Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Василий Шукшин – писатель и кинематографист.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Творческий путь Василий Макарович Шукшин – уникальное явление русской культуры. "Если бы Василий Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование", – писал С.П. Залыгин. Широкую популярность завоевали рассказы Шукшина. Этому отчасти способствовали его кинофильмы, поскольку сценарии большинства из них строились на основе его рассказов, и театры, инсценировавшие его рассказы. Но В. Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей. Первая книга его первого романа "Любавины" (1959 – 1961) создавалась одновременно с первыми рассказами в общежитии ВГИКа, где он учился с 1954 по 1959. Опубликован роман в 1965. Он задумывался как семейное предание: фамилии его героев – это фамилии многих и сейчас живущих в родной деревне писателя Сростки на Алтае людей (Поповы, Байкаловы, Колокольниковы, Малюгины). Эти фамилии встречаются в рассказах и кинофильмах писателя, возможно, потому, что на творчество свое он смотрел как на единое целое. Прототипом Любавиных стала зажиточная семья Петровых (деревенское прозвище – Любавины), жившая в Сростках. В романе "Любавины" Шукшин, крестьянин по своему рождению, рассказывает о жизни советской деревни 20-х; действие здесь происходит с весны 1922 по весну 1923-го, в центре повествования – трагедия семьи Любавиных, которая почти вся погибла. Вторая книга "Любавиных" написана, видимо, в конце 60-х, найдена была в архиве писателя и опубликована в 1987. Роман "Я пришел дать вам волю" (1971) также о крестьянстве, но только триста лет тому назад. Стенька Разин интересовал писателя как гениальный организатор крестьянских масс в XVII веке, вольнолюбие которого, самоотречение и бесстрашие живут и поныне в народных песнях, памяти народной. В его лице Шукшин нашел героя громадной судьбы, вписанного в историю русского крестьянства, способного высветить многие загадки этой истории. Замысел писателя был дерзким, так как в советской литературе уже существовали два романа об этом герое: А. Чапыгина – "Разин Степан" (1926) и С. Злобина – "Степан Разин" (1951), удостоенный Государственной (Сталинской) премии СССР. В отличие от своих предшественников В. Шукшин изображает своего героя сорокалетним сформировавшимся человеком, действующим на небольшом отрезке исторического времени. Он дает народного заступника крупным планом, стремится проникнуть в глубь его души. Возможно, Степан Разин привлек писателя еще и потому, что он отличался странностью и причудливостью, то есть чем-то изначально уже напоминал героев шукшинских рассказов. Степан Разин у Шукшина то детски доверчивый и ранимый, то необузданно жестокий. Это герой трагический. Как и все шукшинские герои, он часто говорит о том, что у него болит душа. Личные, индивидуальные свойства Степана Разина, особенности его личности в романе Шукшина влияют на ход истории и наряду с социальными причинами приводят к поражению крестьянского восстания. Роман "Я пришел дать вам волю" кинематографичен по своей форме. Шукшин предполагал его экранизировать, создать значительный фильм, который стал бы своеобразным итогом его кинематографической деятельности, но ранняя смерть писателя в 1974 г. на съемках кинофильма по роману М. Шолохова "Они сражались за Родину", в котором Шукшин сыграл одну из лучших своих ролей (Лопахина), сорвала эти планы. Наряду с романами писатель создавал и повести, которые в силу своей драматургичности были либо экранизированы, либо поставлены в театрах и которые свидетельствовали о разносторонности писательского дарования: "Калина красная" – киноповесть (1973), "Точка зрения" – повесть-сказка (1974), "Энергичные люди" – сатирическая повесть для театра (1973), "А поутру они проснулись" – повесть для театра (1975), "До третьих петухов" (1975) – сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума. По киноповести "Калина красная" В. Шукшин снял лучший свой фильм, получивший всенародное признание. Здесь, как и в некоторых других его вещах, писателя интересует трагическая судьба крестьянина. Эта повесть и фильм о ценности человеческой жизни, о попытке человека, нарушившего нравственный закон, расстаться со своим прошлым. "Тема эта, когда жизнь