Поводы и основания для проведения проверок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поводы и основания для проведения проверок



Гг.

  • дата воссоздания российской прокуратуры это 28 мая 1922 г., утверждением Положения о прокурорском надзоре.
  • Функции — возбуждение уголовного преследования против лиц, нарушающих уголовные законы; поддержание государственного обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. В соответствии с положением глава прокуратуры был Прокурор Республики, который одновременно являлся Народным комиссаром юстиции. Нарком юстиции назначал на должности, перемещал и увольнял военных прокуроров
  • длительное время структура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров в основном регулировались законодательством о судоустройстве
  • далее, была образована Главная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором — старшим помощником Прокурора Союза ССР (17 декабря 1933 г., было принято Положение о Прокуратуре Союза ССР);
  • далее, чрезвычайным съездом советов Конституции СССР было возложено на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора
  • деятельностью военной прокуратуры руководил Генеральный прокурор СССР как непосредственно, так и через Главного военного прокурора
  • далее, был принят Закон о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 г., который четко определял полномочия прокуроров применительно ко всем отраслям прокурорского надзора + впервые установил, что принесение прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан, и в иных предусмотренных законом случаях приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста

 

Наше время

  • прокуратура является самостоятельным федеральным органом, находящемся в ведении РФ; правовые основы организации и деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», другими ФЗ, международными актами, Указами Президента РФ, а также правовыми актами Генерального прокурора РФ...;
  • не относится ни к одной из ветвей власти;
  • в ФЗ «О прокуратуре РФ» не закреплены полномочия прокуроров, участвующих в судебных заседаниях, а сделана ссылка на то, что это вопрос определяется УПК, ГПК, АПК РФ.
  • Нормы, касающиеся прокуратуры содержатся и в других НПА: Закон об ОРД, О полиции, О ФСБ...;
  • должно идти дальнейшее развитие прокуратуры — повышение ее статуса; наделение прокуроров дополнительными полномочиями, необходимыми им для успешного выполнения возложенных на них функций; детализация надзорных и иных действий прокуроров..

 

Вопрос 9. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования

Принципы:

  • централизация (когда нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Исходя из принципа централизации, каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров)
  • единство прокурорского надзора (выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них + этот принцип реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором)
  • законность (означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц)
  • независимость прокурорского надзора (означает, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ)
  • гласность (ежегодное представление палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчета о проделанной работе по их укреплению)

 

Вопрос 10. Система и структура органов и учреждений прокуратуры РФ.

 

Согласно ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» + монография Бабаев С.Н.:

 

Генеральная прокуратура РФ

(в нее входят Научно — консультативный совет и Научные и образовательные учреждения; редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами)

 

Управление Генеральной прокуратуры РФ по Центральному федеральному округу (состоит из территориальных, военных и специализированных органов прокуратуры)

 

1. территориальные органы:

  • прокуратуры субъектов РФ — прокуратуры республик в составе РФ; прокуратуры краев, областей Москвы и Санкт — Петербурга; прокуратуры автономных округов; прокуратура автономной области
  • районные (городские) прокуратуры и иные территориальные приравненные к ним

 

2. военные органы:

  • прокуратуры военных округов; флотов РВСН; Московская городская военная прокуратуры и так далее; Военные прокуратуры приравненные к прокуратурам субъектов РФ
  • военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и т.д., военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов

 

3. специализированные органы:

  • транспортная — на ж / д, водном, воздушном, речном транспорте;
  • природоохранные;
  • по надзору за исполнением на особо режимных объектах, в закрытых и обособленных военных городках и особо режимных в / ч;
  • по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях

 

Вопрос 11. Соотношение прокурорского надзора и деятельности иных органов, осуществляющих контроль и надзор.

