Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ограниченность рыночного саморегулированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рис. 2-1. Ограниченность рыночного саморегулирования и экономические функции государства Основные формы государственного регулирования современной экономики: 1. Обеспечение правовой инфраструктуры. Государство обеспечивает правовую базу, ²правила игры² экономических субъектов хозяйственной жизни. экономическое законодательство законодательство о собственности, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о труде и социальной защите, законодательство об охране природы, законодательство о защите прав потребителей2. 2. Государственное предпринимательство - это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности. 3. Социальная политика направлена на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования экономического роста. 4. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика – представляет собой манипулирование налогами и расходами госбюджета с целью поддержания экономической и социальной стабильности, стимулирования экономического роста. Результатом этой деятельности должно стать эффективное распределение финансовых ресурсов по различным программам, отраслям и регионам. 5. Денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в регулировании денежной массы в обращении, процентных ставок, валютного курса с целью стимулирования экономического роста, поддержания экономической и социальной стабильности. 6. Планирование - сознательное регулирование важнейших экономических пропорций в соответствии с избранными приоритетами.. Все виды плановой деятельности можно осуществлять двумя методами: 1) директивное планирование - планы-приказы для обязательного выполнения, которые предназначены прежде всего для государственных предприятий (например, госбюджет - финансовый план страны); 2) индикативное планирование - планы-рекомендации, участие в которых не обязательно, но стимулируется и поощряется государством (например, программа ИСОП). Существует ряд показателей (индикаторов), по которым можно оценить масштабы государственного участия в экономической жизни. В их число входят: 1) удельный вес государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП); 2) удельный вес государственного сектора в ВВП, в национальном богатстве; 3) удельный вес работающих на предприятиях госсектора в общей численности занятых. Методы распределения и перераспределения ресурсов государством: связанный и несвязанный «пол» и «потолок» цены; специальные налоги и субсидии, таможенные пошлины и квоты, нормы и нормативы. Издержки и выгоды перелива. Внешние эффекты (экстерналии). Рассмотрим подробнее функцию перераспределения ресурсов. Государство ²подправляет² рыночную систему, перераспределяя ресурсы, тем самым реализуя общественный интерес в ущерб некоторым частным интересам. Государство корректирует так называемые ²издержки перелива², стимулирует ²выгоды перелива² и финансирует производство общественных благ. Издержки ² перелива ²или отрицательные экстерналии – это отрицательные внешние побочные эффекты, которые затрагивают интересы третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Например, химический комбинат, осуществляющий выбросы в атмосферу, наносит вред здоровью людей – третьим лицам, не участвующим в производстве, купле-продаже продукции комбината. Государство может сократить издержки ²перелива², связанные с экологическим ущербом, следующими путями: - Законодательно ввести предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды. - Продавать фирмам права на загрязнение исходя из установленных государством норм. - Установить специальный налог на загрязнение. Налоги, как известно, повышают средние издержки (издержки на единицу продукции) и могут побудить производителя ввести очистные системы или сократить производство товара. Налоги как неценовой фактор уменьшают предложение. В результате (рис. 11-2) происходит сдвиг кривой предложения от So к S2, сокращается равновесный объем производства с QEo к QE2, при этом новая равновесная цена PE2 выше, чем PEo.
Рис. 2-2. Издержки перелива Рис. 2-3. Выгоды перелива Выгоды ² перелива ²или положительные экстерналии – это внешние эффекты, которые могут приносить выгоды третьим лицам, не участвующим в сделке. Такие эффекты возникают, например, при росте доступности образовательных услуг. Государство обеспечивает реализацию выгод ²перелива², стимулируя приток ресурсов в отдельные отрасли, в развитии которых оно заинтересовано, используя следующие методы: - Предоставление субсидий производителям, социальных выплат и льгот домохозяйствам. Например, производители, получая субсидии на производство школьных учебников, сокращают средние издержки и могут продавать школьные учебники по более низким ценам и производить их больше. Выигрывают от этого семьи, в которых есть школьники. - Финансирование отрасли или приобретение ее в государственную собственность. Предоставление субсидий увеличивает предложение. В результате (рис. 11-3) кривая предложения смещается от So к S1, снижается равновесная цена от PЕ0 до PЕ1 и растет равновесный объем производства от QЕ0 к QЕ1. Рассмотрим подробнее использование государством налогов, субсидий, квот как методов перераспределения ресурсов. Введение потоварного налога в размере фиксированной величины t д.е. (для линейных функций) а) на производителей: Qs= с+d(P-t) б) на потребителей: Qd= a - b(P+t) Введение потоварной субсидии в размере фиксированной величины s д.е. (для линейных функций) а) на производителей: Qs= с+d(P+s) б) на потребителей: Qd= a - b(P - s) Величина налогового бремени (налоговых поступлений) и его распределение между продавцами и покупателями зависит от ценовой эластичности спроса и предложения: - чем эластичнее спрос, тем меньше величина налогов и субсидий для потребителя; - чем эластичнее предложение, тем меньше величина налога и субсидий для производителя. Квоты различают - связанные, если они меньше равновесного объема продаж. Их установление ведет к увеличению цены и уменьшению равновесного объема продаж - несвязанные, если они больше равновесного объема продаж. Их установление не оказывает влияния на работу рынка. Стимулируя выгоды ²перелива², государство финансирует также производство общественных и квазиобщественных благ.
Методы государственного распределения и перераспределения доходов и богатства: минимальные государственные социальные стандарты, налоги, индексация доходов, трансферты. Социальное партнерство. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Для измерения степени неравенства в индивидуальных доходах в современном рыночном хозяйстве используются 1) кривая Лоренца 2) коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), 3) коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. По методике кривой Лоренца все семьи (F - family) разбиваются на пять равных (по 20 % семей) доходных групп - квинтили F1,F2,F3,F4,F5 от самых низких доходов к самым высоким (если по 10% - то децили). Далее определяются доля каждой группы в совокупном доходе и доля в совокупном доходе нарастающим итогом. По оси абсцисс графика располагаются группы семей (F1,F2,F3,F4,F5), а на оси ординат - их доли в совокупном доходе. Точка ²a² на графике показывает долю в совокупном доходе первых 20 % семей с самыми низкими доходами (F1), точка ²b²- 40 % (F1+F2),точка c - 60 % (F1+F2+F3) и т.д. Соединив точки oabcde, получаем кривую Лоренца. Биссектриса на этом графике будет показывать абсолютно равное распределение дохода. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем меньше степень неравенства в доходах, чем дальше кривая Лоренца от биссектрисы, тем больше степень неравенства. Коэффициент Джини рассчитывается как отношение области М к площади треугольника OeF5. Его значение находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем больше степень неравенства.
Таблица 2.1.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.130 (0.006 с.) |