Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития понятия культура.

Поиск

История развития понятия культура.

Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура". Имелось в виду одухотворение человека посредством определенных ритуальных действий, обеспечивающих его приобщение к Богу

К XVIII - XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цивилизация. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т. е. всю сферу социального самопонимания человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

 

Структура и функции культуры.

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

- систему образования,

- науку,

- искусство,

- литературу,

- мифологию, нравственность,

- политику,

- право,

- религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

- мировая и национальная культура,

- классовая,

- городская и сельская,

- профессиональная и др,

- духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая:

- физические объекты, созданные человеком; и

- природные объекты, используемые человеком.

Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Функции культуры

Культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого выделяются основные функции культуры:

o человекотворческая (гуманистическая), т. е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);.

o гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

o информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего; Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

o коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

o ценностно-ориентационная, т. е. культура задает определенную систему координат, своеобразную "карту жизненных ценностей", в которых существует и на которые ориентируется человек;

o нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

o Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

o Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

 

Подходы к определению понятия культура.

Существуют научные и бытовые (повседневные) определения к-ры.

Повседневные:

1)сис Кравченко:

а. к-ра как опред. сфера жизни общества, получ. институциональное закрепление

б. как совок-ть духовн. ценностей и норм, присущих опред. соц. гр.

в. как показательвысок. уровня качественного развития духовн. достижений

2) сис Ионина

а. абстрактное обозначение общего процесса интеллект, духовного и эстетич. развития

б. обознач. сост. общества, основанного на праве, порядке

в. абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, присущ. группе людей или историч. периоду.

г. абстракт. обознач. форм и продуктов интеллект. и художественной жизни

Научные:

1)Кробер и Клагхон

а. описательные опред – к ним относ. опр Тейлора

б. историч. опр. – акцент на процессы соц. наследования и традиции

в. нормативные опр – опр связ. с идеями об образе жизни, об идеалах и уенностях

г. психолог. опр – опр, связ с процессом адаптации к среде, проц-ы научения, формирования привычек

д. структурные – повторяющиеся стандартные реакции

е. генетические – к-ра опр с позиции ее происхождения

2) Краневенский

а. эмпирический – сумма, результат всей Дея-ти чела

б. оценочный – сохр. идея о культурном эталоне

в. деятельностный – рассм. к-ру как вне биологический специфический человеческий способ деят-ти

3) Кертман

а. антропологический – признает самоценность к-ры каждого народа, а также равноценность всех к-р на земле

б. социологический – трактует к-ру как фактор организации и образования жизни к-л общества

в. философский – поним. к-ру как специфич. способ бытия общества

Науки о культуре. Специфика социологического изучения культуры.

1) этнология и этнография – науки, изуч. состав, происхождение, расселение и культур-историч. взаимоотнош. народов мира

2) культурная антропология – систематич. культур. наука о к-рах обществ и эпох, заним. сбором и анализом этнографич. материала.

3) соц. антропология – формулир. законы, принципы и обобщения для моц. общностей

4) философия к-ры – иссл. сущность, ценности и цели к-ры, ее условия и формы проявления

5) культурология – иссл. к-ру как систему, целостность и как единый класс явлений

6) соц. к-ры – спец. соц. теория, изуч. аспекты производства, распространения, хранения и потребления культур. ценностей. Соц. культ. (Ионин) изуч. строение и функционирование культуры в связи с соц. структурами, институтами и применительно к конкретно историческим ситуациям.

 

Концепция культуры Л.Уайта.

ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ особенностью концепции Л. Уайта является утверждение принципа эволюционизма в науках о культуре. Он не согласен с точкой зрения, существовавшей в антропологии первой половины XX в., что есть только два способа исследований социокультурных явлений и процессов: исторический и функциональный. Первый представляет собой анализ уникальных явлений в хронологической последовательности, второй – изучение общих свойств процессов и явлений (культуры) вне зависимости от хронологической последовательности. Он предлагал различать три вида процессов в культуре и соответственно столько же способов их интерпретации: временные процессы, представляющие собой хронологическую последовательность уникальных событий; их изучение есть история; далее, вневременные, структурные и функциональные аспекты исследуют в рамках функционального анализа; наконец, формально-временные процессы, в которых явления предстают как временная последовательность форм, рассматриваются эволюционным методом.

Определяющим фактором, критерием развитости культуры у него была энергооснащенность последней, по Уайту, культура развивается по мере того, как увеличивается уровень и количество энергии, расходуемой в год на душу населения.

