Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль экономического анализа в управлении производством

Поиск

Роль экономического анализа в управлении производством

Роль анализа в управлении производством обусловлена следующими обстоятельствами:

- повышение эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья;

- отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям;

- созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий.

Таким образом, руководитель предприятия должен принимать управленческие решения, основанные на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Недооценка роли анализа, ошибки в планах в современных условиях приносят чувствительные потери. Предприятия, на которых серьезно относятся к экономическому анализу, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

Активная роль анализа ставит перед ним ответственные задачи:

- установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

- обоснование текущих и перспективных планов;

- контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов;

- определение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности;

- поиск резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

- оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню экономики, использованию имеющихся возможностей;

- оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими с целью повышения доходности бизнеса;

- разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Экономический анализ как база принятия управленческих решений.

Базовые принципы экономического анализа:

- Принцип научности- познание объективной реальности функционирования экономической системы, влияния объективных факторов на ее изменение и развитие; применение научной методики и организации аналитических исследований.

- Принцип системности, исследование экономических явлений и процессов как сложных систем с функционально-структурным строением элементов взаимосвязи.

- Принцип комплексности определяется тем, что в анализе экономических явлений и процессов как сложных систем следует комплексно оценивать входные параметры функционально-структурного строения, их изменение и развитие на исследуемом объекте в пространстве и времени, количественные, качественные признаки, исходные (результативные) параметры этого процесса.

- Принцип конкретности и действенности экономического анализа означает целевую направленность исследований на конкретную практику и результативность в достижении поставленной цели.

- Принцип рейтинговой оценки предусматривает определение приоритетов в достижении поставленной цели, очередности осуществления мероприятий, направленных на целевое изменение и развитие экономических систем.

- Принцип демократичности, массовости экономического анализа предполагает участие в аналитическом процессе широкого круга заинтересованных лиц/

Содержание экономического анализа.

Предмет экономического анализа - хозяйственная деятельность предприятия, то есть совокупность всех хозяйственных процессов, проис­ходящих на предприятии и выраженных в конкретном числовом измере­нии и изучаемых на базе всех видов учета и в неучетной информации.

Общая цель экономического анализа - изыскание возможностей по­вышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Прикладная цель экономического анализа - научное обоснование управленческих решений.

Задачи экономического анализа

Задачи экономического анализа:

- комплексная оценка результатов коммерческой деятельности по важ­нейшим показателям: выручка от продаж, финансовые результаты, по­казатели эффективности хозяйственной деятельности, издержки про­изводства и обращения;

- оценка результатов коммерческой деятельности структурных подраз­делений предприятия: цехов, участков, филиалов, специализирован­ных отделов и служб. Определение влияния их деятельности на ко­нечные результаты предприятия, его эффективность;

- качественное и количественное исследование причин, повлиявших на результаты деятельности предприятия, то есть качественный и коли­чественный факторный анализ;

- выявление резервов улучшения деятельности предприятия, повыше­ния эффективности его производства, маркетинга, снабжения и т.п.;

- разработка вариантов мероприятий по использованию выявленных резервов и оценка их эффективности.

- подготовка рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений по внедрению наиболее эффективных вариантов мероприятий, улучшающих деятельность предприятия, его специализирован­ных функций;

- прогнозирование ожидаемых результатов деятельности предприятия.

Таким образом, экономический анализ является важнейшей функ­цией управления производством. Если не рассматривать такие функции управления, как организацию и контроль, о которых речь пойдет в разделах, посвященных диагностике предприятия, то управление производством включает четыре функции:

- планирование;

- учет;

- экономический анализ;

- регулирование.

Предмет и объекты экономического анализа

Предметом экономического анализа является раскрытие сущности экономических явлений и процессов, чтобы на этой основе дать правильную оценку достигнутых результатов, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в анализе.

Объектами экономического анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности. На промышленном предприятии это производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты, финансовое состояние предприятия и т.д.

Цели и этапы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Бухгалтерская отчетность – единая система показателей, отражающих состояние имущетсва организации и источников его формирования на отчетную дату, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Цель бухгалтерской отчетности – обобщение учетных данных за определенное время и представление их в наглядной форме заинтересованным пользователям.
Цель анализа – всестороння оценка финансового состояния организации для обеспечения принятия эффективных решений. Поскольку финансовая отчетность содержит ограниченную информацию, анализ этой отчетности называют также экспресс-анализом финансового состояния.

