Внешняя политика в 1920-е гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика в 1920-е гг.



Большевисткая власть не была признана легетимной и на западе, особенно в силу господствующих взглядов большевисткой элиты о пермоментной революции. Однако к 1922 г усилились позиции государственников, эту позицию занял и Ленин. Контакт с западным миром Советская элита попыталась найти на эконом уровне. Поэтому Советская Россия откликнулась на приглашение принять участие в Генуэзской международной конференции. Возглавил делегацию нарком ин дел Чичерин. В состав делегации входили Красин, Литвинов, Варовский. Конференция открылась 10 апреля 1922 г в Ренуге. В ней приняли участие 34 государства, кроме США. Главным вопросом конференции было эконом сотрудничество и в связи с ним актуализировался вопрос о судьбе национализ собствен иностранцев в России.

Советское правительство согласилось признать довоенные долги и компенсировать убытки за национализирован предприятия путем сдачи концессию или аренду ранее принадлежащ им предприятий, в ответ выдвигал требование дипломатического признания гос-ва., предоставлен кредитов и аннулирование долгов.

Страны Антанты потребовали:

1)Отмены Гос монополии во внешней торговли, кот была установлена Советским правительством.

2)Выплаты Советской России 18 млрд золотых рублей долга.

3)Удовлетворение прав ин собственников.

В ответ Советская делегация выдвинула контр-притензии потребовав 39 млрд рублей золотом за ущерб нанесенный интервенцией. Договориться не удавалось. Тогда советская страна в лице Чичерина и мин ин дел Германии Раттенао 16 апреля 1922 г залючили в Раппало договор в кот Советская Россия и Германия отказались от всех претензий друг к другу. Этот договор положил начало тесному эконом сотрудничеству между странами. В Германии было открыто торгов представительство России. И почти сразу же торгов представ стали открыв в большинстве стран Европы. Лучше всех складыв отношения с Германией. В 1926 г в Берлине был подписан Советско-Германский договор о ненападении, продлен в 1931 г. В рамках договора развернулось техническое сотрудничество. Были созданы тренировочно-испытательные базы германских летчиков в Липетске и танкистов в Казане. Германская сторона в свою очередь предоставила возможность обучения в своих военных, учебных заведениях. Такой курс прошли Тухачевский и др.

 

 

33.Культурная революция. Одной из важнейших составляющих политики советской власти была провозглашена культурная революция. В конечном счете, она преследовала две основные задачи: приобщение к культуре широких слоев населения; организация культуры таким образом, чтобы она показывала преимущества нового строя. Советская власть спешила доказать, что революция произошла в интересах народа. В 1918 г. было предпринято массовое издание классиков литературы под название?,: «Народная библиотека». Вместо роскошных дореволюционных изданий для узкого круга лиц, предлагались издания дешевые, но строго выверенные, без искажений цензуры и, кстати, отлично оформленные. К работе над иллюстрациями были привлечены лучшие русские художники Б. Кустодиев, А. Бенуа, В. Конашевич. В серии «Народная библиотека» вышли произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Некрасова, Тургенева. И это, заметьте, в то время, когда финансовое и экономическое положение государства было крайне затруднено. Школы, библиотеки, музеи, театры, институты, лаборатории, художественные галереи, клубы, все богатство культуры объявляется народным достоянием. Уже в 1917 г. были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата, частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева. Активно создавались новые музеи: в некоторых усадьбах - музеи быта (имения Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых), игрушки, изящных искусств, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), Морозовского фарфора, живописи, антирелигиозные экспозиции. Всего только с 1918 по 1923 гг. было открыто 250 новых музеев. Однако сменить хозяина в условиях революции было далеко не самым сложным делом. Массы никогда не считали дворянскую культуру своей. Горький в «Несвоевременных мыслях» приводит факты разграбления имущества в Зимнем, Гатчинском и других дворцах. Был разгромлен Малый театр в Москве, обворована уборная знаменитой актрисы М.Н. Ермоловой. В процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Пропадали бесценные библиотеки и архивы. В барских домах устраивались клубы, школы, но эти постройки быстро ветшали и разрушались. В тоже время, большевистское правительство никак нельзя обвинить в том, что они не пытались обуздать революционную стихию. Уже в ноябре 1917 г. при Наркомпросе была создана комиссия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Затем последовал целый ряд декретов об охране библиотек, памятников искусства и старины. Однако новые хозяева продолжили «народную традицию», только с более благородными целями. Произведения искусства бессовестно и неумно разбазаривались, раздаривались, ими оплачивали сделки с западными партнерами (особый размах эта деятельность приобрела в 20—30-е гг. На недоуменные возгласы тех же запедных специалистов отвечали примерно так: «Все равно скоро будет мировая революция и все к нам вернется». Идеологический критерий становится основным в оценке качества любого «продукта» творческой интеллигенции. Система образования, общественные науки, литература, искусство и театр превращались в инструменты воспитательного воздействия Советской власти на широкие народные массы. Установление идеологического единомыслия в обществе. Октябрь 1917г. положил начало радикальной перестройке российского общества. Большевики прекрасно понимали, что удержать власть без победы в головах невозможно. Установление советской власти положило начало богоборчества и гонений на православие. Компании по изъятию мощей и церковных ценностей перемежались с физической ликвидацией клира, агрессивной антирелигиозной пропагандой. Юридическим обоснованием репрессий стал декрет СНК о свободе совести в церковных и религиозных обществах от 23 января 1918г., по которому церковь лишалась права юридического лица со всеми вытекающими отсюда последствиями.

