Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие советской культуры в 1920–1930-е гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основной задачей в этой области являлось создание новой (социалистической) культуры и подъем общего культурного уровня народа. преследовали. Наиболее значительной из общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организации послереволюционных лет был Пролеткульт. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой пролетарской культуры и подчинения искусства целям пролетарской борьбы. Во второй половине 20-х гг. над общественными литературными, просветительскими и другими организациями, в том числе коммунистическими был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась. Были созданы органы отраслевого управления культурой - Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусства (1936) и др. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим принципам. Творческая интеллигенция объединялась в единые общесоюзные организации - Союз советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934). Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский и др.). В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы ("философский пароход"), художники и литераторы, некоторые добровольно покинули Россию. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н.С. Гумилева, А.П. Платонова). С 1927г. начались гонения на творчество С.А. Есенина. Развернулась борьба с религией. В 1927г. советская власть ликвидировала патриаршество (которое было восстановлено лишь в 1943г.), после чего началось очередное массированное наступление на все религии. Тяжелым наследием дореволюционной России являлась массовая неграмотность. Конституция РСФСР закрепила право на "полное, всестороннее и бесплатное образование. Доля грамотных среди населения выросла с 40% в 1917 г. до 90% в 1939г. С 1930г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование. В годы второй и третьей пятилетки было введено всеобщее семилетнее (неполное среднее) образование. В то же время, в сельской местности оставались еще много неграмотных (23%). Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству. Успешно трудились в эти годы А.Ф. Иоффе и Д.С. Рождественский (в области расщепления атома лития, В.И. Вернадский (биохимия и учение о биосфере) и др. Главной особенностью развития науки в 30-е годы стала ее ориентация на практические, иногда утилитарно-производственные нужды страны. Велись исследования в области ядерной физики. При этом ряд научных направлений были закрыты как "ложные": прекратились исследования в области молекулярной биологии, кибернетики, гелиобиологии. С середины 30-х гг. начался пересмотр отечественной истории. С 1934 г. в школах было восстановлено преподавание гражданской истории и географии, снова открыты исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. В послереволюционные годы ситуация в области литературы и искусства серьезно изменилась. Значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции. В его составе выделялись А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, С.М. Эйзенштейн и др. В августе 1918-1920 гг. был создан Всероссийский союз пролетарских писателей, РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф.В. Гладков, А.А. Фадеев и др. В первые годы нэпа возникли литературно-художественные группы: " Октябрь" (1922), " Левый фронт искусств " (ЛЕФ, 1922) и др. Безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А.П. Платонов, Е.И. Замятин, М.А. Булгаков и др. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. В конце 1920г. В.Э. Мейерхольдом была выдвинута программа "Театральный Октябрь", воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР. В 30-е гг. в кинематографе появилось звукового кино. Было создано немало выдающихся картин режиссеров С. Юткевича, С. Герасимова, братьев Васильевых и др. Среди живописцев и графиков в 20-е гг. развернулась борьба, аналогичная происходившей в литературе. Возникли такие творческие группы Ассоциация художников революционной России "Четыре искусства", общество художников-станковистов. В архитектуре представители дореволюционной школы стали участниками реализации проектов упорядоченного развития больших городов. Ведущим направлением новой советской архитектуры стал конструктивизм, разрабатывались художественные формы на основе функционального назначения вещей. В скульптуре оставался актуальным монументализм. В 1930-е-гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея купола Московского планетария, Дом Совета Министров СССР, гостиница "Москва" и др. Одновременно в Москве была потеряна значительная часть исторической застройки. В ходе искоренения инакомыслия развернулась борьба против так называемого формализма в творчестве Д. Шостаковиач, В. Мейерхольад, С. Эйзенштейна, Б. Пастернак и др. Репрессии затронули многих деятелей науки (академик О.Ю. Шмидт, Л.Д. Ландау, С.П. Королев, А.Н. Туполев, Н.И. Вавилов, историк Е.В. Тарле). Составной частью отечественной культуры была культура Русского Зарубежья. В эмиграции новых высот достигли представители естественных и технических наук: И.И. Сикорский С.П. Тимошенко, В.К. Зворыкин и др. Гуманитарные науки развивали историки П.Н. Милюков, Г.В. Вернадский, социолог П. Сорокин и др. философы Н.А. Бердяев, С. Булгаков и др. Представители русского зарубежья внесли заметный вклад в развитие общественной мысли. Одним из ее направлений было евразийство и сменовеховство (от названия сборника "Смена вех", вышедшего в 1921 г. в Праге). Рассуждения об особом предназначении России, а также приверженность "исторической идее великодержавности" сближали сменовеховцев с идеологами евразийства. Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в организации новых и возрождение старых обществ и объединений, создании ценностей в области духовной и материальной культуры. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.007 с.) |