Тема 12. Развитие права в пореформенной России (в конце XIX – начале XX вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Развитие права в пореформенной России (в конце XIX – начале XX вв. )



 

План семинара

1.Административное-полицейское право.

2. Гражданское и фабричное законодательство.

3. Развитие уголовного права. Уголовное Уложение 1903 г.

 

Вопросы и задания

 

1. В чем заключалась лишение прав состояния для дворян, для священнослужителей и лиц духовного звания, для почетных граждан, для купцов и людей прочих состояний?

2. Укажите сроки, по истечении которых не применялось наказание за преступление по Уложению 1903 г.

3. Укажите новые (по сравнению с предыдущим уголовным законодательством) виды преступлений.

 

Литература

Васильев А.В Законодательство и правовая система дореволюционной России / А.В. Васильев. СПб, 2004.

Комаров Н.И. Очерки истории права Российской империи (вторая половина XIX - начало XX в.) / Н.И. Комаров, Д.А. Пашенцев, С.В. Пашенцева. М., 2006.

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций/ Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1994.

Таганцев Н. С. Курс уголовного права / Н.С. Таганцев. СПб., 1902.

Фойницкий И. Я. Уголовное право/ И.Я. Фойницкий. СПб., 1907.

Цечоев В.К., История государства и права России XIX-XX вв.: Учеб. пособие. / В.К. Цечоев, Н.Е. Орлова Н.Е. Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.

Методические указания

Характеризуя административно-полицейское право необходимо охарактеризовать политику ограничения прав отдельных народов, проживающих в Российской империи. Далее следует проанализировать изданное в 1895 году «Положение о видах на жительство».

К концу XIX в. в Российской империи по-прежнему сохранялись ограничения прав определенных категорий населения по сословному, религиозному основанию и по признаку пола. Особенно ярко правовое неравенство проявлялось в административном (или как его тогда называли - полицейском) праве. В качестве иллюстрации этого тезиса можно привести такой важный институт административного права, как паспортный режим, который регламентировался Уставом о паспортах и беглых, принятым еще в 30-е гг. XIX в., и носивший ярко выраженный сословный характер. Установив строгий паспортный режим, обязательность паспортов и их прописки как средство административно-полицейского надзора за населением, Устав предусматривал особые виды паспортов для каждого сословия, за исключением крестьян, которые в случае отлучки с места постоянного проживания получали (с разрешения помещика) временные виды на жительство. В связи с отменой крепостного права и другими реформами остро встал вопрос о необходимости обновления паспортного законодательства. Но подготовка проекта нового закона длилась более 30 лет, и лишь в июне 1894 года Государственный Совет утвердил последнее Положение о видах на жительство в Царской России, которое также усилило роль паспорта как средства полицейского надзора. С 1 января 1895 года в соответствии с Положением о видах на жительство началась выдача новых по форме документов.

Принятое Положение 1895 года разделило все население империи на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки. Ко второй - мещане, ремесленники и сельские обыватели, то есть люди податных сословий. Для второй группы предусматривалось три формы вида на жительство: паспортные книжки (выдавались на пять лет при условии отсутствия задолженностей по сборам и платежам); паспорта (выдавались на срок до одного года независимо от наличия недоимок и согласия других лиц); бесплатные виды на отлучку (выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая, пожара, наводнения). Они могли быть выданы и лицам моложе восемнадцати лет.
Ограничивалось право на получение паспорта (а, следовательно, и право передвижения по стране и выбора места жительства) для лиц римско-католического и иудейского вероисповедания, членов некоторых религиозных сект. Запрещалась выдача паспортов и видов на жительство бродячим инородцам и цыганам.
Существенными были ограничения прав для женщин. Замужние женщины вписывались в паспорта мужей. Отдельный вид на жительство им мог быть выдан лишь с согласия мужа и на срок такого согласия. Если муж аннулирует свое согласие, то полиция обязана была водворить жену в дом мужа, в том числе и по этапу. Для выдачи паспорта или вида на жительство неотделенным членам крестьянских семейств и незамужним дочерям также требовалось согласие главы семейства. Таким образом, и в Положении о видах на жительство 1895 г. сохранялось правовое неравенство.

Также для получение представления о развитии административного законодательства данного периода. Необходимо рассмотреть и выделить основные положения Указа о временных правилах о повременных изданиях, Указа о временных правилах об обществах и союзах, Указ о временных правилах о собраниях и Указ о временных правилах для неповременной печати.

При подготовке к следующему вопросу необходимо иметь в виду, что во второй половине XIX века в России активно развиваются капиталистические отношения и буржуазные реформы вызвали бурный рост товарно-денежных отношений. Отмеченные процессы не могли не потребовать правового регулирования развивающихся капиталистических отношений. Характеризуя развитие гражданского права, следует отметить, что под влиянием капиталистических отношений в праве формируется понятие юридического лица, необходимо выделить субъекты, по отношению к которым оно применялось. Далее необходимо обратить внимание на изменения в праве собственности, дать его понятие (ст.262 ч.1. т.X Свода законов). Кроме того, следует охарактеризовать развитие обязательственного и наследственного права, указать влияние на него буржуазных отношений. Как особая сфера правового регулирования выделяется коммерческое право, следует выделить его особенности.

Фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в весьма короткие сроки. В течение 21 года (с 1882 по 1903 г.) были последовательно приняты девять главных законов, составивших костяк промышленного (рабочего) права.

Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» открывает собой формирование в России фабричного законодательства капиталистического типа, одна из главных задач которого — охрана труда детей и женщин. Этот закон не только запретил применение труда детей в возрасте до 12 лет на фабриках, заводах и мануфактурах, но и установил специальные правила по охране труда малолетних от 12 до 15 лет. Закон от 3 июня 1886 г. «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» представлял собой свободный комплексный акт, регулировавший процесс составления и заключения договора трудового найма (общие положения, форма, срок, правила приема на работу, увольнения), освещающий вопросы охраны заработной платы, внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда, регламентации штрафов, ответственности работников за самовольный отказ от работы до истечения срока найма, за участие в забастовке и ответственности нанимателей за нарушение закона. Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» заложил основу регламентации рабочего времени и времени отдыха для работников наемного труда. Закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно и членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» ввел материальную ответственность владельцев предприятий за вред, причиненный здоровью работников в результате травмы. Закон 1882 г. учредил специальную фабричную инспекцию численностью в 9 человек, находившуюся в ведении министра финансов и призванную наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном Законе. Также были приняты законы «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах, «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». Изучив данные акты, сделайте вывод о роли государственного правотворчества в регулировании отношений между предпринимателями и наемными рабочими.

Основой для рассмотрения уголовного законодательства указанного периода является Уголовное Уложение 1903 г. – последний по времени законодательный акт Российской империи в области материального уголовного права. Излагая общие положения, Уложение дает определение преступления, преступного деяния и тяжкого преступления. На основании какого критерия проводиться такое деление?

В отличие от Уложения о наказаниях, Уголовное уложение давало определение вменяемости. Укажите это определение. Рассмотрите, в каких случаях были возможны необходимая оборона. Что признавалось крайней необходимостью?

Русское уголовное право тесно связывало вопрос о применении наказания и его тяжести с вопросом о виновности правонарушителя. Закон, говоря о виновности, рассматривает случайность, умысел и неосторожность. Дайте характеристику этим формам вины по уложению. Перечислите стадии преступной деятельности по уложению. В каких из них уголовное право видело опасность? Перечислите виды преступлений и наказаний, отраженные в Уложении.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.005 с.)