человеческая разменивается на пятаки, прожигается просто так, меня волнует необычайно", – говорил В. Шукшин. В сцене встречи главного героя Егора Прокудина, по кличке Горе, с матерью вершится беспощадный суд над ним, поправшим все нормы человеческой морали, но в повести есть и сострадание – народное отношение к горю, трагедии. После выхода в свет "Калины красной" В. Шукшин писал, что Егор умер от того, что понял: ни от людей, ни от себя прощения ему не будет. По признанию Шукшина, показать самоубийство у него духу не хватило, пришлось закончить нелепостью – мобилизовать бандюжек – застрелили. Эта повесть и о русской женщине, чья любовь бескорыстна и всепрощающа, и о простых людях, готовых протянуть руку помощи человеку в беде. Шукшин ставил перед собой задачу, – преодолев сюжет, рассказать не о событиях, злосчастной судьбе рецидивиста, а о муках его души, ищущей гармонии, но так и не обретшей желанного успокоения. В кинематограф и в литературу В. Шукшин пришел почти одновременно. Летом 1958, успешно закончив 4-й курс и приехав на режиссерскую практику в Одессу, он снялся в главной роли в кинофильме Марлена Хуциева "Два Федора". В августе этого же года в журнале "Смена" (№ 15) опубликован первый его рассказ "Двое в телеге". В этом рассказе и в рядепоследующих еще ничего не было от зрелого Шукшина. Сам писатель понимал это и никогда не включал их в свои сборники. Дебют актерский был удачнее писательского. Но в дальнейшем успехи литературные и кинематографические существовали рядом. По мнению критика Л. Аннинского настоящий Шукшин прорезался сквозь ровную ткань первых рассказов в феврале 1964, когда на страницах журнала "Искусство кино" был опубликован рассказ "Критики", "поворотный, значительный рассказ". В этом же году выходит на экраны фильм "Живет такой парень", первая режиссерская работа Шукшина, в основу которой легли рассказы писателя и которая на XII Международном кинофестивале в Венеции получила "Золотого льва". В 70-е – картина аналогичная. Сборник рассказов "Характеры" (1973), ставший главным событием прозы, соседствует с кинофильмом "Калина красная", ставшим событием в кинематографе. В. Шукшин до сих пор остается непревзойденным мастером рассказа в русской литературе второй половины XX в. "ХАРАКТЕРЫ-ЗАГАДКИ" В РАССКАЗАХ В. ШУКШИНА. Как явствует из комментариев, в активе В. Шукшина – 125 опубликованных рассказов, большинство из которых поражают своей жизненной неповторимостью, своеобразием жизненного материала. Критика пыталась определить индивидуальное качество этих рассказов через понятия "шукшинский герой" и "шукшинская жизнь". По мнению критиков, шукшинский герой "в кирзовых сапогах" (С. Залыгин) "пылит по проселочным дорогам" (Л. Аннинский). Алтайских шоферов, механиков, трактористов писатель хорошо знал и нередко встречал на Чуйском тракте, ведущем от города Бийска до монгольской границы, проходящем мимо деревни Сростки, расположенной в предгорной Алтайской степи, на берегу реки Катуни. Сейчас о родной деревне писателя Сростки говорят как о музее Шукшина под открытым небом. Герои Шукшина из той "шукшинской жизни", которую прожил сам писатель. Закончив в 1943 семь классов сельской школы в родной деревне, Шукшин поступает в Бийскийавтомобильный техникум и учится в нем около года. Перед этим он безуспешно хотел стать бухгалтером под руководством крестного. Автомобильного механика из него так и не вышло. В 1946–1948 он был разнорабочим, учеником маляра, грузчиком (Литейный завод в Калуге), работал на железной дороге, был слесарем на тракторном заводе во Владимире.В 1948–1952служил радистом на флоте, но этот период его жизни в литературе почти не отразился, в 1953–1954, поначалу не имея среднего образования, работал в Сростках директором вечерней школы сельской и рабочей молодежи и готовился к экзаменам за десятилетку экстерном, осенью 1953 г. экзамены все сдал, его приняли в партию, избрали секретарем райкома комсомола. В 1954 г. в возрасте двадцати пяти лет, когда многие уже получили высшее образование, становится студентом 1-го курса ВГИКа, где вместе с А. Тарковским учится в мастерской М. Ромма. Летние каникулы проводил дома, в Сростках, работал в колхозе, ездил по Алтаю, рыбачил, встречался с людьми. Как Шолохов на Дону, так и Шукшин на Алтае нашел