Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лавкрафт и авторство НекрономиконаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(отрывок из интервью британского проекта "Endura" германскому журналу "Aeon")
Вопрос:
Книга "Некрономикон", безусловно, является для Вас источником вдохновения. Как Вы оцениваете эту книгу? Имеется в виду, что на книжном рынке представлено несколько версий, и никто не знает где правда, а где выдумка. Некоторые утверждают, что этот текст - всего лишь введение в шумерскую мифологию, не более того.
Ответ:
Как Вы знаете, упоминание о книге "Некрономикон" впервые появилось в странных фантастических рассказах американского писателя и визионера Говарда Филипса Лавкрафта; именно он сконструировал детализированную и убедительную генеалогию данного гримуара, возведя его к "Безумному Арабу" Абдулле Аль-Хазреду. Согласно Лавкрафту, книга "Некрономикон" был известна Аль-Хазреду под названием "Аль-Азиф" - это арабское слово, описывающее звук ночных насекомых, возможно, тот звук, что предвещает появление Великих Древних (Old Ones); среди звуков ночи мы слышим стрекот цикад, словно взывает из бездны Ньярлатхотеп, готовый к войне за возврат мира под власть Великих Древних. Алистер Кроули также отмечал связь между инсектами и вторжениями из иных миров; в его поместье Болескин-Хаус (Boleskine House) длительная и тщательная работа с "Книгой Абрамелина" также повлекла за собой таинственное бедствие в виде больших уродливых жуков, которые стали буквально кишеть в доме, а когда в Каире, в 1904 г. Кроули получил Liber AL, жуки появились снова. Кеннет Грант (Kenneth Grant) выдвинул версию, согласно которой Лавкрафт являлся невольным "приемником" космических передач и буквально "бомбардировался" знанием и видениями, которые был неспособен уместить в свое во многом рационалистическое, материалистическое и прямолинейное мировоззрение. При внимательном взгляде на жизнь и работу Лавкрафта, можно найти подтверждения такой теории - многие из его видений воплотились в рассказах; он также писал, что со времен ранней юности мучался кошмарами практически каждую ночь. Универсум представлялся Лавкрафту огромным и холодным. Законы Человека не совпадают с Законами Вселенной, и в его фантастических рассказах снова и снова повторяется сюжет безуспешной борьбы ничтожного, самодовольного человечества за постижение смысла Вселенной и попытки удержать ужас, грозящий вторгнуться с той стороны. В отличие от мага, активно стремящегося к контакту с обитателями Бездны, Лавкрафт ужасался и испытывал трепет перед тем, что вторгалось в него самого во время сна. Он оставил нам в наследство одни из самых необычных и причудливых фантастических рассказов в истории литературы, но, вероятно, вопреки, нежели благодаря своей личности. Не стоит забывать, что Лавкрафт не был богемным оккультистом, или изысканным сочинителем, как, например, Кроули или доктор Джон Ди; напротив - он был весьма подавленным и ущербным человеком с полным "букетом" неврозов и душевных проблем, для которых психиатрия нашла названия только сегодня. Возможно, именно поэтому он облек полученные сообщения в форму фантастических рассказов - чтобы замаскировать правду, как от других, так и от себя. Для Лавкрафта единственный способ рационализировать полученное знание состоял в облачении его в фантастическую форму и изгнании того, что он был не в силах понять. К моей радости многие пытаются доказать, что Лавкрафт был чем-то большим, нежели просто создателем довольно банальной окологотической беллетристики, он был, я уверен, невольным медиумом для сил внеземных сфер, использовавшим его для передачи знания, которое в иных случаях передавалось более традиционным способом - через магов и оккультистов. Все это не кажется таким уж странным, если