Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Геодезические работы при инженерных изысканияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
§ 57. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Изыскания – это комплекс проблемных, экономических и технических исследований района предполагаемого строительства, с целью получения данных, необходимых для решения основных вопросов проектирования, строительства и эксплуатации сооружений. Для выявления общих перспектив строительства в намеченном районе проводят проблемные изыскания для составления технико-экономического доклада о перспективах развития данного района (ТЭД) и технико-экономических обоснований строительства отдельных объектов (ТЭО). Проблемные изыскания служат обоснованием для планирования последующих инженерных изысканий: экономических и технических. Экономические изыскания проводят для определения географического района (пункта) размещения и экономической целесообразности строительства, реконструкции или расширения существующего объекта. Технические изыскания включают в себя инженерно-геодезические, инженерно-геологические, гидрологические, гидрогеологические, почвенные, климатологические, изыскания месторождений местных стройматериалов, обследование существующих инженерных сооружений и сбор исходных данных для составления проекта организации строительства и смет. В состав инженерно-геодезических изысканий входят: сбор и анализ имеющихся на район строительства топографо-геодезических материалов прошлых лет; создание планово-высотных съемочных геодезических сетей; топографические съемки (наземные и аэрокосмические) в масштабах 1:500-1:10000, включая съемки подземных и наземных сооружений; обновление топографических планов прошлых лет в масштабах 1:500-1:10000; подготовка цифровых моделей местности; трассирование линейных сооружений и закрепление трассы и ее сооружений на местности; привязка инженерно-геологических выработок, геофизических точек; геодезические работы при производстве гидрометеорологических изысканий; геодезические работы для изучения опасных геологических процессов (например, оползни, карсты, осыпи, переработка берегов водохранилищ и т. д.); геодезические работы для проектирования реконструкции и технического перевооружения существующих предприятий, зданий и сооружений, включая съемки наземных и подземных сооружений, съемки существующих автомобильных дорог, гидромелиоративных систем и т. д.; оформление и тиражирование материалов инженерно-геодезических изысканий. Назад
§ 58. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Состав, объемы и точности геодезических работ при строительстве инженерных объектов должны обеспечивать при размещении и возведении объектов строительства соответствие их геометрических параметров содержанию проектной документации, требованиям строительных норм и государственных стандартов. Геодезические работы являются неотъемлемой частью технологического процесса строительного производства и их осуществляют по единому графику для данного объекта строительства, увязанному со сроками выполнения строительно-монтажных и специальных работ. При строительстве крупных и сложных инженерных объектов (например, тоннелей, титульных мостовых переходов, аэродромов) нередко требуется разработка проекта производства геодезических работ. В состав геодезических работ для строительства входят: создание геодезических разбивочных сетей объектов строительства; разбивка внутриплощадочных, линейных сооружений и их элементов, временных зданий и сооружений; создание внутренних разбивочных сетей зданий и сооружений (тоннелей, мостов, путепроводов и т. д.) и производство детальных разбивочных работ; геодезическое сопровождение работой строительных машин и механизмов; геодезический контроль строительно-монтажных работ и производство исполнительных съемок с подготовкой исполнительной геодезической документации; геодезические наблюдения за деформациями зданий и сооружений и их частей. Геодезические изыскания выполняют в соответствии с техническим заданием, которое содержит: наименование объектов и их общую характеристику, указание о стадиях проектирования; данные о местоположении и границах участков работ; сведения о целевом назначении, видах и объемах геодезических и топографических работ; данные о площадях и масштабах съемок, о высотах сечения рельефа по отдельным участкам; указания об очередности производства работ и сроках выдачи материалов; особые требования к выполнению работ. К техническому заданию прилагается схема или выкопировка с плана (карты) с указанием границ участков работ. Основываясь на техническом задании, составляют проект или программу производства геодезических изысканий. Проект составляют при выполнении комплекса разнообразных