Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэзия юрия кузнецова и полемика вокруг его творчества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
О себе поэт сказал так: «Свои первые стихи написал в девять лет. И долго писал просто так, не задумываясь, что это такое, и не заметил, когда стихи стали для меня всем: и матерью, и отцом, и родиной, и войной, и другом, и подругой, и светом, и тьмой». Поэтическая манера этого автора ярко самобытна. Необычная символика, богатство ассоциаций, масштабность смыслового ряда, энергичный «жест» - вот лишь некоторые приметы его стихотворной манеры. Вокруг творчества этого поэта шли подчас предельно острые споры, но в этом нет ничего удивительного. Из истории литературы хорошо известно, что споры вызывала поначалу работа многих, в том числе и самых «бесспорных», на нынешний взгляд авторов. Поэзия его трудна для восприятия, и не столько из-за особой сложности ее художественного языка, но в силу того, что поэт ставит перед собой исключительно масштабные цели. Как сказал о Юрии Кузнецове поэт Владимир Скиф: Твоему закаленному духу, Читателю, впервые знакомящемуся с творчеством Юрия Кузнецова, сразу заметно стремление этого автора видеть и воплощать мир во всей беспредельности его пространства и времени. Поэт говорит: «Во всех мирах мы живы, но о том забыли, как о веке золотом». Не сняв ремней, он спит на нарах твердых, Из пустоты бежит прожектор криво От той взрывной волны, летящей круто, Начнется жизнь насмешливая, злая, Через село, где Юрий Кузнецов жил в раннем детстве, прогремела война. Отрочество поэта прошло в городе Тихорецке, юность – в Краснодаре. Был город детства моего - дыра, Вот стихотворение двадцатилетнего Юрия Кузнецова: Ах, умею я целоваться, В период Карибского кризиса 1962 года, когда мир был на грани ядерной войны, Юрий Кузнецов находился в центре событий, он тогда служил на Кубе. Я помню ночь с континентальными ракетами, С тех пор о славе лучше не мечтать Слипались ночи, караулами измотаны, Но хлынет солнца свежая лавина, Уйдут, крича, большие теплоходы… Твои воды одеты в гранит, 17 ноября 2003 года Юрий Поликарпович Кузнецов, предсказав, как многие поэты, в стихах свою смерть, отошел в мир иной. То не сыра земля горит, Так начинается последнее произведение Юрия Кузнецова «Поэт и монах», в котором разговор идет о назначении искусства и о смысле творчества в жизни человека. Тема творчества звучит и в стихах Анатолия Передреева, друга Юрия Кузнецова, который умер много раньше, но его стихотворение «Памяти поэта» звучит эпитафией многим поэтам. Мы все, как можем, на земле поем, Стихотворение Юрия Кузнецова «Он во сне перешел свой предел» посвящено памяти поэта Анатолия Передреева. Он во сне перешел свой предел… Одного перед Богом оставить. На смерть поэта стихотворением "Ветер перемен" откликнулся великий русский поэт Николай Александрович Зиновьев: "Светлой памяти Ю.П.Кузнецова. Сдул страну и не заметил, По развалинам порыскал Век грядущий дик и мрачен,
Белеет парус одинокий Играют волны, ветер свищет Под ним струя, светлей лазури, Если попытаться снять, убрать в этом стихотворении символ "парус", то попросту уничтожится лермонтовский поэтический образ и получится вместо него отвлеченная мысль о противоречивости человеческих устремлений. Понятно, что внешнее и внутреннее в образе существуют в неразделимом единстве, образ нерушим. Простейшая форма поэтического образа – это аллегория. Так, например, в басне изображение того или иного животного имеет в виду черты определенного человека. В аллегории можно сразу воспринимать выраженный человеческий характер, мысленно убрав образ, отвлечься от сравнения. Метафора, в отличие от аллегории, существует только во взаимодействии сравниваемых явлений, когда сопоставляются два явления, скажем, природное и человеческое. Также как аллегория, например, бывает и в живописи, так метафора бывает в кино. Фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», который насквозь метафоричен, это углубленно-психологическое размышление на тему войны и детства, уничтоженного войной. В одном из документальных фильмов писатель Виктор Петрович Астафьев в беседе с литературным критиком Валентином Курбатовым говорит об ответственности литературы за то, что происходило в жизни и происходит, о прямой