взглянуть на пути, по которым в мире распространялись мифологические сюжеты; для древних не составляло труда передать мудрость в форме притчи и истории; даже в христианскую эру средневековые певцы Грааля прятали то, о чем нельзя было говорить открыто под маской христианской аллегории. Увидеть такую связь представляется затруднительным лишь для современного человека с его отчужденностью от вечных истин и убежденностью в исключительно развлекательном значении искусства. Не стоит особенно сомневаться, что как человек Лавкрафт был весьма ограниченным и даже ущербным индивидуумом. Он рос слабым ребенком, одиночкой и аутсайдером, он никогда не чувствовал себя "как дома" в 20-ом веке и его работа была своего рода попыткой избежать утомительности жизни в "темнице" дома Лавкрафтов. По всей видимости, он был прекрасно осведомлен о своей дурной наследственности, истории душевных заболеваний семьи и причинах ранней смерти отца; все это возникает в лавкрафтовских рассказах - порченая кровь, тайное наследство, лихорадочный ум на грани безумия - таким было подлинное наследие семейства Лавкрафтов. Недостатки книг Лавкрафта слишком хорошо известны. Его литературный стиль часто скатывается к клише и самопародии, проза переполнена тошнотворными прилагательными, а диалоги героев выглядят натянуто и схематично. Лавкрафт, возможно, и не был блестящим стилистом, но его работы являются визионерскими в полном смысле слова. Они "создают атмосферу". Думаю, что подлинная мощь Лавкрафта - именно в постоянной эвокации сверхъестественной атмосферы, и столь успешной, что истории со схематичными героями и избитыми сюжетами обретают жизнь посредством абсолютной уникальности их описания [...] То, каким образом Лавкрафт создавал параллельные реальности и иные миры - весьма полезный урок для любого мага; немногие творческие люди могут, используя в своей работе магию и миф, хорошо справиться с задачей. В литературе Лавкрафт стал одним из немногих. От начала времен подлинной целью магии было не обретение способности лечить коров, или завоевывать любимых, но - возможность сообщаться с богами, говорить с ангелами, подниматься по лестнице Иакова. В какой бы культурный контекст не помещалась магия, процесс оставался неизменным - человек хотел знать, что находится за переделами его мирского существования. Лавкрафтовский пантеон богов и существ (хоть и сильно реорганизованный Августом Дерлетом (August Derleth) - один из вариантов такого процесса. Несмотря на то, что "Некрономикон" был, очевидно, создан Лавкрафтом, эта книга происходит из того же источника, что и многие другие "переданные" тексты и гримуары. Этим источником являются Высшие Неизвестные, Тайные Владыки, Святые ангелы-хранители, Великие Древние - как бы мы ни называли внеземные разумы, сообщающиеся с оккультными кругами. Из исследований, проведенных ложей Гранта "Новая/Разоблаченная Изида" (Nu Isis Lodge) в период между 1955 и 1962 гг., с уверенностью можно заключить, что "Книга Закона" Кроули и "Аль-Азиф" Лавкрафта происходят из одного источника. В письме к Х.О Фишеру (И.О. Fischer), датируемом февралем 1937 г, Лавкрафт говорит, что полное название "Некрономикона" было "Образ Закона Мертвых" ("The Image of the Law of the Dead"), что явно напоминает "Книгу Закона" Кроули. В 1919 г. Кроули представил на выставке портрет вне-земной сущности, которую называл Лам (Lam). Эта картина экспонировалась в Нью-Йорке в рамках выставки, называвшейся "Мертвые души" ("Dead Souls"). Лам, странный персонаж (которого Грант считает, связанным с Айвассом (Aiwass), т.