Некрономикон: что мы о нём знаем? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некрономикон: что мы о нём знаем?



(Андрей NI!KELMAN Маянцев, репост от 24.07.2008)

 

Существует несколько версий знаменитого Некрономикона. Все они пытаются претендовать на истинность, все хотят быть переводом настоящего Al Azifa Араба Абдула Альхазреда. Однако из того что выложено в интернете мало что напоминает настоящий Некрономикон. Здесь я хочу собрать все сведения которые смогу найти в интернете по этой теме. Сразу оговорюсь, что эта книга изначально хоть и называлась Аль Азиф, далее по тексту будет именоваться «некрономикон» ибо так привычнее и меньше будет путаницы.

 

Давайте для начала заглянем в историю легендарной книги:

 

«Некрономикон» был написан в Дамаске в 730 г. Абдулом Альхазредом. О его жизни известно немного. Все известные биографические сведения в основном почерпнуты из самого "Некрономикона". Он много путешествовал, обойдя земли от Александрии до Пенджаба, и был хорошо образован. Он легко усваивал иностранные языки и использовал любой удобный случай, чтобы похвалиться своим умением читать и переводить манускрипты, которые были не по силам менее ученым людям. Впрочем, его исследовательские методы более напоминают Нострадамуса, нежели Геродота. Подобно тому, как Нострадамус пользовался ритуальной магией, чтобы заглянуть в будущее, так Альхазред использовал аналогичные приемы, чтобы узнать прошлое. По этой причине, а также из-за недостатка ссылок, историки отвергли "Некрономикон", сочтя его лишенным научной ценности.»

Сама книга состояла из ~9 томов и носила название Аль Азиф (что в переводе означает: "Вой ночных демонов" или, что ближе современному пониманию языка того времени - "Цокот Цикад") содержала в себе историю самого Альхазреда, рассказ о "древних" божествах населявших землю до прихода людей и инструктаж и техники вызова этих самых древних. Заклятия обращенные к "старшим богам" шумеров (Нанна, Мардук и проч.) Не ясно содержала ли она так распространенную сейчас "Книгу пятидесяти имен" Мардука. Хотя и это вполне возможно, т.к. к самой книге нареканий нет. Она полностью соответствует шумерскому пантеону того времени.

 

Так кто же такой Абдул Альхазред?

 

В настоящее время мало что известно о жизни Альхазреда, а то что известно, в большинстве своем, было почерпнуто из самого Некрономикона. Он был поэтом, путешественником, магом и знатоком многих наречий того времени. После происшествия, описанного в некрономиконе, он много скитался по свету обойдя земли от Александрии до Пенджаба. Целью этих путешествий было постичь истину. Понять что же случилось на самом деле. Тут следует заметить, что на такие лишения человека должно было подтолкнуть что-то действительно настоящее - например увиденный им шоггот и ритуал его вызова. Как пишет сам Альхазред - во время путешествий он ни разу не брал себе жены, вынужден был петь на площадях собственные стихи чтоб заработать, постоянно рискуя быть забросанным камнями и.т.д.

Альхазред был своего рода пророком, только в отличии от других пытался узреть не будущие, а прошлое. В некрономиконе особенно видны его изыскания именно в этой области - познание древних цивилизаций. Есть мнение, что первые религии (вроде шумерской) не строились на пустом месте, а были наследниками более древних времен, то есть все боги, заклинания и таинства брались из древнейших источников, а не придумывались сызнова. Такими источниками как раз и располагал Альхазред. Множество древнейших книг и трактатов написанных за долго до рождения самого Альхазреда были пищей для его ума, а так как он знал много наречий, ему не составляло труда читать такие книги к которым не могли "подобраться" мудрецы того времени. Часть этих книг дошла до нашего времени, но большая часть давно утеряна и забыта, по этому некрономикон особенно дорог, как квинтэссенция мудрости того времени.

