Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура в начале ХХ в.

Поиск

1. Развитие образования

Социальное развитие, вызванное экономическими процессами на рубеже двух веков, сопровождалось быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 21 % в 1897 г. до 31% в 1917 г. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. - св. 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. - св. 250). Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Национальная идея способствовала усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения. Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок). Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.

2. Развитие науки

В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Е.Н. Жуковский; математик С.А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик В.И. Вернадский; физиолог И.П. Павлов; иммунолог И.И. Мечников; родоначальник космонавтики К.Э. Циолковский и др. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.С. Соловьева и др. Историческая наука развивалась в трудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. М.Н. Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин).

3. Литература и искусство

В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века - критического реализма. Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна и др. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Другое модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников "искусства будущего" - футуристов (В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский).

4. Живопись, архитектура, музыка

В российской живописи и графике, с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, продолжало действовать Товарищество передвижных выставок, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М.В. Нестеров. Сочетание условного с реальным развивали КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто о себе заявил. В 1898 г. было создано общество художников "Мир искусства" (А.Н. Бенуа, К. Сомов, Н.К. Рерих и др.), провозгласившее автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Появление в 1910 г. общества "Бубновый валет" (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем - "Ослиный хвост" (МФ. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход к российскому авангарду. Одновременно развивался экспрессионизм. Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский; основатель "супрематизма К. Малевич; создатель "аналитической живописи" П.Н. Филонов; "бытовой символист" М.З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры. В 90-х гг. XIX в. в архитектуре оформился в качестве ведущего новый стиль "модерн". Его особенностью стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло. Родоначальником русского модерна стал Ф.О. Шехтель. В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт. Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался неоклассицизм как в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский). В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина. В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции Чайковского и "Могучей кучки" Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С.В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма. На рубеже веков старые традиции продолжали Малый, Александринский театры. Но в конце XIX в. искусство драмы также вступило на путь обновления. В 1898 г. К.С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В.И. Немирович-Данченко основали с помощью С.Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. Свой вклад внесли также режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа, в России возник новый балет. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность. В России массовой формой искусства становится кинематограф (Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная и др.). Таким образом, в России произошла так же, как и в Европе, произошла трансформация искусства от отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности. При этом развитие российского национального самосознания проявилось в появлении оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и обращенных к национально-историческим традициям, народному творчеству, фольклору.

13.Россия в Первой мировой войне. (28 июля 1914 — 11 ноября 1918)

Подготовка России к войне.

В 1908-1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ, начал возрождаться флот, Возросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища. В итоге российская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро-Венгрии. Военные расходы выросли за этот период в 3,7 раза, достигнув 40% бюджета страны. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено. Россия отставала по объему военного бюджета, в артиллерии, по пропускной способности железных дорог от Германии, завершившей свою военную программу к 1914 г. Германский генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро-Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией. Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3-4 месяцев.

2. Участие России в первой мировой войне. После убийства наследник австрийского императора эрцгерцога Франц-Фердинанд в Сараеве австрийская артиллерия бомбардировала столицу Сербии - Белград. 30 (17) июля 1914 г Россия объявила всеобщую мобилизацию. 19 июля (1 августа) Германия объявила войну России, 3 августа - Франции и начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа вступила в войну Англия, 6 августа - Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу, а позже значительную часть мира. После поражения франко-английских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу, Россия еще до завершения мобилизации по просьбе Франции начала одновременно наступление в Восточной Пруссии и в Галиции. В Восточной Пруссии наступавшие с востока - 1-я (П.К. Ренненкампф) и с юга - 2-я (А.В. Самсонов) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и резервных частей Германия разгромила 2-ю армию генерала Самсонова и заставила отступить 1-ю армию. В Галиции наступление в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-я армия (А.А. Брусилов) взяла Львов, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км. от границы за реку Сан. Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успех на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу. В кровопролитных и широкомасштабных Варшавско-Ивангородской и Лодзинской операциях в октябре-ноябре обе стороны понесли большие потери (2 млн. чел. - Россия, 950 тыс. - ее противники), но не выполнили своих задач. При этом Россия остановила австро-германское наступление, но не смогла предпринять поход на Берлин и отступила вглубь Польши. На фронте началась позиционная война. Одновременно на юге развернулась война с Турцией (29 октября). Кавказская армия, перейдя в контрнаступление, нанесла поражение превосходящим турецким силам, оттеснив их в декабре к Эрзруму, что облегчило действия союзников на Месопотамском фронте. Итоги военных действий 1914 г. заключались в срыве планов быстрой победы Германии и Австо - Венгрии. Наступления русских в Восточной Пруссии и Галиции дали возможность союзникам одержать в сентябре победу на Марне и стабилизировать фронт во Франции. В результате Германия, несмотря на некоторые успехи, была вынуждена вести затяжную войну на два фронта. В ходе кампании 1915 г. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную, топливную и сельскохозяйственную базу. В то же время увеличилось германское превосходство в артиллерии. В августе Николай II взял на себя командование войсками, назначив опытного стратега М.В. Алексеева начальником Генштаба. В 1916 г. германское командование перенесло основные военные усилия с Восточного на Западный фронт. Началась битва за крепость Верден, преграждавшую путь на Париж. Российская армия вынуждена была изменить сроки и направление главного удара. В мае 8-я армия генерала Брусилова осуществила прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км. Наступление Западного фронта было приостановлено для усиления войск Брусилова, но германские подкрепления позволили австро-венгерской армии стабилизировать линию фронта в Галиции и Буковине. Англия и Франция в этих условиях в 1915-1916 гг. заключили соглашения с Россией о ее послевоенных территориальных приобретениях в Прибалтике и будущей передаче ей контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, а также Константинополем.