Предметы и явления, зависящие от способности человека к символизации, Л.Уайт называет символатами. Они исследуются независимо от человеческого организма, то есть в экстрасоматическом контексте. Следовательно, знаки как элементы смыслообразующей деятельности человека включаются в структурное содержание культуры благодаря способностям людей к символизации. Любой символат может быть рассмотрен в разных контекстах; Уайт приводит схему, на которой показано, что в соматическом контексте символат является элементом человеческого поведения и изучается психологией, а в экстрасоматическом контексте – элементом культуры и изучается культурологией.

Схема:

психология<-поведение<-соматическое(к челу)<-(символат)->экстросоматическое(к символату)->культура->культурология

 

Теории модернизации.

Это теории, рассматривающие модернизацию как сложный глобальный процесс, протекающий во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества и характеризующийся структурно-функциональной дифференциацией и образованием соответствующих форм интеграции. Теория модернизации, появившаяся в середине XX века, опирается на понятие «социального прогресса», т.к. предполагает, что все общества вовлечены в единый процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Теоретические предпосылки возникновения школы модернизации – научная традиция "девелопментализма", дихотомия между примитивными и развитыми обществами (XIX в): Г.Мэн, Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, О.Конт.

Смелзер («с труктурная дифференциация»): в процессе модернизации сложные структуры, выполнявшие множество функций, делятся на более специализированные, каждая из которых может отвечать за выполнение одной функции. Социальные беспорядки как следствие недостатка интеграции новых дифференцированных структур.

Политическая модернизация раскрыта в работах С.Хантингтона «Концепция третьей волны демократизации».Неомодернизационный анализ (Э.Тириакян) - "Система отнесения" - модель фактора исторической случайности. П.Штомпка: «Социальное становление». Актуализация проблемы дифференциации путей модернизации (Г.Тернборн, Э.Тириакян, В.Цапф, К.Мюллер).

Фазы, стадии, пути модернизации. Опыт периодизации процессов модернизации (четыре фазы модернизации С.Блэка). Проблема дифференциации путей развития: траектории модернизации Б.Мура; четыре "двери в модернизацию" Г.Терборна; типология современных путей модернизации В.Цапфа.

Дилеммы теории модернизации. Однолинейность vs многолинеарность. Развитие vs неразвитие. Глобальность vs фрагментарность. Необратимость vs обратимость. Системность vs односторонность. Дихотомичность vs непрерывность

 

Социальная феноменология.

Социальная феноменология может быть рассмотрена как широкое направление, берущее начало в феноменологии Э.Гуссерля. В более узком смысле социальная феноменология – это феноменологическая социология, это – определенная трактовка человеческих взаимоотношений.

Она представила социальную форму как конструкцию, возникающую из взаимодействия людей, но само взаимодействие могла описать лишь как непосредственный контакт, естественным образом акцентируя внимание на сознательно-психологических его моментах.

 

Феноменология Э.Гуссерля.

Феноменология - это философия сознания.

Э. Гуссерль в работе «Логические Исследования» определил феноменологию, как философский метод для изучения сущностей, и акта введения этих сущностей в ткань повседневного опыта. Он считал ее трансцендентальной философией, которая имеет дело лишь с тем, что остается после того, как производится редукция – операция, с пом. кот. достигаются феномены сознания; ее итог – данное впечатление.

Порядок вещей и связи между ними, которые обнаруживает человек в собственных переживаниях, не встречаются в самом объективном мире, не является объективным порядком. Схватывание и удержание сознанием какого-либо предмета, считает Гуссерль, не означает схватывания объективной действительности

Гуссерль и называет интенциональностью необходимость для сознания существовать как сознание о какой-либо отличной от него самого вещи. Это нацеленность сознания на предмет, в результате кот. конструируется понятие. В основе европейской к-ры лежала интенция на целостность, единство, универсальность жизни и мира.

В интенциональности сознания, т.е. смыслоформирующей направленности к предмету, впервые возникает феномен сознания.

Все современные науки основаны на фактах и эмпирике, в них нет морали и нравственности. Последнее присутствует в «жизненном мире человека», который диаметрально противоположен «миру науки». Человек воспринимает объект не просто как вещь (традиционный подход), а как часть какой-то структуры. Человек не рудукцирует к миру объектов, он является особым субъектом, его отличают понятия «деятельность», поведение, взаимодействие.

 

Структура бюджета времени.

В 1922-23гг Струмилиным были проведены крупномасштабные исследования свободного времени. Тогда возникает понятие «БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ».-метод соц. иссл., изуч. реальное повеповедение люде, отраженное в показателях времени. «Б.В.» представляет собой распределение времени по различным видам деят-ти. Вид деят-ти – единица совокупной деят-ти чела, связ. с удовлетворением каких-либо потребностей. «Б.В.» принято разделять на 2 категории: рабочее и нерабочее.

