Вопрос №2. Русские просветители XVIII В. Возникновение революционной идеологии в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №2. Русские просветители XVIII В. Возникновение революционной идеологии в России.



Вопрос №2. Русские просветители XVIII в. Возникновение революционной идеологии в России.

Просвещение - антифеодальная, буржуазная по своей социально-политич. сущности идеология периода становления капитализма. Черты просвещения: Острая критика феодального строя, яркое, смелое обличение всех пороков абсолютизма. 2. Сознание необходимости социального и политического преобразования существующего строя. Представители В России: Десницкий, Козельский, Панин, Елагин, Голицын, Новиков, Щербатов, Радищев. Начиная со второй половины XVIII века, русские просветители объявили войну крепостничеству и екатерининскому самодержавию. В авангарде литературы встали дворянские просветители - Фонвизин, Новиков. В конце 80-х годов литературу возглавил Радищев - первый русский революционер, положивший начало революционной идеологии в России («Путешествие из Петербурга в Москву»). Идеолог консервативного направления, выразитель интересов дворянской, аристократии М.М. Щербатов немало своих трудов посвятил крестьянскому вопросу. Он обращает внимание на отсталость российского земледелия, низкую производительность труда крестьян. Щербаков критикует либеральную деятельность Ек II, считая, что ее действия ведут к оттоку крестьян из деревни. Обличал он и нравы императрицы, называя ее «славолюбивой» и «любострастной». Это критика была критикой справа, которая носила сословно-ограниченный характер. Однако, Щербатов резко выступает против отмены крепос-ва, считая безумством освобожд кр-н. Другой видный деятель И.И. Панин в своей деятельности выступал п-в крайнего ущемления кр-тва и помещичьего произвола, однако и он остается сторонником крепост-ва. Д.А.Голицын предлагал нереальную идею «самовыкупа» крестьян из рабства .И.П.Елагин работал над проектом освобождения крестьян, но был убежден в невозможности его реализации в то время. Др часть российских деятелей придерживалась противоположных взглядов – это Сумароков, А.Д. Поленов, Новиков, А.Н.Радищев и многие другие. Н.И.Новиков обличал моральные устои крепостничества. Наряду с острейшей критикой крепостничесвта важнейшим звеном его деят-ти была издательская работа: сатирич журнал «трутень», «пустомеля», «кошелек». Новиков издавал огромн кол-во франц просветительской лит-ры, газеты.Язвы общ-ваобъясн моральными причинами. Решение проблемы – широкое просвещение народных масс.Ярким прелставителем общественной мысли был и Козельский – автор «Философических предложений», явивш наиб радикальным выражением просветит идей в России. Он п-в распростран понятия о кр-нах как о низшей породе людей. Следуя теории естеств права, он считает, что люди равны от природы. Радищев был одним из первых просветителей, связавших протест п-в креп-ва с борьбой против самодержавия. Он довел идеи Просвещения 18в. до их логического конца, провозгласив право угнетенных ответить насилием на насилие. Революционные выводы Радищева находились в прямой связи с бурными событиями его времени; американской и французской буржуазными революциями и крестьянской войной под предводительством Пугачева. Расцвет творчества Радищева па дает на 80-е годы. В эти годы была закончена его книга «Путешествие из Петербурга в Москву», в кот гневно обличается самодержавно-крепостнический строй России, неразрывно связанный с революционным призывом к уничтожению феодального строя. Представление Радищева о возможности победоносной крестьянской революции было утопичным, не мог он избежать и противоречий в своих взглядах. Он верил, что новое общество будет основано на всеобщем труде, но источник всеобщего благополучия видел в свободной частной собственности на орудия и средства производства. Объективно его теория закл в требовании наиб полного и решительного уничтож феодально-крепостнических отн-й, феодальной формы собственности. Правда, он не исключал и возможности общественного переустройства путем реформы. Радищев не мог не знать, к каким последствиям приведет издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву», однако он мужественно пошел на этот героический шаг. Удар, который наносило выступление Радищева самодержавию, был настолько сильным, что Екатерина лично занялась его делом. «Он бунтовщик хуже Пугачева» — таково было ее заключение. Сенат угодливо утвердил решение Петербургской уголовной платы, присуждавшее Радищева к смертной казни, оставив императрице возможность продемонстрировать свое показное «милосердие» и заменить смертную казнь ссылкой. Радищев был выслан на 10 лет в одну из самых отдаленных местностей Сибири, в Илимский острог. Одним из глубоких мыслителей той поры был профессое МГУ Десницкий.он осуждал крепостной строй, доказывал необходимость его изменения с помощью реформ полит строя (бессословный суд, купечексое самоуправление, равноправие м и ж, выборный сенат и т.д.). основная напр-ть предложений носила буржуазный хар-р. Наше просвещение отличается от европейского, главным поставленным вопросом – в России крестьянский. Пр.абс-м в России харак-ся такими меропр-ми, в кот были заинтер-ны дворяне и гос-во, но кот способств раз-ию нов капитал-го уклада.