и сложных работ, требующих предварительной разработки специальных методов их выполнения и расчета точности создаваемых геодезических сетей, а также при инженерных изысканиях для строительства крупных и сложных предприятий и сооружений или при производстве работ в сложных природных условиях (в районах распространения оползней, селей, лавин, карста и т. д.). Программа производства геодезических изысканий составляется при выполнении несложного комплекса работ, не требующих разработки специальных методов их производства и расчета точности геодезической основы, создаваемой по типовым схемам. Проект (программа) на геодезические изыскания составляется на полный комплекс этих работ и является документом, определяющим состав, методы и сроки выполнения работ, а также их объемы и сметную стоимость. Проект (программа) состоит из текстовой части и приложений. Текстовая часть содержит следующие разделы: общие сведения; краткая физико-географическая характеристика района работ; геодезическая и топографическая изученность района работ; проектируемые опорные и съемочные геодезические сети; топографические съемки; съемка подземных коммуникаций и сооружений; привязка инженерно-геологических выработок и других точек; технический контроль и приемка работ; сроки, объемы и стоимость проектируемых работ; перечень выпускаемых материалов. В случае, когда перечисленные разделы не охватывают все виды работ, предусматриваемые заданием, в проект (программу) включают дополнительные разделы. В приложениях к проекту (программе) на геодезические изыскания приводятся: копия технического задания заказчика; схема проектируемых опорных и съемочных геодезических сетей; картограмма расположения участков топографических съемок с разграфкой листов планов; чертежи геодезических знаков; проект привязки инженерно-геологических выработок и других точек. На топографическую съемку застроенных территорий, как наиболее сложную, необходимо обращать особое внимание. В существующих городах, для проектирования реконструируемых и для вновь прокладываемых улиц, а также во многих случаях проектирования различной застройки на новых территориях обязательно используется геодезический фонд города, а в случае отсутствия тех или иных материалов производится геодезическая съемка. В соответствии со СНиП II-9-78 «Инженерные изыскания для строительства» при инженерно-геодезических изысканиях устанавливаются следующие масштабы съемок и высоты сечения рельефа в метрах: 1:10 000………………………5; 2; 1 1:5000……………………….. 5; 2; 0,5 1:2000………………………. 2; 1; 0,5 1:1000……………………….. 1; 0,5 1:500………………………… 1; 0,5 Для разработки проектов детальной планировки съемку магистралей и площадей выполняют в масштабе 1:2000. Для сложных объектов все съемки ведут в масштабе 1: 500. В отдельных случаях выполняют съемку в масштабе 1: 200 с высотой сечения рельефа 0,5-0,25м. Такую съемку выполняют для составления планов отдельных участков промышленных предприятий и улиц (проездов, переходов) городов с густой сетью подземных коммуникаций. Когда позволяет точность проектирования, топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1: 2000, 1:1000, 1:500 разрешается увеличивать соответственно до планов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1: 200. Получив из геодезического фонда города геодезический материал, который называют «геодезическая подоснова» (геоподоснова), в обязательном порядке выполняют съемку текущих изменений. На плане геоподосновы в масштабе 1: 500, а для сложных участков в масштабе 1: 200, указываются изменения границ проезжих частей, газонов, тротуаров, все элементы городских улиц и дорог, все контуры застройки, входы в здания, приямки, окна первого этажа, полуподвала или подвала, въезды в кварталы и дворы. На геоподоснове указывают линии застройки и элементы строящихся зданий и сооружений. Геоподоснову корректируют не только по ситуации в плане, но и в высотном отношении по отметкам всех характерных мест. Помимо корректировки геоподосновы, в геодезические изыскания входит составление продольного профиля по оси или по лоткам проезжей части улицы с точками через каждые 20м. Кроме того, строят поперечные профили через каждые 20м и дополнительно во всех характерных местах. К характерным местам относятся: пониженные точки рельефа, пересечения, примыкания и ответвления других улиц, трамвайных путей, железных дорог, положение существующих различных сооружений, опор воздушных проводок и т. д. Для воздушных линий (электропередач, связи) обязательно определяют направление пересечений и высоту подвески проводов в самой низкой точке и над осью улиц или дороги. В условиях нового строительства при равнинном рельефе, как исключение, допускается разбивка точек профиля и поперечников не через 20, а через 