 

Критерии Контроль Надзор
1. Проверка НПА     2. Реализация функций     3. Наделение полномочиями     4. Полномочия по применению административных и иных санкций (например, финансовых) в отношении нарушителей закона     5. Подотчетность       6. Полномочия по самостоятельному привлечению к ответственности должностных лиц     7. Распространение на различные сферы общественных отношений     1. Проверка законности и целесообразности   2. Цель — не только обеспечение законности, но и обеспечение целесообразного государственного управления   3. Наделен полномочиями исполнительной власти       4. Да, есть (например, у налоговых инспекций есть полномочия по наложению на нарушителей налогового законодательства административного взыскания)   5. Под руководством Правительства РФ     6. Вправе применять административные и иные санкции     7. Нет, только в определенных областях общественных отношений 1. Проверка только законности   2. Цель — точное и неуклонное исполнение закона     3. Не наделен полномочиями исполнительной власти, иначе превратился бы в орган управления, что несовместимо с функцией надзора   4. Нет       5. Под руководством исключительно органов государственной власти (т.к. прокуратура самостоятельный орган)   6. Не вправе     7. Да, распространяется (на экономические, политические, социальные...)  

 

Вопрос 12. Понятие, задачи, содержание и особенности надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

 

Это первая отрасль прокурорского надзора

 

Прокурорский надзор — это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных лиц — прокуроров по обеспечению точного исполнения, единообразия применения закона путем своевременного выявления и принятия мер по устранению нарушений, привлечению виновных к ответственности.

 

Задачи прокурорского надзора (и прокуроров в частности):

  • обязательное вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
  • наиболее полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
  • активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленная на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок;
  • более активное проведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения;
  • доведение до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
  • выявление пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы
  • повышение правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.

 

Сущность прокуратуры и ее отличие от других органов государства в том, что прокуратура:

  • не имеет ни законодательных, ни административных, ни судебных функций;
  • не вмешивается, непосредственно, в оперативно — хозяйственную и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет надзор (потому что не обладает никакими административными функциями);
  • не подменяет иные государственные органы, в том числе органы контроля;
  • не подвергает оценке акты соответствующих органов государственного управления с точки зрения практической эффективности (целесообразности), а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные органы, органы МСУ, коммерческие / некоммерческие организации, их должностные лица не допускали нарушения закона

 

Особенности:

  • предмет надзора (ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ») соблюдение Конституции РФ и исполнение законов соответствующими субъектами (1), а также обеспечение соответствия закону издаваемых ими правовых актов (2) — т.е., предмет прокурорского надзора состоит из 2-ух составляющих.

 

Проблемы, связанные с предметом надзора: 1) в научной литературе существует несколько подходов к раскрытию понятий предмет, объект, пределы, субъект прокурорского надзора. Пределы прокурорского надзора — это категория, позволяющая определить компетенцию прокурора по осуществлению надзора с точки зрения установления: а) группы нормативных актов, точное единообразное исполнение которых составляет предмет прокурорского надзора; б) круга органов, законность деятельности которых поднадзорна деятельности прокуратуры; в) объема полномочий прокурора. 2) соотношение понятий «соблюдение» и «исполнение» - Матузов Н.И., Малько А.В..Теория государства и права, 2004 - При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы.

  • прокурор по ст. 21 ФЗ «О Прокуратуре РФ» осуществляет надзор лишь за деятельностью, связанную с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, => исполнение подзаконных (ведомственных) НПА различных видов и уровней не должно относится к предмету прокурорского надзора (исполнение подзаконных актов контролируется иными органами, но не прокуратурой). Прокурор осуществляет надзор за деятельностью по исполнению следующих законов (исходя из буквального толкования ст. 21 ФЗ «О Прокуратуре РФ»): 1) Конституции РФ; 2) международных договоров и актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы МП (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ + ППВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» - п. 1 — общепризнанные принципы международного права — это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо: это принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; общепризнанные нормы международного права — этоправило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. 3) ФКЗ; 4) ФЗ. Различия между ФКЗ и ФЗ — а)в юридической силе; б) различие предметов ведения, которые в них затрагиваются; в) порядок принятия и возможностью применения Президентом Российской Федерации в отношении их отлагательного вето. ФКЗ принимаются квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания (не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы), а ФЗ принимаются простым большинством голосов. ФКЗ принятые палатами Федерального Собрания, как и принятые поправки к Конституции не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации и возвращены в парламент на новое рассмотрение. 5) Конституций, уставов, законов субъектов РФ (ст. 27 и 29.1 ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)