После гражданской войны стали разрабатываться планы кардинального наступления на церковь, повод к которому дал страшный голод, захвативший в свою орбиту до четверти хлебопроизводящих губерний. Церковь начала искать пути спасения голодающих с лета 1921г. Духовенство приступило к созданию епархиальных комитетов помощи голодающим. Верующие миряне, сами заоывшие, когда были сыты, делились, чем могли. Однако инициатива РПЦ сбора пожертвований для голодающих была отвергнута. Основание нашлось. Церковь, как институт, отделенный от государства, не мог заниматься благотворительностью. Ленин решил использовать голод в политических целях, давая установку: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десяткой лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». 16 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК принял Постановление «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». 23 февраля декрет был опубликован в «Известиях ВЦИК». В соответствии с документом изъятию подлежали церковные ценности из драгоценных металлов. Развернувшаяся по всей стране компания по изъятию церковных ценностей почти повсюду сопровождалась вспышками антиправительственных выступлений. Всего было зарегистрировано 1414 кровавых эксцессов. Причиной было не только изъятие святынь, но и кощунственное поведение членов комиссий, которые курили и сквернословили в храмах, издевались над священниками. В целом за период 1921-1922 г.г. большевики изъяли у Церкви священные предметы и драгоценности на сумму свыше 4,5 миллионов золотых рублей

На переднем крае антирелигиозной борьбы были партийные органы и общественные организации в лице РКСМ, Союза безбожников, бессменным руководителем которого стал Е.Ярославский. В 1929г. произошло не только переименование организации, но и изменение ее структуры. «Союз воинствующих безбожников» строился по военному признаку, разбиваясь на большое количество ячеек, отрядов и групп. Верховным органом организации являлся Центральный Совет СВБ, которому подчинялись областные советы. Изменение структуры и переименование Союза безбожников в Союз воинствующих безбожников соответствовали целям первой безбожной пятилетки - «полное обезбоживание страны» и «ликвидация всех остатков религиозного быта». В соответствии с поставленной партией целью формировались и главные задачи организации - подготовка митингов трудящихся, на которые выносились резолюции о закрытии и сносе церквей; сбор подписей под ходатайствами о закрытии и сносов храмов и колоколов; проведение антирелигиозных праздников и карнавалов с разведением костров из богослужебных книг, церковной утвари, икон. Первоначально основной упор делался на устную пропаганду. При СВБ было создано бюро лекторов, куда вошли естественники, археологи, обществоведы, этнографы. Антирелигиозный фронт усиливался многочисленными печатными изданиями. Так, за период с 1922 по 1932 г. было издано 1700 названий антирелигиозных произведений общим тиражом 40 миллионов экземпляров3. Утверждению идеологического единомыслия в обществе способствовали государственные праздники. В формировании советской праздничной культуры четко прослеживались следующие тенденции: - политизация государственных праздников, имевших четко выраженное мировоззренческое значение; - замещение народных и религиозных праздников советскими с иным идеологическим зарядом; - акцент на молодежь, которая являлась питательной почвой для формирования «нового типа людей - с новыми отношениями, новыми навыками, новыми устремлениями, новой психологией и новым идеологическим строем». - установление новых дат государственных праздников, отражавших вехи становления советской власти.

