Вопрос. Подходы к национально государственному строительству в послеоктябрьский период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Подходы к национально государственному строительству в послеоктябрьский период.



К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований, созданных на основе национально-территориального признака: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы, и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР), конституция которых была построена на тех же принципах, что и Конституция РСФСР. Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости "уточнения" взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей. В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения.

Существовало 3 подхода к национальному- государственному устройству:1) конфедерация- союз независимых государств, объединенных для осуществления стратегии, либо военной, либо в эконом областях. За конфедерацию выступала Украина. 2) Федеративное государство- это сложное государство, союз гос образований самостоятельных в пределах определенных между ними и центром компетенции. Как федерация в целом, так и ее государственное образование имеют определенные признаки государственности- Конституцию, Парламент, Правительство, Право принимать ответственные решения в пределах своей компетенции.

Органы гос власти федерации наряду с такими общегосударственными функциями как внешняя политика, оборона, финансы, некоторые другие должны обеспечивать единство действий гос образований. Если есть противоречия между центром и субъектами федерации окончательное решение должно быть за федеративным центром. За федеративное устройство выступал Ленин. Его нац программа включало право наций на самоопределение вплоть до отделения. Чего нет ни в одной конституции др государств. Он предлагал в рамках СССР объединить лишь минимум ведомств, оставив руководство всеми остальными отраслями в республиках.

3)Унитарное государство- простое государство, состоящее из административных территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Органы имея некотроу автономию в полномочиях находятся под админ контролем. В унитарн гос-ве действует единая конституция и гражданство, единая система высших гос органов, суда и права. За унитарное государство включающим автомномию выступал Сталин. Он считал что решение нац вопроса должно сводиться к преодоление разницы в развитие народов. Это диктовало особые эконом подходы, когда основные средства направлялись на формирование эконом и образовательных структур в более отсталых регионах страны.

Образование Совесткого Союза несмотря на заявленное федерат устройство включало большее число элементов Сталинской программы.

Образование СССР произошло 30 декабря 1922 г. На первом съезде Советов. Съезд провозгласил образование СССР в составе 4-х союзных республик: РСФСР (Российская Советская Федеративная Союзная Республика), УСССР(Украинская), БСССР (Белорусская), ЗСФСР (Закавказская федерация).

31 января 1924 г второй съезд Советов утвердил Конституцию до этого правовой базой были декларации и договор республик об образование.

Высшим органом власти яв-ся Всесоюзный съезд Советов, а между сессиями исполнительный комитет (ВЦИК) во главе с Кадининым (РСФСР), сопредседатели Петровкский (Украина), Нариманов (Закавказская федерация).

С 1923 г ВЦИК СССР стал формироваться в составе 2-х палат: 1)Совет Союза- решал обще вопросы; 2)Совет национальностей решал региональные вопросы. При ВЦИК был создан верховный суд и объеденное государственное полит управление.

В последствии в СССР вошли и др республики: в 1925 г Узбекская и Туркменская, в 1929 г- Таджикская, в 1936 г- Каазхская и Киргизская. В этом же году была распущена Закавказская Федерация и в СССР вошли Армянская, Грузинская и Азербайджанская республика.

Подходы к национальн гос устройству вызывали протестные настроения в регионах. Наиболее громкими были дело Султан Галиева и грузинское дело.

Дело Султан Галиева- Председатель Казанского гос исполкома, впоследствии член Наркомнации. Мерсаид Султан галиев не принял автономный статус тат Республики. Он выступал за расширение прав автономн республик, а именно за повышение их статуса до уровня Союзных республик. Но главное было расхождение по стартегическим вопросам 1)Султан Галиев был сторонником пермоментной революции, но считал что центр тяжести ее перемистился в колонии. Он выступал против отмены лозунга диктатуры пролетариата и замены его на лозунг диктатуры колоний. 2) Не верил в рациональность и долговременность СССР 3) В случае его скорого падения предлагал создание Туранского гос-ва, куда вошли бы все восточные народы. По поводу своих воззрений он вел активную переписку с эмигрантами Турции и др стран.

