При осуществлении правосудия охраняются: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При осуществлении правосудия охраняются:



Признаки

1. Осуществляется только судами

2. Имеет полную самостоятельность

3. Осуществляется посредством конст., гражданского, административного и уголовного судопроизводства

4. Правоприменительный характер.

5. Исключительность — не допускается возможность вторичного рассмотрения разрешённых дел.

6. Единство судебной системы РФ:

1. Установление судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ».

2. Соблюдение всеми судами законов РФ.

3. Признание обязательности решений

4. Особый статус судей

5. Финансирование судей из федерального бюджета.

Органы судебной власти

По действующей Конституции РФ судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов РФ.

Высшие федеральные суды: Конст. Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ); Верх. Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью. Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.(ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии")

Правосу́дие — вид правоохранительной и правоприменительной гос. деятельности, в которой реализуется судебная власть.

Признаки правосудия

1. Осуществляется только судом (специальными гос. органами в лице судей).

2. Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.

3. Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.

4. Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство.

5. Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер.

С учетом отличительных признаков правосудия его можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

7. Понятие и классификация принципов правосудия.

С учетом отличительных признаков правосудия его можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

10. Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство».

Правосудие наиболее общим образом определяется как форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права и принятием общеобязательных решений, подкрепленных государственным принуждением.

В данном контексте правосудие рассматривается с различных точек зрения:

ü как «социально-правовой феномен государственной власти» и ее «императив»,

ü как «структурный элемент системы разделения властей» и т.д.

При этом следует подчеркнуть, что правосудие едино для любых категорий дел и не существует какого-то особого «уголовного», «гражданского» или иного правосудия. Говорится о правосудии применительно к уголовным делам (или в сфере уголовной юстиции, уголовного судопроизводства, уголовного процесса), применительно к гражданским делам (или в сфере гражданской юстиции, гражданского судопроизводства, гражданского процесса) и т.д. Например, в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. № 19-П прямо указывается, что конституционное судопроизводство – это особая форма правосудия.

С таким подходом согласны и ученые-процессуалисты. Например, И.Л. Петрухин в этой связи пишет: «Различают такие формы правосудия как конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное и административное судопроизводство».

Таким образом, можно констатировать, что правосудие осуществляется в различных формах судопроизводства, а оно, в свою очередь, производится в процессуальном порядке, устанавливаемом в зависимости от вида дел, но не судов. Все суды в равной мере призваны обеспечивать своей деятельностью достижение правосудия.

Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». В ч. 1. ст. 1 Федерального конституционного закона от 23 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» указано: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами». В этой связи встает вопрос о соотношении понятий «правосудие» и «судебная власть».

В литературе «судебная власть» обычно трактуется шире чем «правосудие», которое определяется как «форма осуществления судебной власти» или «процесс» ее осуществления. И.Б. Михайловская, например, указывает, что судебная власть, «институционально представленная системой судебных органов, реализует функцию правосудия (судопроизводства), а также ряд вспомогательных функций, создающих условия надлежащего кадрового, материально-технического, информационно-аналитического и иного обеспечения судебной деятельности». Исходя из такого понимания функция правосудия (судопроизводства) основная, но не единственная для судебной власти.

Вместе с тем, законодательство предусматривает осуществление судебной власти только посредством различных видов судопроизводства. На это указывает ч. 2 ст. 118 Конституции РФ: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Данное положение воспроизводится и в ч. 3 ст. 1 ФКЗ от 23 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Таким образом, правосудие – это осуществление судебной власти посредством различных форм судопроизводства. Но в понятие судопроизводства не могут включаться функции материально-технического, информационно-аналитического и иного обеспечения судебной деятельности.

В связи с этим, сегодня возникает необходимость законодательно закрепить положение, содержащее четкое указание, что на суды не могут возлагаться никакие иные функции, кроме правосудия. Соответственно и реализация судебной власти должна определяться как деятельность судов, направленная на осуществление правосудия посредством различных форм судопроизводства.

С проблемой определения сущности правосудия и судебной власти связан ряд организационно-правовых вопросов, порождающих споры с точки зрения реализации принципа самостоятельности судебной власти.

