Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления политики.

Поиск

1.Выход из Семилетней войны (1756-1763гг.),возврат завоеванных территорий.Пруссия получила назад все,

что потеряла в Семилетней войне.

2.6 мая 1763 года заключен мирный договор с Пруссией,началась подготовка к войне со Швецией за прусские

интересы,что вызвало недовольство в армии.

3.18 февраля 1762 года издан манифест «О вольности дворянства»,освобождавший дворян от обязательной

25-летней государственной службы.Тепе лрь дворянам можно было поступать на службу или оставлять ее по

своему желанию.Таким образом дворяне из служилого сословия превратились в привилегированное.

4.19 февраля 1762 года конфискованы земельные владения церквей и монастырей.

5.21 февраля 1762 года ликвидирована Тайная канцелярия,ведавшая политическим сыском.

6.В армии введены новые порядки:прусская форма одежды и палочная дисциплина,на руководящие военные

должности утверждены офицеры из голштинской армии,что вызвало возмущение гвардии.

Мысль о дворцовом перевороте витала в воздухе со дня смерти Елизаветы Петровны.Приближенные на раз

делали подобные предложения Екатерине.

Заговор возглавила сама Екатерина,ее фаворит Григорий Орлов с братьями,генерал-фельдмаршал К.Г.Разу-

мовский,дипломат Н.И.Панин и около 40 гвардейских офицеров.Когда император отправился отмечать свои

именины в Ораниенбаум,заговорщики 27 июня привели к присяге императрице гвардейцев Измайловского

и Семеновского полков.Затем в сопровождении этих полков Екатерина прибыла в Казанский собор,где

архиепископ Дмитрий Сечнев объявил Екатерину Алексеевну императрицей.

28 июня 1762 года Петр III подписал отречение от российского престола и был отправлен в Ропшу,где и

погиб 6 июля 1762 года в результате разыгравшейся трагедии.Всего 186 дней правил Петр III Российским

государством.

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.

«Традиции» -(от лат. «передача ценностей от поколения к поколению»).

«Новации» -противоположность традиции-это механизмы формирования новых культурных моделей разного уровня.

Для прогрессивного развития культуре в равной степени необходимы и традиции и новации. Абсолютизация одной из сторон ведет к негативным процессам.

Руссская культура 1-й четверти XVIII в.развивалась под влиянием 3-х процессов,истоки которых проявились еще в XVII в.:

1.Происходило дальнейшее обмирщение культуры.2.Развивалось личностное начало.3.Преодолевалась национальная

замкнутость.Но,отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в.,следует подчеркнуть,что

это было не плавное развитие,а скачок,сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств.

При Петре впервые возникли:печатная газета,музей,регулярный город,специальные учебные заведения,ассамблеи,оте-

чественные художники-портретисты и т.д.

В то же время многое из того,что в XVII в. пробивало себе путь, в годы преобразований приобретало столь бурный рост и

масштабность,чтосоздавалось впечатление об отсутствии преемственности с предшествующим временем.Таковы граж-

данское зодчество,переводная литература и печатание книг светского содержания,обмирщение храмовой архитектуры,

установление культурных связей с другими народами.

Преобразования оказали существенное влияние на литературу. В отличие от литературы XVII в.,проникнутой влиянием

церковной идеологии,литература петровского времени освободилась от оков религиозного сознания.

Процесс обмирщения наблюдается и в архитектуре,где преобладает гражданское строительство.Вополщением новшест

ва в церковной архитектуре Москвы явилась Меншикова башня,сооруженная русским зодчим И.П.Зарудным.Новое в

зодчестве и градостроительстве наиболее ярко представлено в Петербурге,который строился не стихийно,а по заранее

разработанному плану.

Новшества в быту коснулись только господствующего сословия:дворян,чиновников,которых можно было определить по

внешнему виду-одежде,отсутствию усов и бороды,а также по манерам поведения.в толщу сельского населения новшест-

ва либо не проникали,либо пробивали себе путь с большим трудом. Российское общество раскололось на два мира,две

цивилизации,которые все больше удалялись друг от друга.

Развитие национальной культуры продолжалось во второй половине XVIII в.,с тем отличием от предыдущего периода,что на нее оказывало большое влияние дворянство.Часть учебных заведений,основанных при Петре I и рассчи-

танных на обучение детей не только дворян,но и посадских превратилась в школы закрытого типа. Центром научной

мысли становится Петербургская Академия наук.

Русская литература вступила в стадию классицизма,корорая является общеевропейским литературным направлением в

XVII-XVIII вв.Его особенности состояли в гражданской тематике произведений,в воспевании разума.

