Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек как творение культуры и как её творец.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. Ученные разных направлений сходятся в признании того, что исходным отличительным признаком и человека, и общества является культура. Если понимать под обществом лишь совокупность индивидов, которые взаимодействуют между собой, то придется признать наличие общества у животных. Именно наличие культуры отличает общество от любого объединения животных особей, но оно не объясняет того, как возникает и живет общество. Другими словами культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они воспроизводятся. Таким образом, говорить о человеке, как о продукте культуры, можно лишь рассматривая культуру как достаточность, позволяющую отличить человека от животного. С другой стороны, культурой называют все созданное человеком. Она представляется как мир, созданный человеком в отличие от девственной природы. Итак, человек выступает как творец культуры. Таким образом, человек и культура являются неразрывными понятиями. Они взаимодополняют друг друга и одно не мыслится без другого: человек создает культуру и именно она отличает его от других представителей животного мира.
В чём суть кризиса техногенной цивилизации? Будем исходить из того, что у человечества есть шанс в преодолении этого кризиса. Во-первых, через осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры. Другим важнейшим условием преодоления техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурное, собственно человеческое измерение. Необходимы не фрагментарные критерии, а системные интегративные оценки. И, наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются также революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еще на рубеже ХIХ и ХХ веков. Сама логика инженерного мышления и деятельности позволяет предполагать, что подобная революция произойдет в следующем столетии. Можно выделить три этапа в этом процессе: понимание проблемы; понимание методов и способов эксплуатации техники; Социокультурное осмысление техники. На первом этапе главным было понять “онтологическую” природу принципов действия технических устройств. Второй этап развития инженерии условно можно назвать логико-гносеологическим (gnosis (греч.) - познание). Этот этап связан с пониманием того, что суть инженерии в значительной мере определяется механизмом познавательной мыслительной деятельности. Следовательно, важно стало понять, какими методами и способами создаются и эксплуатируются технические объекты. Эффективность техническая становится главным ориентиром инженерного мышления, что превращает саму технику в цель и главное содержание всей деятельности человека. Становится “техники много, а духа нет...” (Б. Пастернак). Третий этап связан с социокультурным осмыслением техники, когда она рассматривается в контексте условий ее бытия. Социокультурная парадигма инженерии ориентирует не на ближайшие технологические цели, а на дальние, исторически значимые для всего человечества последствия, повышает ответственность за выбор решений. Она формирует новые принципы контроля над техникой на базе многомерности и новые принципы технического проектирования в глобальной системе “Техническое устройство - Человек - Окружающая среда”, где все три компонента равноправны и нельзя ни насильственно экспериментировать с человеком, ни манипулировать с техническим объектом, ни беспечно взирать на изменение среды. Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание. Включение социокультурной парадигмы в инженерию позволяет преодолеть технократическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их человеческое измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условий преодоления кризиса.
Истоки и тенденции становления антропогенной цивилизации. Цивилизация является конкретной формой существования и развития общества. Предпосылки возникновения человеческой цивилизации появляются уже в первобытном обществе, когда возникают, зачатки материальной и духовной культуры. Началом человеческой цивилизации, называют тот период, когда дикость и варварство сменяются основанным на культурной, развивающимся на социальной основе обществом. Следуя устоявшейся классификации можно выделить следующие виды цивилизаций: 1. Космогенная. 2. Техногенная или индустриальная. 3. Антропогенная (или информационное общество). Космогенная цивилизация – исторически первый тип цивилизации. Она основывалась на орудийной технике и ручной технологии, характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, условий среды. Мировой космос (отсюда и название цивилизации – космогенная), как общая характеристика природы и природных условий, определяет формы и смысл жизнедеятельности, устанавливает законы развития общества и даже выступает как естественная временная и пространственная граница существования цивилизации. Основой техногенной цивилизации является машинная техника и соответственно машинные технологии. Это связано с развитием науки и техники, постепенным превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство техногенной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда и профессиональной выучки. На уровне этой цивилизации люди перестают быть заложниками как природных, так и социальных сил. По мнению ученых, к 70-м годам нашего столетия, индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества. Это нашло свое выражение в ряде глобальных кризисных явлений и глобальных проблем человечества. К ним относились проблемы угрозы глобальных войн, экологического кризиса, исчерпаемости материальных и энергетических ресурсов природы. Следствием этого стали кризисные явления в экономике развитых стран» кризисные явления в духовной сфере. Материальные основы цивилизации нового типа складывались уже в середине столетия в связи с развитием информационных технологий. Именно они составляют основу и содержание процесса становления цивилизации нового типа – антропогенной цивилизации или постиндустриального общества. Меняется сама основа материального и духовного производства. Основой производства становится информационная база. Она приводит к глобальным изменениям в социальной сфере и меняет социальную структуру общества, превращая наемную рабочую силу в средний класс. Информационная насыщенность технологических процессов требует постоянного повышения уровня культуры и образования, квалификации и способностей каждой личности и всего общества. Таким образом: Уровень и качество интеллектуального и информационного потенциала в антропогенной цивилизации становятся решающими условиями общественного производства и воспроизводства общественных отношении на информационной основе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.123 (0.007 с.) |