Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символика служба имеет флаг и геральдический знак-эмблему, утверждённые указом президента РФ.

Поиск

 

69. Судебные приставы, их виды и полномочия.

В Министерстве юстиций РФ(в дальнейшем – Мин.юст.РФ) создана и действует служба судебных приставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в судебных заседаниях, исполнения судебных решений. Служба судебных приставов призвана заменить ныне пока еще действующих при районных судах судебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебной деятельности и, соответственно, судебных решений, а также противодействия их исполнению оказалась малоэффективной. Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с ФЗ "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".

В состав этой службы входят:

- департамент судебных приставов Минюста РФ;

- служба судебных приставов Управления воен.судов Минюста РФ;

- службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

- районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию. Департамент судебных приставов возглавляет заместитель Главного судебного пристава, а службу судебных приставов Управления воен.судов - Главный воен.пристав. Службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ, являющиеся по должности заместителями начальника соответствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов - старшие судебные приставы.

В зависимости от выполняемых обязанностей судебные приставы делятся на:

- приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

- приставов, исполняющих судебные акты и акты др. органов.

Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, обязаны обеспечить в судах:

ü безопасность судей, заседателей, участников процесса и свидетелей;

ü выполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;

ü исполнение решения суда о применении к подсудимому и др. гражданам предусмотренных законом мер процесса принуждения;

обеспечение охраны залов судебного заседаний, совещательных комнат в рабочее время.

Для осуществления этих обязанностей судебные приставы вправе:

ü применять физическую силу,

ü применять оружие и спец.средства в порядке, предусмотренном законом,

ü обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск.

Судебный пристав, исполняющий судебные акты, обязан обеспечить полное и правильное исполнение исполнительных документов.

В связи с этим он вправе:

ü проводить у работодателя проверку исполнения исполнительных документов на работающих у него должников,

ü входить в хранилища и др. помещения, принадлежащие должникам, и осматривать их,

ü давать гражданам, организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий,

ü изымать и реализовывать имущество должника,

ü налагать арест на денежные вклады,

ü объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка.

Если судебные требование не ясно, то судебный пристав вправе просить суд разъяснить его.

Судебным приставом может быть:

ü гражданин РФ,

ü достигший 20- летнего возраста,

ü имеющий определенный уровень образования (не ниже среднего общего),

ü способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья исполнять налагаемые на него должностные обязанности.

Судебные приставы:

— носят установленную форму одежды,

— их требования при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан и должностных лиц.

Судебные приставы подлежат обязательному государственному страхованию. В случае их смерти или увечья при исполнении служебных обязанностей выплачивается денежная компенсация. Судебные приставы пользуются правом бесплатного проезда и рядом др. льгот.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов судебными приставами осуществляет прокуратура.

Контроль за действиями приставов осуществляет

— суд, направивший приставу исполнительные документы, или

— суд, в котором пристав обеспечивает порядок.

Ведомственный контроль за деятельностью судебных приставов осуществляется

— министром юстиции РФ,

— начальниками органов юстиции субъектов РФ,

— вышестоящими подразделениями службы судебных приставов.

 

70. Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава.

Судебным приставом может быть:

ü гражданин РФ,

ü достигший 20 лет,

ü имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование),

ü способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

 

71. Понятие органов предварительного расследования, их задачи.

Орган предварительного следствия — это должностное лицо, уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. ст. 73, 421, 434 УПК), впитавшей в себя максимум предусмотренных законом гарантий соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Органу предварительного следствия подследственны дела, по которым обязательно производство предварительного следствия. По общему правилу предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессной самостоятельностью. Между тем предварительное следствие может осуществлять и группой следователей, расследующих одно дело (следственной группой). Правом производства предварительного следствия также обладают начальник следственного отдела и прокурор. Соответственно следователи и группа следователей, расследующих одно дело, являются, а начальник следственного отдела и прокурор м/б органом предварительного следствия. Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах ФСБ и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следователь как субъект уголовного процесса — это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, ОВД, органов ФСБ, или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России 186, так как согласно ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурорами и следователями может быть только граждане РФ. Процессным статусом следователя обладает также начальник следственного отдела, производящий предварительное следствие самостоятельно (ст. 39 УПК), руководитель следственной группы. Несколько ограничен процессный статус следователя у следователя-члена следственной группы (ст. 163 УПК). Назначением следователя в уголовном процессе является осуществление предварительного следствия по уголовному делу.

В связи с чем следователь вправе:

1) с согласия прокурора возбуждать уголовное дело;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

4) давать по расследуемым им делам органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения писменные поручения:

ü о проведении любых оперативно-розыскных мероприятий,

ü о производстве отдельных следственных действий,

ü об исполнении постановлений:

— о задержании,

— приводе,

— об аресте,

— о производстве иных процессных действий, а также

ü получать содействие при их осуществлении.

Следователь вправе поручить производство любого следственного действия и оперативно-розыскного мероприятия;

5) в любой момент приступить к производству предварительного следствия, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом. Постановления, требования, поручения и запросы следователя в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).

На следователя закон возложил и ряд обязанностей:

1) в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК);

2) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции вынести по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК);

3) выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК);

4) выносить постановление о прекращении уголовного преследования, принимать некоторые иные процессные решения при наличии в его распоряжении соответствующих оснований.

Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпывающий. Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем следователь обладает такой процессной самостоятельностью, которой нет у дознавателя. Процессная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно ст. 37 УПК уполномочен давать следователю (органу дознания, дознавателю) обязательные для исполнения писменные указания.

Однако, когда следователь не согласен с указаниями прокурора:

- о привлечении лица в качестве обвиняемого;

- о квалификации преступления;

- об объеме обвинения;

- об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;

- об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессных действий, предусмотренных п.п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29 УПК;

- о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

- об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

- о передаче уголовного дела другому следователю, он вправе представить дело вышестоящему прокурору с писменым изложением своих возражений.