Как известно, сегодня назначение федеральных судей относится к компетенции Президента РФ. Его Администрация, получая информацию с мест, имеет возможность заниматься фактическим отбором кандидатов на судейские должности. Это несколько напоминает методы подбора судей в советские времена, когда судейские должности входили в структуру партийно-советской номенклатуры. Подобная система таит опасность превращения судей из служителей закона в послушных проводников политики «верхов». По крайней мере, на VI Всероссийском съезде судей было справедливо признано, что порядок назначения кандидатов на должности судей несовершенен.

Предметом дискуссий остается и проблема организационного (ресурсного) обеспечения деятельности судов (в советский период это называлось организационным руководством). Так, в действующем Положении «О Министерстве юстиции Российской Федерации» от 13 октября 2004 г. к его правомочиям отнесена реализация государственной политики, в том числе, в сфере «обеспечения установленного порядка деятельности судов» (ст. 1). Но конкретное содержание этой функции не раскрывается и на практике организационное обеспечение судов институциируется в системе самой судебной власти.

Судейским сообществом негативно воспринимается идея передачи Судебного департамента из ведения Верховного суда РФ в Министерство юстиции. Это рассматривается как угроза независимости судебной власти и возврат к положению, при котором в свое время суды были доведены «до нищеты». Между тем, как и судебные органы, в современных условиях Минюст России также является демократическим институтом и призван содействовать осуществлению независимости судов. Кроме того, существующая модель организационного обеспечения судов не всеми специалистами признается оптимальной. В этой связи отмечается, что во многих зарубежных странах данная функция чаще всего осуществляются министерствами юстиции, поскольку там такая модель считается наиболее эффективной.

В целом же, как уже отмечалось в литературе, проблема организации деятельности суда (судебного администрирования) остается практически неисследованной в российской юридической науке. В контексте перспектив развития судебной системы Российской Федерации данная проблематика нуждается в дополнительном теоретико-правовом осмыслении.

 

11. Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система.

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

1. Законность — деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.

2. Единство судебной системы — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивший в законную силу судебных постановлений.

3. Единство статуса судей (закрепляется в Законе).

4. Равенство всех перед законом и судом.

5. Правосудие осуществляется только судом — гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично

6. Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.

7. Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.

8. Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.

9. Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.

10. Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.

11. Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.

12. Участие граждан в осуществлении правосудия.

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида гос. деятельности. Такие положения являются основополагающими для решения всех вопросов организаций и осуществления правосудия, определения его роли и места в государственном механизме и политической системе общества. В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих достаточно высокую юридическую силу, — Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ. Они также берут свои истоки в таких авторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете 1990 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц, органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности, в сфере организации и деятельности правосудия. Существенной особенностью принципов является их относительная стабильность. Они подвержены конъюнктурным, сиюминутным веяниям в меньшей мере, чем конкретные правовые предписания, в том числе установленные законами. Объясняется это тем, что принципы формулируются, как отмечено выше, преимущественно в таких правовых актах, как Конституция РФ и межд.договоры. А акты этой категории изменить, дополнить, или как-то иначе откорректировать значительно сложнее, чем ФЗ, в том числе конституционные, и тем более акты Президента РФ, Правительства РФ либо ведомственные инструкции, приказы и т.д. Стабильность правовых положений, именуемых принципами правосудия, — основной фактор, придающий устойчивость этому направлению правоохранительной деятельности, в определенной мере ограждает его от случайных и глубоко непродуманных "нововведений". Законность. В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми гос. учреждениями и. организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: "Органы гос. власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы". К законам относятся, ФЗ и ФКЗ, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. ФЗ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то из таких актов или любой иной правовой акт противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.

 

12. Принцип законности.

1. Правовое регулирование.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 15, ст. 120 и др.), УПК РФ (ст. 7), ГПК РФ (ст. 11), АПК РФ (ст. 6, 13), КоАП РФ (ст. 1.6), Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (ст. 7) и др.

2. Содержание принципа.

Законность - общеправовой принцип, заключающийся в том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Это требование в полной мере относится к суду при осуществлении им правосудия, ко всем участникам судопроизводства (сторонам, экспертам, свидетелям и др.), а равно к лицам, присутствующим в зале судебного заседания.