 

Содержание Некрономикона:

 

«Рассуждения его выглядят на удивление современно, и этим, в частности, может объясняться его нынешняя популярность. Он считал, что до того, как появился род человеческий, Землю населяли другие виды живых существ, и что человечество приобрело множество знаний благодаря встречам с существами иных "сфер". Он разделял с некоторыми неоплатониками веру в то, что звезды подобны нашему Солнцу и вокруг них обращаются невидимые с Земли планеты, на которых существуют особые формы жизни. Но эти верования Альхазред значительно усложнил и расширил метафизическими спекуляциями, представляющими эти формы жизни частями космической иерархии духовной эволюции. Он был убежден в том, что общался с этими существами — "Древними" — при помощи магических заклинаний, и предупреждает о том, что эти чудовищные силы ожидают часа, чтобы вернуться и вновь заявить свои права на Землю. Альхазред интерпретирует это убеждение в свете Апокалипсиса Иоанна, но с другим исходом: победителем в великой войне, которая принесет на Землю опустошение, станет Зверь.» Такое описание событий несколько драматично, но оно может оказаться вполне точным.

 

Так же стоит обратить внимание на домыслы Альхазреда относительно строения вселенной:

 

В центре всего мироздания на своем троне сидит Азаг-Тод – бог символизирующий собой бесконечное сжатие, ядро вокруг которого вращается галактика. По недавним находкам ученых действительно стало ясно, что в центре любой галактики находится ядро чья гравитация удерживает парящие вокруг звезды. Но это не просто ядро. Это сверх массивная черная дыра которая собирает окружающий материал и сжимает его в точку под названием сингулярность (в точку абсолютного сжатия) где теряют смысл все законы физики. Сжатие это продолжается до того момента пока масса галактики и масса черной дыры не уравновесятся. Потом сжатие прекращается, а это ядро остается гарантом равновесия. Если предположить, что Альхазред именовал «мирозданием» нашу галактику, то можно только поразится откуда он мог это знать? Получается, что он это знал, но не трактовал относительно точки зрения науки (поскольку науки оперирующей такими понятиями тогда небыло). Он трактовал свои знания понятиями метафизики. Магии. Иногда складывается впечатление, что и магия и наука в сущности одно и то-же, только «говорят» они на разных языках и от того друг друга «не понимают».

Так-же в книге существует описание другого «божества» - Йог-Сототх – символизирующего бесконечное расширение. Бесконечный Хаос. «Йог-Сотот - сопределен со ВСЕМ временем и пространством. В рассказе "Сквозь Врата Серебряного Ключа" Лавкрафт (в соавторстве с Хоффманом Прайсом) описывает Йог-Сотота таким образом: "Весь-в-Одном и Один-во-Всем, всеохватывающий, который не имеет никаких границ и который недосягаем и непредставим, как математика". Прошлое, настоящее, будущее все - в Йог-Сототе. Не меньшее значение имеет Азатот. Очевидно, что Азатот равен Йог-Сототу - Азатот есть "Властитель Всего" в то время как Йог-Сотот - "Весь-в-Одном, Один-во-Всем". Азатот - "распространитель инфернального хаоса" в "центре мироздания". Существует Трон Азатота, который испускает ненаправленные волны, "чье случайное совпадение дает каждой частице космоса вечный закон".

Примечательно, что концепция Азатота очень близко связана с самыми последними моделями квантовой физики. Имеются также определенные параллели между идеями ЛГФ относительно хаоса и новой математикой хаоса. Азатот - окончательный ядерный хаос, который испускает случайные волны, управляющие вселенной, представляет собой принцип противоположный Йог-Сототу, который охватывает бесконечное пространство. Принимая во внимание, что Йог-Сотот бесконечно большой, а Азатот, бесконечно малый "квантовый" хаос в центре бесконечности, исследователь ЛГФ Филипп А. Шреффлер заявляет в "Справочнике Г.Ф. Лавкрафта", что действующие принципы Йог-Сотот и Азатот - "бесконечное расширение и бесконечное сжатие"».