е. разумом, вступившим в контакт с Кроули в Каире в 1904 г.) сущностно един с лавкрафтовскими Великими Древними, он - сверхъестественный разум, передающий послания Нового Зона жаждущим, или способным их понять. Отметил ли кто-нибудь сходство между портретом Лама и "серыми человечками" современных уфологических теорий? Использование в мифах "Некрономикона" терминов и образов, связанных со смертью, весьма интересно, но их не стоит увязывать с обыденной, земной смертью человека. Возможно, было бы более правильным рассматривать термин "смерть", как взаимозаменяемый со словами "мрак" и "пришелец", в смысле "не принадлежащий сфере Бытия", а не только в связи с остановкой процесса жизнедеятельности. Для меня эти два принципа воплощают дуализм нашей жизни на этой земле и поиски человечеством древности того, что лежит за пределом, во внешней и внутренней тьме глубин космоса и человеческой психики. Однако, ошибочно предполагать, что эти космические силы руководствуются земными ценностями; естественно для обывательского мышления "мрак" ассоциируется с идеей "зла", хотя можно быть уверенным, что если поднажать на обывателя как следует - он не сможет дать определение "зла", т.к. это не то же самое, что объяснить разницу между "правильным" и "неправильным". Возможно, так сложилось потому, что Мрак является феноменальным выражением, ноуменального состояния He-Бытия, и невозможность осознать этот факт столь глубоко коренится в трясине материи, что обывательское сознание называет Мрак "злом". Возможно, вы знакомы с герметической аксиомой "То, что вверху подобно тому, что внизу", т.е. все, что происходит во Вселенной Макрокосма, происходит также во Вселенной Микрокосма Человека. Именно таким образом и действуют межзвездные мистерии космоса в человеческом контексте - мы выхватаем из них куски, которые человеческая психика способна воспринять. Мрак Бездны может быть уподоблен многому на земле - бездне темных земных вод, мрачной психо-магической бездне разума и мрачной секс-магической бездне Жрицы, Блудницы Вавилонской. Именно Жрица способна высасывать Свет (LVX) в виде семени и трансформировать его в звездном лоне, вызывая к жизни Искусство (Kala) Творения, Творческие Месячные Мрака Маточной Бездны. Цвета из Открытого Космоса. Этот процесс имеет своего макрокосмического двойника в форме феномена Черных Дыр - "То, что вверху подобно тому, что внизу". Черная Дыра на самом деле является невероятно плотным участком космоса, который всасывает в себя всю материю, время и свет, и сводит Все к одному, а оперируя понятиями Каббалы - к Соф, Манифестированному Неманифестируемого. Черные Дыры наполнены весьма мощными оккультными смыслами, Кеннет Грант описал Черную Дыру в терминах телемитских принципов Хоор-Паар-Краата и Ра-Хоор-Кхуита, мрачных близнецов Сета и Гора. Грант определяет Хоор-Паар-Краата как неведомое прошлое, а Ра-Хоор-Кхуита - как неизвестное грядущее - эти двое встречаются в пасти Черной Дыры, на "Горизонте Событий", где время останавливается, космическая Йони Богини работает как реверсивный генератор, вбирая назад дуальность Творения и превращая все в изначальный мрак, Ничто не Существует кроме как СЕЙЧАС, ЕДИНОЕ во ВСЕМ, Великий Бог Пан как 777, сумма Проходов и Сефир Древа. Но это еще не конец: так же как LVX рождается из Л/ОХ, так же как семя растет в темноте лона, Черная Дыра извергает свою материю из ничто к новому существованию посредством космического феномена Белых Дыр, Космических Фонтанов. Солярно-фаллическая воля к творению из пустоты. Мрак позитивен - это Ночь Пана, Ночь, из которой проистекают Сны, /.