В июне 1923 г на 4 совещание ЦК РКПб соответст работниками нац республик и областей его взгляды подвергались критике, а сам он был арестован. Впоследтсвие аресты сменялись освобождением, пока в 1937 г по делу о Султан Галиевщине он и еще 77 человек не были окончательно репрессированы.

Грузинское дело: По плану Сталина Закавказская федерация в составе Армении, Грузии и Азербайджана должна была войти в СССР как единое образование. Эту позицию поддерживал и секретарь Закавказского райкома партии Аргинигидзе. Против выступили члены ЦК Грузии- Махарадзе и Ледиване. Они предлагалти вхождение в СССР каждой отдельной республики, при этом они должны были иметь право свободного выхода из СССР. Выяснение позиций приняло оскорбительный характер. Комиссия во главе с Дзержинским поддерживали линию и Закавказская федерация вошла в состав СССР как целостная единица. В 1936 г Грузия Армения и Азербайджан вошли в состав СССР как отдельная единица.

 

8. Стратегия советской национальной политики 1920-е гг. О том, каким оно должно быть, среди большевистского руководства не было единого мнения еще со времен дореволюционных партийных дискуссий по национальному вопросу. Практически все партийные лидеры считали его второстепенным, зависимым от главной задачи — осуществления пролетарской революции. Но в рамках этого подхода имелись и свои политические нюансы, которые так или иначе должны были сказаться на национальном строительстве после революции. Так, значительная часть большевиков вообще игнорировала проблему национального самоопределения, целиком полагаясь на "пролетарский интернационализм" и выступая сторонниками унитарного государства. Их лозунг — "Долой границы!", выдвинутый Г.Л. Пятаковым. Другая часть выступала сторонниками так называемого "самоопределения трудящихся" (Бухарин и др.). Более осторожную позицию занимал Ленин. Отвергая идею "культурно-национальной автономии", принятую в программах ряда социал-демократических партий Запада, он ставил вопрос о желательной для большевиков форме национального самоопределения в зависимость от конкретно-исторических условий и от того, как будет развиваться "революционная борьба пролетариата". В то же время поначалу симпатии Ленина были очевидными: он сторонник централистского государства и автономизации живущих в нем народов. Впрочем, осознавая сложность проблемы, Ленин настаивал на ее специальном анализе, который следовало бы поручить представителю национальных меньшинств. Закрепление за И.В. Сталиным роли в партии как специалиста по национальному вопросу, видимо, было связано с тем, что его "разработки" были весьма схожими с мыслями самого Ленина. В труде "Марксизм и национальный вопрос" Сталин дал определение нации: «Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая характеризуется рядом признаков а именно, общностью языка, экономического и психического склада, проявляющееся в области культуры, причем, отсутствие одного из признаков, свидетельствует. Что общность не является нацией», про которое во многом бытует и до настоящего времени, и пришел к однозначному выводу о необходимости областной автономии в России для Польши, Финляндии, Украины, Литвы, Кавказа. Возглавив после революции Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац), Сталин, в сущности, мало изменил свою позицию. Он стоял за создание как можно более крупных независимых государственных объединений в составе России с учетом их национальной специфики, хотя их образование он рассматривал как решение чисто временных задач, препятствующее росту националистических настроений. Сам Ленин считал, что национальный вопрос с развитием социализма отомрет сам собой: «На позднем этапе капитализма происходит слияние наций вследствие движения капитала. Это слияние окончательно завершается при переходе общества к социализму». Программа РСДРП по национальному вопросу отличается поверхностью и бездумным заимствованием из программ австрийских социалистов. Это: 1) право на самоопределение, 2) широкая областная автономия, 3) равенство больших и малых народов, 4) формирование рабочих организаций не по национальному, а по интернациональному признаку. По сути дела, это популистская программа, т.к., например, «право на самоопределение» никак не расшифровывается. «Равенство больших и малых народностей» невозможно. Эти тезисы были введены, чтобы найти поддержку в национальных окраинах России. Ленин стремился к централизованной партии и централизованному государству. В работе «Культурно-национальная автономия» он писал: «Борьба против всякого национального гнета – безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще – безусловно нет». В четвертой Думе большевики безуспешно пытались реализовать два проекта по национальному вопросу: «Проект закона об отмене всех ограничений прав евреев и всех вообще ограничений, связанных с происхождением или национальностью» и проект о «равноправии наций и защите прав нац. меньшинств». Но после прихода к власти, политика большевиков в основном носила декларативный характер. В «Декларации прав народов России» и в «Обращении к трудящимся мусульманам Востока» все те же общие слова без конкретного содержания: «добровольный и честный союз народов России» и т.д. Основные положения «Декларации прав народов России»: Равенство и суверенность народов России., право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. Основные положения «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»: Свобода верований, отказ от тайных договорах о разделе Константинополя, отказ о разделе Турции и отнятии у нее Армении. Народу Армении будет дано право выбора своей судьбы.

