Признаки экскурсии как формы обучения биологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки экскурсии как формы обучения биологии.



Теоретическое обоснование дал Райков

-Моторность

- э предполагает познавательную работу

- э должна быть педагогически оправдана т.е. изучаемый объект должен быть экскурсионным

Признаки э посредством анализа уч-восп задач дал Зверев

1 Лишение специальных уч-восп задач

2 Организация познавательной д-ти учащихся

3 Ведущие методы в проведении э наблюдение и практическая работа учащихся

4 Э предполагает значительную подготовку и организацию

5 Экскурсанты идут сами к объекту исследования

Классификация экскурсий по биологии.

-.По содержанию: ботанические, зоологические, анатомо-физиологические, общебиологические, экологические и комплексные с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.

-По месту в теме: вводные, заключительные

- по времени года

- по месту проведения: в природу, музей, выставку, научно-иссл учережд

Методика подготовки и проведения экскурсий в природу.

Подготовка к экскурсии.

Необходимо заранее определить тему экскурсии..Сформировать цели и задачи 2 Произвести выбор места проведения. Определить маршрут, важно уточнить места остановок для объяснения, наблюдения, выполнения практической работы, для сбора природного материала

За 1-2 дня до экскурсии учитель должен пройти по маршруту

3 Уточнение содержания э. Осуществляется выбор методов обучения, составляются задания для практической работы учащихся. Для группы 3-5 человек на ламинированных или целофанированных карточках.

Необходимо произвести отбор оборудования и экскурсионного снаряжения.

5 Составления плана или конспекта экскурсии

Необходимо провести подготовительную работу с учащимися. Познакомить учеников с целью, темой, провести инструктаж, технике безопасности. Заранее подразделить учащихся на группы по 3-5 человек. Следует определить форму отчетности по результатам экскурсии

Проведение экскурсии в природу.

Каждую экскурсию необходимо начинать с характеристики места проведения (лес, болото, ландшавт, типичные виды растений, освещение)

Объяснение учебного содержания на местах остановок с демонстрацией изучаемых объектов или явлений

3. Организация самостоятельной работы учащихся, включающей наблюдение и практическое выполнение заданий

4 оказание консультативной помощи учащимся при выполнении самостоятельной работы.

Результаты работы учащихся должны быть оформлены в виде гербария, коллекции, отчета.

О результатах учащиеся докладывают на ближайшем уроке, где подводятся итоги проведенной экскурсии.

Внеклассная и внеурочная работа по биологии. Основные виды внеклассной и внеурочной работы по биологии, их характеристика.

Значение внеклассных занятий.

Внеклассные занятия есть форма раз­личной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познава­тельных интересов и творческой самодеятельности.

Цель ее — удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией

В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творчес­кие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятель­ность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают на­стойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и жи­вотных, развивают интерес к окружающей природе, учатся при­менять полученные знания на практике, у них формируется есте­ственно-научное мировоззрение. Расширение кругозора, углубление знаний.

Виды внеклассной работы по биологии.

С учетом количества участников выделяют массовые, групповые и индивидуальные.

Массовые:

- внеклассные биологические экскурсии(однодневные, многодневные), научные вечера и конференции. Их цель заинтересовать и проявить внимание к проблеме.

-выставки работ учащихся (коллекции, гербарии, приборы, модели, муляжи, творческие работы)

-натуралистические компании (день птиц, день земли)

Групповые: кружки, факультативы, работа ассистентов кабинета биологии

-Кружки-как вид групповой внеклассной работы. Цель развить интерес учащихся к биологии, выработать навыки коллективной работы, сформировать практические умения по уходу за растениями и животными. Работа проводится систематически, по определенному плану и программе, разработанной учителем. Тематика свободная, определяется интересами учащихся. Состав учеников постоянный, но добровольный.