 

Вопрос №5. Литература и театр XVIII в.

В условиях феод-крепостнич строя лит-ра была по преимуществу дворянской. Народн творчесвто было устным. Развит 2 раз жанра: сказания и песни и сатерические сказки и повести. Центр место в фольклоре заним произвед, связан с крестьянской войной («Пугач и Салтычиха», «Судил тут граф Панин»). Сатирический жанр (крестьянские повести «сказание о царевне Киселихе», солдатская сатира «Челобитная Крымских солдат»). С горьким смехом повествовал народ о несбыточном освобождениии от крепостничества («Плач Холопов»). Другое развитие получила дворянская лит-ра: В 18 веке широкий размах приняло печатанье книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги. В повестях разрабатываются сюжеты из окр жизни: в них мы встретим живые образы людей той поры - то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы («Повесть о Фроле Скобееве»), то дворян и купцов - поклонников европейских нравов и удовольствий («О российском матросе Василии», «история о Александре, российском дворянине»). В сер 18в в русской лит-ре утвержд классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты - пафос абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России – А.Д.Кантемир. В 30-х гг он создал цикл из девяти сатир. Осн их темой была борьба с суеверием, невежесвом дворян и т.д. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общественного культурного прогресса. Русский классицизм представлен именами А.П. Сумарокова,создателя 9 трагедий и 12 комедий. В зрелый период его творчества отчетливо видны признаки формиров сентиментализма, кот пышно расцветает в творчестве последоват Сумарокова: М.М Хераскова, В.И. Майкова, Я.Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности. Сентиментализму присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно их средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н.М. Карамзин, будущий великий историк. Точно передавая глубокие переживания простых людей, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян. «Бедная Лиза» (1792). В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализм а. Д.И. Фонвизин в «Бригадире» и «Недоросле» метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Творчество Г.Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А.С. Пушкина. Таков сложный процесс развития лит-ры в 18 в, в кот отражалась сложность соц-эк развития страны, различн стили и жанры развиваются в противоречии др с др, как и идеалогические течения.

Театр. В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца сына купца Ф.Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотический репертуар (трагедии А.П. Сумаркова и др.). В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма И.А. Дмитривский, П.А. Плавильщиков, Т.М. Троепольская, сам Ф.Г. Волков. Возвышенность в обрисовке героических образов русской и мировой истории сочетались у них с тонкостью в раскрытии их мыслей, страстей, выразительностью декламации.

К концу века получают распространение сентиментальные постановки - пасторальные комедии, оперы Майкова и др. авторов, «слезные драмы» Хераскова. Основоположником этого направления среди актеров стал Померанцев.

Вопрос №9. Крестьянские войны в России. Новые подходы в освещении вопроса (Определение, отличие от других выступлений в феодальную эпоху, стихийность, социальный состав, религиозная идеология, количество).