С 1923г. во всероссийском масштабе стали отмечаться Комсомольское Рождество и Комсомольская Пасха. Антирелигиозным содержание наполнялись и новые советские праздники. Вот как об этом вспоминал сын репрессированного священника В.И. Соколов: «1мая 1926года состоялась традиционная демонстрация...У часовни Нижнее-Никольской церкви была сделана длительная остановка, и на платформе было разыграно целое представление; изображались Чемберлен в цилиндре и с моноклем, капиталист и толстый поп с красным носом, держащий в руке большую бутылку с надписью «Пиво Пием новое»... Затем прогремела такая песня: «Мы на небо залезем, разорим всех богов!». Развевались кумачи на которых выделялась надпись: «Религия - опиум для народа» В революционных зрелищах действия строились по примитивной схеме лобового противостояния: здесь - наши, там - враги, иллюстрируя в лицах и событиях лозунги большевиков, чтобы масса знала за кем идти. На проведение советских государственных праздников большевики мобилизовали лучшие театральные силы и средства. Практически каждое массовое действие готовили ведущие режиссеры Петербурга и Москвы: С.Радлов, В.Соловьев, Н.Петров, Вс.Мейерхольд, К. Марджанов. В Татарстане это были актеры и режиссеры-лефовцы Татарского государственного театра Фуад Саллави, Асхат Мазит, Сулейман Валеев-Сульва. Типичными были предметы празднования: даты скорбных событий (убийство Урицкого, Володарского), даты революционных событий, дни профессий, месячники, недели. Важнейшими праздничными датами были годовщина Великой Октябрьской социалистической революции - 7 ноября, день международной солидарности трудящихся - I мая, международный женский день - 8 марта, установленный еще в 1910г. как день солидарности женского пролетариата за равные экономические и политические права женщин. Особое внимание в первые годы Советской власти уделялось молодежи. Начиная с 1923г. ежегодно проводились Международный день работницы, Дщь юбилея РКП(б), празднование годовщин Казанской организации РКСМ, День Парижской Коммуны, Кампания печати. Во всех учебных заведениях проходили торжественные собрания, на которых выступали ветераны революционного движения, партийные деятели, устраивались вечера воспоминаний, диспуты, дискуссии. Новая власть решительно поддерживала разрушение традиционной народной морали. Молодежные лидеры организовывали дискуссии об отмирании любви, как пережитке капитализма. Преследование церковных обрядов (венчание, крещение) шло на государственном уровне, взамен предлагались «новые» традиции - «октябрение» (крещение), когда ребенка с пеленок принимали в комсомол и давали революционное имя. Вообще в годы революции появилось немало мягко говоря странных имен, мода на которые очень быстро прошла. Популярными были имена типа - Революция, Диктатура, Гегемона, Ледат (Л.Д. Троцкий), Вилен (В.И. Ленин), Вектор (Великий коммунизм торжествует), Тролезин (Троцкий, Ленин, Зиновьев), Ясленик (Я с Лениным и Крупской). Знамя борьбы за новый быт подняла Александра Коллонтай, возглавлявшая Народный комиссариат государственного призрения. Под лозунгом «Дорогу крылатому Эросу», она требовала разрушения семьи как явления присущего буржуазному обществу. Индивидуализм, чувство частной собственности, по ее мнению, противоречили главному принципу марксистско-ленинской идеологии - товарищеской солидарности. Именно Коллонтай ввела в оборот понятие «половой коммунизм», который призывала претворять в жизнь революционную молодежь. Житейски привычными стали лозунги «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей». На место церковного брака с традиционно главенствующей ролью мужчины в семье, заступали свободные сексуальные отношения. В Москве, Петрограде, Казани шокировало оригинальностью общество «Долой стыд», члены которого разгуливали по улицам нагишом. А народный комиссар здравоохранения Семашко в газете «Известия» мягко увещевал членов общества, приводя в качестве аргументов против движения слишком низкую температуру, грозящую здоровью населения. Однако попытки внедрить новый быт не смогли изменить психическую структуру большинства людей, привязанность к семейному очагу.