своих героев. Рассказы Шукшина драматургичны, в большинстве из них преобладают диалог, сценические эпизоды над описательными, несценическими, это бесспорный результат воздействия на прозу сценического мышления Шукшина-режиссера, которое влияет даже на сюжет. Сюжет в рассказах Шукшина – это хронологически сменяющие друг друга сценические эпизоды. Сам писатель боялся законченных сюжетов, которые, по его мнению, всегда несут какой-то вывод, мораль, а морализаторства он не терпел: "Сюжет не хорош и опасен тем, что он ограничивает широту осмысления жизни... Несюжетное повествование более гибко, более смело, в нем нет заданное™, готовой предопределенности". "Для меня самое главное – показать человеческий характер", – не раз говорил Шукшин. Образу чудика, странного человека, отводится значительное место в рассказах Шукшина, более того, он стоит в центре его прозы, но мир героев писателя не исчерпывается этим характером. Шукшинская типология характеров многообразна: достаточно посмотреть на его "коллекцию" отрицательных персонажей, чтобы в этом убедиться ("Крепкий мужик", "Вечно недовольный Яковлев", "Беспалый"). Герой писателя чаще всего раскрывается в речи, в диалоге, а смысл языкового мастерства В. Шукшина состоит в умении найти самое точное, единственное слово для самовыражения героя. "Ухо поразительно чуткое" – так охарактеризовал это умение А.Т. Твардовский. Но у шукшинских героев есть черта, которая их делает частью индивидуального художественного мира писателя, – отсутствие духовной инертности, неравнодушие. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя. По словам В. Распутина, до Шукшина "никто еще в нашей литературе не заявлял с таким нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делумающейся души... Душа – это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами".
50. В. П. Астафьев. Проза. Общая характеристика. Анализ одного – двух произведений по выбору студента. Важнейшая особенность творчества В.П.Астафьева -- слияние личностного с общей жизнью, глубинная причастность к народному бытию. Его произведения отличаются цельностью, автобиографичностью, лиризмом. В каждом из них поставлена сложнейшая проблема: человек и мир, человек в мире. Творя по канонам русской классики, А утверждал вечную связь человека и природы, но его творчество шире «деревенской прозы». Наряду с его изумительными книгами "Ода русскому огороду", "Последний поклон", "Царь-рыба", в историю русской литературы вошли и "Пастух и пастушка","Зрячий посох", «Затеси», «Людочка», относящиеся к «военной прозе» и к другим темам. Какова концепция человека у писателя? Он находит комбинацию в современной жизни двух типов русской классики – «естественного» и «маленького» человека. Это его добрые, терпеливые и совестливые герои, обычно близкие к природе -- бабушка, Аким, офицеры из ранних пасторалей, милиционер Леонид Сошнин, Людочка, Данила Солодовников из последних произведений. Они-то и запомнились читателям прежде всего. По мнению писателя, современная русская нация, утратив свою национальную идею, сохранила свои исконные черты: «терпеливость, выносливость»[268]. Вместе с тем, по мнению А, много размышлявшего о тайнах русской души, русский человек -- «бездна, где столько тьмы и света»[269]. Есть у А и характерные для «деревенщиков» типы хранителя народных устоев, ребенка и «вольного человека», присутствует и ситуация возвращения к родным пенатам интеллигента, переехавшего в город из деревни. Мировоззрение. Патриотизм и морализаторство, отстаивание консервативных этических ценностей (прежде всего трудолюбия); противоречивость, обусловленная эпохой, выработавшей его характер. Любовью к русской земле и русскому народу пронизаны "Последний поклон" и «Царь-рыба». Привязанность к «малой родине» проявилась и в прозе и в завещании писателя: Астафьев просил, чтобы не переименовывали его родное село («Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей»)[270]. Вместе с тем этот патриот-почвенник высказывался за единое всемирное государство и всемирный единый язык, иначе европейские, славянские нации будут сметены огромными мусульманским, китайским, негритянским мирами[271]. «Трудно найти еще такого же пламенного реакционера, защищающего вечные консервативные ценности от современной цивилизации. Разве