Большая часть книги содержит описания культа древних, заклинания, практики. Описываются силы с которыми придется столкнуться на пути к древним: Ньярлатотеп – «Ползучий Хаос» - Вестник Старейших, сущность весьма интересная. Не имеет какой-то определенной формы, хаотична, постоянно в движении. Может принять любой облик, но почти всегда невидим. Его присутствие можно определить только по специфическому запаху. Шуб-Ниггурат – «Черный Козел Лесов» - тоже очень важное божество в мифе Некрономикона. Подробнее все это лучше прочитать из Некроносиконов, благо их счас великое множество:

 

Различные публикации.

(На что стоит обратить внимание?)

 

1.Статья «Магия Некрономикона»

2.Статья «Исследования Некрономикона»

3.Некрономикон Саймона.

4.Некрономикон под редакцией Тесса (Тесленко)

5.Эссе «Мифы Некрономикона и древнеарабская магия»

 

Так-же множество весьма любопытных материалов по этой теме можно встретить на различных форумах посвященных магии.

Настоящий Некрономикон навряд-ли попадется кому-то из нас для изучения или праздного чтения на ночь Все что выложено сейчас – просто нарезка из шумерских текстов по магии, с попыткой их мистификации типа - «это очень опасно и поэтому я это вырежу». А вы когда-нибудь обращали внимание на размеры т.н. «книг» в этих некрономиконах? Полное издание – 9 томов (более тысячи страниц), а что мы видим? Книга 1. -124 строки – это полторы страницы, друзья мои. Это курам на смех. И так во всех версиях. Есть два неутешительных варианта: 1) Мы стали счастливыми обладателями «совершенно кастрированного настоящего некрономикона», либо: 2) Это очень ленивая попытка мистификации с экстракцией разного рода стихов и заклятий из разнообразных магических и религиозных практик древних арабов. Я склонен верить что вся эта бесовщина и вакханалия что встречается в инете – это все-таки кастрированный Аль Азиф. Хоть и настоящий, но не имеющий никакого веса и никакой силы. О нас позаботились?

 

FAQ по Некрономикону

(компиляция на основе: Джастин Джеффри, "Книга Араба". Старри Уиздом Пресс, 1979)

 

Что такое "Некрономикон"?

 

"Некрономикон" Альхазреда (букв.: "Книга Мертвых Имен")? это, вопреки популярному мнению, вовсе не сборник колдовских заклинаний. Она была задумана как историческое повествование, "книга о том, что умерло и ушло", однако автора его объединяет с мадам Блаватской склонность смешивать воедино факты, домыслы, слухи и полную бессмыслицу. В результате образовался весьма объемный и неудобочитаемый компендиум, подозрительно напоминающий "Тайную доктрину" Блаватской. В прошлом на этот текст осторожно ссылались как на "Аль Азиф" или "Книгу Араба". Он содержался в семи томах и в латинском издании насчитывал более 900 страниц. Вопрос: Где и когда был написан "Некрономикон"? "Некрономикон" был написан в Дамаске в 730 г. Абдулом Альхазредом.

 

Кто такой Абдул Альхазред?

 

О его жизни известно немного. Все известные биографические сведения в основном почерпнуты из самого "Некрономикона". Он много путешествовал, обойдя земли от Александрии до Пенджаба, и был хорошо образован. Он легко усваивал иностранные языки и использовал любой удобный случай, чтобы похвалиться своим умением читать и переводить манускрипты, которые были не по силам менее ученым людям. Впрочем, его исследовательские методы более напоминают Нострадамуса, нежели Геродота. Как пишет сам Нострадамус в 1-м и 2-м катренах:

 

Я сижу ночью один в потайном кабинете Верхом на медном треножнике: Тонкое пламя возникает из одиночества, даруя успех тому, во что не следовало бы верить всуе. Магический жезл в руке помещен в центр между медными ножками треножника Водой он умастил край своей одежды и ступни: О ужас! Слышен голос. Он дрожит в своем одеянии: Божественное великолепие. Бог сидит рядом с ним. Подобно тому, как Нострадамус пользовался ритуальной магией, чтобы заглянуть в будущее, так Альхазред использовал аналогичные приемы, чтобы узнать прошлое. По этой причине, а также из-за недостатка ссылок, историки отвергли "Некрономикон", сочтя его лишенным научной ценности.