ответственности журналиста и писателя. И высказывает мысль о том, что когда за кусок хлеба даешь об себя ноги вытирать, это даром не проходит. Вот та же мысль, выраженная метафорически, в поэме Юрия Кузнецова «Золотая гора», привожу отрывок: Не подвела его стопа, Сухой старик пред ним возник, Поэзия Юрия Кузнецова требует от читателя особенного духовного напряжения. Я бы сказала даже так, что когда человек находится, в силу каких-то причин, в жизненных обстоятельствах весьма напряженных, тогда он лучше всего и способен понять стихи этого поэта. Тогда лучше слышна та внутренняя грандиозная музыка его стихов. Вот начало одного их них. Когда все на свете тебе надоест, Земли не касаясь, с звездой наравне Одно из самых известных ранних стихотворений поэта называется «Атомная сказка»: Эту сказку счастливую слышал Поэт стремиться прозреть всю драматическую коллизию «природа и человек», и отчетливо видна в творчестве поэта коллизия «история и человек». Жизнь и смерть поменялись местами, Вот стихотворение, в котором звучит напоминание, упрёк человеку и надежда. Не поминай про Стеньку Разина Коренное свойство поэзии Кузнецова – это ее тяготение к эпическому содержанию. И главной целью является для него воплощение не своего личного голоса, но голосов истории, народа и мирового бытия. Он осознает себя только как исполнителя некой высшей воли. Так же ощущали себя и другие поэты, о которых мы говорили в прошлых передачах. Творчество осознается ими не как субъективное достижение некой исключительной личности, но как выпавший им на долю дар «записывать» высшие слова, - дар тяжкий и порой мучительный. Бывает у русского в жизни Ну как мне тогда не заплакать Родные черты узнавая, Прошу у отчизны не хлеба, В стихотворении «Измена», состоящем всего из четырех строк, в полной мере выражается русский мужской характер. Что ж! Я с тобою говорить не стану. Благородное чувство лирического героя не допускает собственничества и мести. Лирика поэта необыкновенно сильна и требует от читателя умения вчитываться в стихи, так же как симфоническая музыка требует умения вслушиваться. Я в жизни только раз сказал «люблю»,
Который день душа ждала ответа. Ты женщина - а это ветер вольности… *** Не шумите, редкие деревья, Через дом прошла разрыв-дорога, Что хочу от сущего пространства? Прошумели редкие деревья
Пролетают где-то стороной Все они певучи и легки, Я уже не знаю, сколько лет *** Зачем? Кого пытался удержать? Я кину дом и молодость сгублю, Три дня, три года, тридцать лет судьбы Стихотворные поэмы Юрия Кузнецова очень необычны. Это и раблезианский гротеск «Похождения Чистякова», и поэма о Великой Отечественной войне «Сталинградская хроника. Оборона», это поэмы «Дом», «Змеи на маяке», «Седьмой» и другие. Как пишет Вадим Кожинов: «В поэзии Юрия Кузнецова речь идет не об отдельной человеческой жизни (хотя она и может предстать на поверхности образа), но о бытие целого народа или даже человечества. Речь идет не о сегодняшнем дне, а о целостности эпохи или даже всего времени». Сажусь на коня вороного – Сокрыты святые обеты Я вынес пути и печали, Друг поэта литературный критик Вадим Кожинов отмечает такую особенность: «Чуть ли не в каждой полемической статье выражается недовольство, что Юрий Кузнецов пишет-де не так, как писал Пушкин или Тютчев, или Гоголь, или Лермонтов. Тем самым критики – скорее всего, бессознательно – высказывают свое ощущение масштаба деятельности поэта. И едва ли можно сомневаться в том, что такой масштаб нельзя обрести на ложной, боковой дороге. Юрий Кузнецов идет, конечно, по стержневому пути отечественной поэзии, творя ее современную историю». 29. Поэзия 50-60-х годов. «Эстрадная поэзия». Представители. Основные темы. Советская эстрада сыграла немалую роль в годы Великой Отечественной войны. Демократизм и мобильность этого вида искусства способствовали его особой популярности. В те трудные годы «малые формы» вновь доказали свою способность 9 мая 1945 года война была закончена. Страна начала восстанавливать и развивать народное хозяйство, залечивать нанесенные веяной раны. Советский народ во главе с Коммунистической партией приступил к мирному ч^идатэлт ^ому груду, к строительству развитого социалистического период (1945—1952) перед всем советским искусством м в частности, встали задачи, связанные с переходxti к мир- f жнеи;. с необходимостью быстрой и решительной пер.