Отношения и пропорции – практическое применение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения и пропорции – практическое применение



Posted in

· Строительное проектирование (Нойферт)

 

· Система измерений

В древних классических сооружениях и постройках средних веков пропорции, характерные для приведенных выше геометрических фигур, применялись как для назначения основных размеров сооружений в осях, главным образом в плане и иногда в разрезе (рис. 2), так и для назначения расстояний и просветов между элементами в основном на фасадах и в архитектурных деталях (рис. 1). В наше время построение пропорций в строительном проектировании основывается на работе А. Тирша «Справочник архитектора», где впервые приведены примеры практического применения теории пропорций, основанной на принципах подобия.

 

1. Пропорции угла фронтона дорического храма, построенного на основе отношений золотого сечения (по Месселю) 2. Пропорции греческого храма в плане и разрезе, построенные по тому же принципу (рис. 1)

 

Его ученик Теодор Фишер опубликовал обстоятельное исследование «строительных секретов» зодчих древности, однако не привел каких-либо новых практически ценных сведений.

Архитектор Ле Корбюзье и ряд других современных архитекторов широко использовали в своей практической деятельности теорию пропорций А. Тирша. Их работы в противоположность работе Т. Фишера были направлены на научное обоснование эстетических принципов выбора соотношений между отдельными элементами здания.

  3. Пропорции евангелической часовни в плане и разрезе во многом совпадают. Этот принцип не был положен в основу проекта, а был установлен при позднейших исследованиях архит. Бартнинга и автора. 4. Обязательные пропорции, принятые в японских сокровищницах, почти в точности повторяются во многих памятниках. Основные соотношения Н/2, Н/4, Н/8, Н/16 представляют собой ряд чисел, полученных делением пополам

Десятичная система исчисления, а также чертежные угольники в 45° и 60°, которыми пользуются архитекторы, уже сами по себе вносят в каждый чертеж определенное единство масштаба и пропорций. Применяя пропорциональный циркуль, установленный в золотом сечении, и ограниченное число модульных размеров, можно сознательно получить желаемые соотношения. Не только сводчатые готические сооружения, но и современные каркасные здания построены на основе определенной системы назначения размеров, которая не только отвечает требованиям строительного производства, но и способствует созданию законченного архитектурно-художественного образа сооружения. В противовес внешней декоративности и красивости сооружений в стиле рококо для современных сооружений характерны членения, вытекающие из закономерностей их структуры. Подобной законченностью отличались сооружения античности, готики, ренессанса, классицизма, относящиеся к высшим достижениям европейской архитектуры.

Совершенно четко сформулированные правила этих закономерностей мы находим также у народов Востока с древней культурой (рис. 4); народов Индии в труде «Манасара», у китайцев в системе модулирования «тоукоу», но прежде всего у японцев в их методе «киварихо», который, обеспечивая сохранение традиционных национальных форм, способствует высокой экономичности строительства.

 

1. Основной размер А = 108 см. удвоенный размер В = 216 см. Увеличение основного размера А на 67 см даёт размер С = 175 см, уменьшение размера В на 133 см даёт размер D = 83 см. 2. Человеческая фигура – основа системы пропорций 3. Система «Модулор»
4. Физическое выражение числовых значений

 

 

Основываясь на том, что строение человеческого тела подчинено отношениям золотого сечения, архитектор Ле Корбюзье (Франция) предложил систему пропорций для применения в архитектуре. За основу им приняты три величины, характерные для человеческого тела: расстояние от подошвы стопы до пупка, от пупка до верха головы и от головы до кончиков пальцев вытянутой кверху руки; эти величины образуют числовой ряд Фибоначчи, подчиненный отношениям золотого сечения.

Первоначально Ле Корбюзье исходил из среднего роста европейца, равного, как известно, 1,75 м.; деля эту величину пропорционально отношениям золотого сечения, он получил числовой ряд 108,2—66,8—41,45—25,4 см. Поскольку последний размер почти точно равен 10 дюймам, в системе Ле Корбюзье обнаруживается точка совпадения метрической и футо-дюймовой системы мер; однако в остальных, более крупных членах числового ряда таких совпадений больше не встречается.

Из этих соображений Ле Корбюзье в 1947 г. принял за основу своего ряда рост человека в 6 англ. футов = 1828,8 мм и составил так называемый «красный» числовой ряд, подчинённый отношениям золотого сечения и идущий как в восходящем, так и в нисходящем направлениях (см. табл.). Поскольку модульные величины этого ряда слишком велики для практического применения, им предложен еще так называемый «синий» числовой ряд, в основу которого положена величина 2,26 м (расстояние от подошвы ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх руки); значения модульных величин «синего» ряда равны удвоенным величинам «красного» (см. табл.).