 

Альхазреда часто называют "безумным арабом", но при том, что по современным стандартам он действительно вел себя несколько эксцентрично, доказательствами, подтверждающими его настоящее умопомешательство, мы не располагаем (за исключением его хронической неспособности выдерживать нить повествования на протяжении нескольких абзацев, не сбиваясь на другие темы). Его можно сравнить с такой исторической фигурой, как греческий неоплатоник Прокл (410-485), который прекрасно ориентировался в астрономии, математике, философии и метафизике, но был при этом также достаточно искушен в магических техниках теургии, чтобы вызвать зримое явление богини Гекаты; кроме того, он был посвящен в египетские и халдейские мистерии. Неудивительно, что Альхазред был хорошо знаком с трудами Прокла.

 

Какова история публикаций "Некрономикона"?

 

Насколько нам известно, арабской рукописи этого текста не сохранилось. Исследователь Идрис Шах безуспешно пытался разыскать ее в библиотеках Деобунда в Индии, Аль-Азхара в Египте, и в библиотеке священного города Мекки. Латинский перевод был сделан в 1487 году (а вовсе не в XVII веке, как утверждает Лавкрафт) доминиканским монахом Олаусом Вормиусом. Вормиус, немец по происхождению, был секретарем первого Великого Инквизитора Испании, Томаса де Торквемады, и вполне вероятно, что рукопись "Некрономикона" была обнаружена во время преследований мавров, вынужденных под давлением властей перейти в католичество; однако вера этих новообращенных, естественно, оказалась некрепка.

Со стороны Вормиуса было весьма неразумно перевести и опубликовать "Некрономикон" в то время и в тех краях. Эта книга наверняка оказала на переводчика сильное впечатление, поскольку в конце концов он был сожжен по обвинению в ереси после того, как послал экземпляр "Некрономикона" Иоганну Тритейму, аббату Спангейма (более известным под именем "Тритемий"); в сопроводительном письме содержалась подробная и весьма богохульная интерпретация нескольких фрагментов Книги Бытия. Практически все экземпляры перевода Вормиуса были сожжены вместе с ним, хотя мы не можем избавиться от подозрения, что по меньшей мере одна копия должна была сохраниться в библиотеке Ватикана.

Почти сто лет спустя, в 1586 году, экземпляр латинского перевода Вормиуса внезапно обнаружился в Праге. Доктор Джон Ди, знаменитый английский алхимик, находился в то время со своим помощником Эдвардом Келли при дворе императора Рудольфа II, обсуждая с ним планы по добыче алхимического золота. Келли купил этот экземпляр у так называемого "Черного Рабби"? каббалиста Якоба Елиезера, который бежал в Прагу из Италии после того, как его обвинили в занятиях некромантией. В те времена в Прагу стекалось множество магов, алхимиков и шарлатанов всякого рода, поскольку Рудольф покровительствовал адептам тайных наук. Едва ли можно представить себе другое место в Европе, более подходящее для очередного появления на свет текста "Некрономикона".

"Некрономикон" произвел на Келли заметное влияние: характер его видений в магическом кристалле изменился и привел к необычным явлениям, из-за которых в доме Ди воцарился ужас; Кроули интерпретирует это как первую неудачную попытку избранного сообщества людей установить контакт с сущностями "Книги Закона". Вскоре после этого Келли расстался с Ди. Ди перевел "Некрономикон" на английский язык, но вопреки утверждениям Лавкрафта, этот перевод так и не был опубликован: рукопись попала в коллекцию Элиаса Ашмола, а затем? в библиотеку Бодлея в Оксфорде. Существует множество современных подделок, выдаваемых за подлинный текст "Некрономикона". Но их легко распознать по совершенному отсутствию в них интеллекта и воображения? качеств, которыми в избытке обладал Альхазред.

 

Каково содержание "Некрономикона"?