 

9. Образование СССР. Существовало несколько подходов к нацио-лу строительству. 1) Украина выступала за конфедерацию. Союз независимых государств, объединяющихся для решения какой-либо проблемы или сотрудничества в определенной области. 2) Федерация из субъектов, обладающих своими ветвями власти и законами, которые не противоречат федеральным. За это выступал Ленин, дополнив ее тезисом «Право наций на самоопределение». 3) Унитарное. Простое, единое гос-во состоящее из административных единиц (губерний, волостей). За это Сталин. Гос. строительство пошло по Сталинскому проекту, что вызвало противостояние политической элиты. В Татарстане это «дело М.Султан-Галиева». Протестом против автономизации было и «грузинское дело». Арджаникидзе считал, что Закавказская федерация и Армения, Грузия, Азербайджан должны войти в союз как целостная автономная единица, Махарадзе предлагал вхождение в СССР отдельными республиками. Он требовал повышения статуса автономных республик и включения их представителей в органы всесоюзной власти. Сталин же считал, что в органах власти только представители союзных республик. С-Г считал, что лозунг «диктатура пролетариата д.б. заменена «диктатурой колоний над метрополией». С-Г не верил в долгое существование Советского союза, и предложил создать Туранское гос-во на основе мусульманских народов. В 1923 г. С-Г б/исключен из партии, снят со всех постов и арестован. Ему б/предъявлено обвинение в создании националистической организации, основывалось на письмах С-Г о политике партии по реализации программы положений о нац.вопросе. В них обвинения в адрес Калинина, + в записке к народному комиссару просвещения БАССР Адигафту содержалось предложение установить связь с башкирскими деятелями Валитовым, который после конфликта политического характера покинул пост председателя БашРевКома. 30 декабря 1922 г. на I- ом всероссийском съезде советов в составе РСФСР, (Рос. совет федеративная союзная респ-а), УССР, БССР, Закавказская федерация была принята «декларация» и «договор» республик об образовании СССР. На основе которых была разработана первая конституция СССР 31 января 1924 г. высший орган власти – всесоюзный съезд советов, между сессиями всесоюзных ЦИК. В составе ВЦИК работали 2 палаты: Совет Союза (занимался общесоюзными вопросами) и Совет национальностей. При ВЦИК создавали верховный суд СССР и объединенное гос-ое политическое управление (ОГПУ). Председателем Совнаркома был утвержден Ленин, но из-за болезни к этой работе не приступил, с 1924 г. пост принял Рыков. В последствии в СССР вошли: Узбекская и Туркменская (1925), Таджикская (1929), Казахская и Киргизская (1936). В 1936 г. Закавказская федерация была распущена и в СССР вошли Азербайджанская, Армянская, Грузинская СССР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.86 (0.008 с.)