его "Людочка", "Кража", "Конь с розовой гривой" и даже "Печальный детектив" это не горькое повествование о том, что теряет человек, разрывая с традициями своего народа? Вот уж кто никогда не был ни космополитом, ни интернационалистом в своей художественной прозе, <…> что и прорывалось в его рассказах и письмах», -- утверждает Бондаренко. Справедливы ли эти слова? Защитником консервативных ценностей А являлся, а реакционером не был, иначе в годы перестройки этот почвенник-вольнодумец не стал бы антикоммунистом, а он им стал, так как считал коммунизм наносным явлением в истории России [272]. «Чего вы дергаетесь? Работы нет? -- – Работы на земле, между прочим, полно», -- утверждал А в одном из своих последних интервью[273] Эстетика. Приверженность традициям реализма в раннем и зрелом творчестве, усиление натуралистичности в последних произведениях. В них у этого наследника Тургенева появляется даже табуированная лексика. А-писатель стремился воспитать литературных последователей. «Он, может быть, был одним из немногих известных писателей, который умел и желал дружить с молодыми соратниками», -- вспоминает Бондаренко, которому повезло: его открыл на совещании молодых писателей А и поддерживал его творческие начинания. Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г., скончался в 2001 г. в с.Овсянка Красноярского края. Он прошел трудную жизненную школу: детский дом, учеба в ФЗО, в 1942 г. ушел добровольцем на фронт, затем ранение, работа грузчиком, составителем поездов, чернорабочим, слесарем, литейщиком, сотрудником газеты. Первый рассказ на тему войны (" Гражданский человек", позднее " Сибиряк ") написал в 27 лет, не имея среднего образования. Единственными его университетами была жизнь и двухгодичные Высшие литературные курсы в Москве. Первая книга Астафьева - сборник рассказов " До будущей весны " (Пермь, 1953). Рассказ остался главным жанром в эпическом творчестве писателя. По мнению Астафьева, рассказ ближе всего стоит к живописному народному слову. Малые эпические формы у Астафьева объединяются в циклы. Таковы " Затеси " (сборник лирических миниатюр), " Последний поклон" и "Царь-рыба", имеющие подзаголовки "повествование в рассказах" (ср. с “повествованием в отмеренных сроках” у Солженицына). Циклизация рассказов или повестей - один из способов образования жанров повести или романа в русской литературе 60-80-х гг. Из нескольких повестей созданы романы Ю.Бондарева "Берег", А.Битова "Пушкинский дом". Как и у Астафьева, у Бондарева и Битова повествование объединяется с помощью главного, как правило, автобиографического героя. В " Последнем поклоне" (1968-1978) это мальчик Витя Потылицын (фамилия бабушки писателя). С появлением рассказов этого цикла критика стала относить А к «деревенщикам». " Последний поклон " - самая заветная книга Астафьева: о нем самом, о его детстве, о родителях, бабушке и дедушке, людях сибирской деревни Овсянки. Принципом циклизации рассказов является здесь ведущая тема развития личности, познающей людей и окружающий мир. Эпически масштабный колоритный образ бабушки героя Катерины Петровны, хранительницы народных устоев, к концу повествования вырастает в символ народной России, нации. А исповедь героя становится исповедью его поколения. Как и у многих современников Астафьева, в его творчестве особое развитие получил жанр повести. Повести " Где-то гремит война" (законченный фрагмент из " Последнего поклона ", где показано завершение отрочества Виктора Потылицына в трудную зиму 1941-1942 гг.), " Звездопад" (1960-72), "Пастух и пастушка. Современная пастораль" (1967; 1989) - история молодого человека, переживающего суровые испытания в условиях войны. В этих социально-психологических повестях человек очерчен конкретно-исторически; сильны лиризм и напряженность монолога, в котором сливаются голоса автора и героя, т.е. возникает, по М.М.