Полученные путем математических вычислений дробные числа округлены до целых сантиметров; отклонения от так называемых расчетных величин допускаются в пределах ± 1 мм. При переводе этих величин в дюймы получается новый, независимый от первого числовой ряд.
Однако округление до целых сантиметров или дюймов привело к тому, что модульные значения «красного» и «синего» рядов не всегда удается согласовать между собой; ведь нельзя же i согласиться, что 2 х 6=13, 2 х 16 = 33, 2 х 27 = 53 или 13 + 8 = 20.

Практические задачи стандартизации требуют точного согласования модульных размеров строительных элементов для обеспечения серийного и поточного заводского их изготовления.

Хотя в основу своей системы Ле Корбюзье положил рост человека 6 футов вместо нормального роста 1,75 м, основные числовые значения его ряда достаточно близки к величинам числового ряда, полученного на основе модуля, равного 1/8 м (125 мм); например, общая высота человека с поднятой рукой 2260 мм (по ряду Ле Корбюзье) весьма близка к модульному размеру 2250 мм (по ряду с модулем 1/8 м).

Если бы Ле Корбюзье более тщательно отнёсся к разработке своей теории пропорций на основе золотого сечения, то он неизбежно пришел бы к числовому ряду, являющемуся синтезом десятичной и восьмеричной модульных систем, с числовым рядом на основе модуля, равного 1/8 м (125 мм), члены которого связаны между собой отношениями золотого сечения.

 

8. Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — вДревнем Риме

. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.

Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

]История

Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие, ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была забыта на много веков. Только в XV веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV - XIX веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика. Однако в XIX веке такой подход был поставлен под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям [1] .

[Структура

Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера[ неизвестный термин ]. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части

1. карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.

2. фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.

3. архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.

9. Коло́нна (греч. κιων, στύλος, лат. columna) в архитектурестолб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).

Колонна также может не поддерживать какой-либо массивный строительный элемент, а служить декоративным или триумфальным украшением, например, со статуей на вершине или просто стоять перед фасадом, держа только отрезки антаблемента, но не неся всю его нагрузку (см. раскрепованный ордер).

Элементы колонны

§ База — нижняя часть, которая переносит нагрузку на основание. Необязательная, например в классическом дорическом ордере её нет, хотя Палладио использовал.

§ Ствол — собственно основная часть колонны. В классической архитектуре часто украшался канелюрами.

§ Капитель — верхняя часть, распределяющая нагрузку с верхних элементов, тоже, как и база, может отсутствовать. Является самым выразительным элементом ордера.

§

КОЛОННА (лат. Columna – круглый столб) – вертикальная опора, архитектурно оформленный столб, несущий на себе тяжесть вышележащих частей, обычно круглая в поперечном сечении (редко другой формы), наделенный капителью и в большинстве случаев базой.

Виды колонн. К вертикальным опорам можно отнести колонну, столб, пилястр, атланта, кариатиду, а также колонну вотивную, гаторическую, канделябровую, ростральную, триумфальную колонну, связанную, служебную, ордерный столб, трехчетвертную колонну.

Пилястр (фр. piastre, от лат. pila – столб) – плоский вертикальный выступ стены, повторяющий колонну в основных пропорциях и формах.

Атлант (греч. Atlas – мифологический герой-носитель небесного свода) – мужская фигура (полуфигура), держащая тяжесть антаблемента. Применяется как замена колонн в дорическом ордере (портик атлантов Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, 1844–1849, скульптор А.И.Теребенёв) или как кронштейны, несущие балкон (ратуша в Тулоне, 1656–1657, скульптор Пьер Пюже).

Кариатида (греч. karyatis, букв. – жрица храма Артемиды в Кариях в Древней Греции) – скульптура, изображающая женскую фигуру, которая поддерживает перекрытие здания. Заменяет ионическую или коринфскую колонну или пилястр (портик кариатид храма Эрехтейона на Акрополе, ок. 421–406 до н.э.).

Вотивная колонна (лат. columna votivus – связанный с обетом, votum – обет) – отдельно стоящая колонна с изображением вотивных предметов, т.е. посвященных божествам, для исцеления, удовлетворения просьбы. Устанавливались на священном участке у античных храмов.

Канделябровая колонна – имеет различное сечение: то увеличивается, то суживается. Появилась в эпоху Ренессанса.

Ростральная колонна (лат. columna rostrata – украшенная частями трофейных кораблей) – отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. Воздвигались в честь морских побед или как символ могущества страны. Возникла в Древнем Риме в честь победы над Карфагеном и установлена на Римском форуме.

