Человек как творение культуры и как её творец. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как творение культуры и как её творец.



Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

Ученные разных направлений сходятся в признании того, что исходным отличительным признаком и человека, и общества является культура. Если понимать под обществом лишь совокупность индивидов, которые взаимодействуют между собой, то придется признать наличие общества у животных. Именно наличие культуры отличает общество от любого объединения животных особей, но оно не объясняет того, как возникает и живет общество. Другими словами культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они воспроизводятся.

Таким образом, говорить о человеке, как о продукте культуры, можно лишь рассматривая культуру как достаточность, позволяющую отличить человека от животного.

С другой стороны, культурой называют все созданное человеком. Она представляется как мир, созданный человеком в отличие от девственной природы. Итак, человек выступает как творец культуры.

Таким образом, человек и культура являются неразрывными понятиями. Они взаимодополняют друг друга и одно не мыслится без другого: человек создает культуру и именно она отличает его от других представителей животного мира.

 

В чём суть кризиса техногенной цивилизации?

Будем исходить из того, что у человечества есть шанс в преодолении этого кризиса.

Во-первых, через осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры.

Другим важнейшим условием преодоления техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурное, собственно человеческое измерение. Необходимы не фрагментарные критерии, а системные интегративные оценки.

И, наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются также революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еще на рубеже ХIХ и ХХ веков.

Сама логика инженерного мышления и деятельности позволяет предполагать, что подобная революция произойдет в следующем столетии. Можно выделить три этапа в этом процессе:

понимание проблемы;

понимание методов и способов эксплуатации техники;

Социокультурное осмысление техники.

На первом этапе главным было понять “онтологическую” природу принципов действия технических устройств.

Второй этап развития инженерии условно можно назвать логико-гносеологическим (gnosis (греч.) - познание). Этот этап связан с пониманием того, что суть инженерии в значительной мере определяется механизмом познавательной мыслительной деятельности. Следовательно, важно стало понять, какими методами и способами создаются и эксплуатируются технические объекты. Эффективность техническая становится главным ориентиром инженерного мышления, что превращает саму технику в цель и главное содержание всей деятельности человека. Становится “техники много, а духа нет...” (Б. Пастернак).

Третий этап связан с социокультурным осмыслением техники, когда она рассматривается в контексте условий ее бытия.

Социокультурная парадигма инженерии ориентирует не на ближайшие технологические цели, а на дальние, исторически значимые для всего человечества последствия, повышает ответственность за выбор решений. Она формирует новые принципы контроля над техникой на базе многомерности и новые принципы технического проектирования в глобальной системе “Техническое устройство - Человек - Окружающая среда”, где все три компонента равноправны и нельзя ни насильственно экспериментировать с человеком, ни манипулировать с техническим объектом, ни беспечно взирать на изменение среды.

Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.

Включение социокультурной парадигмы в инженерию позволяет преодолеть технократическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их человеческое измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условий преодоления кризиса.

 

Истоки и тенденции становления антропогенной цивилизации.

Цивилизация является конкретной формой существования и развития общества.

Предпосылки возникновения человеческой цивилизации появляются уже в первобытном обществе, когда возникают, зачатки материальной и духовной культуры. Началом человеческой цивилизации, называют тот период, когда дикость и варварство сменяются основанным на культурной, развивающимся на социальной основе обществом.

Следуя устоявшейся классификации можно выделить следующие виды цивилизаций:

1. Космогенная.

2. Техногенная или индустриальная.

3. Антропогенная (или информационное общество).

Космогенная цивилизация – исторически первый тип цивилизации. Она основывалась на орудийной технике и ручной технологии, характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, условий среды. Мировой космос (отсюда и название цивилизации – космогенная), как общая характеристика природы и природных условий, определяет формы и смысл жизнедеятельности, устанавливает законы развития общества и даже выступает как естественная временная и пространственная граница существования цивилизации.

Основой техногенной цивилизации является машинная техника и соответственно машинные технологии. Это связано с развитием науки и техники, постепенным превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство техногенной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда и профессиональной выучки. На уровне этой цивилизации люди перестают быть заложниками как природных, так и социальных сил.

По мнению ученых, к 70-м годам нашего столетия, индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества. Это нашло свое выражение в ряде глобальных кризисных явлений и глобальных проблем человечества. К ним относились проблемы угрозы глобальных войн, экологического кризиса, исчерпаемости материальных и энергетических ресурсов природы. Следствием этого стали кризисные явления в экономике развитых стран» кризисные явления в духовной сфере. Материальные основы цивилизации нового типа складывались уже в середине столетия в связи с развитием информационных технологий. Именно они составляют основу и содержание процесса становления цивилизации нового типа – антропогенной цивилизации или постиндустриального общества. Меняется сама основа материального и духовного производства. Основой производства становится информационная база. Она приводит к глобальным изменениям в социальной сфере и меняет социальную структуру общества, превращая наемную рабочую силу в средний класс. Информационная насыщенность технологических процессов требует постоянного повышения уровня культуры и образования, квалификации и способностей каждой личности и всего общества.

Таким образом: Уровень и качество интеллектуального и информационного потенциала в антропогенной цивилизации становятся решающими условиями общественного производства и воспроизводства общественных отношении на информационной основе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.136.84 (0.006 с.)