50м. Продольный профиль городских дорог, улиц и площадей составляют по оси проезжей части или по лоткам в масштабах: горизонтальном – 1:1000 и 1:500, вертикальном – 1:100 и 1:50. Поперечные профили составляют в масштабах: горизонтальный – 1:200, вертикальный – 1:100. На поперечных профилях показывают горизонтальное расстояние и высотные отметки всех характерных точек. Причем, если изыскания выполняют для разработки проекта реконструкции городской дороги или улицы, поперечники необходимо продлевать на внутриквартальные территории через имеющиеся разрывы между зданиями или ворота для въезда во дворы. В тех случаях, когда в материалах архитектурно планировочного задания отсутствуют необходимые данные о размерах существующего транспортного потока (интенсивность движения в часы пик, право- и левоповоротные потоки) и его составе (автомобили легковые, грузовые с разбивкой по грузоподъемности, автобусы, троллейбусы, трамваи и т. д.), а также об интенсивности пешеходного движения, получение этих сведений включается в состав изыскательских работ. Эти сведения устанавливают специальными подсчетами в часы пик в наиболее напряженных местах. Такие же наблюдения и подсчеты выполняют в тех случаях, когда между периодом разработки проекта планировки (архитектурно-планировочного задания) и изысканиями для технического проекта имеется значительный перерыв. В состав изыскательских работ входит сбор данных, а в случае необходимости, и натурные обследования, выполняемые для расчета водосточной сети, определения площади водосборных бассейнов, коэффициентов стока. А также сбор данных о существующей водосточной сети от истоков до устья, о системе водоотвода и способах осветления стока. На жилые и нежилые строения, попадающие в зону строительства городских улиц, дорог и площадей, составляют ведомости, в которых указывают адрес строения, назначение, материал строения, этажность, площадь застройки, объемы застройки, заселенность, владельца строения.Ведомость инвентаризации жилых и нежилых строений дополняют документом о степени износа строений, который составляется межведомственной комиссией. В процессе изысканий собирают данные о существующих зеленых насаждениях. Все насаждения, попадающие в зону строительства городских улиц, дорог и площадей, подлежат таксации, их наносят на геоподоснову. Дендролог составляет на них перечетную ведомость, в которой указывает название пород деревьев, количество деревьев и кустарников в штуках, диаметр, возраст, высоту, состояние и некоторые другие данные. Отдельно стоящие деревья ценных пород должны быть показаны на плане с отметкой их высотного положения. На планах застроенных территорий в масштабах 1:5000-1:500 не показывают переносные и временные сооружения, находящиеся внутри проездов и дворов (ларьки, палатки, киоски и т. д.); временные заборы и сооружения на строительных площадках. На планах застроенных территорий в масштабе 1:5000 не показывают нежилые строения площадью менее 1,5 мм2 на плане; границы и заборы владений внутри кварталов, приусадебные огороды; палисадники, тротуары; линии связи и электропередач низкого напряжения; выходы подземных коммуникаций в городах и на промышленных площадках; стенные марки и реперы. Рельеф местности изображают горизонталями в сочетании с отметками точек и условными знаками обрывов, скал, воронок, ям, оврагов, оползней и др. При изображении характерных форм рельефа (гор, котловин, седловин, пойм рек, террас и др.) проводятся полугоризонталии вспомогательные горизонтали. Определяют высоты плотин, мостов, верха и подошвы насыпей, шлюзов, пересечений дорог, колодцев и т. д. При высоте сечения рельефа более 1м пикеты вычисляются до 0,01м и подписываются на плане с точностью до 0,1м. При высоте сечения рельефа менее 1м высоты пикетов вычисляются и подписываются на плане до 0,01м. На каждом квадратном дециметре плана подписывают не менее 5 отметок характерных точек местности. На топографических картах и планах подписывают названия населенных пунктов, улиц, рек, озер, источников, болот, лесов, гор, хребтов, лощин и других географических объектов. Геодезические изыскания, проводимые для проектирования линейных сооружений, имеют свои отличия от изысканий стройплощадок под промышленные предприятия, городские и другие виды застройки. Назад