Виды, которые предложил Верзилин: юннатский 5, юных ботаников 6, юных зоологов 7, юных физиологов 8. Количество учащихся не превышает 15-20 человек. Занятия 1 раз в неделю или 2 в месяц. Экспериментальная работа и с литературой. Кружки предназначены для среднего звена, свободное посещение!

Факультативные занятия

Проводятся в старших классах в связи с введением профильного обучения, с ними конкурируют элективные курсы. Обычно теоретическая тематика(физиология ФНД, изучение основ генетики, биотехнологии, селекции) Направлены на углубление, расширение знаний и формирование исследовательских умений.

Группа учащихся стабильная, занятия по утвержденной программе. Занятия, темы, посещаемость фиксируется в журнале. Проведение оплачивается учителю. Оценки не ставят.

Внеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным и групповым заданиям учителя. Ее содержание тесно связано с уроками, результаты оценивает учитель.

Подготовка объектов для наблюдения. Работа с отстающими.

В кабинете биологии, уголке живой природы, на учебно-опытном участке, в природе. Внеурочная работа обязательна и оценивается

Внеурочные работы имеют большое значение для формирова­ния личности учащегося. Они развивают самостоятельность, при­вивают интерес к изучаемым биологическим объектам и явлениям; школьники овладевают исследовательскими умениями.

Подготовка учителя к внеклассной и внеурочной работе

1.Планирование-фиксируется при составлении перспективного годового плана или тематического

2 Составление специальных планов и программ к внеклассной и внеурочной работе, их форма-удобная для учителя.

3 Изучение лит-ры школьной библиотеки и составление списка литературы для внеклассного чтения учащихся.

4. Осуществить сбор краеведческой литературы

5 Определить формы, виды и тематику занятий

6 определить возможности применения результатов на уроках биологии

 

13. Средства обучения биологии. Классификация средств обучения биологии. Выбор средств обу­чения на уроках биологии.

История: к 18-н19 в СО – иллюстрация слов учителя. К к 19в. Характер применился СО меняется: появились препараты, чучела, коллекции под стеклом, позже-натуральный раздаточный материал.Пер пол 20 в этап поиска более рациональных методов обучения с использованием новых средств. Создание наглядных пособий – источник знания во втор пол 20 в. Появились ТСО и разрабатывается методика комплексного исп-я СО на уроках биол.

С.О. –предметы окружающей действительности, передающие информацию от источника к потребителю или являющиеся источником информации. 1786 г. – первый учебник В.Ф.Зуева в комплекте с печатными таблицами, которые служили иллюстративным материалом.

Функции:

1. информативная – источник информации, знаний.

2. функция контроля и проверки.

3. воспитывающая.

4. развивающая – развитие различных качеств личности, внимания, памяти, наблюдательности.

5. мотивационная, пробуждает интерес школьников к изучаемому материалу.

Классификация:

В настоящее время нет общепринятой классификации СО не в дидактике, не в МОБ.

1 По форме организации обучающихся (Сонин)

-средства для индивидуальной работы

-средства для фронтальной работы

2. По выполняемым функциям

-средства информации

-средства контроля

Тренирующие средства

3. По способу перехода учащихся от незнания к знанию (Шальволенко)

-натуральные объекты

-изображения и отображения предметов и явлений окр дей-ти

-описание предметов и явлений словами, знаками, фразами

4. По дидактическим задачам и способам ее реализации

-учебно-наглядные

-вербальные

-учебно-лабораторное оборудование

-технические СО

Вербальные: учебно-програмная документация, учебная литература для учащихся (тетрадь, учебное пособие, дидактические карточки), учебно-методическая литература.

Учебно-лабораторное оборудование-орудия и средства труда, применяемые в процессе обучения и средства для проведения лаб и пр работ

Технические (Семеницкая, Штейман)

1Аудиовизуальные экранные, звуковые, экранно-звуковые

2 Средства программирования обучения и контроля знаний

Специфика ШБО определяет преимущественное использование наглядных СО.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.012 с.)