Крестьянская война - одна из разновидностей гражданской войны угнетенного класса против угнетателей, в ходе которой объективно ставился вопрос о существовании феодального строя (сами крестьяне этого не понимали, но их лозунги «земля и воля» говорят о свержении феодализма). В ходе крестьянской войны крестьяне ведут борьбу не за уступки, а за слом всей крепостнической системы, поэтому КВ - высшая форма классовой борьбы в феодальную эпоху. Решается вопрос о власти (замена царей, «добрый царь») - признак гражданской войны. Для КВ, характерны следующие признаки:

- размер (охватывает обширную территорию);- степень организации (наличие единого центра восстания и повстанческой армии, общие требования, выдвигавшиеся восставшими - «программа восстании»); Наибольшая степень организации в феодальную эпоху. - соц. Разнообразие (народ) восставших, но главной силой является крестьянство. Современная историография внесла некоторые изменения в определение КВ. Большинство историков считают, что не следует отказываться от термина КВ, но он требует уточнения формулировки. Не нужно называть КВ как только классовую борьбу, ограниченную классовыми рамками. Это явление очень сложное. Это явление очень сложное и оно охватывает противоречиями и классовое, и социальное, имущественное, религиозное, национальное противоречие, ни следствие крепостнического права, нокризис социального кризиса общества.Феодального общества в целом. Крестьянская война - крупнейшее соц.движение в эпоху феодализма. Признаки КВ в целом сохранились. Современная историография отрицала возможность изменить общественно-экономическую формацию. КВ внутриформационное движение, т.к. крестьянство мировоззренчески не может выйти за рамки феодализма. В КВ нет признаков гражданской войны. В качестве примера можно привести многочисленные КВ в Китае. Что приводило к смене царствующей династии, ну и самое большое к смене феодальной элиты, но не к смене формации. Крестьянство боролось за расширение круга своего освобождения, озночавшии активизацию своего развития в рамках феодального строя. (прим. СОЛОВЬЕВ). Надежда на успех у крестьян была, но невозможно было ждать броска из серых изб.

КВ - это огромное количество крупных и мелких вооруженных стычек, бурное проявление народного гнева. Предшествие КВ был социальный разбой (оч. Распространено в России в 17-18вв). Для большой массы крестьян было характерно отсутствие четкой цели. Соц. Недоверие в соц.действительности является огромной организационной силой, т.к КВ это неподготовленное заранее движение. В России крестьяне подражали свойственно казачьему уставу, распределению имущественных отношений, смысл в которых - насильственное изъятие имущества и деление их поровну.

Социальный состав. Главная сила - крестьянство. Хотя среди крестьян было большое количество случайного элемента. Такие как - разбойники, бродяги, которые пагубно влияли на основную массу крестьян. Главной идеологией было ереси. Идеологией явл. Протестантизм. В России же главной идеологией было старообрядчество. Наряду с религиозной идеологией существовала наивысший монархизм. В КВ было распространено самозванчество, с целью повышения статуса, получение авторитета.

Количество. Некоторые историки считали, что вообще не было КВ. Скрынников считал, что КВ под руководством Болотникова нельзя считать таковой, т.к. в ней не преобладали антикрепостнические элементы; Поход за Зибунами - грабительский поход. Вся война Степана Разина носит подобный характер. Период Поволжья. Большинство историков с этим не согласны.

Павленко выступал за то, чтобы считать крестьянское движение под руководством Болотникова, Разина, Пугачева считать КВ. Его поддержал и Соловьев. Практически все современные историки не считают движение Кондрата Булавина КВ (отсутствие крестьянства).

КВ в России б.3 происходит изменение хронологических рамок КВ в сторону сужения. Так КВ под руководством Болотникова в современной историографии датировалось 1603-1615 гг., включая в себя движение Лжедмитрия 1,2; восстания Хлопка, движение шиншей.. Современная историография ограничивает эту войну 1606-1607 гг.

Восстание Степана Разина (1667-1671 гг(1670-1671) из нее исключили поход за Зипунами.

КВ состояла из 3х периодов:

- апрель-сентябрь 1670

- октябрь 1670 - февраль 1671 (наивысший подъем)

- астраханский февраль 1671 - ноябрь 1671 гг.

Наименьшие изменения произошли в КВ под руководством Пугачева (1773-1775). Периодизация осталась прежней:

- сентябрь 1773 - март 1774 (Казатский)

- апрель 1774 - июль 1774 г (до Казани - горно-Заводский)(рабочие люди Башкирии)

- июль 1774 - 1775 (конец) (Крестьянский - Поволжье)

КВ под руководством Разина и Пугачева являлись таковыми только потому что в них в обоих есть крестьянский период.