34. Создание советской системы высшего образования.

Резкие изменения произошли и в системе высшего образования. В основном они заключались в его пролетаризации. В августе 1918 г. были введены новые правила приема в вузы. Для привлечения в состав студентов рабоче-крестьянской молодежи этими правилами отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, устанавливались стипендии для студентов из пролетарских слоев.

Привлечение в вузы пролетарской молодежи шло по нескольким каналам:

- через рабочие факультеты, открытые во всех университетских центрах вслед за декретом СНК РСФСР от 17 сентября 1920г. «О рабочих факультетах». В Казани рабфаки были созданы при КГУ и Восточно-педагогическом аинституте (Тюрко-татарский рабочий факультет). За 1919-1927гг. только рабфак КГУ подготовил 723 человека к занятиям в вузах и 36 человек в техникумы повышенного типа.

- с 1921г. устанавливался принцип классового приема в вузы страны. Это означало, что в первую очередь принимались выпускники рабфаков, во-вторую очередь - командированные партийными и комсомольскими организациями и советскими органами, а также вернувшиеся с фронта красноармейцы.

Структурная перестройка высшей школы шла под жестким контролем партийных органов. 19 сентября 1921 г. вышло в свет «Положение о высших учебных заведениях», согласно которому все вузы стали подчиняться Наркомпросу через Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр). «Положение» предусматривало участие в руководящих органах вузов представителей Советской власти, профсоюзов и пролетарского студенчества. Основным нововведением «Положения» являлись предметные комиссии, Объединяющие научных работников родственных специальностей. В состав предметных комиссий также входили представители пролетарского студенчества. Предметные комиссии распределяли читаемые курсы между преподавателями, устанавливали порядок контроля над учебными занятиями студентов, разрабатывали программы и методы преподавания.

Проведение в жизнь нового Устава, массированная политизация высшей школы вызвали сопротивление части профессуры. Она выступала за автономную, независимую от политики высшую школу, настаивала на свободе преподавания общественных дисциплин, высказывалась против введения в органы управления представителей пролетарского студенчества. Особенно активно против политизации высшей школы выступил «Московский Союз научных деятелей», который рассматривал проводимую реформу высшего образования как «величайшую угрозу самым насущным интересам науки, а следовательно и всей культуре страны»(11.С160). По стране прокатились забастовки преподавателей вузов. В апреле 1922г. вслед за московскими и петроградскими выступили казанские преподаватели. Профессура прекратила автономию я улучшить материальное положение профессорско-преподавательского состава. Активисты забастовки А.А.Овчинников - ректор Казанского университета, И.А. Стратонов - профессор истории, Г.Я.Трошин -психиатор, декан медицинского факультета после допроса чекистами оказались в списке ГПУ на высылку из страны идеологических противников Советской власти. Осенью 1922г. за границу выслали более 200 человек, причем не только ученых-гуманитариев, но и специалистов - практиков. Среди изгнанных находились ректор Московского университета профессор Новиков, историки Флоровский, Мякотин, социолог - Питирим Сорокин, философы -Бердяев,Франк, Ильин. Высланные назывались пособниками Антанты и «растлителями молодежи». Чтобы уменьшить резонанс от этого шага, партийные и советские органы пытались создать впечатление, что молодая Россия не только не потеряла, а выиграла от «выдворения» за рубеж группы ученых. Так, газета «Правда» высказывалась: «Среди высылаемых почти нет крупных научных имен. В большинстве это - политиканствующие элементы профессуры». Ей вторили другие газеты.

