Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие знания. Уровни, виды и формы знания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений. Классификация знаний По природе · декларативные · процедурные Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Процедурные же знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. По степени научности Научные знания могут быть · эмпирическими (на основе опыта или наблюдения) · теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей). Вненаучные знания могут быть: · паранаучными — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом; · лженаучными — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки; · квазинаучными — они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения; · антинаучными — как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности; · псевдонаучными — представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс; · обыденно-практическими — доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности; · личностными — зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. По местонахождению Выделяют: личностные (неявные, скрытые, пока не формализованные) знания и формализованные (явные) знания; Неявные знания: · знания людей,которые еще не формализованы и не могут быть переданы другим людям. Формализованные на некотором языке (явные) знания: · знания в документах, · знания на компакт дисках, · знания в персональных компьютерах, · знания в Интернете, · знания в базах знаний, · знания в экспертных системах, извлеченные из неявных знаний людей-экспертов. Непосредственное (интуитивное) знание является продуктом интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Житейские знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими. Формализованные знания объективизируются знаковыми средствами языка. охватывают те знания, о которых мы знаем, мы можем их записать, сообщить другим. Отличия научного познания от обыденного опыта. Структура научного знания. Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования. Принципы научного познания. 1. Причинность. В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. 2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. 3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено. опыт - это повседневный обыденный опыт людей, это мир чувств, переживаний и активности человека, сфера его обычной жизнедеятельности. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий. Уровень философских предпосылок, философских оснований. Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях. 84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропогенной цивилизации. Переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной (антропогенной) - в результате научно-технической революции. В экономической сфере: * преобладание так называемой третичной сферы в экономике – сферы науки, образования, услуг * социальная направленность экономики: производство товаров массового потребления, развитие сферы услуг * основная сфера экономической деятельности – сфера услуг * индивидуализация производства и потребления * увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утрате господствующих позиций массовым производством * устранение тяжелого и монотонного физического труда * ведущая роль науки, знаний и информации * развитие информационной техники и технологий, внедрение информационных технологий во все сферы * применение ресурсосберегающих технологий (замена природного сырья синтетическим сырьём), развитие высоких и безлюдных технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов * превращение информации в главный стратегический ресурс мировой экономики, интеграция национальных, региональных и мировых экономик на базе информационных технологий и телекоммуникаций В социальной сфере: * стирание классовых различий * ликвидация социальной поляризации и рост удельного веса «среднего класса» * возникновение нового интеллектуального класса профессионалов и технических специалистов (решающая роль в функционировании и развитии общества) * изменение структуры профессиональной занятости населения, преобладание доли категорий населения, связанных с производством, распространением, хранением, передачей информации * закрепление за уровнем образования и знания роли главного фактора, определяющего социальный статус личности, социального слоя и социальную структуру в целом * тенденция к деурбанизации (отток населения из больших городов в пригороды) В политической сфере: * развитие правовой регуляции общественных отношений * замена представительной демократии непосредственной демократией (принятие решений избирателями посредством электронной связи) * расширяются возможности местного муниципального самоуправления → децентрализация общественно-политической жизни В духовной сфере: * в центре – человек, его индивидуальность → антропогенная цивилизация * возрастающая зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации, видеопродукции, рекламы и т.д. * наука – производительная сфера * высокий уровень образования населения, осознание проблемы функциональной неграмотности Главная цель – повышение творческого потенциала личности и её информационной среды. Составляющие этой среды: медиатизация, компьютеризация, интеллектуализация. · медиатизация: процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; · компьютеризация: процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; · интеллектуализация: процесс развития способности восприятия и порождения новой информации, включая использование средств искусственного интеллекта. Проблемы 1.обеспечение свободного доступа к национальным информационным ресурсам как важнейшее условие соблюдения конституционного права на информацию; 2.развитие информационной (компьютерной) психологии человека; 3.развитие социальной информатизации общества (языковая коммуникация, информационная безопасность личности, защита от компьютерной преступности); 4.информационная экология общества в социальной и природной среде; 5.разработка мер по преодолению интеллектуальной эмиграции; 6.адаптация людей с ограниченными физическими возможностями к современной информационной среде; 7.изменение роли труда в жизни общества, развитие новых стимулов трудовой деятельности; 8.предотвращение формирования общества потребления, ведущего к его деградации. 85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания ЭТОС НАУКИ — совокупность нравственных представлений и моральных ограничений, связанных с постижением роли науки в общественной жизни, в судьбе человечества, раскрытием специфики науки и возможностей научного познания. Некоторые формы общественного сознания, напр. религия, философия, этика, имеют отчетливо выраженное ценностное измерение. К науке это относится в меньшей степени, ибо она не отвечает на вопросы: зачем? во имя какой цели? каков смысл бытия? По самому своему определению наука призвана дать объективную картину мира. В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к науке. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить. Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что наука не располагает пока целостной картиной мира. Содержание истины как гносеологической проблемы. Словарь современной философии определяет понятие “истина” следующим образом: “Истина (греч. aletheia, букв. -- “нескрытность”) -- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение. Особое внимание, я считаю, нужно уделить такому вопросу, как критерии истины. Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия -- это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны, не претендуют на статус закона и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 5426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.72 (0.009 с.) |