 

 

Вопрос №17 Достижения науки и техники в XVIII в. Создание и деятельность Академии

Развитие науки сложный процесс. Для этого должны «сойтись» в одной точке три главных фактора - способные к науке люди, соответствующая материально-техническая база, общественная среда, готовая оказать поддержку научным изысканиям.

Создание Академии наук. Ее начальная деятельность.

Проект о «сочинении Академии» Сенат обсудил в присутствии Петра 1 - главного вдохновителя ее создания - 22 января 1724 г., а 28 января им подписан протокол Сената с указанием «учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги…». Под «художествами» подразумевались механика, живопись, скульптура, архитектура, геометрия, оптика и т.д.. (Отсутствие богословских наук). Хотя еще в 1718 г. Петр 1 озаботился тем, чтобы «приискать из русских кто учен и к тому склонность имеет», поначалу обратились к западноевропейским ученым и даже первых студентов академии выписали из-за границы. Но курс был взят на приглашение из зарубежья не «або кого», а «самолучших ученых людей».

Именно поэтому первым академиком Петербургской академии стали действительно крупные ученые.

В отличие от иностранных академий, Петербургская Академия наук являлась не добровольным обществом ученых, а государственным учреждением. В этом были свои плюсы и минусы. С одной стороны, Академия имела твердый бюджет (в первый год существования на е содержание выдано 24912 рублей), но с другой стороны - она была включена в общую бюрократическую систему и целиком от нее зависела. Всеми делами в Академии ведала академическая Канцелярия, во главе которой почти 35 лет стоял и.Д. Шумахер.

В Академии плодотворно трудился Леонард Эйлер. Он по приглашению приехал в Россию в 1727 г., после окончания Базельского университета, и пробыл здесь вплоть до 1741г., затем 25 лет трудился в Берлинской Академии. Продуктивность Эйлера поражает: им написано более 800 книг, статей, учебников. Свыше 460 его работ напечатано в изданиях Петербургской Академии.

Блистательных успехов достигли и остальные приехавшие в Россию ученые, заложившие основы Российской науки: академики Д.Н. Бернулли, И.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер и др. (До 1741 г. в Академии был единственный русский - адъюнкт В.Е. Адодуров, работавший в области высшей математики, он составил полную русскую грамматику).

Ученым - энциклопедистом, первым русским академиком стал М.В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель первого университета, «сам был первым нашим университетом». Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки - он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтик. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, обосновал теории атомо - молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т.д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с «глубокой древности», а отнять не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии л. Эйлер, великий математик, называл его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке».

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М.В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С.П. Крашенников составил знаменитое «Описание земли Камчатки», И.И Лепехи - описание земель Поволжья, Урала. Сибири («Дневные записки»).

Тогда же во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые - М.М. Щербатов («История Российская от древнейших времен»), И.Н. Болтин.

Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского, Каспийского морей, Дона, Камчатки и т.д. И.К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем «Атласе Российской империи» (1734 г.)

При Петре 1 создали труды по истории Северной войны - «Книгу Марсову», «Историю Северной войны». Для пропаганды научных знаний в Петербурге создали Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями («монстры», всякие диковины, раритеты). Во второй четверти 18 века В.Н. Татищев создал обобщающий труд - «Историю Российскую». В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают сведенья о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания.

Вопрос №2. Русские просветители XVIII в. Возникновение революционной идеологии в России.