Этапы анализа финансовой отчетности:
- подготовительный – принятие решение о целесообразности анализа финансовой отчетности. На этой стадии проводится проверка бухгалтерской отчетности, определяется наличие всех необходимых форм и приложений, проверяется правильность занесения данных в отчетные формы;
- проведение горизонтального и вертикального анализов – цель заключается в выявлении состава, структуры и динамики ключевых показателей финотчетности;
- коэффициентный анализ – определяются аналитические коэффициенты, наилучшим образом характеризующие финансовое состояние исследуемого объекта.

Анализ деловой активности

Анализ деловой активности позволяет проанализировать эффективность основной деятельности предприятия, что характеризуется скоростью оборота финансовых ресурсов предприятия. Анализ деловой активности предприятия осуществляется путем расчета таких показателей:

- коэффициента оборотности активов,

- коэффициента оборотности дебиторской задолженности,

- коэффициента оборотности кредиторской задолженности

- коэффициента длительности оборотов дебиторской и кредиторской задолженностей

- коэффициента оборотности материальных запасов,

- коэффициента оборотности основных средств (фондоотдачи)

- коэффициента оборотности собственного капитала.

Коэффициент оборотности активов вычисляется как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к средней величине итога баланса предприятия и характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов независимо от источников их привлечения.

Коэффициент оборотности дебиторской задолженности рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой величине дебиторской задолженности и показывает скорость обращения дебиторской задолженности предприятия за период, который анализируется, расширение или снижение коммерческого кредита, которое предоставляется предприятием.

Коэффициент оборотности кредиторской задолженности рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой величине кредиторской задолженности и показывает скорость обращения кредиторской задолженности предприятия за период, который анализируется, расширение или снижение коммерческого кредита, которое предоставляется предприятию.

Срок погашения дебиторской и кредиторской задолженностей рассчитывается как отношение длительности отчетного периода к коэффициенту оборотности дебиторской или кредиторской задолженности и показывает средний период погашения дебиторской или кредиторской задолженностей предприятия.

Коэффициент оборотности материальных запасов рассчитывается как отношение себестоимости реализованной продукции к среднегодовой стоимости материальных запасов и характеризует скорость реализации товарно-материальных запасов предприятия.

Коэффициент оборотности основных средств (фондоотдача) рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных средств. Он показывает эффективность использования основных средств предприятия.

Коэффициент оборотности собственного капитала рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой величине собственного капитала предприятия и показывает эффективность использования собственного капитала предприятия.

 

 

25. А нализ уровня цен товара. Методы аналитического обоснования цен.

 

УРОВЕНЬ ЦЕН - средневзвешенное значение цен на товары и услуги, рассчитанное путем сопоставления цен текущего периода с ценами базового периода. Уровень цен может определяться по одинаковой или сходной продукции. Измерение динамики цен происходит по изменениям их уровня.

Для анализа уровня цен в процессе ценообразования используются показатели средних цен. Средние цены по видам продукции определяются путем деления стоимости товарной массы, выраженной в оптовых ценах предприятия, на объем товарной массы в натуральном выражении.

Уровень цен является определяющим в установлении рациональных внутриотраслевых и межотраслевых соотношений цен.

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (ЛЦИОч) можно определить следующим образом:

где Цн и Цп соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VPI1H- объем реализации продукции нового качества; \/РП0бщ ~ общий объем продаж /-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.

Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации 8 зависимости от рынков сбыта продукции.

Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

 

26 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

 

Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночной экономики имеет показатель рентабельности персонала (отношение прибыли к среднегодовой численности промышленно-производственного перонала):

 

 

 

Факторную модель данного показателя можно представить следующим образом:

где П — прибыль от реализации продукции; ППП — среднесписочная численность промышленно-производственного персонала; В — выручка от реализации продукции; ВП — стоимость выпуска продукции в действующих ценах; Rnnn- рентабельность персонала; R рп — рентабельность продаж; Дрп — доля выручки в стоимости выпущенной продукции; ГВ — среднегодовая выработка продукции одним работником в действующих ценах. Схематически эту взаимосвязь можно представить следующим образом (рис. 4)

Рис. 4. Схематическое представление взаимосвязи

 

Эта модель позволяет установить, на сколько изменилась прибыль на одного работника за счет уровня рентабельности продаж, удельного веса выручки в общем объеме произведенной продукции и производительности труда.