 

В первую очередь, эта книга известна своими рассуждениями об "изначальных временах". Альхазред имел доступ ко множеству ныне утраченных источников и смог детально изучить события, на которые лишь намекают Книга Бытия, апокрифическая Книга Еноха и прочие традиции. Можно сказать, что для прояснения подробностей доисторических событий Альхазред пользовался сомнительными магическими методами, однако критический ум и стремление исследовать скрытый смысл мифологических и священных историй роднят его с греческими писателями V в. до н.э. (такими, как Фукидид). Рассуждения его выглядят на удивление современно, и этим, в частности, может объясняться его нынешняя популярность. Он считал, что до того, как появился род человеческий, Землю населяли другие виды живых существ, и что человечество приобрело множество знаний благодаря встречам с существами иных "сфер". Он разделял с некоторыми неоплатонику веру в то, что звезды подобны нашему Солнцу и вокруг них обращаются невидимые с Земли планеты, на которых существуют особые формы жизни.

Но эти верования Альхазред значительно усложнил и расширил метафизическими спекуляциями, представляющими эти формы жизни частями космической иерархии духовной эволюции. Он был убежден в том, что общался с этими существами? "Древними"? при помощи магических заклинаний, и предупреждает о том, что эти чудовищные силы ожидают часа, чтобы вернуться и вновь заявить свои права на Землю. Альхазред интепретирует это убеждение в свете Апокалипсиса Иоанна, но с другим исходом: победителем в великой войне, которая принесет на Землю опустошение, станет Зверь.

 

Почему писатель Г.Ф.Лавкрафт утверждал, что ему принадлежит авторство "Некрономикона"?

 

Для ответа на этот интересный вопрос следует обратиться к истории двух личностей: поэта и мага Алистера Кроули и бруклинской миллионерши Сони Грини. Не вызывает сомнений, что Кроули читал в Оксфорде перевод "Некрономикона", сделанный Джоном Ди: слишком много фрагментов "Книги Закона" Кроули напоминают пересказ отдельных частей этого перевода. Либо эта гипотеза верна, либо же Кроули, утверждавший, что в предыдущем воплощении он был Эдвардом Келли, читал "Некрономикон" в своей прошлой жизни! Почему он не упоминает о "Некрономиконе" в своих трудах? Дело в том, что Кроули был на удивление скрытен в том, что касается источников его информации; весьма вероятно, что сочинение под названием "777", на авторство которого он претендовал, в действительности является, по большей части, плагиатом из записок Аллана Беннета. Кроули всячески старается утаить влияние, которое оказал на него Ницше, хотя однажды, проговорившись, ссылается на него как на "аватару Тота, бога мудрости"; аналогично обст оят дела с влиянием Ричарда Бертона на учение Кроули об Истинной Воле. Подозреваю, что "Некрономикон" должен был весьма смутить Кроули, когда тот обнаружил, до какой степени он (возможно, сам того не осознавая), использовал материал этого старинного текста в своей "Книге Закона".

В 1918 году Кроули находился в Нью-Йорке. Как обычно, он пытался завоевать себе литературную репутацию и сотрудничал с "Интернэйшнл" и "Вэнити Фэйр". Соня Грини была энергичной и тщеславной. Она посещала званые обеды и лекции в клубе под названием "Клуб Восхода Солнца Путешественника" (?!); именно здесь она впервые встретилась с Кроули, который пригласил ее побеседовать о современной поэзии.

Это была хорошая пара; в письме к Норману Мадду Кроули описывает свой идеал женщины: "достаточно высокая, пухленькая, но не рыхлая, подвижная, тщеславная, энергичная, в возрасте от тридцати до тридцати пяти лет; возможно, она; не исключено, певица или актриса, привыкшая к развлечениям подобного рода. Она должна быть "модной", возможно, слегка громогласной или вульгарной. И, конечно, очень богатой".

