Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория общественного выбора. Парадокс Кондорсе (парадокс голосования). Теорема невозможности К. Эрроу. Политика как разновидность рынка.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теория общественного выбора изучает экономическими методами процесс принятия политических решений в демократическом обществе. Политическая жизнь рассматривается по аналогии с рынком: политические деятели и избиратели заботятся не об иллюзорном общественном благе, а о повышении своего личного благосостояния. У истоков теории общественного выбора стоит шведский экономист Кнут Викселль (1851-1926). Книга «Новый принцип справедливого налогообложения» (1896) К. Викселля попала в руки Дж. Бьюкенена, предопределив его творческий поиск. Главные работы Бьюкенена: «расчет согласия» (1962 в соавторстве с Г. Таллоком), «Границы свободы» (1975). Бьюкенен дополнил правило Викселля анализом лоббизма, логроллинга, конституционного выбора. В работах представителей теории общественного выбора внимание акцентируется на том, что реально основными активными выборщиками являются группы лоббистского давления, проталкивающие через правительство законопроекты (о субсидиях, налогах, тарифах и т.п.), выгодные этим организованным группам и безразличные или вредные для неорганизованных избирателей. Все участники политической жизни рассматриваются как «искатели политической ренты», т.е. как лица, стремящиеся к получению личных выгод за счет политического процесса. Депутаты парламента озабочены борьбой за голоса ради карьеры, организованные группы избиратели – борьбой за экономические привилегии. Они легко находят общий язык: лоббисты помогают своим депутатам, например, финансируют их избирательные компании, депутаты отстаивают интересы своих лоббистов. Таким образом, политик продажен по определению. В результате парламент состоит из многочисленных лоббистских групп, каждая из которых имеет свои особые интересы. Чтобы прийти к общеприемлемому результату, единогласию, депутаты широко используют «торговлю голосами»- логроллинг. Они договариваются с друг другом о взаимной поддержке (по принципу «я помогаю тебе, чтобы ты помог мне». Такая практика представляется выгодной всем ее участникам, но этот путь ведет в тупик: рациональный политический процесс обязательно приведет к чрезмерному разбуханию госбюджета, который не в силах удовлетворить все популистские требования. Рациональная политика оказывается неэффективной. Способом разрешения противоречия между рациональностью и эффективностью становится конституционный выбор – выбор самых общих правил политической жизни. Конституция (свод правил) заведомо не подлежит частому пересмотру, поскольку привычка играть по определенным правилам есть особый вид общественного капитала, который легко потерять (если правила нестабильны), но очень трудно приобрести. Правотворчество для «конкретного случая» неэффективно и вредно, поскольку уничтожает этот специфический капитал, приучая граждан к нестабильности правовых норм. Ф. фон Хайек считает, что организация влиятельных групп особых интересов невозможна без помощи правительства. Он считает, что главное назначение конституционных правил – строжайшее ограничение правополномочий центральной власти, какой бы демократический курс она не проводила. Хайек предложил четко разграничить законы как универсальные правила, приложимые к неизвестному числу возможных будущих проблем, и директивы – распоряжения по конкретному поводам. Только стабильная и общепризнанная система законов может ограничить возможность «легализованной коррупции» - инициированные под давлением разных лобби директив, раздающих «во имя политического единства» особые привилегии. Впрочем, теория общественного выбора подчеркивает принципиальную ограниченность демократических процедур как таковых. В 1951 г. в книге «Социальный выбор и индивидуальные ценности» американского экономиста К. Эрроу была доказан теорема о невозможности: когда предметом общественного выбора становится решение, предполагающее ухудшение положения отдельных членов общества (даже если общество в целом от него выигрывает), то не всегда существует возможность сделать выбор одновременно рациональным и недиктаторским (учитывающим все мнения).
ТЕМА 3. ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 3.1. Общественное воспроизводство. Принципы системы национальных счетов. Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), валовой национальный продукт, валовой национальный доход. 3.2. Методы учета ВВП: по добавленной стоимости, по потоку расходов, по потоку доходов. 3.3. Другие показатели системы национальных счетов: чистый внутренний продукт, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход. Национальное богатство. Проблемы учета в СНС. Динамика основных макроэкономических показателей в различных странах. 3.4. Теневая экономика: причины, виды, последствия. Теневая экономика в России. Общественное воспроизводство. Принципы системы национальных счетов. Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), валовой национальный продукт, валовой национальный доход.
Методология СНС была разработана американским экономистом российского происхождения С. Кузнецом в 1930-1940-е гг. СНС - это система макроэкономических показателей и балансов, ориентированная на описание и анализ национального хозяйства как целостной системы современной рыночной экономики. Как на уровне предприятия ведутся счета бухгалтерского учета, так и на уровне макроэкономики ведутся национальные счета. Знание СНС необходимо не только специалистам. В высокоразвитых странах взрослое население также внимательно следит за изменениями макроэкономических показателей, как все мы слушаем прогноз погоды. Рассмотрим основные показатели СНС. К ним относятся, прежде всего, валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). ВВП (GDP, gross domestic product) - это рыночная стоимость готовых товаров и услуг, произведенных в пределах страны за определенный период, а ВНП (GNP, gross national product) - это рыночная стоимость готовых товаров и услуг, произведенных национальными факторами производства как внутри страны, так и за рубежом за определенный период. С 1993 г. показатель ВНП в СНС заменен показателем ВНД ВНД (GNI, gross national income) – это все первичные доходы, полученные резидентами как внутри страны, так и за рубежом за определенный период времени. В СНС резиденты – это экономические субъекты, имеющие центр экономических интересов на экономической территории данной страны, т.е. проживающие на территории страны и/или осуществляющие хозяйственную деятельность не менее 1 года. Как следует из определений, ВВП включает все готовые товары и услуги, созданные на территории страны, в том числе и иностранными факторами производства, но исключает готовые товары и услуги, созданные национальными ресурсами за рубежом. ВНП, наоборот, учитывает готовые товары и услуги, созданные национальными факторами производства и внутри страны, и за рубежом, но не включает готовые товары и услуги, созданные иностранными ресурсами на территории страны. Различаются эти показатели на величину, которая называется чистым доходом, созданным иностранными факторами в стране (ЧДИФ). Он равен разности между доходами, полученными иностранными фирмами и гражданами в стране (нерезидентами), и доходами, заработанными фирмами и гражданами данной страны (резидентами) за рубежом. Если к ВНП прибавить чистый доход, созданный иностранными факторами в стране, то мы получим ВВП, а если из ВВП вычесть чистый доход, созданный иностранными факторами в стране, то результат будет равен ВНП: ВВП=ВНП+ЧДИФ ВНП=ВВП-ЧДИФ ВВП (ВНП) рассчитывается по рыночным ценам как текущий объем произведенных готовых товаров и услуг в данном году. Из него исключаются сделки по товарам, произведённым в предшествующие периоды. Например, стоимость оборудования, произведённого в данном году, включается в ВВП, а сделка по купле подержанного оборудования учитывается лишь на величину посреднических услуг. Кроме того, в ВВП (ВНП) не включаются чисто финансовые сделки, а также товары и услуги, созданные в домохозяйствах и теневой экономикой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.205 (0.012 с.) |