Прибыль на одного работника изменяется за счет:

а) производительности труда

б) удельного веса реализованной продукции в общем ее выпуске

в) рентабельности продаж

Данная модель удобна еще и тем, что позволяет увязать факторы роста производительности труда с темпами роста рентабельности персонала. Для этого изменение среднегодовой выработки продукции за счет i-roфактора умножить на плановый уровень рентабельности продаж и плановый удельный вес реализованной продукции в общем ее выпуске.

 

27 Взаимосвязь экономической (рентабельности активов) и финансовой (рентабельность собственного капитала) рентабельности.

Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Показатели рентабельности отражают прибыльность предприятия с разных позиций. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния.

Эк. рентабельность =QП/К*100%=Валовая прибыль/Капитал (активы)

Эк. рентабельность характеризует способность предприятия посредством привлечения и использования денежного капитала (фин ресурсов) генерировать валовую прибыль в процессе осуществления им производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.

Модель Дюпона является модифицированным факторным анализом, позволяющим определить, за счет каких факторов происходило изменение рентабельности.

Взяв в качестве целевой функции предприятия максимизацию его эк. рентабельности, можно увязать рент-ть использования капитала (активов) с другими категориями (показателями) фин-эк эффективности, что позволяет, в конечном счете, получить базовую формулу Дюпона для эк.рентабельности: Rк= Rц* КДАК

Т.о., рент-ть использования совокупного капитала зависит как от эффективности хозяйствования, которая оценивается как рен-ть оборота Rц,, так и от оборачиваемости совокупного капитала, представленного в формуле Дюпона коэффициентом деловой активности предприятия КДАК.

Для расчета фин рентабельности используется формула:

Фин рентабельность = QПчст/Ксоб*100%=Чистая прибыль/Собственный капитал

Эк. рентабельность характеризует способность предприятия посредством привлечения и использования собственного (акционерного) капитала генерировать чистую прибыль в процессе осуществления производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.

Наряду с базовой моделью Дюпона, может быть использована и производная формула, построенная для фин. рент-ти:

Rск =H пр*Kдак* F

Производная модель Дюпона регламентирует взаимосвязи между фин. рент-тью и обеспечивающими ее факторами: коммерческой маржой H пр, деловой активности предприятия КДАК и фин. рычагом предприятия F.

Коммерческая маржа показывает, какой результат использования активов дает каждый рубль оборота (обычно (КМ) выражается в процентах). По своей сути (КМ) - это рентабельность продаж или рентабельность реализованной продукции.

Финансовый рычаг - совокупное воздействие на уровень прибыли за счет собственного капитала и заемного финансирования.

 

 

28 Методы оценки кредитоспособности.

 

Для оценки кредитоспособности важна характеристика финансового положения заемщика. Она определяется на основе данных о деятельности предприятия, включая величину собственного капитала, данных о прибыльности, структуре оборотных активов, их оборачиваемости, составе и структуре источников оборотных средств и др. При этом важно, чтобы для оценки финансового положения и способности погашать ссуду использовались не только данные о соответствующих остатках, но и данные об их оборачиваемости и взаимосвязи скорости оборота различных статей актива и пассива.

Целесообразно использовать при оценке кредитоспособности показатели, характеризующие как структуру актива и пассива баланса, так и объем и сроки оборота различных вложений средств (по активу баланса). Такие данные могут быть использованы для сопоставления объема и сроков оборачиваемости по различным статьям актива и пассива, например, объема оборота по реализации продукции с данными об объеме и сроках оборачиваемости соответствующих статей пассива баланса. Такое сопоставление помогает полнее охарактеризовать кредитоспособность заемщика, чем сравнение подобных данных об остатках.

Кредитоспособность заемщика зависит от разных факторов, в том числе от его финансового положения - уровня обеспеченности собственными средствами, уровня рентабельности, наличия достаточного объема ликвидных активов, финансовой дисциплинированности заемщика и его контрагентов.

В литературе представлено несколько методов оценки кредитоспособности клиентов. Авторы одной из методик предлагают следующие способы оценки кредитоспособности:

на основе финансовых коэффициентов;

на основе анализа денежных потоков;

на основе анализа делового риска.

Каждый из них взаимно дополняет друг друга. Если анализ делового риска позволяет оценить кредитоспособность клиента в момент совершения сделки только на базе одной ссудной операции и связанного с ней денежного потока, то система финансовых коэффициентов прогнозирует риск с учетом его совокупного долга, сложившихся средних стандартов и тенденций. Анализ денежного потока клиента не только оценивает в целом кредитоспособность клиента, но и показывает на этой основе предельные размеры новых ссуд, а также слабые места управления предприятием, из которых могут вытекать условия кредитования.