Но обойтись без старой профессуры Советская власть не могла. Поэтому власти старались привлечь на свою сторону представителей прежней российской интеллигенции. Изыскивались средства на материальную поддержку ученых. В 1921 году Советским правительством была учреждена Центральная комиссия по улучшению быта ученых. В том же году аналогичная комиссия была создана в Татарстане. Декретом СНК от 16 января 1922 года за научными работниками было признано право на дополнительную комнату сверх основной площади. Постановление ВЦИКа и СНК РСФСР «О мерах улучшения жилищных условий научных работников» от 31 июля 1924 года подтверждало право ученых на дополнительную площадь для научных занятий. С 1924 года устанавливался двухмесячный отпуск для профессорско-преподавательского состава вузов. Улучшение отношения к интеллигенции проявилось и в том, что, несмотря на действовавший принцип классового приема, детям профессоров и преподавателей предоставлялось право первоочередного поступления в вузы наравне с окончившими рабфаки.

Большое внимание уделялось и улучшению материальной базы научно-исследовательской деятельности. Отпускаются необходимые средства Институту экспериментальной медицины, Институту труда и другим научным учреждениям. За годы гражданской войны было создано много новых научных подраз делений, среди которых следует назвать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) под руководством профессора Н.Е. Жуковского, радиолабораторию в Нижнем Новгороде (руководитель - М.А. Бонч-Бруевич), оптический, физический, физико-технологический институты.

Создавались ученые общества, ассоциации. В 1923 году в Академцентре Наркомпроса ТАССР было зарегистрировано 26 научных обществ, в работе которых принимали участие не только преподаватели, но и студенты. Проходившая в августе 1922г. XII Всероссийская конференция РКП(б) подчеркнула, что уступки экономические не означают уступок политических и потребовала начать политическое наступление. Ф.Дзержинским была разработана целая система наблюдения за интеллигенцией, цель которой была им определена предельно откровенно: «На каждого интеллигента должно быть дело». Советская власть стремилась поставить интеллигенцию в жесткие рамки с целью превращения ее в послушного исполнителя директивных указаний партии и правительства. По воспоминаниям М.Н.Покровского В.И.Ленин предлагал связать профессорско - преподавательские кадры твердыми программами, потребовать знания марксистской литературы и сдачи марксистского экзамена. В противном случае профессура не могла преподавать предметы гуманитарного цикла. Менялась и мировоззренческая направленность учебного процесса. Осенью 1920г. В.И.Ленин выдвинул в качестве первоочередной задачи преобразование преподавания общественных наук на марксистской основе. В декабре 1920г. в «Известиях ВЦИК" был опубликован за подписью В.И.Ленина «Декрет о реорганизации преподавания общественных наук в высших учебных заведениях РСФСР». В 1921г. декретом Совнаркома был установлен научный минимум, включавший предметы: развитие общественных форм, исторический материализм, пролетарская революция, политический строй РСФСР, организация производства и распределения в РСФСР, план электрификации РСФСР. Осенью 1922г. перечень обязательных дисциплин был расширен. Всю работу в области реорганизации преподавания общественных наук Наркомпрос проводил совместно с агитационно -пропагандистским отделом ЦК РКП(б). Непосредственно этой работой руководила научно - политическая секция

Государственного ученого совета. К чтению обществоведческих курсов чаще всего допускались преподаватели - коммунисты.

35. Искусство в Советской Росии в 1920-е годы. Художественное творчество, разумеется, переживает коренную ломку. Оно должно было теперь вписаться в предложенную систему ценностей. В противоборство вступают две тенденции: строить новое на основе дореволюционных традиций или все «разрушить до основанья...» и создать чисто пролетарскую культуру, которая не будет иметь ничего общего с Прошлыми достижениями русской и мировой культуры.