Любое решение суда должно быть законным, т.е. соответствовать положениям материального и процессуального права.

Необходимость соблюдения процессуальных норм предполагает порядок проведения судебных заседаний в соответствии с установленной законом процедурой (например, закон устанавливает последовательность и порядок исследования доказательств, предоставления сторонам слова для выступления и т.д.).

Требование соблюдения судом материального закона при осуществлении правосудия закреплено в ст. 3 УК РФ, ст. 3 – 7 ГК РФ.

Так, в ст. 3 УК РФ отмечается, что преступность и наказуемость деяния определяется только уголовным кодексом РФ, применение закона по аналогии не допускается.

3. Гарантии принципа законности:

ü Институт допустимости доказательств (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона»).

ü Возможность обжалования судебных решений в вышестоящий суд для проверки законности и обоснованности этого решения (в апелляционном, кассационном, надзорном порядке). Судебное решение, признанное незаконным, подлежит отмене или изменению.

ü Деятельность Пленума ВС РФ и Пленума ВАС по анализу судебной практики и выработке рекомендаций по единообразному применению закона.

4. Значение принципа законности:

- гарантирует соблюдение прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности;

- обеспечивает выполнение задач правоохранительной деятельности;

- служит условием реализации всех остальных принципов правосудия.

13. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.

Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия основан на положениях ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Данный принцип очерчивает пределы допустимых ограничений прав и свобод граждан в судопроизводстве и гарантирует их соблюдение государством.

ГПК:

На решения всех судов в РФ, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

1. Не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке:

1) решения районных судов, решения гарнизонных военных судов - соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд;

2) решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов - в ВС РФ;

3) решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии ВС РФ - в Кассационную коллегию ВС РФ.

4) Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально.

2. Кассационные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.

1). Мировой судья, рассматривавший дело, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.

2). Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде кассационной или надзорной инстанции.

3). Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой и надзорной инстанций.

4). Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде надзорной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой и кассационной инстанций.

 

33. Понятие надзорной инстанции. Суд надзорной инстанции.

ГПК:

1. Гражд. дела в судах касс. и надз. инстанций суды рассматривают коллегиально.

2. Рассмотрение дел в касс. порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей, в порядке судебного надзора - в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.

3. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается:

1) на касс. определения ВС республик, краевых, областных судов, судов городов фед.значения, суда авт. области, судов авт.округов; на апел. решения и определения рай. судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения рай.судов и мировых судей - соответственно в президиум ВС республики, краевого, областного суда, суда города фед. значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на касс. определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов - в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов ВС республик, краевых, обл. судов, судов городов фед. значения, суда авт. области, судов авт. округов; на касс.е определения ВС республик, краевых, областных судов, судов городов фед. значения, суда автономной области, судов авт. округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно ВС республики, краевого, областного суда и т.д., - в Судебную коллегию по гражд. делам ВС РФ;

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на касс. определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, - в Военную коллегию ВС РФ;

5) на вступившие в законную силу решения и определения ВС республик, краевых, областных судов, судов городов фед. значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом касс. рассмотрения в ВС РФ; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в ВС РФ; на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Касс. коллегии ВС РФ; на определения Суд. коллегии по гражд.делам ВС РФ, вынесенные ею в касс.порядке; на определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ею в касс. порядке, - в Президиум ВС РФ.

6) Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по граж. делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум ВС РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

УПК:

1.Надзорная инстанция - суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов;

2. Рассмотрение уголовных дел в порядке надзора - в составе не менее трех судей фед. суда общей юрисдикции.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мир. судьи, приговор, определение и постановление районного суда, касс. определение ВС республики, краевого или обл.суда, суда города фед. значения. - в президиум ВС республики, краевого или обл.о суда, суда города фед. значения;

2) судебные решения, указанные в п.1 настоящей статьи, если они обжаловались в порядке надзора в президиум ВС республики, краевого или обл. суда; приговор, определение и постановление ВС республики, краевого или областного суда, суда города фед. значения, суда авт. области и суда авт. округа, если указанные суд. решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в касс.порядке; постановление президиума ВС республики, краевого или обл. суда, суда города фед. значения, суда авт.области и суда авт. округа - в Судебную коллегию по уг. делам ВС РФ;