Остановимся подробнее на каждом способе оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком.

Оценка кредитоспособности

на основе системы финансовых коэффициентов.

Анализ кредитоспособности - часть финансового анализа, который в кредитной работе представлен анализом финансового состояния заемщика. В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, т. е. относительные величины.

Главный принцип использования финансовых коэффициентов: каждый показатель должен отражать наиболее существенные стороны финансового состояния.

В мировой банковской практике применяют пять групп таких коэффициентов:

коэффициенты ликвидности и платежеспособности;

коэффициенты оборачиваемости;

коэффициенты финансовой устойчивости;

коэффициенты прибыльности;

коэффициенты обслуживания долга.

Анализ денежного потока –способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде. Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока денежных средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока делается в годовом разрезе, на срок до 90 дней – в квартальном и т.д.

Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых местах управления предприятием. Выявление слабых мест менеджмента используется для разработки условий кредитования, отраженных в кредитном договоре. Для решения вопроса о целесообразности и размера выдачи кредита на относительно длительный срок анализ денежного потока делается не только на основе фактических данных за истекшие периоды, но и на основе прогнозных данных на планируемый период. В основе прогноза величины отдельных элементов притока и оттока средств лежит их среднее значение в прошлые периоды и планируемые темпы прироста выручки от реализации.

Анализ делового риска – это исследование рисков, связанных с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях. Факторы делового риска можно сгруппировать по стадиям кругооборота.

1 стадия – создание запасов

2 стадия – стадия производства

3 стадия – стадия сбыта

Все данные методы ориентированы на оценку кредитоспособности предприятия, берущего кредиты на пополнение оборотных средств или на другие цели оперативного плана. Поэтому для оценки реальности возврата долгосрочных инвестиционных кредитов они практически не подходят.

 

 

29 Построение 5-факторной модели анализа финансового левериджа.

 

Коэффициент финансового левериджа определяется как отношение заемного капитала к собственному капиталу и прямо пропорционально влияет на уровень финансового риска компании и рентабельность собственного капитала (при условии, что стоимость привлечения заемных средств ниже рентабельности совокупного капитала).

Обычно для России за нормативное значение коэффициента финансового левериджа принимается равное 1 (соотношение 50 на 50 процентов), но для разных отраслей, разных по размеру, региону, коньюктуре рынков, традиции, рентабельности, сроку существования и т.д. предприятий, нормативное значение может существенно изменяться.
Как правило, при низкой скорости оборота капитала и низкой доли оборотных активов значение коэффициента финансового левериджа небольшое.

Изменение величины коэффициента финансового левериджа (плеча финансового рычага) можно представить в виде следующей пятифакторной модели (факторная модель предложена Савицкой Г.В.):

, где

DR - коэффициент финансовоголевериджа (DebtRatio), долей единиц;

LC - заемный капитал (LoanCapital), рублей;

TA - сумма активов (TotalAssets), рублей;

IC - инвестированный капитал, (InvestedCapital),рублей;

CA - оборотные активы (CurrentAssets), рублей;

WC - оборотный капитал (WorkingCapital) рублей;

EC - собственный капитал (EquityCapital), рублей.

Коэффициент финансового левериджа прямо пропорционален финансовому риску предприятия и отражает долю заемных средств в источниках финансирования активов предприятия. Формирование этой доли определяется следующими пятью соотношениями:

LC/TA - доля заемного капитала в общей сумме активов (коэффициент финансовой зависимости, чем меньше, тем финансово устойчивей),

IC/TA - доля инвестированного капитала в общей сумме активов (коэффициент долгосрочной финансовой независимости или коэффициент финансовой устойчивости,чем больше, тем финансово устойчивей),

CA/IC - доля оборотных активов в инвестированном капитале (коэффициент маневренности инвестированного капитала, чем меньше, тем финансово устойчивей),

WC/CA - доля собственного оборотного капитала в оборотных активах (коэффициент обеспеченности оборотным капиталом,чем больше, тем финансово устойчивей),

WC/EC - доля собственного оборотного капитала в собственном капитале (коэффициент маневренности собственного капитала, чем меньше, тем финансово устойчивей).

Тогда:

DR = Коэффициент финансовоголевериджа = Заемный капитал / Собственный капитал.
EC = Собственный капитал = Сумма активов - Заемный капитал.