Наиболее распространенной формой призведений русских классиков была стихотворная:сатира,ода,песни,басни.

Первым профессиональным писателем России был Василий Кириллович Тредиаковский.

МЕСТО ПЕТЕРБУРГА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 1-Й ПОЛОВИНЫ XVIII В.

Петербург был основан в царствование Петра Великого 16(27)5.1703 года.Трудом десятков тысяч людей

на заболоченной местности был положено начало красивейшего города мира.

В Петербурге петровского времени наиболее ярко было представлено зодчество и градостроительство.

одновременно начатое строительство Петропавловской крепости,Гостиного двора,Биржи и порта символи-

зировали будущее нового города.

В Петербурге воплощены черты новой культуры в отношении городского благоустройства.В отличии от дру-

гих городов России,застройка которых производилась стихийно,застройка Петербурга велась по заранее раз-

работанному плану:дома воздвигались по прямой линии,фасады выходили на улицу.

Специальным указом был установлен тип зданий,размеры которых зависели от состоятельности владельца:

все население было разбито на 1)«именитых»,2)«зажиточных» и «подлых» людей.Именитые должны были строить 2-х этажные здания,каменные дома с высокими комнатами,большими окнами и украшениями на

фасаде.Первые монументальные здания Петербурга связаны с именами Доменико Трезини,Ивана Устинова,

Михаила Земцова.

Памятником архитектуры Петербурга петровского времени является здание Двенадцати коллегий,Кунцкаме-

ра.Крупнейшим промышленным зданием была Адмиралтейская верфь,включающая множество предприятий

для постройки и остастки кораблей.

По указу 1714 г.каждое судно,прибывающее в город,должно было доставлять 10-30 камней,а подвода-3 кам-

ня для устройства мостовых. Главные улицы освещались фонарями,заправленными конопляным маслом.

Проявляя заботу о строительстве Петербурга,Петр I в то же время тормозил каменное строительство в прочих

городах страны:указом 1714 г.было запрещено использование кирпича в качестве строительного материала

повсюду,за исключением Петербурга.

Придворная знать,помимо роскошных дворцов в столице,строила пышные дворцово-парковые ансамбли в

окрестностях Петербурга:дворец Меншикова в Ораниенбауме.

Живопись 1-й половины XVIII в.представлена работами портретистов Андрея Матвеева и Ивана Никитина.

Кроме портретов,Никитин написал ряд батальных полотен:Полтавскую и Куликовскую битвы.

Высокими художественными достоинствами отличались работы русских мастеров гравюры(братья Зубовы,

Адольский,Ростовцев и др.),изображавших виды Петербурга,батальные сцены,рисунки в книгах,морские

эскадры Петра I и т.п.

Просвещение. Самое крупное достижение в развитии отечественной науки состояло в открытии в 1725 г.

Петербургской Академии наук,которая являлась научным центром страны.

Распространению научных знаний способствовало развитие типографского дела:в 1711 г. начала работать

типография в Петербурге,печатавшая указы,манифесты,реляции.Небольшие типографии существовали при

Сенате,Александро-Невской лавре и основанной в 1715 г. Морской академии.

Пропаганду научных знаний осуществляла также открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунцкамера-

первый в России естественно-исторический музей.

 

 

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Русская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием трех процессов:

1 .Происходило дальнейшее обмирщение культуры. В школах стали преобладать точные науки.Открылись Навигацкая,

Артиллерийская,Инженерная школы,Медицинское училище.Сеть школ пополнилась цифирными школами в губерниях.

2. Развивалось личностное начало. С принятием «Табеля о рангах» не родовые традиции,а личные способности открыва-

ли доступ к вершинам власти и богатству(Меншиков,Курбатов,Шафиров и др.).

3. Преодолевалась ее национальная замкнутость. Наряду с обучением в русских школах молодых дворян для овладе-

ния навигационным делом отправляли за границу.По прибытии в Петербург навигаторы держали экзамен.

С расширением сети школ появилась учебная литература:учитель Поликарпов в 1701 г.выпустил «Букварь словесными,

греческими,римскими письмены учатися хотящим»,в 1703 г.вышла «Арифметика,сиречь наука численная» Магницкого.

Крупный вклад в развитие науки внесли географы: крестьянин Владимир Атласов составил первое описание Камчатки,

в 1713-14 гг. русские побывали на Курилах,картографы Самойлов и Верден нанесли на карту Каспийское море.

В 1720 г.была организована первая в России экспедиция для изучения я Сибири.

В 1725 году открылась Петербургская Академия наук,инициатива ее организации принадлежит Петру.При Академии,

являвшейся научным центром страны,был создан университет для подготовки научных кадров из русских людей.