§59. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЯХ ТРАСС ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ Трассой называется ось проектируемого сооружения линейного вида, обозначенная на местности или нанесенная на карте, фотоплане или цифровой модели местности. Основными элементами трассы являются план: – ее проекция на горизонтальную плоскость и продольный профиль – вертикальный разрез по проектируемой линии сооружения. В плане трасса состоит из прямых участков разного направления, сопрягающихся между собой горизонтальными кривыми постоянного и переменного радиуса кривизны. В продольном профиле трасса состоит из линий различного уклона, соединяющихся между собой вертикальными круговыми кривыми. На ряде трасс (электропередач, канализации) горизонтальных и вертикальных кривых не проектируют. При построении продольного профиля трассы вертикальный масштаб для наглядности делают в 10 раз крупнее горизонтального. Для характеристики местности в направлениях, перпендикулярных к трассе, составляют поперечные профили в одинаковом горизонтальном и вертикальном масштабах, например 1:100. К трассе предъявляют определенные требования, которые устанавливаются в соответствии с техническими условиями на ее проектирование. Для дорожных трасс с твердым покрытием основными требованиями являются плавность и безопасность движения с расчетными скоростями. К трассам каналов и самотечных трубопроводов предъявляют требования по обеспечению требуемых уклонов с целью соблюдения проектных режимов их работы. Наиболее полной по объему и одновременно наиболее типичной является программа геодезических работ применительно к дорожным изысканиям; сущность ее сводится к следующему. Комплекс изыскательских работ по выбору трассы, согласно техническим и экономическим условиям, называется трассированием. Проектирование трассы по топокартам, планам, аэросъемочным материалам и цифровой модели местности называется камеральным трассированием. Перенос запроектированной трассы на местность, с уточнением ее положения и закрепления в натуре, называется полевым трассированием. Камеральное трассирование дороги выполняется в следующем порядке. Вначале на карте мелкого масштаба намечают в первом приближении наиболее целесообразное направление дороги. За тем на планах более крупного масштаба (1:5000, 1:10000) изучают возможные варианты трассы и выбирают оптимальный вариант. Обычно трассу приходится проектировать, обходя различные препятствия – жилые кварталы и ценные земли, болота, обеспечивая мостовой переход в наиболее узком месте реки, уменьшая уклон дороги и т. п. В процессе полевого трассирования утвержденный вариант трассы переносится на местность по координатам вершин углов поворота или по данным их привязки к местным предметам. По трассе прокладывается теодолитный ход. Вдоль трассы разбивают пикетаж. Для чего от ее начального пункта, называемого нулевым пикетом, последовательно откладывают отрезки по 100м. Концы каждого из них закрепляют деревянными кольями – пикетами, сокращенно обозначаемыми ПК0, ПК1, ПК2 и т. д. При таком счете номер пикета указывает расстояние в сотнях метров, пройденное от начала трассы. Кроме того, кольями обозначаются точки перегиба скатов, т. е. точки, где меняется уклон местности, а также места пересечения трассы с реками, дорогами, подземными и наземными коммуникациями. Положение каждой из таких точек, называемых плюсовыми, определяется ее расстоянием от ближайшего младшего пикета.
Рис. 76. Пример пикетажного журнала
Для обеспечения плавного движения транспорта в местах поворота трассы ее смежные прямые участки сопрягаются кривыми, чаще всего круговыми, т. е. дугами окружностей определенного радиуса. При проходе трассы по косогору с поперечным уклоном более 0,200 на местности разбиваются перпендикулярные к трассе линии – поперечники. Длины поперечников назначаются в зависимости от ширины дороги. При разбивке поперечника закрепляют кольями его концы, точку пересечения с трассой, а также точки перегиба скатов. Одновременно с разбивкой пикетажа и кривых ведется съемка ситуации прилегающей к трассе местности в полосе шириной по 100м с каждой стороны трассы. Результаты съемки заносятся в пикетажный журнал (рис. 76), в котором трасса изображается условно в выпрямленном виде, а углы поворота указываются стрелками. Пикетажный журнал ведется в крупном масштабе, например, 1:2000. В случае сложной ситуации и_рельефа с большим количеством плюсовых точек применяют более крупный масштаб; для местности с однообразной ситуацией и слабо выраженным рельефом масштаб пикетажного журнала уменьшают. На завершающем этапе изысканий производится техническое нивелирование трассы в прямом и обратном направлениях. В прямом ходе нивелируются пикеты, плюсовые точки, главные точки кривой и поперечники; в обратном ходе – только пикеты. Для этого нивелир устанавливают посередине между пикетами и берут отсчеты по черной и красной сторонам реек, стоящих на пикетах. Плюсовые точки, ось и концы поперечника, а также главные точки кривой нивелируют, отсчитывая только по черной стороне рейки. При нивелировании крутых скатов бывает невозможным сделать отсчеты по установленным на пикетах рейкам, так как визирный луч проходит или выше рейки, или ниже ее. В таких случаях для связи двух пикетов используют плюсовые точки либо выбирают одну или несколько вспомогательных точек, называемых иксовыми, и с их помощью передают отметку с заднего пикета на передний. Необходимым условием полевого трассирования является привязка трассы к реперам государственного нивелирования. В этом случае допустимая невязка в превышениях вычисляется по формуле