строчки. На по-повседневный трудовой героизм советских людей, и i ' уорялjcb персонажи, сюжеты, конфликты. новых приемов для их воплощения не отменял опыта, г ^г^ч'р^хг 'iioi о з< т рад ой в годы войны. как и во всех зрелищных искусствах в этот период, период образования мировой системы социализма и развернувшегося во всех странах широкого движения сторонников мира, особое место заняла международная тема. Миллионы борцов за мир во всем мире подхватили «Гимн демократической молодежи» А. Новикова, песню, которая с 1949 года стала гимном Всемирной федерации молодежи, «Мы за мир» С. Туликова, «Гимн международного союза студентов» В. Мурадели. Они исполнялись в концертах и по радио хоровыми коллективами и вокалистами. Песни о мире перекладывались на язык хореографии: в программе Ленинградского молодежного ансамбля танца под руководством А. Обранта «Песня молодости» один из эпизодов исполнялся на мелодию «Гимна демократической молодежи». Политическая сатира также была направлена на борьбу за мир, разоблачение под ж и г а т е л е й новой войны. Здесь тоже широко использовался опыт фронтовой эстрады с ее лаконизмом и открытой агитационностью. Политическая сатира заняла большое место в спектаклях Ленинградского театра миниатюр и его руководителя А. Райкина, в номерах парного конферанса, в творчестве. эстрадного сатирика И. Набатова, в программах эстрадных оркестров Л, Утесова и Б. Ренского, Примечательно, что уже в первые послевоенные годы на эстраду пришли молодые артисты, очень скоро занявпше ведущее положение. Широкую известность им принес II Всесоюзный конкурс артистов эстрады, состоявшийся в 1946 году. Его лауреатами стали недавние фронтовикиЮ. Тимошенко и Е. Березин, А. Блехман, Г. Орлов, артист Московского театра драмы А. Белов. Славные традиции фронтовой эстрады обогатили творчество и других молодых актеров, впервые появившихся в это время перед столичным зрителем. В годы войны усилился интерес к фольклору, в котором концентрируется народная мудрость, патриотизм. Не случайно особым вниманием и успехом стали пользоваться ансамбли народных танцев. В послевоенные годы число их растет, они появляются во всех республиках. Среди них «Березка», скоро завоевавшая всемирную известность. Оптимистическое, многонациональное по своей природе искусство этих ансамблей своими средствами помогало воссоздать образ советского человека, его мужество, его физическую и духовную красоту. И недаром на их долю в этот период выпала высокая историческая миссия стать полпредами советского искусства за рубежами страны, содействовать сближению и взаимопониманию народов стран с разным социальным строем. Эстрадное искусство в лучших своих образцах успешно осваивало новые, рожденные послевоенной действительностью темы. Но было бы неверным не отметить трудности, которые оно испытывало в этот период подобно другим зрелищным искусствам — театру и кинематографу. Победа советского народа в войне, доказавшая преимущества социалистического строя, была столь исторически значительна, что иные художники решили, что в мирных условиях искусство должно только радовать и веселить зрителей, давать им отдых после пережитых испытаний. Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» нацеливало театральных деятелей на создание «ярких, полноценных в художественном отношении произведений о жизни советского общества, о советском человеке». Это непосредственно относилось и к эстраде. В постановлении справедливо осуждалась тенденция к праздной развлекательности, появившаяся в сценическом искусстве. Здесь мы коснулись одного из самых, быть может, сложных вопросов, связанных с искусством эстрады, с сатирическим, комедийным искусством в целом. Пустое развлекательство чуждо советской эстраде. Как и другие виды искусства, эстрада сочетает развлечение с воспитательными, просветительскими и эстетическими задачами. Стремление некоторых артистов к пустой развлекательности (существующее и до сегодняшнего дня) справедливо рассматривалось и рассматривается как очевидная слабость эстрадного искусства. Вместе с тем специфика этого искусства такова, что оно не может отказываться от веселого, легкодоступного, жизнерадостного репертуара. Как метко заметил А. Фадеев, эстрада — «несомненный герой повседневного отдыха советских людей».