Бахтину, двуголосое слово. " Я люблю родную страну свою... В яркие ночи, когда по небу хлыщет сплошной звездопад, я люблю бывать один в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам" ("Звездопад"). В повести " Пастух и пастушка " Астафьев слил воедино реалистическое повествование с особенностями романтического письма, традицией сентиментализма и условностью, символикой, идущими от культуры Древней Руси. Названия трех глав повести «Бой», «Свидание», «Успение» напоминают своей обобщенностью названия древнерусских икон. " Царь-рыба " (1972-1975, Государственная премия СССР 1978) не собственно повесть, но и не цикл рассказов. Это произведение эпической формы, вобравшее в себя большой жизненный материал: быт обитающих на великих сибирских реках и в лесах рыбаков и охотников, заброшенных поселков и умирающих деревень, браконьеров, геологов, сельской интеллигенции. Но главное в произведении - философско-нравственные и социально-нравственные проблемы. Повествование в "Царь-рыбе" объединяет в себе разные жанрово-стилевые начала: поэтичные зарисовки северной тундры и сибирской тайги, красивых рыб и цветов (в «Затесях» и птиц, одна из затесей называется «Сойки не стало»), напоминающие стихотворения в прозе; иные главы написаны в жанре охотничьего рассказа и повествуют о промысловой охоте в тундре ("Бойе"), о поединке человека с медведем или рыбой. В произведении есть и сатирические очерки о браконьерах, и лирический рассказ о брате повествователя Коле, рано изработавшемся и ушедшем из жизни, и остросюжетное в духе Д.Лондона повествование о таежной робинзонаде главного героя Акима и спасенной им студентки Литинститута москвички Эли. Картина мира. Это человек в природе и социуме, пантеизм. Подобно М.Пришвину и В.Шишкову, Астафьев показывает взаимоотношения человека с природой, но находит свой поворот проблемы. Мир природы в изображении Астафьева " прекраснейший и грозный", существовавший тысячи лет до человека. В «Затеси» «Свеча над Енисеем» с помощью метафоры березка-свеча сакрализуется природа. Как и Айтматов, Астафьев обращает внимание прежде всего на моменты дисгармонии в этих взаимоотношениях, на то, что современный человек хищнически, не по хозяйски истребляет природную среду: " Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. Тайга все так же величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только внимешь ее могуществу, почувствуешь ее космическую пространственность и величие" [Астафьев, 1989, с.186]. Ср. с затесью «Ночное пространство», где нарисована ночь в тайге, тишь, красота. Писатель полемизирует тем самым с горьковско-платоновской концепцией человека-преобразователя и покорителя природы. Природа в "Царь-рыбе" не только врачеватель человеческих душ, именно в природной среде, как точно заметила В.А.Апухтина, проявляется истинная суть человека, возможно, скрытая " в обычных условиях человеческого общежития " [Статьи о русской литературе, с.430]. Героев произведения можно разделить на две группы: "с одной стороны - люди, страстно влюбленные в природу (повествователь, Аким, бескорыстные инспекторы рыбнадзора), с другой – бездушные потребители природы: " транзисторщики пустоглазые ", браконьеры (Командор, ссыльный бандеровец рыбак Грохотало, "образцовый" Игнатьич и др.) и современные супермены, подобные Гоге Герцеву" [см.: А.П.Герасименко // Метченко и др., с.55]. Последним даровано авторское наказание в виде гибели их самих (Герцев) или их близких (Командор). Как Пришвин и Айтматов, Астафьев заостряет родственную связь человека с миром природы благодаря творчески обработанным в "Царь-рыбе" русским и эвенкийским поверьям и заговорам. В рассказе "Бойе" художественно выразительна легенда о шаманке, напоминающая предание о прекрасной тунгуске Синильге из романа Шишкова "Угрюм-река". Легенда имеет нравственно-философский смысл: борьбу за охотника Кольку ведут силы зла (шаманка) и добра (дух погибшей собаки Бойе, и после смерти спасающий своего хозяина). Таким образом нельзя признать справедливым следующее утверждение В.К.Сигова: речь здесь идет не о мистике [Сигов]. Как раз напротив: природный мир в представлениях Астафьева наделен и мистическим началом и своеобразным нравственным чувством, " справедлива, мудра, терпелива наша природа ", - уверяет писатель. (В затеси «Худого слова и растение боится» медуница, оскорбленная хозяином, перестает расти и вновь тянется к солнцу после того, как он попросил у нее прощения.) Уничтожение человеком животных, птиц, рыб оправдано лишь тогда, когда он добывает необходимую для поддержания существования пищу, защищает свою жизнь, мстит за павшего (так Аким убивает медведя, задравшего ни в чем не повинного напарника героя). А удача на охоте или рыбной ловле даруется не только сильным, мужественным и умелым, но также и тем, чьи души не отягчены большими грехами. Это ярко показано в одной из наиболее сильных в идейном и художественном отношениях глав - рассказе, который дал название и всему произведению - "Царь-рыбе". В этом рассказе, внешне напоминающем знаменитый рассказ Э.