УХ из Л/ОХ На языке метафизики - это состояние чистого He-Бытия, Нирваны, Мрака Сверхлучезарного. Течение "Некрономикона" и Великие Древние - чужаки на этой земле, они чужды земной жизни, они существуют над и вне и исходят из Мрака, с полной амбивалентностью к законам и фальшивым нормам человечества. Мне кажется, что мир чувствует как сон Ктулху постепенно подходит к концу, это длится уже на протяжении последних 90 лет. Ктулху существует как на эзотерическом, так и на экзотерическом уровне. В качестве монстра со щупальцами, старшего бога, заточенного на дне океана он аналогичен ужасным подводным персонажам легенд и мифов многих народов мира. Левиафан, все еще лежащий в глубине темных вод - обычная тема людских страхов. Но если мы всмотримся в эту мистерию глубже, то увидим, что такие образы подводных чудищ, поднимающихся из глубин, скрывают гораздо более важный смысл - подъем бессознательного на поверхность, возрождение изначальных и диких атавизмов в разуме общества и отдельного человека. Лавкрафт изобразил Ктулху посылающим свои сны, психические передачи из затонувшей крипты Р'Лапха прямиком в умы способных к прочувствованию, подводя их к грани безумия, заставляя совершать ужасающие преступления и ужасающие произведения искусства, заставляя человечество трансгрессировать вопреки всем законам и кодам умирающего общества, проникать в доселе запретные области. Это было основной социологической тенденцией двадцатого столетия: старые системы и старые коды рассыпаются, старый миропорядок объят пламенем, а новое сознание, наоборот, развивается. Старые догмы, приковывавшие людей к боли и страданиям разрушены и человечество вновь пытается встать на ноги. Встречи с НЛО, суицидальные культы, безумства по поводу миллениума и всеобщая паранойя - суть результаты работы Ктулху, дремлющего подсознания, стремящегося пробиться наружу. Мне кажется, стоит рассматривать лавкрафтовские мифы, как имеющие субъективную реальность в рамках психо-магического микрокосма Мага. Сходным образом с иными книгами "переданной" мудрости ("Liber Logaeth"Джона Ди, "Книга Дзиан" Е.П. Блаватской, "Liber AL vel Legis" Кроули и "Wisdom of S'lba" Кеннета Гранта) "Некрономикон" существует и доступен тем, кто ищет его. В Розовато-лиловой зоне (Mauve Zone), во времени, которого нет-и-не-будет, в межзвездных проломах и в пограничной полосе между реальностью и сюрреальностью существа из внутреннего и внешнего космоса способны манифестировать себя доступным человеческому сознанию образом; люди, подобные Говарду Филипсу Лавкрафту берут подобные опыты и используют их в своем творчестве. Можно целый день спорить о том, был ли Лавкрафт в действительности невольным медиумом (каким считают его многие), являлся ли он каналом передачи "Скрытого Знания", как его определяет Грант, или же идеи Лавкрафта каким то чудом синхронистичности вторят работам оккультистов. Лично мне этот вопрос не кажется важным, не имеет значения что появилось раньше - курица, или яйцо, стоит понять, что Лавкрафт смог вплести в свои работы тончайшие мистерии, способные пробудить Субъективную Реальность. Где начинается реальность и заканчивается фантазия, есть ли в действительности между ними граница, или две концепции смешиваются и расплываются, порождая пограничную сюрреальную зону, в которой действует маг? Я знаю - все мы несем в себе потенциал к созданию собственного "Некрономикона". Знак Коф вознесен.
О Некрономиконе (Stalker)
Сказать наверняка, что такое Некрономикон, является ли он стопроцентной выдумкой, есть ли в нем хоть капля реальности, невозможно. Слишком долго эта книга живет, чтобы проследить дату и обстоятельства ее рождения. Однако несколько фактов из ее истории все-таки известны. Мы приведем здесь их, но сразу оговоримся, что ни один из них не может претендовать на абсолютную достоверность (как, впрочем, и любой другой факт в истории человечества!). Некрономикон был написан арабом по имени Абдул Альхазред в 730 году по Р.