Не рабочее время:

  1. зоологические потребности (сон, еда…)
  2. быт (приготовление пищи…)
  3. уход и воспитание детей
  4. свободное время
    • рекриация (восстановление сил: дискотека, кино, отдых)
    • досуг (учреждения культуры: филармония, театр…)

 

Уровни массовой культуры.

3 ур-ня:

  1. кич-культура (от слова китчен-халтурить. Произв-я кич-куль-ры подстраиваться под произв-я выс. кул-ры, но к ним не относятся. Хар-но упрощенная подача проблематики, подача на стериотипах, не ставит вопросы, дают готовые ответы, клише)
  2. мид-культура (двойственный хар-р, одержит в себе черты массовой и традиционной кул-ры,именно она задает тотн, форм-ет стандарты, на кот-ые надо ориентироваться)
  3. арт-культура (рассчитана на самую образов. часть публики, ее главн. задача приблизить массовую кул-ру к нормам и стандартам традиционной)

 

Социология науки.

Социология науки и познания – 1924г. М. Шеллер.

Социология науки – логическое продолжение теории познания.

Проблемное поле СП – область м/у мышлением, идеями и познанием. Позднее в это проблемное поле добавилось общество.

Социология познания такими явлениями, кот. тесно связаны с продуктами культуры.

Одной из предпосылок социологии познания стал анализ взаимодействия мышления и соц. бытия. Это взаимоотношение рассматривалось в зависимости от истор. периода, в зависимости от типа общества и культуры.

Отдельной темой встал вопрос почему ращл. гр. общ-ва обладают опред. знаниями, идеями и верованиями.

Для М.Шелера «Социол. познания прежде всего инструмент разрешения идеолог. конфликтов и полит. проблем».

Идея Шелера сост в том, чтобы выработать некую теорию, позвол. снять это противоречие, кроме этого он вводит новое понимание «относительно естеств. картина мира» – это способ каким инд-д воспринимает мир вокруг себя. Это воспр-е во многом зависит от статуса человека.

Т.о. появл. разл. картины мира – филос, худож, юридич. и т.д.

Задача правящей элиты – интегрировать разл. картины мира и достичь истины.

Манхгейм – «Идеология и утопия» - 1929г. Центр. вопрос – как отражаются соц. интересы в познании и мышлении. Понятие идеологии он разделяет на:

Частичная идеология – соотносится с индивидом и выражается на психологич. уровне (т.е. интегрируется)

Целостная идеология – соотношение с идеологией историч. эпохи, с мыслительной структурой соц. группы, т.е. она основана на индивид. уровне но соотносится с идеями, которые выражены на уровне общества вцелом.

Осн. интерес в его работе предст. для него целостная идеология, кот. находится под влиянием соц-истор. факторов.

Если знание относительно и звисит от историч и соц. среды, то возникает проблема, что процесс познания зависит от идеологии.

Для него спец. группой, кот. снимает это противоречие я/я интеллегенция. Она находится вне истор. процесса, занимает особое место в истории. Она обладает образованием и способна синтезировать знания, критиковать, сравнивать, искать ценное и.о. точка зрения интеллегенции наиб. объективна.

 

Концепция науки Р.Мертона

Он говорит не о социологии познания, а о социологии науки.

Рассматривает науку не только как теоретич. картину, но и как соц. феномен, соц. инст-т.

Он вводит понятие «научный этос» – это совокупность норм, действующих в научном сообществе..

Наука для него – соц. инст-т по производству достоверного знания.

Движущая сила – стремление учёного к профес. признанию.

В пон-е этоса вошло 4 императива:

1) универсализм – связ. с внеличностным хар-ом научн. знания. Наука описывает объективную реальность и на процесс познания не должны влиять психологич. личностные характеристики.

2) коллективизм – указ. на то, что рез-ты труда принадлежат обществу, т.е. авторское право в науке ограничено, и для учёного я/я признание и уважение.

3) бескорыстность – нейтрализует конкуренцию в научном сообществе.

4) скептицизм – (организованный скептицизм) – требует объективного и критического анализа.

Правила, регулирующие поведение в науке не снимают статуса юридического, т.е. это ориентация на ценности и нормы. Соблюдение этих имеративов – критерий достоверности.

История развития понятия культура.

Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура". Имелось в виду одухотворение человека посредством определенных ритуальных действий, обеспечивающих его приобщение к Богу

К XVIII - XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цивилизация. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т. е. всю сферу социального самопонимания человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.116 (0.011 с.)