Сторонники последней тенденции сплотились вокруг Пролеткульта (объединение культурно-просветительных организаций пролетариата), сформировавшегося в сентябре 1917 г. К 1920 г. в его составе насчитывалось около 400 тысяч человек. В 1918-1923 гг. выходило более 30 пролеткультовских журналов. Ни одно из художественных объединений того времени не могло соперничать с ним в размахе издательской деятельности.

Идеологи и практики Пролеткульта исходили из доктрины классового характера культуры, нередко доводя ее до абсурда: если что-либо имело место до 1917 года, значит - это враждебно революции. Некоторые из левых пролеткультовцев предлагали заменить даже учебные программы по математике, географии, другим естественным наукам «индустриально-поолетарскими» программами. Учебники объявлялись «безусловным предрассудком». Насаждалось представление, что подлинная история человечества началась только в октябре 1917 года, а до этого была только некая предыстория. Деятелями Пролеткульта абсолютизировался классовый подход в оценке любых явлений русской истории, а само понятие «русская культура» объявлялось реакционно-монархическим. Необходимо подчеркнуть, что поначалу, многие поэты и художники с энтузиазмом включились в «борьбу за новую культуру». Революция справедливо представлялась многим как космический, вселенский катаклизм и всю сложность чувств легче было выразить языком символов, отсюда склонность к метафоре, к гиперболе, которая была характерна для всех видов творчества в первые революционные годы. В тоже время, сильны были и реалистические тенденции, как наиболее понятные революционным массам. Литература.Горячо на революционные события откликнулась поэзия. В первую очередь это были представители футуризма. В России футуризм заявил о себе в 1910 - 1912гг. Его организаторами стали художник, выпускник Казанской художественной школы Давид Бурлюк с братьями Николаем и Владимиром.; знаменем футуризма - поэт Велимир Хлебников, а самым значительным достижением - Владимир Маяковский. Вслед за итальянскими футуристами Маяковский в программном сборнике «Пощечина общественному вкусу» требовал: «1.Смять мороженицу всяческих канонов, делающую лед из вдохновения. 2.Сломать старый язык, бессильный догнать скач жизни. 3.Сбросить старых великих с парохода современности». Речь шла о классиках - Пушкине, Достоевском, Толстом. В манифесте клуба футуристов провозглашалась революция формы, независимой от содержания, абсолютная свобода творчества. Цвет, линия, форма рассматривались как самостоятельные категории, а не как выражение жизнетшх реалий Давид Бурлюк утверждая, что искусство должно отказаться от изображения натуры, от попыток проникнуть в смысл явлений. Дело художника - раскладывать зримый мир на цветные элементы, на линии и объемы. Только тогда искусство освободиться от приукрашивающего все эстетства и скучной либеральной нравоучительности. Только в литературе творили «Ассоциация пролетарских писателей», «Кузница», «Союз крестьянских писателей», «Серапионовы братья», «Октябрь», «Московская Ассоциация пролетарских писателей», «Левый фронт искусства» (Леф, «Перевал», «Российская ассоциация пролетарских писателей», имажинисты, символисты и т.п. Каждая из организаций ставила вопрос о новом искусстве - искусстве революции и по-разному отвечала на него в своем творчестве. Лефовцы намеревались создать абсолютно новое искусство, выдвинув концепцию «производственного искусства». «Производственное искусство» понималось очень широко. Например, в живописи, как дизайн, развитие архитектуры, керамики, создание плакатов, & фотомонтажей, развитие монументальной живописи. Футуризм нашел сторонников и среди казанской творческой интеллигенции. Лозунги «производственного искусства», «литературы факта» выдвигали Татарский левый фронт искусства»(ТатЛЕФ), «Сул фронт»(Сулф), образованные в 1923г. Для них были характерны прямолинейность в подходе к искусству, отрицание культурного наследия прошлого, академизма. Так актеры и режиссеры - лефовцы Татарского государственного театра Фуад Саллави, Асхат Мазит, Сулейман Валеев - Сульва, выступая за «театр революции», отвергали реалистический театр, утверждая, что реализм пролетариату чужд. Один из активистов Сулфа Фуад Саллави заявлял: «Искания ведутся «Сулфом». Задача этой новой труппы - дать татарскому народу, рабочим и крестьянам, производственный театр. Надо создать театр от сохи и винтовки. Надо создать театр революции». Получили распространение агитационно - плакатные спектакли, в которых актеры пытались в форме «живых картинок» донести до зрителя революционную идею. Талантливый режиссер Сулейман Валеев -Сульва ввел «конструктивный метод» постановок, где необычным было все: и декорации, решенные в жанре геометрической живописи кубизма, и актеры, разрисованные изображениями серпа и молота. Отказ, от «дооктябрьской литературы», «классовый принцип» в литературе отстаивал Сул фронт под руководством Аделя Кутуя и Г.Тулумбовского. Революционные идеалы в живописи пытались утвердить художники - лефовцы К.К.Чеботарев, Ф.П.Гаврилов, А.Н.Кашаев, Ф.Ш.Тагиров, И.А.Никитин. В ЛЕФе сложилась теория «социального заказа» или «литературы факта». Поэзии отводилась чисто служебная роль. Требовались фельетоны, рекламные надписи, сатирические стихи против врагов внешних и внутренних, оды в честь руководителей, революционных праздников, стихотворные репортажи.