Х. в Дамаске. Возможно, сначала это произведение не имело такого названия. Его называли "Аль Азиф" ("Книга араба"). Возможно также, что оригинал был более объемист, чем то, что дошло до нас, - латинский перевод насчитывал около 900 страниц. Альхазред был, видимо, весьма образован. Вполне возможно, что он использовал для написания Некрономикона более древние источники, которые могли быть в его распоряжении. К сожалению, арабский оригинал книги не дожил до наших дней (во всяком случае, широкой общественности это так преподносится). Латинский перевод был сделан в 1487 году доминиканским монахом Олаусом Вормиусом, бывшим в то время секретарем первого Великого инквизитора Испании Томаса де Торквемады. Вполне возможно, что к нему это произведение попало из рук мавров, изгонявшихся из Испании. А может быть, из рук евреев, которые, как известно, были "неразлучными спутниками" мавров, придя с ними в Европу и будучи изгнаны из Испании вместе с освобождением ее от арабов. Приняв во внимание тесную связь иудаизма с оккультизмом (в современном понимании этого слова), - взять ту же каббалу, - представляется даже более вероятным, что именно евреи обладали Некрономиконом на момент его обнаружения Вормиусом. Силу Некрономикона (во всяком случае того, который попал тогда в руки Вормиуса) можно оценить по тому факту, что вскоре после произведенного им перевода манускрипта Вормиус был сожжен инквизицией по обвинению в ереси. Можно лишь догадываться о том, что именно сделало из личного секретаря Великого инквизитора (нетрудно представить уровень его "идейной подготовки") еретика, заслуживающего сожжения! Принято считать, что все его переводы были сожжены вместе с ним, однако так ли это было - опять-таки неизвестно. В 1586 году латинский перевод Некрономикона был куплен в Праге Эдвардом Келли, который являлся ассистентом доктора Джона Ди, - известного английского алхимика. Интересно, что купил он его опять-таки у еврея Якоба Елиэзера - "Черного рабби", изгнанного из Италии за занятия некромантией. Джон Ди перевел текст на английский. Этот перевод впоследствии попал в библиотеку Оксфорда. Есть мнение, что автором Некрономикона являлся писатель Г.Ф.Лавкрафт (он сам это утвержал). Однако есть основания считать, что он всего лишь использовал некоторые отрывки, услышанные им от его жены Сони Грини, которая до замужества была весьма близка к Алистеру Кроули. А в произведениях последнего (особенно в Liber Legis) влияние Некрономикона неоспоримо. Его авторитет как оккультиста не позволяет думать, что Кроули в своих трудах ориентировался на выдумки писателя. Куда скорее, что сам Лавкрафт, под впечатлением рассказов Сони Грини об "экзотических" идеях Кроули, написал свой вариант книги. В течение 30-х годов все известные экземпляры Некрономикона бесследно исчезают (если и не вовсе, то во всяком случае от глаз широких масс). Хотя сейчас можно найти много произведений, претендующих на подлинность, но, фактически, определить, имеют ли они на это право, невозможно. Вышесказанное относится, конечно, и к тексту, который представлен в "СТАРОЙ КНИГЕ". Мы не будем утверждать, что это и есть подлинный Некрономикон, - мы этого не знаем. Да это и не так важно. Важно то, что какая-то часть смысла истинного оригинала в нем есть, а этого порой достаточно, чтобы делать определенные выводы. Читая Некрономикон, особенно часть, посвященную истории Древних, невозможно не заметить разительного сходства с Апокалипсисом Иоанна Богослова, апокрифической книгой Еноха, а также с некоторыми мифами.
Книга Мёртвых Богов (Вадим Сумин, газета "Тайная Власть", N6, 2002)
Предисловие
Наверное, каждый, кто интересуется оккультизмом и тайными науками, слышал о «Некрономиконе» - одной из наиболее древних, могущественных и загадочных колдовских книг. Вот уже более 12 веков тайна «Некрономикона» и то непомерное могущество, которым эта книга наделяет своего обладателя, будоражит умы магов, историков и государственных деятелей, алчущих безграничной власти.