Наследуя искусство народных затейников,, бродивших по городам и селам, эстрада пс может нимательности, зрелищности, сочности красок. II с в достижениях это искусство наделено способностью «кип мысль, глубокие жизненные наблюдения коничную форму. Такое умение дается нелегко и ааниси ланта, мастерства, от гражданской зрелости артиста. Вместе с тем при реализации постановления ЦК ш «творческое обсуждение художественных проблем мши администрированием» Борьба с развлекательностью щ дила к недооценке специфики этого вида искусства, ч сказывалось на многих ее жанрах, в том числе на леи музыке, которая считалась музыкой «второго сорт/и. Была и еще одна общая для зрелищных искусств тр шаяся на состоянии эстрады и прежде всего ее речевых ление так называемой «теории бесконфликтности», стор утверждали, что в нашей стране отсутствуют аитагописп речия. Мотивировка была не новой, на этом же строил противники сатиры из стана рапповцев два десятилei Редакционная статья «Правды» «Преодолеть отставшим опубликованная в апреле 1952 года, подвергла реппп «теорию бесконфликтности» и мотивы, ее породившие. Принципиальная партийная критика коренным он положение на эстраде, в театре, кинематографе. Ирой.» с художественным творчеством, рассматривались ник общегосударственное дело. Все это благотворно сказалос развитии искусства. 50-е годы * * * Пятидесятые годы «ознаменовались крупными еоьы Советского Союза, в деятельности партии, в ее борьбе:т листического общества в СССР, укрепление мировоп сис-i за сохранение мира». Решения XX съезда партии (1Ш> готворное влияние на развитие нашего общества, па уг в ских норм партийной жизни. Исторические успехи и на получили отражение в новой Программе партии Пр<н | ства коммунистического общества, принятой на XXII в 1961 году. Советское искусство, развивающееся в русло социал лизма, осваивает новые темы, направления, формы. оживает советская поэзия. Резко возрастает с приходом в киноискусство группы молодых режиссеров, ших широкое признание и мировую известность. 11 obiУвлечение песней, обладающей способностью в лучшим цах выражать настроения миллионов, отвечать духоннмм ни поколения, стало поистине массовым. К концу 50-х годев» среди студенчества появилось множество людей, исполняющих и ного сочинения. Творчество этих поэтов-исполнителей и исполнителей, непосредственно связанных с жизнью, ofiorir культуру свежими поэтическими интонациями, мелодпчопп и при всех своих противоречиях и недостатках оказпло i искусство профессионалов. В числе создателей таких iwcpii сиональные литераторы, журналисты, актеры. В декабре 1959 года в помещении Кремлевского toiiti Первое Всероссийское совещание деятелей эстрадного искус присутствовало около пятисот артистов, писателей, компот серов. Здесь шел откровенный разговор не только о дости о недостатках и нуждах эстрады. Совещание помогло решению ряда практических ш>н| с тем его значение было намного шире: оно явилось признания высоких заслуг советской эстрады — искусстт родного, утверждающего передовые идеи социалистически 60-е годы * * * В 60-е годы страна вступила в новый исторический nopi ванный построением развитого социалистического общестип грамма, принятая партией (1961), провозгласила курс ип коммунизма, на создание его материально-технической On Среди множества важнейших проблем, поставленных i особое место отводится роли искусства в формировании чо/ нистического общества: «Советская литература и иокуестип, оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими рают большую идейно-воспитательную роль, развиниют человеке качества строителя нового мира. Они призшшы <•. ником радости и вдохновения для миллионов людей, ширил чувства и мысли, служить средством их идейного обогпщт венного воспитания» эстрада наряду с другими видами искусства стремите л чи, поставленные партией,— активно участвовать в форм и pi советского человека, служить для него источником радости и Вместе со всей страной она ответственно готовилась к то| празднованию пятидесятилетия Октября, столетия со д имена появляются в театрах Москвы, Ленинграда и других городов. Рождаются молодые театральные коллективы, покоряющие свежестью своего искусства, острым чувством современности. Литература, музыка, живопись, скульптура