fh = ± 50мм , где L – длина трассы в километрах. По данным нивелирного и пикетажного журналов составляется продольный профиль трассы. В связи с широким внедрением в геодезическое производство электронных методов измерения расстояний для стадии технического проекта предложен новый способ трассирования линейных сооружений, названный беспикетным. По вынесенной на местность трассе сооружения прокладывается полигонометрический ход, в котором измеряются длины сторон и расстояния между створными знаками, расположенными по трассе через 500м. Затем по створу трассы нивелируются одни только створные точки и характерные точки рельефа; расстояние до последних определяют нитяным дальномером зрительной трубы нивелира. Положение и отметки стометровых пикетов определяют графически по профилю, построенному на основе нивелирования створных и плюсовых точек. В настоящее время развитие аэрофотосъемки и методов ее обработки позволяет сократить сроки изыскательских работ в 2-3 раза. Такое повышение эффективности изысканий обеспечивается заменой полевого трассирования на первой стадии проектирования камеральным трассированием по аэроснимкам на стереоприборах. Используя пространственное изображение местности, на снимках стереопары намечают положение основных пунктов трассы, разбивают пикетаж, кривые, поперечникии определяют отметки всех точек трассы фотограмметрическим нивелированием. Назад
§ 60. ЭЛЕМЕНТЫ КРУГОВЫХ КРИВЫХ. ВЫНОС ПИКЕТА НА КРИВУЮ
Чтобы разбить круговую кривую, достаточно определить на местности положение ее трех главных точек, (рис. 77): начала кривой А, середины кривой В ' и конца кривой С (сокращенно НК, СК и КК). Для этого от вершины угла поворота В нужно отложить отрезки ВА=ВС=Т, а вдоль биссектрисы угла –отрезок ВВ'. Эти отрезки обозначаются соответственно через Т и Б и называются тангенсами и биссектрисой кривой. Кроме того, необходимо знать длину кривой К и величину домера Д, т. е. разность между двумя тангенсами и длиной кривой. Все указанные элементы кривой могут быть найдены по измеренному углу поворота θ и заданному проектом радиусу R из следующих соотношений:
. (60.1)
.(60.2) . (60.3) Д = 2 Т – К. (60.4) В формуле (60.3) ρ – коэффициент перевода угла из градусной меры в радианную.
Рис. 77. Круговая кривая Рис. 78. Вынос пикета на кривую
На практике все элементы кривой выбираются из специальных таблиц по аргументам θ и R. Расстояния по трассе считаются по кривым, а разбивка пикетажа ведется вдоль тангенсов. Поэтому чтобы учесть разницу между длиной двух тангенсов и кривой, все пикеты за вершиной угла смещаются на величину домера. При больших радиусах кривых длины тангенсов могут достигать нескольких сотен метров и разбивка начала и конца кривой от вершины угла становится неудобной. В этом случае рассчитывают главные точки кривой в пикетных обозначениях. Пусть, например, радиус кривой R= 100м, вершина угла поворота 6=38034' находится на расстоянии 30м от пикета 2 (сокращенно ПК2+З0,00 м). Выбрав из таблиц остальные элементы кривой Т= 34,99м, К= 67,31 м и Д =2,66 м, вычисляют пикетные обозначения начала и конца кривой по следующей схеме: Уг.№ 1 ПК2 + 30,00 м – Т 34,99 м ------------------------------------------------------------- НК ПК1 + _ 95,01 м____________________ + К 67,31 м ------------------------------------------------------------- КК ПК2 + 62,32 м
Из приведенной схемы видно, что разбивка начала и конца кривой сводится к отложению расстояний 95,01м и 62,32м соответственно от ПК1 и сдвинутого вперед на величину домера ПК2. Независимо от длины кривой эти расстояния всегда будут меньше 100м. Все пикеты, находящиеся на тангенсах, должны быть вынесены на кривую. Для этого необходимо определить их прямоугольные координаты относительно условного начала, расположенного в начале или конце кривой. Пусть на кривую радиуса R требуется вынести пикет под номером n, предыдущий пикет n– 1 находится на расстоянии l от начала кривой (рис.78). По длине дуги К = 100м – l и радиусу R прямоугольные координаты пикета n вычисляются по формулам
(60.5) , (60.6) где . Таким образом, для выноса данного пикета на кривую нужно отложить от начала кривой НК взаимно перпендикулярные отрезки xn и уn; пикеты, расположенные за вершиной угла, выносятся на кривую от конца кривой. Назад
ГЛАВА 11
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.01 с.) |