 

Ст. 27 ФЗ 1999 года — Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации

Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации..., а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

Ст. 29.1 ФЗ 1999 года — Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Президент Российской Федерации выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае: а) издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом; б) уклонения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений

  • уставы муниципальных образований (п. 1 ст. 77 ФЗ 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации МСУ в РФ»).

 

П. 1 ст. 77 ФЗ — Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

 

Проблемы:

Существуют разные точки зрения, что необходимо понимать под понятием «закон». Монография Бабаева С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности правовых актов управления, 2005 г.:

 

1 — ая точка зрения — закон следует понимать в собирательном значении, близком термину «законодательство», а не буквально.

2 — ая точка зрения — понятие закон расширяют, и считается, что прокуратура должна следить и за исполнением подзаконных правовых актов, так как законы и подзаконные акты есть элементы единой системы. Закон, как правило, в сжатой форме формулирует требование, а подзаконные акты конкретизируют закон, являются продолжением закона.

3 — я точка зрения — прокуратура не правомочна осуществлять надзор за исполнением подзаконных актов, а также надзор за соответствием правовых актов управления подзаконным актам, но прокуроры в ходе осуществления надзора должны их учитывать при надзоре за исполнением законов.

Если прокурор выявит несоответствие положений, то он полномочен:

  • п. 3 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» - В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.
  • п. 20 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» - При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору Российской Федерации.
  • определение круга органов, учреждений и организаций, деятельность которых по исполнению закона является предметом надзора. Можно отметить, что прокуратуре поднадзорны все органы (анализ ст. 21, 26, 29 ФЗ «О прокуратуре РФ»), кроме Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Судов, граждан (но прокуратура среагирует, если есть нарушение закона). Объект прокурорского надзора — это государственные органы, организации, органы МСУ и иные юридические лица, а также их деятельность, связанная с исполнением закона (так определено в учебнике Чувилева А.А. 2002 г.). Т.О., прокуратуре поднадзорны: федеральные министерства, государственные комитеты, службы, иные федеральные органы исполнительной власти...
  • при осуществлении надзора за соблюдением законности, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Существует большое количество контролирующих государственных органов, поэтому прокуратура не должно подменять и деятельность контролирующих органов
  • проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в орган прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер (абз. 2 п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Ст. 2 ФЗ 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Толковый словарь русского языка Ожегова — Информация — это сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего — либо.

Поводы и основания проведения прокурорской проверки. П. 6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» - Поводы: 1) материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел; 2) результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики; 3) другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. Основания: 1) поступившая в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.); 2) другие материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. Соотношение абз. 2 п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» - Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. П. 3 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» - Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности. Использовать для этого право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки. П. 2.2. Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 2 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» -Организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения отражать в заключении о соответствии нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Заключение утверждать прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур. Безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом — обращаться с заявлениями в суд. Добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Следовательно, положение абз. 2 п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» общее и не раскрывает суть, а положения приказов уже конкретизируют данное положение (частное);

  • в данной отрасли прокурорского надзора выделяется различные направления деятельности. Абз. 2 п. 1 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 — Основные направления надзорной деятельности считать: 1) надзор за законностью правовых актов; 2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 3) надзор в сфере экономики и экологической безопасности; 4) предупреждение преступных проявлений. Эти направления очень схожи с целями деятельности (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» - 1) обеспечение верховенства закона; 2) единство и укрепление законности; 3) защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства). В.В. Путин, например, выделял следующие направления деятельности: 1) борьба с терроризмом; 2) борьба с коррупцией; 3) борьба с организационной преступностью; 4) борьба с незаконным оборотом наркотиков.