испытывают на себе живительные веяния времени. Эти веяния коснулись и эстрады. Ведущие мастера эстрады борются за искусство, насыщенное глубо кими мыслями, остро современное по содержанию и яркое, увлекательное по форме. «Нельзя прикрывать важной и нужной темой убогость артисти ческого дарования, но нельзя прикрывать блеском и талантом исполнения и политическую убогость, ненужность содержания»1,— со свойственной ему страстностью утверждал Смирнов-Сокольский^ В целях дальнейшего развития эстрадного искусства в 1954 году вновь открывается Московский государственный театр эстрады. Укреплению авторитета эстрадных артистов и популяризации их программ способствовали передачи Всесоюзного радио. Могучим средством пропаганды эстрадного искусства становится и телевидение, все глубже входящее в жизнь. Благодаря заботе партии о развитии сатирических жанров вернулись на сцену замечательные образцы советской сатиры — «Баня» и «Клоп» В. Маяковского. В то время как в Московском театре сатиры еще только шли репетиции «Бани» (1953), чтец В. Токарев уже читал ее с эстрады, а Г. Сорокин и В. Сысоев исполняли «Клопа». В том же 1953 году появился один из лучших спектаклей Ленинград ского театра миниатюр — «Смеяться, право, не грешно» (автор В. Поля ков). Многие его номера вошли в золотой фонд репертуара А. Райкина. Характерно само название спектакля, громко, во весь голос утверждав шего право на смех, на сатирическое обличение. В летней программе сада «Эрмитаж» Н. Смирнов-Сокольский исполнил обличительный фельетон — «Проверьте ваши носы!». А в 1954 году в программе «Дела семейные» появились яркие сатирические персонажи М. Мироновой и А. Менакера. Все эти работы, а их теперь можно назвать классикой советского эстрадного искусства, привлекали не только точностью сатирического прицела, но и общей жизнеутверждающей интонацией, разоблачительным смехом и острым публицистическим пафосом, направленными против современного мещанства, бюрократизма, приспособленчества. «Острая политическая и социальная направленность, высокая гражданственность всегда остаются главным оружием советской сатиры. А когда произведение искусства проникнуто таким пафосом, оно будет и точно понято и верно истолковано» 2,— говорил позднее А. Райкин в беседе с корреспондентом «Правды». Обновлению песенного репертуара во многом способствовала деятельность молодых талантливых композиторов А. Петрова, М Таривердиева, А. Пахмутовой, А. Островского, А. Эшпая, О. Фельцмана, Э. Колманов- ского, А. Бабаджаняна, а также обращение к песне поэтов Р. Гамзатова,Р. Рождественского, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, К. Мигу шежевой, К. Ваншенкина. Пристальное внимание сонетек ляют такие выдающиеся композиторы, как Т. Хреимикип, вич, Г. Свиридов. Приметой времени становятся не просто сольные концерты известных вокалистов, которые имели место и раньше, но большие песенные эстрадные программы с участием многих артистов. Они собирают огромные аудитории. И в нашей стране и за рубежом регулярно стали проходить фестивали песни. Телевидение сделало их доступными миллионам зрителей. Широкое распространение к концу десятилетия получили вокальные и вокально-инструментальные ансамбли, возникшие под влиянием всеобщего увлечения молодежи песней. Один из первых по времени создания, ансамбль «Дружба» А. Броневицкого с солисткой Э. Пьехой, вырос из студенческой самодеятельности. Появлению вокально-инструментальных ансамблей способствовало также возрождение и развитие джазовой музыки. После долгих споров и дискуссий джаз получил общественное признание. Во многих городах страны проводятся джазовые фестивали, в которых наряду с профессиональными участвуют и любительские коллективы. В сфере речевых жанров самодеятельность также успешно соревнуется с профессионалами. Внимание широкой общественности привлек Первый Всесоюзный фестиваль эстрадных студенческих театров, состоявшийся в 1966 году в Москве. Самодеятельность остается постоянным источником эстрадных кадров. Можно назвать десятки имен артистов, начинавших в качестве любителей. Так на практике осуществляется неразрывная связь народного и профессионального творчества — одна из характерных черт социалистической культуры. Успехи эстрадного искусства способствовали возрождению мюзик- холлов — больших эстрадных коллективов, появившихся в Москве, Ленинграде, а позднее и в других городах страны. Всесоюзные, а затем и Всероссийские конкурсы эстрады, которые стали проводиться регулярно, наглядно показали, что выросло новое поколение мастеров — плоть от плоти своего народа. Продолжая традиции старшего поколения, они стремятся как можно полнее отразить жизнь с ее радостями, трудностями и победами. * 70-е годы * * * Приметой времени становятся не просто сольные концерты известных вокалистов, которые имели место и раньше, но большие песенные эстрадные программы с участием многих артистов. Они собирают огромные аудитории. И в нашей стране и за рубежом регулярно стали проходить фестивали песни. Телевидение сделало их доступными миллионам зрителей. Широкое распространение к концу десятилетия получили вокальные и вокально-инструментальные ансамбли, возникшие под влиянием всеобщего увлечения молодежи песней. Один из первых по времени создания, ансамбль «Дружба» А. Броневицкого с солисткой Э. Пьехой, вырос из студенческой I могли быпаст далее, что произведение посвящено хорошей, ак- томо, мо создается впечатление, что художник подошел к своей шиком легко, не вложил в свой труд всю силу своего таланта» 30. Поэзия 1980-90-х годов. Общая характеристика. Имена. Ситуация в русской поэзии в 1980—90-х годах в известной степени — продолжение традиций поэтического андеграунда 60—70-х. Это время — начало официальных публикаций до того самиздатовских авторов и появление новых имен, ориентировавшихся на эту поэтическую линию. Несмотря на то, что в 1980-х на поверхность выходит огромный и до того закрытый для широкого читателя пласт русской поэзии ХХ века — от авангарда начала века до Иосифа Бродского, для «актуальных», активных поэтов эти традиции и эти тексты уже переработаны и усвоены. Тем сложнее оказывается их восприятие для читателя, только еще знакомящегося с «истоками». Грандиозный провал в истории русской поэзии не проходит незамеченным: важные и серьезные авторы, целые линии развития русского поэтического слова оказались за рамками читательского внимания, из «подполья», самиздата, андеграунда перешли сразу в историю, стали предметом внимания филологов, предметом истории литературы, материалом архива, так и не попав к читателю, который в это время активно «осваивает» серебряный век русской поэзии и — параллельно с ним — современную поэзию. В процессе переструктурирования литературных полей, происходившем в 80—90-е годы, когда сталкиваются до сих пор не пересекавшиеся три «ветви» русской литературы — советская официальная, эмигрантская и неофициальная, последняя оказывается фактически утраченной для читателя. Вся неофициальная поэзия 50—70-х1 годов остается известной лишь узкому кругу специалистов, тексты этого времени изданы минимальными тиражами, если вообще попали в поле зрения издателей. В то время как именно из этих традиций вырастает поэзия 80-х и 90-х, и сложно разобраться в современной поэтической ситуации, не имея представления о ее корнях. Уже в 70-е годы «поэзия стала делом словесных людей, litterari», как пишет Ольга Седакова2. Поэтическая эпоха 70—90-х годов — эпоха «культурных» поэтов, живущих в традиции и без нее немыслимых. Поэтому «…наиболее значительные художественные открытия — не все, но большая часть — в поэзии 90-х связаны с опытом неподцензурной русской поэзии и прозы 50-х — 80-х годов…».3 Так, в текстах современных концептуалистов отчетливо опознается «связь с поп-артом на уровне приемов и с обэриутами на уровне языка и отношения к предшествующей традиции»4. Поэтические тексты Дмитрия Пригова и Льва Рубинштейна вряд ли были бы возможны, если бы не было серьезного опыта «конкретистов» (Ян Сатуновский, Вс. Некрасов и др.), которые с 50-х годов «учились открывать эстетическую ценность в обрывках бытовой и внутренней речи, стремились дать права гражданства в поэзии „речи как она есть“» (Всеволод Некрасов), доводя до логического конца линию развития русского, да и мирового стиха, связанную с осознанием относительности, условности границы между «поэтическим» и «непоэтическим»5. Свобода обращения с языком и вольность экспериментов с внетекстовым пространством наследуется поэзией 80-х именно у них.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.149 (0.024 с.) |