Триумфальная колонна – отдельно стоящая колонна, ствол которой часто украшен рельефом и, которую обычно венчает статуя. Встречаются в искусстве Древнего Рима (колонна Траяна в Риме, 111–114). В средних веках на них устанавливали крест или скульптуру святого. Колонны в Венеции: на одной (1293) – фигура крылатого льва, символа св. Марка, на другой (1329) – скульптура св. Федора Стратилата, покровителя Венеции. На Вандомской площади Парижа установлена колонна в честь Наполеона (1806–1810) (архитекторы Ж.Гондуэн и Ж.-Б.Леперо), в Санкт-Петербурге – Александровская колонна (1830–1834), воздвигнутая в память победы в Отечественной войне 1812 (архитектор Огюст Монферран, скульптор Б.И.Орловский).

Фронтон

[ править ]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

О римском писателе см.: Марк Корнелий Фронтон

Верхняя часть здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах.

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontisлоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.

[ править ]Основные виды

§ Килевидный — напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества.

§ Лучковый — дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным.

§ Полукруглый — с полуциркульным завершением.

§ Прерванный — с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг.

§ Разорванный — с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения.

§ Раскрепованный — с выступающими вперёд частями — раскреповками (см.: Раскрепованный ордер).

§ Самцовый — сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены.

§ Ступенчатый — в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.

§ Трапециевидный — в виде трапеции.

§ Треугольный — в виде равнобедренного треугольника

Архитектурные детали стен

Сандрик — деталь, выполняемая над оконным или дверным проемом, выступает за плоскость стены над наличником карниза, увенчанного фронтоном. Сандрик может быть выполнен как над прямоугольным, так и над криволинейным проемом. Русты — горизонтальные борозды на глубину 30—60 мм в кладке наружной стены, располагаются через четыре-восемь рядов. Русты делят фасад на пояса, создавая рельефную поверхность. Кладка архитектурных деталей из профильного, прямоугольного кирпича ведется одновременно с кладкой наружных и внутренних стен. Пояски и карнизы выкладываются из кирпичей, выступающих в виде кронштейнов. Выполняются кронштейны из лицевого кирпича, который ставится или на ребро, или кладется плашмя. Поля между кронштейнами заполняются обыкновенным или профильным кирпичом или художественными вставками.

Все выступающие ряды в карнизах, поясках и др., независимо от перевязки кладки, выполняют из целых кирпичей. Причем свес каждого ряда кладки не должен превышать 1/3 кирпича, а общий свес неармированного карниза должен составлять 1/2 толщины стены. Карнизы, общий вынос которых составляет более 1/2 толщины стены, выполняются с использованием армирования кирпичной кладки на растворе марки 25 или из железобетонных элементов, заанкериваемых в кладке. Кладка всех архитектурных элементов выполняется в соответствии с проектом. Чтобы придать кирпичу требуемую форму, его вытесывают. Свешивающиеся ряды карнизов, поясков, сандриков и других деталей выполняют из обыкновенного (полнотелого) или специального (профильного) лицевого кирпича, даже если кладка ведется из пустотелого кирпича.

Для кладки архитектурных деталей применяют также керамические камни, керамические, каменные, бетонные плиты и готовые детали, выполненные из бетона, керамики, природного камня. При оформлении наличников и откосов оконных и дверных проемов в устройстве поясков, карнизов и украшений фасадов применяют бетонные и железобетонные детали. Карнизы с керамическими деталями разрешается делать только вперевязку с кладкой напуском. Причем общий вынос не превышает половины толщины стены. Архитектурными деталями из природного камня оформляют цоколи (рис. 71), наличники, откосы, пояски. Установка архитектурных деталей ведется в процессе кладки, но возможна и по ранее выложенной кладке, крепление крюками или костылями, которые заделываются в гнезда, или скобами, которые заделываются в швы кладки. Способы крепления указываются в проекте.

12. Энта́зис (от греч. ἔντασις, éntasis — напряжение), утоне́ние — плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении. Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны (фуста). Наряду с курватурой является одним из главных выразительных приёмов, используемых в классической ордерной архитектуре. греч. entasis - напряжение) – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

ПРОЁМ

[opening; Öffnung f; ouverture (f)] — отверстие в конструкциях здания (стенах, перегородках, перекрытиях). В зависимости от назначения проём может быть оконный, дверной, воротный и др.

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси.

Арки, перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки, для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.

Арки, поддерживающие барабаны в крестовокупольных храмах, называются подпру́жными.

Типы арок

По форме различают арки:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.58.213 (0.036 с.)