Реформы государственного аппарата при Петре 1. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы государственного аппарата при Петре 1.



Система управления уездами из центра, унаследованная от XVII в., не обеспечивала эффективной борьбы с бегством крестьян, оказалась неспособной предотвратить Астраханское и Булавинское движения. Приказы и подчиненные им воеводы слабо справлялись со сбором налогов, так что недоимки росли из года в год. В 1708 — 1710 гг. правительство провело областную реформу. Ее
сущность состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчинявшимися центру, и приказами появились промежуточные административные единицы — губернии и провинции. Страна была разделена на восемь губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская,
Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская) во главе с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. В подчинении губернаторов находилось четыре помощника, каждый из которых ведал определенной отраслью управления: обер-комендант возглавлял
военное ведомство; обер-комиссар и обер-провиант-мейстер отвечали за денежные и хлебные сборы; ландрихтер управлял судебными делами. Губернии делились на провинции, а последние — на уезды. Проведение областной реформы значительно увеличило штат чиновников, которые, подобно саранче, опустошали управляемые территории всякого рода сборами и налогами, а также
поборами в свою пользу.
Областная реформа внесла существенные изменения в организацию центрального аппарата государства. Ратуша утратила значение центрального казначейства страны, так как ее финансовые функции перешли в ведение областной администрации. Исчезли областные приказы.
Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Аристократическая по составу, Боярская дума стала отмирать еще с конца XVII в.: она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не проводилось, в думу проникали
недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользовавшиеся доверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия — учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве. Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседаний Боярской думы, переименованной в Консилию министров. Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил «для всегдашних наших в сих войнах отлучек» Сенат в качестве временного учреждения. Всем лицам и учреждениям «под жестоким наказанием или и смертию» велено беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат превратился в постоянное учреждение с
весьма широкими правами: он контролировал правосудие, руководил расходами
и сбором налогов, «понеже деньги суть артериею войны», ведал торговлей, к
нему перешли функции Разрядного приказа. Одновременно с Сенатом Петр I создал должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном
надзоре за деятельностью учреждений. С созданием Сената и губерний процесс замены старых местных и центральных учреждений был далек от завершения: отсутствовали инстанции между Сенатом и губерниями, многие приказы продолжали функционировать, хотя в целом губернская реформа ослабила значение приказной системы. Нуждались в уточнении функций и областные
учреждения — губерния как основная административная единица оказалась слишком громоздкой, ибо включала громадную территорию. Замена старых приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями — была проведена в 1717 — 1721 гг. К концу XVII в. функции
центральных учреждений выполняли 44 приказа. Их заменили 11 коллегиями.
Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий:
Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались «первейшими». Финансами ведали также три коллегии, обязанности между которыми разграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штате-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла
Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано
Мануфактур-коллегии, горным делом — Берг-коллегии, внешней торговлей — Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. Она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия. На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708 — 1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские избы были ликвидированы. Перед
Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтобы он «сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал». В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских
магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за «тщательное радение» могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности.
Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ — карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII в. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица,
произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры,
осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д. Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента,
вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Введение коллегиального управления Петр мотивировал, в частности, тем, что «известнее взыскуется истина» коллективным решением, нежели «единым лицем».
Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главный магистрат. Права промышленников защищали
Берг- и Мануфактур-коллегии, они же разбирали взаимоотношения мануфактуристов и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные солдатами и офицерами сухопутной армии, и т. д. Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная
администрации.
Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо Генерального регламента, каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные
правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению».
С образованием коллегий были уточнены структура Сената, его права и обязанности. Изменился состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и
противоречил бюрократическому принципу подчиненности низших учреждений высшему. В том же году при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях — прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий. В отличие от фискалов, не вмешивавшихся в ход решения того или
иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената, заметив нарушение законности тут же должны были его устранить. Петр I назвал генерал-прокурора «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных». Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский, человек весьма
деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж Все
центральные учреждения и Сенат находились в Петербурге, в Москве они имели
конторы. К 1719 г. изменилась также структура областной администрации. Вместо
губернии основной единицей административного управления стала провинция. Их было около пятидесяти. Деление губернии сохранилось, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.
В итоге административных преобразований в России было завершено
оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и
бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него
чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение
в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте. Там отмечено, что
«монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает». Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий». К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Реформы центрального и местного
управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре
до воеводской канцелярии в уездах.
Административные реформы, сопровождавшиеся созданием иерархии учреждений и иерархии чиновников, вооруженных регламентами, уставами и наставлениями завершили возникновение в России бюрократии. Без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Вопрос состоит в том, находится ли она под контролем общества, т. е. таких демократических
институтов, как оппозиционные партии, гласность, свобода печати, или действует бесконтрольно, превращаясь во всевластную организацию. Петр понимал подобную опасность бюрократии и пытался ограничить ее всевластие при помощи бюрократических же учреждений — фискалата и прокуратуры, которым поручался контроль за чиновниками. Иных форм контроля
монархический режим не допускал. Поэтому бюрократическая форма контроля дала ничтожные результаты как при Петре, так и его преемниках.

 

Сословная политика Петра I

Цель- юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате 1.сложилась новая структура общества (с более чётким сословным характером) 2. Расширены права и определены обязанности дворянства 3.усилен крепостной гнёт.

Реформы по отношению:к дворянству:1.Указ об образовании 1706 года: боярские дети обязаны получить начальное школьное или домашнее образование(подготовка к военной службе).2. Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.3.Указ о единонаследии1714 года(землевладелецмог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из сыновей, по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу) Этот указ стёр разницу между дворянским поместьем и боярской вотчиной+ Военное дело стало повинностью всех слоёв населения.. 4.«Табель о рангах1721(разделил военную, гражданскую и придворную службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе. Этот закон открыл доступ в среду шляхетства людям других сословий.+ открыл выход из дворянства в купцы и духовенство.В результатедворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.; крестьянство- из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви была создана единая категория государственных крестьян — лично свободных, но плативших оброк государству (были ограничены в передвижении и могли переведены монархом в крепостных)Крепостное крестьянство- ограничение вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрет выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца.Холопымогли записаться в солдаты (это освобождало их от крепостной зависимости)+облагались подушной податью (это привело к их слиянию с крепостными крестьянами) Крестьяне занимающиеся торговлей или ремеслом (1699 г.)имели право переходит в посады(это освобождало от крепостной зависимости) Ужесточение мер против беглых крестьян. Указ 7 апреля 1690 г.- разрешение уступать за неоплаченные долги "поместных" крепостных.Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. Посесонные крестьяне (приписанные к мануфактурам)(новая категория зав. кр созданная П I). Указ21 г. разрешал дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Посесонные крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Городское население(около 3% населения страны) П I 1)разделил население на 2 категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Регулярный участвовал в городском управлении (избрал членов магистрата, был записан в гильдию и цех, нёс денежную повинность)2) воеводы были заменены выборными Городскими магистратами (подчинялись Главному магистрату). Магистраты собирали налоги+ судебные функции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.011 с.)