Гиппократа стало наукой благодаря методу, за которым стояло стремлении к естественному объяснению каждого явления, поиску его первопричины. Гиппократ требовал от врачей объективного наблюдения за больными систематического и организованного описания различных заболеваний и рассмотрении человека как конкретного физического существа. Свой метод рационального упорядочивания фактов он взял у греческих философов. Клятва Гиппократа, где определены знания, ценности, идеалы медицинской науки, стала её парадигмой, которая действенна и актуальна по сегодняшний день.

15) Софисты. Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Антропологизм и релятивизм философии софистов.
Софи́сты — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.
Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей. Протагор первым выдвинул теорию, согласно которой возможно воспитание добродетели. Он полагал, что существует два уровня законов: естественный и социально-нравственный.

Некоторые софисты полагали, что нравственность является врожденным качеством человека, хотя и проявляется она поздно. Отсюда их негативное отношение к существующей морали как неспособной быть истинной. Они приравнивают искусственное и противоестественное. В результате появляется точка зрения об условности законов морали и общества для человека. Соответственно, нравственное поведение человека заключается, прежде всего, в соблюдении общепринятых норм поведения.

Софисты сделали важное наблюдение, характеризующее специфику норм морали как норм, кодирующих неприродные общественные отношения между людьми. Их нарушение связано с позором и наказанием только в том случае, если это нарушение замечено другими людьми. Если оно не замечено, то нарушителю ничего не грозит.

В греческом полисе не было разделения на частную и гражданскую жизнь. Закон добродетели равнялся закону полиса. Человек был, прежде всего, гражданином полиса, поэтому в качестве морального субъекта он был публичным человеком. Это было не лицемерие, поскольку наедине с собой он переставал быть нравственным.

16) Основные черты сходства и различия позиций Сократа и софистов.
1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:

старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Характерные черты философии софистов.

Для софистов характерно:

критическое отношение к окружающей действительности;

стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

17) Этическое мировоззрение Сократа. Смысл принципа его философии «Познай самого себя». Структура диалога Сократа.
Диоген Лаэртский имел право сказать, что Сократ "ввел этику"18, потому что Сократ выдвинул формальные основания для создания новой науки и разработал ее метод. Науки существуют постольку, поскольку их истины справедливы для всех. Если бы для одного 2x2 было равно 4, для другого — 5, для третье­го — 6, не было бы науки математики. То же самое и в сфере морали. И здесь надо узнать, сколько будет 2x2, и узнав, все люди будут вести себя, как считал Сократ, в соответствии с этим.
. Если верить Ксенофонту, который не всегда вдавался в философские тонкости, смысл изречения сво­дился Сократом к рекомендации осознать свои способности и возможности, к указанию на полез­ность объективной самооценки. Ксенофонтовский Сократ заявляет: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и обере­гает себя от несчастий».
Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения.

Правило 1. Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него.

Правило 2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

Правило 5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

Правило 6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

Правило 7. Пусть ваш собеседник считает, что ваша мысль принадлежит ему.

Правило 8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

Правило 9. Отноcитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам.

Правило 11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффективно.

Правило 12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

18) Философская концепция Платона. (Мир бытия и мир становления, учение об «идеях», о душе, о познании как воспоминании).
В философской концепции Платона, а чуть позже и в учении Аристотеля жизнь предстала как проявление вечного драматического разделения человеческой сущности. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования (экзистенции жизни). Позиция Аристотеля примыкает к методологическому коллективизму, так как философ проповедует приоритет социального целого над интересом индивида. «Первичным по природе, - считает он, - является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части». На известных этапах духовного кризиса человека, временной утраты экзистенциальных ценностей и общественного смысла в жизни людей на первый план выступала философская антропология (философия человека). Одним из самых ярких ее представителей является Эпикур, утверждавший, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело, так философия призвана помогать исцелять душу человека. Общество людей - это лишь среда удовлетворения потребностей индивида, его желаний и стремлений. Этический оптимизм Эпикура утверждал прежде всего самолюбие, что не исключало самопожертвование во имя сохранения рода.

19) Аристотель и античная наука.
Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Аристотель, ученый, писатель, философ и педагог А. Македонского, родился в 384 г. д.н.э., в семье врача царя Амины III, правителя Македонии. Аристотель и античная наука Отец стал первым учителем Аристотеля, но в возрасте пятнадцати лет юноша остается без родителей, обретя приемного отца Проксена. Получив внушительно наследство, Аристотель может позволить себе продолжить образование, с юности приобретя любовь к книгам.

В 17 лет Аристотель поступает в академию Платона, где изучает философию, математику и другие науки. В 349 г. Аристотель становится учителем Александра Македонского, на чем настоял царь Филипп II. В 335 году философ Аристотель возвращается в Афины, дабы открыть там Ликей (прототип лицея в будущем). Свои занятия он проводит, гуляя с учениками под сводами открытой галереи. Из нескольких десятков томов, записываемых на лекциях, до наших дней дошли всего 15.

К этому времени Александр Македонский становится царем, ведет военные действия, не забывая щедро одаривать деньгами своего учителя. Средства, полученные от Александра, Аристотель тратит на науку. Педагог имел смелость весьма жестко критиковать режим Македонского, но молодой царь разрешал своему мудрому учителю многое, что не прощал всем остальным. Так, он казнил племянника Аристотеля, получив донос о его измене.

В 323 году царь Александр погибает, отчего к власти приходят ярые оппоненты Македонского строя. Это приводит к аресту Аристотеля, которого обвинили в «нечестности». Но философу удается бежать из Афин, покидая которые, он сказал, что не позволит позорить философию. Аристотель и античная наука Спустя несколько месяцев после побега, Аристотель скончается, оставив после себя огромный вклад с будущую науку. На момент смерти Аристотелю было 62 года.

До нас дошло достаточно много его трудов: «Физика», «Этика», «О душе», «Риторика» и др. Все работы Аристотеля можно разделить на несколько групп: физически группы, логические, этические, политические и биологические трактаты. Кроме того, его труды повлияли на становление мусульманской философии.

Средневековые ученые, боготворя Аристотеля, в своих поисках всегда «оглядывались» на труды этого философа. Есть у Аристотеля и более радикальные труды, затрагивающие второстепенную роль в обществе для женщин, а также естественность рабства. Начиная с 18-го века, интерес в личности Аристотеля уменьшился, но его достижения в понимание мира и философии не забыты до сих пор.

Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.

20) Учение о душе Платона и Аристотеля.
Одной из задач, которую ставил перед собой Платон, было познание отдельным человеком самого себя. Для этого необходимо было определить «себя» от «самого» и рассмотреть сущность этого «самого», т. е. душу. Душа является главной категорией в философии Платона. Теория души является актуальной для всего творчества

Платона. Она занимает очень важное место в его философии и тесно взаимосвязана с другими положениями его учения. Главные платоновские мысли невозможны без раскрытия природы души. Почти в каждом из произведений Платона в той или иной степени затрагивается душа, затрагивается то, что касается души, то без чего невозможна теория души. Платон в своем учении о душе обращает внимание на те вопросы, которые всегда интересовали всех мыслящих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.012 с.)