Распространению научных знаний способствовало развитие типографского дела. Типографии существовали при Сенате,

Александро-Невской лавре,Морской академии.С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведо-

мости».При дворе Алексея Михайловича выходили рукописные «Куранты» для царя и его приближенных.

Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г.для всеобщего обозрения Кунцкамера-первый в России

естественно-исторический музей.

Развитие национальной культуры продолжалось во второй четверти XVIII в., с тем отличием от предыдущего периода,

что на нее оказывало большое влияние дворянство,а также засилье иностранцев.Выдающимся идеологом дворянства

этого периода был Василий Никитич Татищев (1686-1750)-историк,географ и администратор.Он написал первый обоб-

щающий труд по отечественной истории-пятитомную «Историю Российскую».Татищеву принадлежит первая попытка

составить русский энциклопедический словарь.

Усиление влияние дворянства сказалось и на характере просвещения: часть учебныхзаведений,основанных при Петре I

и рассчитанная на обучение не только дворян,но и посадских,превратилась в школы закрытого типа.Так,Навигацкая

школа превратилась в Морской шляхецкий корпус для дворянских детей.Позже на базе Артиллерийской и Инженерной

школ был организован Артиллерийский и Инженерный корпус.Кадетские корпуса находились под особым попечитель-

ством правительства.Вместе с тем развивалась сеть духовных учебных заведений,тоже терявшей всесословный

характер и приобретающих черты сословной замкнутости.

Центром научной мысли становится Академия наук.Ее первыми членами были иностранные ученые математики

Эйлар,Бернулли.М.Ломоносов стал первым русским профессором,членом Академии наук.Он занимался изысканиями

в математике и физике,химии и астрономии,географии и геологии,биологии и языкознании,философии и истории.

Академия наук приняла активное участие в организации второй Камчатской экспедиции,длившейся 11 лет.Главный

научный подвиг второй Камчатской экспедиции состоял в достижении северо-западных берегов Америки.В июле 1741 г.

В.Беринг,А.Чириков и их спутники первыми из европейцев увидели северо-западное побережье Америки.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

Преобразования Петра I оказали существенное влияние на содержание художественных произведений:

все важные явления эпохи (Азовские походы,измена Мазепы,ректурские наборы и налоговое бремя) нашли

свое отражение в народных песнях,былинах,сказках.

В среде дворянства возникли произведения,характеризующие новые явления в литературе.К ним относится

«Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королеве Ираклии Флорентийской земли Василий Кариотский символизирует эпоху петровского времени,открывшую доступ людям незнатного происхождения к высшим должностям в государстве. Литература петровского времени освободилась от оков церковного сознания:герои повестей образованны и ведут успешную деятельность.

Театральное искусство наполняется светским содержанием.В 1702 г. в Москве был открыт общедоступный

публичный театр. Популярны были театры при Славяно-латинской академии и Медицинском училище,где играли рьесы на современные темы,прославляющие победы русского оружия,преобразования.

В архитектуре наблюдаются процессы обмирщения,преобладает гражданское строительство.Появляется

новый тип зданий-административного,промышленного и культурно-просветительного назначения:Арсенал,

здание Суконного двора в Москве.Воплощением новшества в церковной архитектуре Москвы является

Меньшикова башня,сооруженная Зарудным.Ее достопримечательности:50 колоколов разной величины отби-

вали время через каждые 15 минут,внутри башня украшена богатой лепниной итальянских мастеров.

Зодчество и градостроительство наиболее ярко представлено в Петербурге:одновременно начатое строитель

ство Петропавловской крепости,Гостиного двора и порта символизировало будущее нового города.Застройка

Петербурга велась по заранее разработанному плану,дома воздвигались по прямой линии,фасады выходили

на улицу.Специальными указами был установлен тип зданий,размеры которых зависели от состоятельности

владельца. Первые монументальные здания Петербурга связаны с именами архитекторов Доменико Трезини,Ивана Устинова,Михаила Земцова. Петропавловский собор,построенный по проекту Трезини,здание 12-ти Коллегий,Кунцкамера являются замечательными памятниками архитектуры петровского времени.

Крупнейшим промышленным зданием столицы была Адмиралтейская верфь.

Живопись первой четверти XVIII в. представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина.Они получили

известность как портретисты.Никитин тонко раскрывал внутренний мир человека,его характер,написал ряд

батальных полотен:Полтавскую и Куликовскую битвы.

Высокими художественными достоинствами отличались работы русских мастеров гравюры: братья Зубовы,

Адольский,Ростовцев и др.,изображавшие виды Петербурга,батальные сцены,морские эскадры Петра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.71 (0.013 с.)