Творение Безумного Араба
Большинство легенд и исторических свидетельств приписывают авторство «Некрономикона» Абдулле Альхазреду, арабскому поэту и магу, создавшему свой труд в 730 году в Дамаске на закате жизни, которую он целиком посвятил овладению тайными знаниями, запретными для большинства смертных. Арабское название «Некрономикона» звучит как «Аль Азиф», что, по мнению некоторых исследователей, можно перевести как «Вой ночных демонов». Долгие десятилетия Альхазред странствовал по пустыням в поисках сокровенных знаний и, по его собственным словам, нашел священный город Ирем в пустыне Руб аль Кхали. Предания о таинственном Иреме являются неотъемлемой частью арабского эпоса и имеют много общего с индийскими сказаниями о Шамбале или древнерусскими былинами о Беловодье. Древние арабы полагали, что Ирем, или Город Колонн, был возведен по приказанию шаха Шаддата могущественными джиннами, причем сам город находился не в нашем мире, а в одном из параллельных измерений реальности, поэтому попасть туда мог только маг, в совершенстве овладевший своим искусством, или святой. Легенды гласят, что Аллах уничтожил всех подданных Шаддата - гигантов-нефилимов - за их гордыню. Но сокровенные знания, которыми они обладали, сохранились в рукописях и книгах в библиотеках призрачного Ирема. Кроме того, арабские маги - магрибы - полагали, что Город Колонн является дверью в Великую Пустоту - обиталище джиннов и ифритов. Арабские сказания утверждают, что джинны существовали задолго до появления человека и обладали непомерным могуществом и силой, но впоследствии были вытеснены за пределы нашего мира, где пребывают в состоянии сна и оцепенения и по сей день, дожидаясь случая вернуть себе былую власть. Магрибы, входя при помощи специальных психотехник или наркотических препаратов в измененное состояние сознания, открывали некоторым джиннам дорогу в наш мир, связывая их нерушимыми клятвами повиновения, получая взамен магические способности и потаенные знания. В древности таких магов, вступивших в союз с джиннами, называли «маджнун» - «одержимые силой». Впоследствии так стали называть всех без исключения умалишенных и одержимых, и, вероятно, именно этому слову Альхазред обязан своим прозвищем - Безумный Араб или Безумный Поэт. В X веке произведение Безумного Араба было переведено на греческий, и в это же время первоначальное название «Аль Азиф» было изменено на «Некрономикон» (от греческих слов «некрос» - мертвый и «номос» - правила, обычаи). В 1487 году доминиканский монах Олаус Вормиус, личный секретарь знаменитого испанского инквизитора Томаса Торквемады, перевел «Некрономикон» на латынь. Предположительно «Некрономикон» попал в руки инквизиторов от мавров, с которыми в то время велась война. По-видимому, эта книга оказала столь сильное влияние на сознание и идейные убеждения Олауса Вормиуса, что через несколько лет он был обвинен в ереси и сожжен на костре. Хронисты утверждают, что рукописи с латинским переводом «Некрономикона» были сожжены вместе с переводчиком, но множество фактов заставляет в этом усомниться. Слишком много людей имело возможность снять с рукописи копию, кроме того, несколько экземпляров перевода находится, как полагают некоторые исследователи, в секретных архивах Ватикана. Сто лет спустя, в 1586 году, латинский перевод «Некрономикона» был куплен в Праге Эдвардом Келли, ассистентом знаменитого медиума, мага, астролога Джона Ди. С именем английского ученого и мага Джона Ди связана интереснейшая страница в истории оккультных наук. Один из наиболее талантливых и образованных людей своего времени, Джон Ди снискал себе славу алхимика, мага и видного государственного деятеля, и многие монархи Европы почитали за честь принимать его у себя при дворе. Джон Ди перевел «Некрономикон» на английский язык; до недавнего времени эта рукопись хранилась в библиотеке Оксфордского университета и была доступна для ознакомления всем желающим. Новый всплеск интереса к «Некрономикону» пришелся на начало XX века и был связан с именем одной из самых загадочных и скандальных личностей ушедшего столетия - английского мага и писателя Алистера Кроули. Несомненно, он читал английский перевод «Некрономикона» в Оксфордской библиотеке, а в учении Кроули прослеживается явственное влияние этой древнейшей колдовской книги. Возможно, именно с деятельностью Кроули связаны необъяснимые и таинственные похищения многих редчайших книг и рукописей мистического содержания из библиотек Европы. В их числе были и английские переводы «Некрономикона», вышедшие из-под пера Джона Ди. Невольно возникает впечатление, что Кроули и его ближайшее окружение стремились оградить непосвященных от знакомства с сокровенными знаниями, сделав последние уделом узкого круга избранных.