Просвещение - антифеодальная, буржуазная по своей социально-политич. сущности идеология периода становления капитализма. Черты просвещения: Острая критика феодального строя, яркое, смелое обличение всех пороков абсолютизма. 2. Сознание необходимости социального и политического преобразования существующего строя. Представители В России: Десницкий, Козельский, Панин, Елагин, Голицын, Новиков, Щербатов, Радищев. Начиная со второй половины XVIII века, русские просветители объявили войну крепостничеству и екатерининскому самодержавию. В авангарде литературы встали дворянские просветители - Фонвизин, Новиков. В конце 80-х годов литературу возглавил Радищев - первый русский революционер, положивший начало революционной идеологии в России («Путешествие из Петербурга в Москву»). Идеолог консервативного направления, выразитель интересов дворянской, аристократии М.М. Щербатов немало своих трудов посвятил крестьянскому вопросу. Он обращает внимание на отсталость российского земледелия, низкую производительность труда крестьян. Щербаков критикует либеральную деятельность Ек II, считая, что ее действия ведут к оттоку крестьян из деревни. Обличал он и нравы императрицы, называя ее «славолюбивой» и «любострастной». Это критика была критикой справа, которая носила сословно-ограниченный характер. Однако, Щербатов резко выступает против отмены крепос-ва, считая безумством освобожд кр-н. Другой видный деятель И.И. Панин в своей деятельности выступал п-в крайнего ущемления кр-тва и помещичьего произвола, однако и он остается сторонником крепост-ва. Д.А.Голицын предлагал нереальную идею «самовыкупа» крестьян из рабства .И.П.Елагин работал над проектом освобождения крестьян, но был убежден в невозможности его реализации в то время. Др часть российских деятелей придерживалась противоположных взглядов – это Сумароков, А.Д. Поленов, Новиков, А.Н.Радищев и многие другие. Н.И.Новиков обличал моральные устои крепостничества. Наряду с острейшей критикой крепостничесвта важнейшим звеном его деят-ти была издательская работа: сатирич журнал «трутень», «пустомеля», «кошелек». Новиков издавал огромн кол-во франц просветительской лит-ры, газеты.Язвы общ-ваобъясн моральными причинами. Решение проблемы – широкое просвещение народных масс.Ярким прелставителем общественной мысли был и Козельский – автор «Философических предложений», явивш наиб радикальным выражением просветит идей в России. Он п-в распростран понятия о кр-нах как о низшей породе людей. Следуя теории естеств права, он считает, что люди равны от природы. Радищев был одним из первых просветителей, связавших протест п-в креп-ва с борьбой против самодержавия. Он довел идеи Просвещения 18в. до их логического конца, провозгласив право угнетенных ответить насилием на насилие. Революционные выводы Радищева находились в прямой связи с бурными событиями его времени; американской и французской буржуазными революциями и крестьянской войной под предводительством Пугачева. Расцвет творчества Радищева па дает на 80-е годы. В эти годы была закончена его книга «Путешествие из Петербурга в Москву», в кот гневно обличается самодержавно-крепостнический строй России, неразрывно связанный с революционным призывом к уничтожению феодального строя. Представление Радищева о возможности победоносной крестьянской революции было утопичным, не мог он избежать и противоречий в своих взглядах. Он верил, что новое общество будет основано на всеобщем труде, но источник всеобщего благополучия видел в свободной частной собственности на орудия и средства производства. Объективно его теория закл в требовании наиб полного и решительного уничтож феодально-крепостнических отн-й, феодальной формы собственности. Правда, он не исключал и возможности общественного переустройства путем реформы. Радищев не мог не знать, к каким последствиям приведет издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву», однако он мужественно пошел на этот героический шаг. Удар, который наносило выступление Радищева самодержавию, был настолько сильным, что Екатерина лично занялась его делом. «Он бунтовщик хуже Пугачева» — таково было ее заключение. Сенат угодливо утвердил решение Петербургской уголовной платы, присуждавшее Радищева к смертной казни, оставив императрице возможность продемонстрировать свое показное «милосердие» и заменить смертную казнь ссылкой. Радищев был выслан на 10 лет в одну из самых отдаленных местностей Сибири, в Илимский острог. Одним из глубоких мыслителей той поры был профессое МГУ Десницкий.он осуждал крепостной строй, доказывал необходимость его изменения с помощью реформ полит строя (бессословный суд, купечексое самоуправление, равноправие м и ж, выборный сенат и т.д.). основная напр-ть предложений носила буржуазный хар-р. Наше просвещение отличается от европейского, главным поставленным вопросом – в России крестьянский. Пр.абс-м в России харак-ся такими меропр-ми, в кот были заинтер-ны дворяне и гос-во, но кот способств раз-ию нов капитал-го уклада.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.038 с.)