3) приговор, определение и постановление гарн. Воен. суда, касс. определение окружного воен. суда - в президиум окружного воен. суда;

4) суд. решения, указанные в п. 3 наст. статьи, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного. военного суда; приговор, определение и постановление окружного. военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в касс. порядке; постановление президиума окружного воен. суда - в Военную коллегию ВС РФ;

5) определение Кассационной коллегии ВС РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, постановление судьи ВС РФ о назначении судебного заседания - в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

 

34. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

ü основное звено — районные суды;

ü среднее звено — верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды автоном­ной области и автономных округов;

ü высшее звено — Верх. Суд РФ.

Подобным образом организованы и военные суды:

ü основное звено — гарнизонные военные суды;

ü среднее звено — окружные (флотские) военные суды;

ü высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

С 1 июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбит­ражных судов (до этого момента она была двухзвенной):

ü основное звено — арбитражные суды субъектов РФ;

ü среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

ü высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды субъектов РФ не образуют подобного рода систем (под­систем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреж­даемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или вза­имоподчиненными органами. Вся судебная система РФ — единое целое. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе, создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных гос. органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов федерации

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу).

 

35. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

При рассмотрении системы судов общей юрисдикции с точки зрения их инстанционной взаимосвязи, необходимо, в первую очередь, выделить два момента, отличающие систему российских судов общей юрисдикции от судебных систем многих современных стран: возможность суда любого звена (вплоть до Верховного Суда РФ) выступать в качестве суда первой инстанции по соответствующим делам, а также значительное количество инстанций, которые вправе осуществлять проверку вступивших в силу решений нижестоящих судов в порядке надзора. Суды общей юрисдикции рассматривают споры по различным основаниям с участием граждан, за исключением тех видов споров, которые связаны с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. Причем это могут быть как споры граждан (имущественные, семейные, жилищные конфликты), так и решение спорных вопросов с организациями, с различными гос. органами (административные дела по правонарушениям в сфере дорожного движения, взыскания налоговых требований).

Именно в районные (городские) суды в подавляющем большинстве случаев и обращаются граждане. Далее мы подробно рассмотрим процедуру обращения в суд по гражданским делам. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие в соответствии со статьей 4 Закона "О судебной системе РФ", и рассматривают дела: гражданские уголовные возникающие из административных правонарушений

Состав суда ("Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации)

1. Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.

2. Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей, в порядке судебного надзора - в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.

Статья 15. Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе

1. Вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий голосует последним.

2. Судья, не согласный с мнением большинства, может изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к делу, но при объявлении принятого по делу решения суда не оглашается.

Статья 30. Состав суда "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 4 настоящей части;

2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, - уголовные дела об иных тяжких и особо тяжких преступлениях;

4) мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса. 3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.

4. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

5. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

6. Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в кассационном порядке.

Неизменность состава суда "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

1. Уголовное дело рассматривается одним и тем же судьей или одним и тем же составом суда.

2. Если кто-либо из судей лишен возможности продолжать участие в судебном заседании, то он заменяется другим судьей и судебное разбирательство уголовного дела начинается сначала.

 

36. Районный суд. Полномочия, порядок образования и деятельности.

1. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конст. законом.

2. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конст. законом.

Статья 32. Создание районного суда

Районный суд создается ФЗ в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ.

Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

Статья 33. Состав районного суда

1. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

2. В случае реорганизации районного суда ФЗ в его составе может быть создано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания районного суда.

Статья 34. Компетенция районного суда

1. Районный суд рассматривает все уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.

2. В случаях, установленных законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе на основании части 4 статьи 125 Конституции РФ обратиться в Конст. Суд РФ с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы (представления) на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с ФЗ рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

 

37. Председатель районного суда, его права и обязанности.

Система военных судов.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ), который реализует свои функции в отношении военных судов через Военную коллегию Верховного Суда РФ

Военная коллегия, в состав которой входят:

ü председатель,

ü заместитель председателя,

ü председатели судебных составов,

ü другие судьи Верховного Суда РФ,

Действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к нижестоящим судам.

Председатель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.443 с.)