Отличительной особенностью тех лет стало увлечение публицистикой, общественной деятельностью. В.Г. Короленко, автор «Слепого музыканта», «Истории моего современника», создал замечательные очерки «Земли! Земли!», «Письма к Луначарскому», стал автором множества статей одинаково обличающих дикость и жестокость как большевиков, так и украинских националистов и прочих правительств, в руки которых время от времени переходила его родная Полтава. По инициативе писателя был организован сбор продовольствия для голодающих, образована «Лига спасения детей». Короленко вынужден был «превратиться в ходатая», взял на себя роль посредника «между разными борющимися партиями», защиту безвинно страдающих. Не случайно, в декабре 1921 г. Полтава три дня прощалась с умершим писателем. В городе в день похорон был объявлен траур, отменили увеселения и спектакли, замерли предприятия и учреждения. Многие организации и частные лица вместо приобретения венков делали взносы в пользу голодающих. 1921 г. оказался трагическим для русской культуры. Погибли А. Блок и Н. Гумилев. Этот год у многих уничтожил иллюзии, порожденные революцией. Кроме всего прочего, эту дату называют завершением «серебряного века» русской литературы. Театр. Советский театр рождался мучительно в бурных дискуссиях о путях нового, советского искусства и его первые шаги, по словам СМ. Эйзенштейна, были полны «загибами» и «безумствами». Наряду с профессиональными театрами появляется множество студий, организованных совсем неопытной молодежью, для которых театр был единственной политической трибуной (радио не было, газеты выходили очень маленькими тиражами). Будущий кинорежиссер С. Эйзенштейн создает первый театр «Пролеткульта», где работали Г. Александров, А. Левшин, М. Штраух. Увлеченные революционной идеей, сторонники принципиально нового театра, в отличие от многих, подошли к делу очень серьезно. Они изучали и марксизм, и взгляды выдающихся западноевропейских и отечественных режиссеров, теорию психоанализа 3. Фрейда, различные религиозно-философские системы. И, все же, все революционное, по их мнению, делалось в противовес старому, и главным оставался лозунг: «Кто не с нами, ют против нас». Поскольку никто не знал что такое «пролетарское искусство» старые пьесы ставили на новый лад. В классику вмонтировали аттракционы, акробатические этюды, включали злободневные политические диалоги, песенки и куплеты. Пролеткультовский театр представил на суд зрителя свою интерпретацию пьесы А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В спектакле появились эмигранты-контрреволюционеры, выставленные из России. Мамаев стал Милюковым-Проливным (образ кадета Милюкова, в свое время утверждавшего необходимость завоевания проливов), гусар Курчаев расщепился в трио врангелевских гусар. Подобные спектакли пользовались большой популярностью у публики, особенно у молодежи. Поиском новых выразительных средств театрального искусства, созвучного революционной эпохе был занят и руководитель Студенческой драматической студии ь. Вахтангов. И, если, Эйзенштейн довольно быстро отнес свою раннюю деятельность к «загибам», то Вахтангов добился в своем творчестве удивительных результатов. Уже в 1921 г. его театр снискал заслуженную славу, благодаря постановкам, проникнутым духом современности, отличавшимся яркостью и остротой формы. С 1926 г. театр стал носить имя Е. Вахтангова. Кино.Новое правительство сразу же усвоило, что кино - «важнейшее из всех искусств». В августе 1919 г. была национализирована вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность. «Дело идет о создании совершенно нового духа в этой отрасли искусства и просвещения... - писал А.В. Луначарский. - Мы должны помнить, что социалистическое государство должно придать социалистический дух и кинозрелищам».