Хемингуэя "Старик и море", исход поединка могучего красавца-осетра, метонимически замещающего всю сибирскую природу, и браконьера Игнатьича определяется давним заветом, слышанным Игнатьичем от дедушки: "<...> ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!.. Ненадежно дело варначье " [Астафьев, с.269]. Отличие от Хемингуэя в этой сцене состоит в обостренном чувстве нравственности, проблеме преступления и наказания. Молнией мелькнуло в памяти Игнатьича воспоминание о надругательстве, которому он подверг в молодости свою невесту Глашку Куклину, и теперь за него следует возмездие от лица природы, которая " тоже женского рода ". Гигантский осетр, мечта всей жизни любого рыбака, израненный самоловом, все же срывается с крючков и уходит в пучину Енисея. "" Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!" - молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу - оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе - от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения" [там же, с.272-273]. Чудом уцелевший Игнатьич навсегда расстанется с браконьерством. " Таким образом, ситуация с царь-рыбой воспринимается и как притча о вине, расплате и спасение через покаяние ", - пишет А.П.Герасименко [Герасименко, с.157]. Каждый из браконьеров несет свое наказание. Драматична и история младшего брата Игнатьича Командора, потерявшего горячо любимую дочь, красавицу и умницу Тайку, задавленную пьяным шофером, "браконьером на колесах”, “нажравшимся бормотухи” (“У Золотой Карги”). Идея произведения - в изображении того невосполнимого урона, который приносят браконьеры, того, как " пакость и забава может перерасти в немилосердное избиение природы ". В таком избиении участвует и положительный герой произведения, "природный" человек Аким. "Где выход? В чем спасение? В разумном использовании "лесной кладовой", в мудром хозяйствовании, которое должно начисто исключить браконьерство. Старинный поселок Боганида, теперь совсем забытый, оставленный людьми, изображен в повествовании как полюс коллективности, разумной энергии, объединявших людей. Автор не идеализирует прошлое, не обходит взглядом бедность, скученность людей в бараках, но он восхищается дружелюбием, уважением человека, одухотворенностью труда. На Боганиде, в атмосфере артельности и трудолюбия, начинал свою жизнь Аким (" Уха на Боганиде "). Все положительное в характере Акима закладывалось любящей матерью, в большой семье братьев и сестер ("касьяшек". - Т.Д.), в окружении простых, трудолюбивых, знающих свое дело людей. Возможно, не только память, но чувства благодарности и любви к матери оберегали Акима в годы одиночества, оставались опорой существования. " Подарила ему братьев и сестер, тундру и реку... чистое небо... звуки ветра, белизну снега, табуны птиц, рыбу, ягоды, кусты, Боганиду и все, что есть вокруг, все-все подарила она! Удивительно до потрясения! Надо любить мать, жалеть ее и, когда она сделается старенькая, не бросать, отблагодарить добром за так вот просто подаренную жизнь..." На этой основе формируется у Акима чувство коллективизма - качество, с точки зрения Астафьева, высокое, творческое и необходимое для общественного человека: "... Мир - это артель, бригада, мир - это мать, которая, даже веселясь, не забывает о детях... мир и труд - вечный праздник жизни!" Восторженный и романтический характер такого восприятия свойствен Акиму. Герою присущи мечтательность, детская чистота и наивность, свойственные, по мысли Астафьева, всем русским (с образом Акима связана и другая важная проблема произведения - проблема русского характера). " Все мы, русские люди, до старости остаемся в чем-то ребятишками, вечно ждем подарков, сказочек, чего-то необыкновенного <...