Соня не была ни актрисой, ни певицей, но по всем остальным критериям вполне подходила. Она зарабатывала огромные деньги на моделировании и продаже женских шляпок. Разные люди описывали ее как "женщину с большим обаянием и личным магнетизмом", "совершенно очаровательную и женственную", "одну из самых красивых женщин, с которыми мне доводилось встречаться" и "образованный, но эксцентричный живой фонограф". В 1918 году ей было тридцать пять лет. Она была в разводе и воспитывала дочь-подростка. В том, что касалось женщин, Кроули обычно не терял времени даром; несколько месяцев у н их продолжались нерегулярные свидания. В 1921 году Соня встретилась с Г.Ф.Лавкрафтом, и в этом же году Лавкрафт опубликовал свой первый роман с упоминанием Абдула Альхазреда ("Безымянный город"). В 1922 году он впервые упоминает "Некрономикон" ("Гончая"). 3 марта 1924 года Лавкрафт женится на Соне Грини. Нам неизвестно, что именно Кроули рассказал Соне Грини и что она рассказала Лавкрафту. Однако стоит обратить внимание на следующую цитату из рассказа "Зов Ктулху" (1926):

 

" Культ этот не умрет до тех пор, пока звезды вновь не придут в правильное положение [ прецессия равноденствий? ] и тайные жрецы не призовут Ктулху из Его могилы, дабы Он вдохнул жизнь в Своих подданных и снова воцарился на земле. Время это будет легко распознать, ибо тогда человечество уподобится Великим Древним: вольным и диким, не ведающим различия между добром и злом, не признающим законов и морали; и все люди станут кричать, убивать и веселиться. Освобожденные Древние научат их новым способам кричать, убивать и веселиться, и вся земля запылает в огне экстаза и свободы ".

 

Сколь бы кратким и искаженным ни был этот отрывок, на нем все же лежит неоспоримая печать "Книги Закона" Кроули. Легко вообразить себе, как Соня и Лавкрафт, сидя в освещенной камином комнате, со смехом обсуждали содержание нового рассказа и Соня предложили своему мужу кое-какие идеи, которые ей когда-то поведал Кроули; ей даже не надо было упоминать имя Кроули, достаточно было одной лишь идеи, чтобы разжечь воображение романиста. Мы не располагаем свидетельствами о том, что Лавкрафт когда-либо видел подлинный текст "Некрономикона" и вообще знал о реальном существовании этой книги. Его "Некрономикон" примечательно близок по духу к оригиналу, но детали представляют собой чистейший вымысел, как, впрочем, и следовало ожидать. В оригинале нет ни Йог-Сотхотха, ни Азатота, ни Ньярлатхотепа, однако там есть Айуаз...

 

Где можно найти "Некрономикон"?

 

Самым быстрым и легким ответом будет: "Наверняка, нигде". И нам приходится снова заподозрить Кроули в том, что он приложил к этому руку. В 1912 году Кроули встретился с Теодором Ройссом, главой немецкого "Ордена Восточного Храма", и в течение нескольких лет работал в рядах этого ордена. В 1922 году Ройсс сложил с себя полномочия главы общества в пользу Кроули. Таким образом, Кроули на протяжении десяти лет работал в тесном контакте с ведущим представителем немецкой масонской организации. В 1933-1938 гг. немногочисленные известные экземпляры "Некрономикона" бесследно исчезли: кое-кто из гитлеровского правительства заинтересовался редкой оккультной литературой и принялся всеми честными и нечестными путями добывать эти книги. Перевод Ди пропал из Оксфорда во время вторжения весной 1934 года. В Британском Музее было совершено несколько неудачных попыток ограбления, и в результате издание Вормиуса было извлечено из каталога и перемещено в подземное хранилище в закрытом сланцевом рудн ике в Уэльсе (где во время войны, в 1939-1945 гг. хранились королевские драгоценности). Экземпляры из других библиотек просто исчезли, и в настоящее время "Некрономикон" не упоминается ни в одном библиотечном каталоге. Нынешнее местонахождение копий "Некрономикона" неизвестно; существует легенда о том, что в военное время неподалеку от Зальцбурга находилось большое хранилище оккультных и магических документов. Также постоянно возникают слухи о том, что копия "Некрономикона" была сделана на коже узников концентрационных лагерей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.229 (0.037 с.)