Губнаробразам был поручен контроль за кинорепертуаром. «Старые» фильмы
сразу же запретили, поскольку они оказались совершенно непригодны по своей
идеологической направленности. Советских фильмов еще не было, поэтому имевшиеся- безжалостно кромсали. Из них вырезали все что по мнению
инспекторов, не соответствовало революционному духу, давали новые надписи, сочиняли «подходящие» тексты, перемонтировали отдельные эпизоды. Для создания собственной кинопродукции правительство привлекает крупнейших писателей и поэтов - А. Толстого, А. Серафимовича, В. Брюсова, А. Белого, М. Горького, А. Блока. В 1919 г. начала работать Московская государственная школа кинематографии во главе с режиссером В. Гардиным. Первый советский художественный фильм назывался «Серп и молот» и был посвящен проблеме укрепления союза города и деревни.Экранизировались классические произведения, но только те, которые показывали бесправие трудящихся в царской России. М. Горький составил детальный план инсценировок по истории культуры и сам написал сценарий из жизни первобытного общества. Главное место занимали, конечно, агитационные фильмы. В агитационно-инструкторские поезда ВЦИКа обязательно включались киновагоны и автокинопередвижки. Для населения фильмы демонстрировали бесплатно

 

36. Создание советской системы народного образования. Начальное советское преобразование в этой сфере положено на втором всероссийском съезде советов в октябре1917 года, когда был создан народный комиссариат во главе с Луночарским.
Основной документ определил новую советскую систему управления народного образования в центре и на местах было положение об организации дела народного образования в Российской социалистической советской республики.(июнь 1918) в октябре 1918 г. было принято постановление Наркомпроса «О школах» Национальных меньшинств.Первым документом было положение Наркомпроса как основы школьного строительства. 1918. На основе него принято постановление «основные принципы единой трудовой школы». Согласно этим документам начальная перестройка системы школьного образования в процессе которой были поставлены следующие задачи:
1. Школы II ступеней с 4 годичным обучением(для детей с 8 до 12)
2. Школы семилетки с двумя концентрами 4+3 (для детей с 8 до 15 лет)
3. Школы девятилетки с первым и вторым концентром 4+3+2. Которые охватывают учащихся в возрасте от 8 до 17 лет. В 1924-1925гг. возникли школы крестьянской молодежи (ШКМ) с семилетним сроком обучения.
В учебный план ШКМ входили кроме общеобразовательных предметов основы огородничества, садоводства, пчеловодство. (в рабочих районах казани были созданы фабрично – заводские семилетки(ФЗУ) их программный материал по физике, химии, математики предусматривал изучение производства. В услових индустриализации широкое распространение получило ФЗУ, которые стали общеобразовательной политической школой,они готовили юношей для ФЗУ.
В 1930 принят закон о введение всеобщего обязательного обучения для детей в возрасте 8 – 10 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.249.19 (0.035 с.)