Когда проснется Ктулху
Что же представляет собой этот мифический «Некрономикон», вокруг которого вот уже более тысячи лет не утихают страсти, споры и темные авантюрные истории? Вопреки широко распространенному мнению, подлинный «Некрономикон» - это не только сборник заклинаний и колдовских рецептов, но и объемный историко-философский труд, повествующий о могущественной цивилизации, владевшей Землей за много тысяч лет до человека и пребывающей теперь вне пределов нашей реальности. Наибольшее внимание в «Некрономиконе» уделяется религиозно-мистическим и космогоническим представлениям Древних - иерархии божеств и демонических существ, некогда повелевавших нашей планетой и изгнанных впоследствии за пределы реальности. При этом несколько раз в тексте «Некрономикона» проскальзывает упоминание о том, что это изгнание лишь временное и близится тот час, когда «день человека пройдет, и Древние снова воцарятся в своих былых владениях». Отдельные образы и темы «Некрономикона», а также пророческий, апокалиптический характер некоторых его глав позволяют провести отчетливые параллели между сочинением Безумного Араба, Откровением Святого Иоанна, апокрифической Книгой Еноха и книгами ветхозаветных пророков, предрекавших «пришествие орд гогов и магогов» перед концов времен. Сами же Древние очень похожи на «святых Сатаны», упоминание о которых можно встретить в исламских теологических трудах, или на прислужников Антихриста в христианской традиции. Правда, в отличие от христианских и исламских авторов, Альхазред полагает, что битва между силами света и тьмы закончится окончательной победой последних и их воцарением во Вселенной. Пантеон демонических богов, которым поклонялись Древние, возглавляют Йог-Сотот - персонификация безграничного хаоса и расширения, и его брат Азатот, символизирующий бесконечное сжатие и концентрацию. Среди прочих богов можно назвать Ньярлатотепа, посредника между Древними и миром людей, Шубб-Ниггурата, повелителя подземелий, имеющего облик огромного черного козла, духа огня и космоса Гастура и Ктулху, которому отводится особое место в иерархии богов хаоса. Ужасный дракон Ктулху, жрец Йог-Сотота и Азатота, покоится мертвым сном на дне Тихого океана, в подводном городе Ръльех. Он - владыка человеческих снов и потаенных желаний, а сама человеческая жизнь - это сон Ктулху. Взывать к нему было дозволено лишь один раз в году, в ночь Хеллоуина. «Некрономикон» содержит предостережение, что Ктулху, пробужденный раньше положенного часа от своего мертвого сна, поразит человечество безумием и кошмарными фантазиями, полностью лишив людей разума и способности логического мышления.