 

Вопрос 13. Характеристика надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов: цели и задачи, предмет и пределы.

 

Цели надзора (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре» + Модельный закон «О прокуратуре», от 16 ноября 2006 г. № 27):

  • обеспечение верховенства закона;
  • обеспечение единства и укрепления законности;
  • обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства

 

Задачи прокурорского надзора (и прокуроров в частности):

  • обязательное вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
  • наиболее полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
  • активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленная на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок;
  • более активное проведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения;
  • доведение до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
  • выявление пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы
  • повышение правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.

 

 

Предмет надзора (ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ») соблюдение Конституции РФ и исполнение законов соответствующими субъектами (1), а также обеспечение соответствия закону издаваемых ими правовых актов (2) — т.е., предмет прокурорского надзора состоит из 2-ух составляющих.

 

Пределы прокурорского надзора — это категория, позволяющая определить компетенцию прокурора по осуществлению надзора с точки зрения установления: а) группы нормативных актов, точное единообразное исполнение которых составляет предмет прокурорского надзора; б) круга органов, законность деятельности которых поднадзорна деятельности прокуратуры; в) объема полномочий прокурора

 

Вопрос 14. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и правовые средства их реализации.

 

Полномочия прокурора — это объем прав и обязанностей, которые предоставлены ему законодателем для осуществления его функций с учетом должностного положения и сферы деятельности

 

Замечания по этому поводу:

  • в статьях закона, закрепляющих полномочия прокурора понятие «прокурор» может пониматься в узком (заместитель прокурора) или в широком (заместитель прокурора или его помощник) смыслах (разъяснения указаны в ст. 54 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
  • соотношение понятий полномочия прокурора и правовые средства прокурорского реагирования. В литературе и на практике они понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора. Правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору Законом о прокуратуре по своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.
  • основные полномочия прокурора определены в законе о прокуратуре рф, УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ и других законах (например, Закон 1995 года № 82 «Об общественных объединениях», ФЗ 2006 г. № 35 «О противодействии терроризму»; ФЗ 2002 г. № 114 «О противодействии экстремисткой деятельности»;).

 

В законе о прокуратуре РФ существует 2 способа закрепления полномочий прокурора: а) путем перечисления полномочий в соответствующей статье (ст. 22 о прокуратуре); б) путем отсылки к другим законам (ст. 30 о прокуратуре).

Полномочия прокурора по характеру возложенных на него задач можно разделить на 3 группы:

 

1 группа — полномочия, направленные на выявление нарушения закона (п. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

  1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с документами и иными материалами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тайне, являющейся разновидностью государственной тайны;
  2. иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. Следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и материалов, степени их открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или военную тайну, т.е. документов и материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при наличии 'у него соответствующего допуска;
  3. требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно — расходные документы; справки; статистические и другие отчеты и многие другие документы и материалы. В одном случае прокурор истребует документы в офис прокуратуры, в другом — знакомится с ними по месту их хранения непосредственно во время проведения соответствующих проверок)
  4. требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором. В качестве специалистов привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие, чаще занимающие должности государственных инспекторов (контролеров). Полномочие о выделении специалистов прокуроры чаще реализуют путем направления в адрес руководителя соответствующего органа письменного требования с просьбой направления в распоряжение прокурора того или иного специалиста;
  5. требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в связи с поступившими в орган прокуратуры материалами и обращениями. Это полномочие реализуется путем направления в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления;
  6. требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Это требование реализуется чаще путем направления письменного требования и реже -— путем вынесения мотивированного постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах, участках, отделах, лабораториях, службах);
  7. вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное место своего нахождения для истребования объяснений по поводу нарушения закона. Обычно прокурорами истребуются письменные объяснения от должностных лиц и граждан, составляемые ими самостоятельно. Объяснения приобщаются к материалам проверки;
  8. проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

 

2 группа — полномочия, направленные на устранение выявленных нарушений законов (ст. 22 — 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.039 с.)