>" ("Капля") [Астафьев, с.181]. В то же время вся жизнь Акима – непрестанный труд, порой на пределе человеческих сил. Астафьевские положительные герои Аким и Тая наделены "крепкой сибирской натурой", и их беды, по мысли писателя, состоят в плачевном состоянии нашего общества, в котором утеряна христианская нравственность, важная духовно-нравственная скрепа. А в целом писатель приемлет характерную для “деревенской прозы” концепцию "природного", или «естественного» человека (ср. с Беловым и Распутиным). В "Царь-рыбе" резко критически воссоздан иной тип – индивидуалиста-геолога Гоги Герцева, одиноко возвышающегося над толпой и гибнущего в конце концов в сибирской реке (" Конечно, Ницше", - думает Эля, читая дневники Гоги). Астафьев полемизирует здесь с ницшеански-горьковской концепцией богочеловека и свободного человека, воплотившейся в творчестве раннего Горького, т.к. не приемлет силу, основанную на богоборчестве (" Я сам себе бог!" - заявляет Гога [Астафьев, с.398]). Поэтому его Аким и вступает в конфликт с Гогой. Однако феномен человеческой силы в последующих произведениях Астафьев трактует иначе. В романе " Печальный детектив " (1986) и рассказе " Людочка " (1989) этот феномен получает положительную оценку. Разоблачительный пафос Астафьева проявился в полную силу в произведениях 80-90-х гг., вызвавших широкий полемический отклик (Большакова А. С.48). В эти годы в русской литературе формируется новая “натуральная школа”. Возникает литературная “чернуха” как своего рода беллетризированная публицистика на прежде запретные темы. “Парадоксальность этой прозы состоит в том, что ее художественное значение гораздо меньше, чем роль, сыгранная ей в культуре первых лет “перестройки”», — справедливо отмечают Н.Л.Лейдерман и М.Н.Липовецкий (Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Т.3. С..81). Эта проза возродила интерес к “маленькому человеку”, к “униженным и оскорбленным” — мотивам, формирующим уходящую в XIX век традицию возвышенного отношения к народу и народному страданию. Однако, в отличие от литературы XIX века, “чернуха” 1980-х гг. показала народный мир как концентрацию социального ужаса. Самым непосредственным воплощением этой темы стал мотив насилия (там же). Издевательства, убийства и самоубийства, изнасилование — эти ситуации в высшей степени характерны для “чернухи”. Они и образуют сюжетную основу “Печального детектива” “Людочки” и «Пролетного гуся». В поздних произведениях А. меняются картина мира и человека. Теперь это проклятый мир и человек. Действие "Печального детектива" происходит в провинциальном Вейске. Главный герой, в прошлом милиционер-оперативник, ныне начинающий писатель Леонид Сошнин, всю жизнь, пока позволяет здоровье, борется со злом в его многоликом обличье и, получив инвалидность, пытается через писательство понять себя и окружающий мир. Сошнин, читая Ницше, приходит к выводу: “А Ницше-то как раз, может, и грубо, но прямо в глаза лепил правду о природе человеческого зла. Ницше и Достоевский почти достали до гнилой утробы человечишка, до того места, где <…> зреет <…> сам себя пожирающий зверь. А на Руси Великой зверь в человеческом облике бывает не просто зверем, но звериной, и рождается он чаще всего покорностью нашей, безответственностью, безалаберностью, желанием <…> самих себя зачисливших в избранные жить лучше, сытей ближних своих, выделиться среди них <…> “ (Астафьев. С.570). Для Сошнина не существует ни выходных, ни праздников, он всегда готов вступиться за “униженных и оскорбленных”. Сам жизненный материал, положенный в основу романа, — работа милиционера — предполагал воссоздание обилия преступлений в детективном жанре. Астафьев с гневом и болью показывает, как родители бросают детей или доводят их до смерти, как в пьяном кураже убивают или увечат ни в чем не повинных сограждан и проч. Детективный тип сюжета воплощает и важные социально-нравственные проблемы. Вместе с тем жанр романа сложен. В нем, наряду с детективностью, есть черты таких национальных русских средневековых жанров, как воинская повесть и слово. Каждый момент единоборства Сошнина с носителями зла воспринимается как преодоление героем собственной слабости, свершение своего рода подвига. И в этом видна “память” “Печального детектива” о жанре воинской повести. А черты средневекового жанра слова проступают в тех размышлениях героя, которые представляют собой нравственные проповеди, обличения зла. Позиция автора выражена здесь публицистически