Исходя из положений ч. 3 ст. 37 УПК обжалование следователем вышестоящему прокурору одного из названных указаний приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 УПК). Аналогичным образом обстоят дела с адресованными следователю указаниями начальника следственного отдела. Только они обжалуются надзирающему, а не вышестоящему прокурору. И обжалование указания начальника следственного отдела приостанавливает исполнение меньшего числа указаний.

Речь идет об указаниях, касающихся:

- изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю,

- привлечения лица в качестве обвиняемого,

- квалификации преступления,

- объема обвинения,

- избрания меры пресечения,

- производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению (ч. 4 ст. 39 УПК).

Система следственных подразделений:

— ОВД,

— ФСБ,

— прокуратуры и

— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ.

Иногда, говоря о системе следственных подразделений ОВД, ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ, авторы называют ее структурой соответствующих органов. Органами предварительного следствия являются следователи и у них структура отсутствует. Предварительное следствие могут осуществлять группы следователей, созданные для расследования одного уголовного дела. Они могут иметь структуру. Здесь есть руководитель группы. В зависимости от количества следователей ее составляющих могут быть заместители, руководители различных направлений. Однако когда в некоторых программах по правоохранным органам упоминается о структуре органов предварительного следствия, подразумевается структура того или иного ведомства, обладающего следственным аппаратом, и, соответственно, структура самих следственных подразделений данного ведомства. В каждом административно-территориальном ОВД, органе ФСБ, прокуратуры, органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ имеется следственное отделение (отдел, управление, группа следователей) или хотя бы один следователь. В нижестоящих учреждениях (для ОВД, к примеру, в районных и городских ОВД) все следователи занимаются расследованием преступлений. Если штат следственного подразделения позволяет, следователи специализируются на расследовании конкретных уголовных дел (раскрытых и нераскрытых преступлений, уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, хозяйственных преступлениях). Подобное разграничение специализации следователей имеет место и у следователей следственной части следственного подразделения ОВД субъекта РФ. Однако на уровне субъекта федерации в следственных подразделениях помимо следственных частей создаются контрольно-методические отделы (отделения, управления), которые занимаются контролем за соблюдением законности при осуществлении УПД нижестоящими следственными подразделениями. Аналогична структура Следственного комитета МВД РФ и территориальных следственных подразделений ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 

72. Органы предварительного следствия. Их задачи, полномочия и система.

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Полномочия руководителя следственного органа осуществляют:

· Председатель Следственного комитета РФ,

· руководители следственных органов Следственного комитета РФ по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители,

· руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители,

· руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается:

— Председателем Следственного комитета РФ,

— руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Предварительное следствие осуществляется:

· следователями СК,

· органов внутренних дел,

· органов федеральной служ­бы безопасности,

· федеральных органов налоговой полиции.

В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следствен­ных отделови иных подобных им подразделений.

Круг дел, по которым обязательно проводится предваритель­ное следствие, предусмотрен в ст. 126 УПК. Там же устанавливает­ся и подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Уполномочены расследовать дела:

Следователи СК:

· о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина,

· на порядок исполнения обязанностей по службе,

· на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры, должностные лица органов внутренних дел, работники таможенной службы и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;

следователи федеральной службы безопасности:

— о наибо­лее опасных преступлениях против государственного строя и обще­ственной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпио­наж и т. д,)

следователи органов внутренних дел:

— о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, об­щественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Сле­дователь самостоятельно принимает все решения, связанные с хо­дом расследования и производством следственных и иных процес­суальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после полученияимсанкцииили согласия прокурора на совершение определенных дей­ствий (например, прекращение уголовных дел по некоторым осно­ваниям, арест обвиняемого, освобождение его под залог, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.

Но закон предусматривает и возможность для следователя при не­согласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем:

· привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого,

· объема его обвине­ния,

· прекращения производства расследования,

· передать дело вы­шестоящему прокурору с письменнымизложением своих возраже­ний.

После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор:

— либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь,

— либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве опе­ративно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обяза­тельно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение.

Они могут называться:

· следователями,

· старшими следователями,

· следователями по особо важным делам,

· старшими следователями по особо важным делам.

Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих след­ственный аппарат. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами. Возглавляют эти аппараты подразделения, входящие в состав высших органов конкретных ведомств. На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т.д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному:

— группы,

— части,

— отделения,

— отделы

— управления.

В субъектах Федерации организуются

— главные следственные управления,

— следственные управления,

— следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.

Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах. Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета.

На основном уровне (в городах, районах и т.д.) могут быть образованы:

— управления,

— отделы,

— отделения,

— группы.

Руководители подразделений этого уровня назначаются начальни­ками вышестоящих органов внутренних дел.

 

73. Органы дознания. Их задачи, полномочия и система.

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

3) осуществление иных предусмотренных Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Дознание - форма предваритель­ного расследования. Его производство основывается на том же за­конодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия. Помимо выполнения общих с органами предварительного след­ствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях обнару­жения преступлений и лиц,их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными службами.

Перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК:

ü милиция;

ü командиры воинских частей, соединений и начальники во­енных учреждений:

— по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохожденияими сборов;

— по делам о преступлениях, совер­шенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ,всвязи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

ü органы федеральной службы безопасности:

— по делам, от­несенным законом к их ведению,

ü начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов:

— по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей,

— по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

ü органы государственного пожарного надзора:

— по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

ü органы Пограничной службы РФ:

— по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ,

— по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

ü капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании,

ü начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

ü таможенные органы РФ:

— контрабанда;

— незаконный экспорт технологий, информация и услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.166.224 (0.013 с.)