14.Февральская революция 1917 года, ее причины, характер и результаты. 1. Предпосылки революции. К 1917 году в России не были решены задачи капиталистической модернизации. В стране существовали очень ограниченные условия для свободного развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. В деревне по-прежнему господствующими оставались раннекапиталистические полуфеодальные производственные отношения. Самодержавие оставалось препятствием на пути серьезных преобразований государственного и общественного строя. Зачатки российского парламентаризма характеризовались крайне низкой эффективностью, сохранялась незрелость политического движения, партий и общественных организаций. Привилегированным сословием оставалось дворянство. Буржуазия, в том числе финансовая и монополистическая, не имела полноты политических прав и практически не допускалась царизмом к участию в управлении государством. Революция была вызвана также нерешенностью социально-экономических проблем, связанных непосредственно с первой мировой войной. Хотя общего экономического кризиса в стране не произошло (промышленное производство увеличивалось, сельское хозяйство обеспечивало город и армию всем необходимым), однако разрушение железнодорожного транспорта обострило проблему обеспечения городов сырьем, фронта - оружием и боеприпасами. В результате хозяйственные трудности и поражения на фронте привели к углублению кризиса власти. Война, экономические проблемы и политический кризис еще более усилили социальное недовольство низов.

2. Ход революции. Революция началась с мощного подъема стачечного движения в Петрограде. Массовая стачка Путиловского завода и последовавший локаут резко обострил положение в столице. 23 февраля (8 марта по новому стилю) работницы Петрограда вышли на демонстрацию с требованиями хлеба и прекращения войны. 24 февраля 1917 г. в столице бастовало 214 тыс. человек. 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек. 26 февраля начался переход войск на сторону революции (70 тыс. солдат запасных батальонов и резервных полков). В результате всеобщая политическая стачка переросла в стихийное вооруженное восстание. К 1 марта весь петроградский гарнизон (почти 250 тыс. человек) оказался на стороне восставших, которые захватили вокзалы, мосты, главный арсенал, важные правительственные учреждения. Вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране. 25 февраля царь издал указ о роспуске Государственной думы, чем ликвидировал последнюю возможность выхода из кризиса реформистским путем. В ночь с 2 на 3 марта Николай II отрекся от престола.

Итоги революции

Вторая в истории России буржуазно-демократическая революция завершилась падением института монархии и приходом к руководству страной новых политических сил. Она решала задачи свержения самодержавия, открывала путь для развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, введения конституционного строя, уничтожения национального гнета. В стране были провозглашены политические права и свобода; всеобщее и равное избирательное право; были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлена политическая амнистия. На легальной основе создавались тысячи политических, общественных, культурных обществ и объединений, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов и т.д. Своеобразие революции заключалось в возникновении в стране феномена "двоевластия": Совета рабочих депутатов и Временного правительства. Председателем Петросовета был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, товарищами председателя - трудовик (позднее эсер) А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев. 2 марта было сформировано Временное правительство во главе с министром-председателем и министром внутренних дел - князем Г.Е. Львовым (бывшим председателем Земгора). 5 марта 1917 г. специальным указом власть на местах передавалась губернским и уездным комиссарам Временного правительства. Должность губернатора упразднялась. Сложившаяся политическая ситуация в стране не консолидировала, а еще более расколола российское общество. В результате и сам вопрос о власти не получил законченного решения. Определение формы государственного строя было отложено до Учредительного собрания, сроки созыва которого не назывались. Все это привело к углублению революционного процесса в послефевральский период.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.80.90 (0.011 с.)