страстно. Писатель задумывается о причинах вроде бы немотивированного озверения некоторых людей в условиях мирной жизни. “Отчего эта ненависть к себе подобному?” — вопрошает Астафьев. И всем ходом своего романа отвечает: “Оттого что не воспитана была любовь к нему”. Речь идет, конечно, о христианской любви, хотя писатель и не называет пока вещи своими именами. А где же и должна воспитываться такая любовь, как не в семье? Астафьев выразительно обрисовал в “Печальном детективе” ту опасность, которая связана с распадением семьи. В сюжете произведения немалое место занимает история семейных неурядиц Сошнина и его жены Леры. В системе ценностей писателя семья очень значима. Это видно из размышлений главного героя произведения, фигуры явно автобиографической: “<…> в династиях, империях, обществах вместе с развалом семьи разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы проглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми”. Возрождение крепкой семьи Астафьев считает возможным и доказывает это сюжетом своего романа. В конце произведения расставшиеся было Леонид и Валерия Сошнины находят в себе душевные силы, чтобы соединиться вновь ради дочери и взаимной любви, ибо каждый из них жил в душе другого во время разлуки. Другая социально-нравственная проблема произведения связана с состоянием современной русской деревни, обезмужичившей и поэтому беззащитной перед злом и к тому же слишком снисходительной, подобно городу, к таким отрицательным явлениям жизни России, как пьянство и преступность. Например, потерпевшая тетя Граня после вынесения приговора парням, изнасиловавшим ее, пожалела насильников, в образах которых реализован отрицательный полюс черт типа вольного человека. В такой жалостливости автор усматривает оборотную сторону доброты, ведущей черты русского национального характера. Как трезвый художник-реалист Астафьев не может и не хочет уходить от подлинной правды жизни, тем более что в романе есть персонажи, оставляющие надежду на возрождение у народа утраченных им нравственных начал. Это главный герой, наделенный, как и Егоров у Распутина, активной нравственной позицией. Это и хранители народных устоев представители старшего поколения — сердобольные тетя Лина, тетя Граня, воспитавшие рано осиротевшего Сошнина (автобиографичен здесь мотив раннего сиротства), и добрая деревенская девушка Паша Силакова. Справедливости ради отметим: не все в “Печальном детективе” в равной мере художественно. Карикатурные образы представителей вейской интеллигенции преподавателя пединститута Пестеревой и редактора местного издательства мадам Сыроквасовой подчинены тенденциозному в романе противопоставлению нравственных и “естественных” сельских жителей безнравственным и искусственным горожан (перекличка с астафьевской “Ловлей пескарей в Грузии”). Критическое изображение изнанки жизни и гибнущей русской деревни есть и в потрясшей читателей новелле "Людочка" (1987, оп. В «Новом мире» в 1989, № 9), вошедшей, по общему признанию, в золотой фонд мировой новеллистики. “В тривиальной истории об изнасиловании деревенской девушки городским бандитом и ее самоубийстве писатель с откровенностью показал, какими страшными последствиями обернулось разрушение крестьянского лада и деэстетизация жизни, преобладание утилитарно-бытового отношения к женщине” (Большакова А. С.48). И вновь писатель ищет ту силу, которая поможет выйти русской провинции из кризиса. Воплощение силы в рассказе - вернувшийся из "мест не столь отдаленных" отчим героини, воплощающий в себе положительный полюс типа вольного человека. Он мстит за ее гибель, убивая бандита. И хотя убийство — редкий способ борьбы со злом (ср. с поступком Тамары Ивановны из «Дочери Ивана, матери Ивана»), отчима Людочки писатель рисует с симпатией: в душе героя есть главное, что поможет современным русским людям обрести себя - вера в Бога, в его поведении нет отчуждения: он нашел свое место в обществе, свой дом и создал семью. Последнее очень важно для Астафьева, о чем можно судить и по роману "Печальный детектив". В 90-е гг. Астафьев, писатель-фронтовик, вернулся к военной теме. Война никогда не отпускала его. И в каждом произведении на военную тему писатель рисует судьбу и душу простог |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.023 с.) |