Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зуевский период Утилитарно -описательный

Поиск

Утилитарно- для отбора содержания применялся практический подход, описательный- в содержании особ внешней организации.

В учебнике попытки раскрыть аспекты экологии, т.е. среда обитания и строение
21. Воспитание в процессе биологического образования в школе

Воспитание - целенаправленное и организованное влияние воспитателя на воспитанника.

Основные направления в выделении понятия воспитание:

1 Целенаправленное воздействие воспитателя на воспитанника

2 Создание условий для формирования и развития личности

3 Управление процессом формирования и развития личности

В- целенаправленный процесс всестороннего и гармоничного развития личности

В- целенаправленный процесс, в ходе которого осуществляется изменение сознания, отношения, знаний, умений, способов д-ти и других сторон личности под влиянием внешней среды и воспитателей.

В заключается в переходе знаний в убеждения, отношения, суждения, привычки и идеалы личности.

В настоящее времяв пониманни воспитания 2 тенденции:

1 Изменение смысла воспитания с акцентом на создание условий для создания целенапр развития личности и индивидуальности каждого человека.

2 Рассмотрении воспитания как части процесса социализации личности, которое осуществляется через образование и организацию жизни испытуемых.

Воспитание в целостном образовательном процессе осуществляется через: содержание, методы и средства обучения.

В процессе обучения биологии формируются взгляды, суждения, поступки учащихся по отношению к окр миру, природе, самому себе и месту человека в мире.

Осуществляется: воспитание миррозоззрения, нравственное, трудовое, экологическое, гигиенической, патриотическое и гражданское.

Воспитание научного мировоззрения

М-система принципов, взглядов, суждений, определяющих направление деятельности человека и его отношение к действительности. В проц обуч биологии нм фор-ся на основе понимания объективных закономерностей строения, развития и функционирования живых систем, в их взаимосвязи с окр средой.

Условия формирования НМ

1 Глубокое осознание учителем ведущих биологических идей и их значение для формирования М

2Понимание роли каждой учебной темы, урока, вида д-ти в ф-ии М

3 Согласование содержания мир-х вопросов, изучаемых в рамках биологии и др предметов

4 Обоснование и доказательность общебиологических выводов

5 Активная позиция деятельности учащихся

6 Систематическая диагностика качества усвоения основных мир вопросов

7 Развитие у учащихся потребности применять общеб знания в учебной и практич деятельности

Нравственное воспитание

На основе этических требований, принятых в обществе

1. Накопление положительного нравственного опыта и знания о правилах поведения, принятых в обществе

2 Организация разумного использования времени, свободного от учебных занятий

3 Развитие нравственных качеств: внимательное и заботливое отношение к людям, честность, деликатность

Воспиание интеллигентности, гуманистическое, этическое, эстетическое воспитание

Трудовое воспитание

Формирование психологической готовности к труду добросовестного, ответственного отношения к разным видам трудовой деятельности и развитие навыков учебного труда.

Экологическое

Формирование заботливого и бережного отношения к природе, развитие понимание ценности жизни, формирование эк культуры-часть общей культуры, которая проявляется в поступках, в отношении к природе, понимание ценности жизни, природы

Гигиеническое

Формирование ценностного отношения к здоровью и стремление вести здоровый образ жизни

Патриотическое и гражданское

Формирование любви к Родине, стремление беречь, защищать. Воспитание чувства гражданина своей страны, ответственного за судьбу своего народа.

Методы, средства, приемы воспитателя в процессе обучения биологии:

1Непосредственное влияние воспитателя на воспитанника: убеждения, нравоучения

2 Методы создания спец условий, которые вынуждают воспитанника изменитьь отношение

Приемы воспитания - мотивация, использование аксеологического материала, высказывание учителем личной позиции, анализ поступков

 

 

Особенности отечественной методики преподавания естествознания в 1-ой половине 19 века

Описательно-систематический этап

1 сентября 1802 г. Манифест об учреждении нового Министерства образования, министр образования - Заводовский.

Разрабатывается новая система народного образования, включающая четыре ступени:

1. Одноклассное приходское училище.

2. Двухклассное уездное училище.

3. Четырёхклассная губернская гимназия, окончившие гимназию имеют право поступления в университет.

4. Университет.

1804 – новый Школьный устав: Естествознание вводится в Уездном училище и гимназии в связи с основами с\х, лесн\х, торговлей. В Уездном училище естествознание и начальный курс физики - 3 часа в неделю во 2-ом классе. В гимназии - естественная история – со 2-го по 4-ый класс по 4 часа в неделю, 3 –основы сельского и лесного хоз-ва. В приходских – чтение книг на натуралистические темы

Ведущая фигура 1809 г. Теряев Андрей Михайлович Получил задание написать учебник ест истории, а именно ботаники. В это время в ученую среду проникают идеи Линнея, оказывают влияние на развитие науки, пишет учебник по ботанике «ботаническая философия». Не поддерживает идеи Зуева и считает, что главное во владении наукой – изучение её терминологии. Учебник содержит перевод трудов Линнея без педагогической обработки, отличается сухостью. Теряева только введение и послесловиеВ 1818 году организует экспедицию, которая снабжает наглядными пособиями все школы России. Задача экспедиции – создание коллекции натуральных объектов: минералов, гербариев, чучел и распространение их по школам.

Г. Мартынов Иван Иванович - учебник «Три ботаника»

Ботаник по случаю, филочсоф по призванию

Описывает три системы растительного мира:

1. Систему Линнея (основанную на числе тычинок и пестиков)

2. Систему Турнефора (основанную на форме венчика)

3. Систему Жюсье (основанную на совокупности всех наружных признаках растения)

Учебник Мартынова широко используется в школах, таблицы для заучивания.

Школьное естествознание в 1-ой половине 19 века носит узкосистематический характер (вплоть до создания вместо учебников систематических таблиц без внетабличного текста)

Учебник зоологии - учебники Зуева не удовлетворяли, тк. Не было систематики. Учебник Блюменбаха - переводят с немецкого Теряев и Наумов.

Для учебников характерно бессистемное изложение материала, преоблалание морф и систематических терминов. Термины без логики.

Увлечение системой Линнея большей частью преподавателей и ученых положило отпечаток на содержание иобразования.

Наглядность – 1 шаг в перед, научность – 2 назад.

1828 г. естествознание исключается из учебных планов. Причина: Николай I высказывает недоверие наукам вообще и естественным в частности. Происходит это после восстания декабристов, т.к. через литературу проникают революционные взгляды. Вместо Е – латинский и греческий языки, древнегреч мифология.

1848 г. возвращается Е в кадетские училища (под влиянием общественности)

1852 г. проводится реформа гимназического образования.

1 кл (2 ур) – общие сведения о природе в виде разговоров;2 – 3 кл (5 ур) зоология; 4 – 5 кл (3 ур) ботаника;6 кл (1 ур) минералогия;7 кл (1 ур) анатомия и физиология человека.

Учебники:

1852 г. «Руководство по минералогии» Гоффман – описывает минералы, полезные ископаемые.

1853 г. «Краткая ботаника. Курс гимназический» Шеховской И.И. 450 с – 1500 видов. (название растений на: латинском, французском, польском, немецком)

1853 г. «Руководство по зоологии» Юлиан-Марцел Иванович Семашко 648 с. В учебнике описывается 400 семейств, 2 тысячи родов животных, отдельные животные не описываются, а даются как пример.

Исключение составляли военные учебные заведения, в которых занятия проводились по другим учебникам. Владимир Иванович Даль «Ботаника. Учебное руководство для военных учебных заведений» 1848 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.163.82 (0.008 с.)