Древние боги и современная наука
Изучение и интерпретация «Некрономикона» долгие годы считалась исключительной прерогативой магов, историков и филологов. Лишь последние достижения в сфере квантовой физики, а также психоанализа заставили специалистов в этих областях изменить свое пренебрежительное доселе отношение к мистической литературе и всерьез заняться сопоставительным анализом древних преданий и новейших достижений и открытий. Наибольший интерес ученых вызвала пара верховных божеств пантеона Древних - Йог-Сотот и Азатот. Первый из них является воплощением бесконечного хаоса и расширения, иррациональной протяженности пространства и времени. Он - единая и нераздельная связь между прошлым, настоящим и будущим. Второй - это, наоборот, персонификация абсолютного сжатия, концентрации времени, пространства и материи в одной точке. Поразительно, но эти образы «Некрономикона» оказались созвучны новейшим открытиям в области квантовой физики и теории поля, попыткам ученым смоделировать процессы, управляющие состоянием вещества, а также изменениям пространства и времени. В свете современных концепций физики становится понятна еще одна функция Азатота, которая зашифрована в тексте «Некрономикона» в виде аллегорий и символов. Азатот, являясь центром мироздания, излучает в пространство волны вероятностей, создающих бесконечное количество вариантов будущего как для целых миров и галактик, так и для отдельного индивида. Он является, таким образом, своеобразным символом теории вероятности и возможности манипулирования будущим. Трудно не испытать шок от результатов этих исследований: получается, что древние арабские маги неплохо разбирались в том, что только начинают постигать современные ученые. Причем не только разбирались, а умели применять эти знания на практике. Теперь становится понятно, почему в течение стольких веков «Некрономиконом» стремились обладать политики с диктаторскими замашками: содержащиеся в этой книге колдовские практики и рекомендации наделяли ее обладателя оружием более мощным, чем все имеющееся в современном мире атомное оружие. Воззвав к Йог-Сототу и Азатоту, маг получал контроль над состоянием вещества и материи, причем на атомно-молекулярном уровне. Помимо этого, он мог управлять течением времени и по своему желанию изменять прошлое и будущее. Теоретическая возможность подобных изменений, равно как и возможность путешествий во времени, доказана современной физикой, хотя уровень технического развития не позволяет пока реализовать эти теории на практике. «Некрономикон» же содержит конкретные рекомендации по контролю и управлению двумя силами, определяющими изменение всех процессов во Вселенной: бесконечным расширением и бесконечным сжатием, отталкиванием и притяжением. Психоаналитики внесли в рескрытие тайн «Некрономикона» не меньший вклад, чем физики. Согласно теориям З.Фрейда и К.-Г.Юнга, психическая деятельность человека проявляется в двух формах - в форме рационального, рассудочного мышления, характерного для бодрствующего человека, и в бессознательной, иррациональной форме, наиболее отчетливо проявляющейся в снах, эмоциональных переживаниях, а также при душевных заболеваниях. Но, как установили психологи, бессознательное, иррациональное мышление также подчиняется своим законам и правилам, не вписывающимся в каноны традиционной логики и аналитического восприятия. Разумеется, исследователей бессознательного не мог не заинтересовать образ Ктулху из «Некрономикона», управляющего человеческими снами и грезами. Как полагают психоаналитики, Ктулху символизирует собой всю сферу подсознательного, иррационального, сумеречного мышления, а его чудовищная свита, состоящая из полулюдей-полуамфибий, - отдельные образы и проявления бессознательного. Сродни тем, что являются иногда в кошмарных сновидениях и во время галлюцинаций. По мнению психологов, постижение законов и внутренней логики иррационального мышления может оказать благоприятное влияние на сознание человека, его эмоции и мироощущение, помочь преодолеть скрытые комплексы, фобии и нерешенные психологические проблемы. Вот почему столь большое значение со времен Фрейда придается толкованию сновидений и случайных, непроизвольных ассоциативных связей, порой возникающих и в состоянии бодрствования. Но есть и другая сторона медали. Область бессознательного традиционно считалась вместилищем темных, демонических желаний и страстей, своеобразным маленьким адом, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. У большинства людей эта область психики надежно изолирована от рассудочного, логического мышления и дает себя знать лишь в минуты сильнейшего стресса или после употребления алкоголя и наркотиков. Кстати, некоторые исследователи полагают, что пресловутый договор с дьяволом есть всего лишь устранение защитных барьеров и преград, оберегающих психику человека от контакта с образами и идеями подсознания. Другая немаловажная особенность иррационального мышления, ставшая в последнее время объектом самых тщательных исследований, - возможность контроля поведения эмоций и мышления человека, а также навязывания ему извне любых идей и взглядов посредством обращения к его подсознанию. Ктулху предоставляет магу еще одно оружие: абсолютную власть над человеческим сознанием и возможность тотального контроля в этой сфере. Одна легенда рассказывает, что в мире существует всегда ровно 96 экземпляров «Некрономикона», из них только 7 полностью соответствуют оригиналу. Кому же они достанутся?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.185 (0.014 с.) |