Увеличение коэффициента финансового левериджа обусловлено, в большей мере, исходя из следующих условий:

- имея небольшие собственные средства управлять крупным предприятием с получением соответствующих выгод от эффекта масштаба, большего престижа и т.д.;

- риск деятельности компании при значительной доли заемных средств распространяется и на кредиторов;

- в случае, когда эффективность реализованных инвестиционных проектов с помощью заемного капитала выше стоимости заемных средств, то на соответствующую величину увеличивается рентабельность собственного капитала.

 

30 Анализ эффективности привлечения заемных средств.

 

Структура источников образования активов представлена основными составляющими: собственным капиталом и заемными (привлеченными) средствами. Их анализ необходим пользователям бухгалтерской отчетности, так как показывает:

1. степень обеспеченности организации собственным капиталом для осуществления непрерывной деятельности,

2. степень финансовой зависимости организации, виды и условия привлечения заемных средств, направления их использования, риск возможного банкротства фирмы в случае предъявления требований со стороны кредиторов о возврате суммы долгов.

Результаты анализа используются для оценки текущей финансовой устойчивости организации.

Необходимость пополнения оборотных средств обусловила привлечение краткосрочных кредитов и займов.

Заемный капитал характеризует величину обязательств организации перед третьими лицами: банком, поставщиками и подрядчиками, бюджетом, своими работниками и другими контрагентами. Финансовая устойчивость организации определяется при расчете соотношения собственных и заемных средств. В аналитической практике существует система показателей, позволяющая провести всестороннюю оценку финансовой устойчивости (по форме № 1).

1. коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Характеризует величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы организации:

2. коэффициент автономии (финансовой независимости). Данный показатель определяет долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования).

Чем выше значение коэффициента, тем более организация финансово устойчива:

3. коэффициент концентрации привлеченного капитала. Он связан с показателем финансовой независимости выражением

4. коэффициент маневренности собственного капитала. Характеризует часть собственного капитала, используемую для финансирования текущей деятельности:

5. коэффициент общей степени платежеспособности. Характеризует общую ситуацию с платежеспособностью организации, объемами ее заемных средств и сроками возможного погашения задолженности организации перед ее кредиторами:

6. коэффициент задолженности по кредитам банков и займам. Характеризует возможность покрытия задолженности по кредитам банков и займам суммой полученной выручки от продаж:

7. коэффициент платежеспособности по текущим обязательствам. Характеризует текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и сроки возможного погашения текущей задолженности перед кредиторами:

 

31 Анализ производственной мощности.

 

От уровня материально-технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности, объем выпуска продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.

Если производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в общей их сумме, росту себестоимости продукции и как следствие уменьшению прибыли. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие изменения произошли в производственной мощности предприятия, насколько полно она используется и как это влияет на себестоимость, прибыль, рентабельность, безубыточный объем продаж, зону безопасности предприятия и другие показатели.

Источниками информации для анализа являются "Баланс производственной мощности", "Отчет по продукции", "Отчет о затратах", "Отчет о прибылях и убытках" и др.

Под производственной мощностью предприятия подразумевается максимально возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства. Она может выражаться в человеко-часах, машинно-часах или объеме выпуска продукции в натуральном или стоимостном выражении. Производственная мощность предприятия не может быть постоянной. Она изменяется вместе с совершенствованием техники, технологии и организации производства и стратегией предприятия.

Степень использования производственных, мощностей характеризуется следующими коэффициентами:

Изучаются динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины их изменения, такие, как ввод в действие новых и реконструкция предприятий, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей.

Факторы изменения ее величины можно установить на основании отчетного баланса производственной мощности, который составляется в натуральном и стоимостном выражении в сопоставимых ценах по видам выпускаемой продукции и в целом по предприятию:

где Мк,Мн соответственно производственная мощность на конец и начало периода; Мс - увеличение мощности за счет строительства новых и расширения действующих предприятий; Мр - увеличение мощности за счет реконструкции действующих предприяти Мопт - увеличение мощности за счет внедрения оргтехмероприяти Мас - изменение мощности в связи с изменение ассортимента продукции с различным уровнем трудоемкости; Мв уменьшение мощности в связи с выбытием машин, оборудования и других pecypсов.

Для характеристики степени использования пассивной части фондов рассчитывают показатель выхода продукции на 1 м2 производственной площади, который в некоторой степени дополняет характеристику использования производственных мощностей предприятия. Повышение уровня данного показателя способствует.

 

32 Анализ качества продукции.

 

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта (табл. 18.II):

Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели ра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.016 с.)