Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Поиск

· Лебедев, Вячеслав Михайлович

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по административным делам

· Серков Петр Павлович

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по гражданским делам

· Нечаев Василий Иванович

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по уголовным делам

· Петроченков Анатолий Яковлевич

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации

· Соловьев Владимир Николаевич

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Военной коллегии

· Хомчик Владимир Владимирович

Секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации

· Дорошков Владимир Васильевич

Председатель Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

· Федин Александр Иванович

Председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

· Федин Александр Иванович

 

52. Мировые судьи. Понятие, полномочия, порядок назначения (избрания).

1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ. Вопрос об учреждении дополнительного звена судебной системы, которое позволило бы освободить суды основного звена судов общей юрисдикции от рассмотрения незначительных уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях, — предмет дискуссий, длившихся значительное время с различной степенью интенсивности.

Ему уделялось много внимания еще в дореволюционные годы (см. § 2 гл. XIII учебника). К нему верну­лись во второй половине 80-х гг. На этом этапе дискуссия завершилась принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных рес­публик о судоустройстве (ноябрь 1889 г.), предусмотревших учреж­дение при районных судах судей по административному и исполни­тельному производству. Предполагалось, что на них будет возложено рассмотрение материалов об административных правонарушениях, подведомственных судам, и вопросов, касающихся исполнения су­дебных решений. Но в дальнейшем от этого замысла отказались. Начались поис­кииных путей, и они привели к идее возрождения существовавших до 1917 г. институтов мировых судей и судебных приставов (о службе судебных приставов см. § 5 гл. XIV учебника). В наши дни идея воз­рождения института мировых судей начинает обретать реальные очертания; сначала принятый 31 декабря 1996 г. Закон о судебной системе в общих чертах обозначил "контуры" этого института (см. ст. 3, ч. 2 и 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10, ч. 8 ст. 13, ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 21, ст. 28 и ч. 2 ст. 33), а затем появился закон, решивший большинство конкретных вопросов его организации и основ деятельности, — Закон о мировых судьях (17 декабря 1998 г.). В соответствии с этим законом мировые суды (мировые судьи) учреждаются во всех субъектах РФ. Они наде­ляются своеобразным положением в судебной сис­теме — отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции, входят вих систему, но при этом не яв­ляются судами федеральными. Они — суды субъектов Федерации, хотяих финансирование должно осуществляться из средств феде­рального бюджета. При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральны­ми законами. Лишь при рассмотрении материалов об администра­тивных правонарушениях их разрешено при отсутствии федераль­ных правил прибегать к правилам судопроизводства, устанавлива­емым законами субъектов Федерации.

Существенно и то, что большая часть вопросових организации и полномочий подлежит регламентации в федеральных законах. К ведению субъектов Федерации отнесено только определение порядка назначения (избрания) мировых судей и установление некоторых правил, касающихся их организации и деятельности. Свои решения они должны выноситьименем РФ, и эти решения тоже общеобязательное значение, что и акты правосудия федеральных судов. На мировых судей и членових семей распространяются гарантии зависимости судей,их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные для федеральных судей Законом о статусе судей и иными федеральными законами. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Федерации определяются ФЗ по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Компетенция мировых судей определена довольно широко. Они должны единолично рассматривать по первой инстанции:

§ уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание,не превышающее двух лет лишения свободы;

§ дела о выдаче судебного приказа;

§ дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

§ дела о разделе между супругами совместно нажитогоимущества;

§ иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

§ дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

§ дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

§ дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

§ дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП к компетенции мирового судьи.

Они также уполномочены пересматривать свои собственные приговоры и иные решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд, на территории которого находится участок мирового судьи.

В целом, когда мировые судьи приступят к выполнению своих функций повсеместно, они существенно сократят нагрузку, которая в наши дни приходится на долю районных судов. Это даст последним возможность внимательнее относиться к белее сложным делам, что, естественно, будет способствовать повышению эффективности и качестваих деятельности.

Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи, и порядок наделения их полномочиями мирового судьи.

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом РФ "О статусе судей в РФ" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего ФЗ.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом гос. власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. 2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ "О статусе судей в РФ".

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ "О статусе судей в РФ".

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ".

 

53. Конституционный Суд Российской Федерации. Полномочия и место в судебной системе РФ. Состав Суда.

1. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Законодательство о Конституционном Суде РФ Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституциями и законами;

8)может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Компетенция Конституционного Суда РФ, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционного Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционного Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда РФ. Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда РФ. Конституционного контроль относится к одному из средств обес­печения верховенства конституционных предписаний, которое при­нято расценивать в качестве признака демократичности государства. Основным назначением конституционного контроля в широком смыс­ле этих слов признается прежде всего выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противо­речащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться зако­ны, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантияхих реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфе­ре могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствахих главам было предоставлено право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться от подписи принимаемых парламентами законов (на­лагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ КС РФ должен состоятьиз названного выше коли­чества судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением уста­новленного порядка. КС РФ не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. У него другая задача. Он осуществляет принципиально иную функцию (полномочие) — конституционный контроль (см. ст. 1 Закона о Кон­ституционном Суде). Здесь нет обвиняемых, подсудимыхи их защит­ников, нет истцов и ответчиков,их представителей, нет граждан (иностранцевили лиц без гражданства)или организаций, спорящих с физическими или юридическими лицами, конкретными государственными органами. Гражданин участвует в конституционном су­допроизводстве в крайне ограниченных пределах. Он может оказать­ся лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, администра­тивному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем судеили ином правоохранительном органе, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ и ущемля­ющий его конституционные права и свободы. Своеобразие принципов организации и деятельности КСРФ проявляется также в том, что они порой напол­няются несколько иным содержанием по сравнению с принципами отправления правосудия. Скажем, принцип коллегиальности конституционного судопроизводства не предполагает возможности привле­чения к рассмотрению дел представителей народа, ибо вопросы, по которым КС РФ уполномочен принимать реше­ния, требуют от тех, кому доверено участвовать в этом, глубоких профессиональных знаний в области права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.012 с.)