По результатам проверок соблюдения законов, прав и свобод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По результатам проверок соблюдения законов, прав и свобод



человека и гражданина и при наличии оснований прокурор:

  • возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лицо, совершившее преступление, было привлечено к установленной законом ответственности;
  • в зависимости от характера выявленного нарушения закона может применить меры прокурорского реагирования;
  • возбуждает дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении;
  • передает материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административном правонарушении;
  • объявляет в письменном виде должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона;
  • разъясняет пострадавшим в результате правонарушений порядок защиты их прав и свобод;
  • обращается в суд в интересах пострадавших по основаниям и в порядке, предусмотренным законом;
  • информирует соответствующие органы и (или) должностных лиц о состоянии законности в регионе, в определенной сфере правовых отношений, среди определенных лиц и групп населения с предложениями о мерах укрепления законности и правопорядка;

 

Вывод: полномочия в надзоре за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод практически одинаковые.

Пределы полномочий

 

Они ограничены предметом, перечнем полномочий, иными пределами, одним из которых является запрет подменять иные органы. Но в надзоре за соблюдением прав и свобод не подменять не только государственные органы, но и должностные лица. Отсюда получается, что это практически одно и то же ограничение.

Отличие. Исполнение законов – проверяет, если есть информация о правонарушении. А обеспечении прав и свобод прокурор и без информации.?

 

Еще одно отличие. Ст. 26 – прокуратура не вмешивает в оперативно — хозяйственную деятельность. Но оперативно — хозяйственная деятельность не регламентируется законом. Это было возможно при СССР, а не сейчас.

 

Вопрос 21. Акты реагирования прокурора на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

 

ст. 27 и ст. 26 ФЗ «О Прокуратуре РФ» - акты практически те же.

Почему в ст. 28 указаны только протест и представление? Может быть тогда об этом еще не говорилось. Почему в ст. 28 не внесены? наверное те, то вносил изменения в закон, слишком торопились или были незнающими.

 

Протест и предостережение есть в ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» они могут и тут применяться.

 

Вопрос 22. Порядок рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры.

 

Работа с обращениями граждан. Это обязанность прокуроров, предусмотренная ст. 10 Закона о прокуратуре РФ — рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. Рассматриваются как письменные так и устные обращения. Рассматривая жалобы и заявления граждан, прокуроры получают ценную информацию:

  • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
  • о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях;
  • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
  • об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращении граждан — то есть не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений;
  • о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов и т.д.

 

Есть Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. № 200

«О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» - она требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса.

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организует и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. В соответствии с требованиями Генпрокурора РФ руководили прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, принятых на лично приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или в книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение. Срок рассмотрения и разрешения жалоб — не позднее 1 месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней.

 

Вопрос 23. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, его отличие от других отраслей надзора. Особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность; его отличие от надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

 

Оперативно — розыскная деятельность — специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными подразделениями гос. органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Единственное, две общие черты: за соблюдением прав и свобод человека и за законностью принимаемых решений.

Признаки этой отрасли:

  • Объединяет эти два вида деятельности только объект (это те органы, деятельность за которой прокуратура надзирает);
  • Органы дознания в определённых случаях и в определённых ситуациях выступают иногда как органы, ведущие следствие, так и органы, ведущие ОРД. Такие органы — полиция, начальники исправительных учреждений, капитаны морских судов…

 

Так что объект – единственное, что их объединяет.

 

Вопрос 24. Понятие, предмет и особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность.

 

Оперативно — розыскная деятельность — специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными подразделениями гос. органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предмет этой отрасли:

  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно — розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Единственное, две общие черты: за соблюдением прав и свобод человека и за законностью принимаемых решений.

Признаки этой отрасли:

  • Объединяет эти два вида деятельности только объект (это те органы, деятельность за которой прокуратура надзирает);
  • Органы дознания в определённых случаях и в определённых ситуациях выступают иногда как органы, ведущие следствие, так и органы, ведущие ОРД. Такие органы — полиция, начальники исправительных учреждений, капитаны морских судов…

 

Так что объект – единственное, что их объединяет.

Вопрос 25. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Оперативно — розыскная деятельность регламентируется Законом «Об ОРД», а расследование – в соответствии с УПК РФ. Причём ОРД может осуществляться как до следствия, так и во время (то есть эта деятельность может как предшествовать, так и сопутствовать: в первом случае по материалам возбуждают дело, во втором – к примеру, лицо скрылось, его объявили в розыск…).

Есть ещё несколько моментов: надзор за ОРД осуществляет не всякий работник прокуратуры, а «уполномоченный прокурор». Такая терминология не закреплена в законе, а вот в приказе генпрокурора от 15 февраля 2011 г. № 33 есть такое указание: пункт 2, что заместитель генпрокурора, прокуроры субъектов РФ наделяются правом назначать уполномоченных прокуроров по надзору за ОРД

За дознанием и следствием же осуществляют обычные прокуроры, которым поручат осуществлять надзор за расследованием дел.

Относительно самого характера прокурорского надзора – надзор за ОРД осуществляется как бы эпизодически, по мере необходимости, по мере поступления информации. Допустим, не выполняются решения суда по проведению оперативных мероприятий, либо решения следователей, либо жалоба какая-то поступит – и тогда у него возникает право проводить проверки. То есть чисто надзорные полномочия.

Что касается надзора за дознанием и следствием, то надзор здесь носит обязательный характер. Все уголовные дела, которые возбуждаются, находятся под надзором прокуратуры. Статья 146 УПК РФ – возбуждение уголовного дела публичного обвинения закрепляет, что копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Но что значит «незамедлительно»? Незамедлительно от чего? Тут усмотрение и следователя, и прокурора… Статья 148 УПК РФ, отказ от возбуждения уголовного дела – копия постановления об отказе в течение 24 часов направляется заявителю и прокурору. Статья 125 УПК РФ – для решения об избрания меры пресечения, о прекращении уголовного дела

Всё, что связано с процессуальной деятельности, подлежит обязательному и достаточно активному прокурорскому надзору.

 

Таким образом — надзор за ОРД – выборочный и чисто надзорный вид деятельности, а за дознанием и следствием – он носит обязательный характер

Всё это говорит, что характер полномочий разный: чистый надзор в ОРД (хотя, конечно, не совсем чтобы чистый, но – надзор) и властный характер в следствии и дознании.

Подводим черту: несмотря на то, что отнесено законодательством к одной отрасли надзора, можно совершенно спокойно разделить на две подотрасли самостоятельные, которые разнятся элементами предмета, характерами полномочиями и актами реагирования.

За дознанием и следствием – полномочия закреплены в законе, в по ОРД – не закреплены в законе, а закреплены в приказе генпрокурора.

 

Надзор за ОРД – это полномочия чисто надзорные (ст. 21 ФЗ «Об ОРД»):

  1. рассмотрение оперативно — служебных документов, включающих в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно — розыскных мероприятий с использованием оперативно — технических средств, а также учетно — регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно — розыскных мероприятий;
  2. сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность... - представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

 

Полномочия прокурора по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность (п. 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.106 (0.013 с.)